Научная статья на тему 'Институциональные инструменты развития интегрированных агропромышленных корпоративных структур в регионе'

Институциональные инструменты развития интегрированных агропромышленных корпоративных структур в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТОР / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УЧАСТНИКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Н.А.

В статье подчеркивается необходимость коренной перестройки производственных отношений в целях развития сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан. Основное внимание уделено формированию интегрированных корпоративных структур, производственные отношения в которых выгодно отличаются от существовавших ранее в планово-распорядительной и в современной рыночной системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные инструменты развития интегрированных агропромышленных корпоративных структур в регионе»

УДК 332.1

институциональные инструменты развития интегрированных агропромышленных корпоративных структур в регионе

н. а. ИБРАГИМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики

E-mail: anaida_71@mail.ru дагестанский государственный университет

В статье подчеркивается необходимость коренной перестройки производственных отношений в целях развития сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан. Основное внимание уделено формированию интегрированных корпоративных структур, производственные отношения в которых выгодно отличаются от существовавших ранее в планово-распорядительной и в современной рыночной системах.

Ключевые слова: интегратор, интегрированные корпоративные структуры, агропромышленный комплекс, участники интегрированных корпоративных структур.

Интегрированные агропромышленные объединения являются в настоящее время важнейшим направлением реализации объективного процесса агропромышленной интеграции в экономике России. Они представляют собой организационно-экономические структуры любой правовой формы, объединяющие технологически или экономически взаимосвязанных участников агропромышленного производства. Главная задача таких формирований состоит в обеспечении ориентации входящих в них звеньев на достижение единой цели - производство сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки в необходимых объемах с минимальными затратами, не ущемляя при этом интересов каждого звена.

Важнейшая особенность современных интегрированных агропромышленных формирований состоит в том, что в их функционировании помимо

сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК) принимают участие структуры, технологически не связанные с сельхозпроизводс-твом. Через прямое и опосредованное участие в деятельности объединений происходит слияние аграрного капитала с капиталом финансовых и индустриально-промышленных отраслей.

При построении интегрированных корпоративных структур (ИКС) важным условием является соблюдение эффективных принципов кооперации и интеграции. До сих пор в теории подробно рассматривался лишь добровольный тип кооперации, тогда как в практике реально существуют и применяются не только кооперативные формы, но и различные типы производственных отношений.

Формирование модели ИКС АПК должно быть вариантно, что обусловлено существованием различных типов развития отношений, определяющих необходимость выбора наиболее приемлемого типа участия каждого потенциального субъекта ИКС.

Совокупность возможных форм отношений и связей в ИКС обусловливается состоянием развития производительных сил и характером производственных отношений на различных уровнях сельскохозяйственного производства.

Выбор типа участия каждого конкретного субъекта и установление форм отношений на различных уровнях системы АПК, очевидно, зависят от множества критериев, которые определяются признаками и принципами типов и форм, научными закономерностями общественного развития.

Выбор типа участия субъекта в системе АПК должен быть обусловлен следующими основными критериями:

1) финансовое состояние (2-го порядка, среднесрочный);

2) состояние технико-технологической базы (3 -го порядка, долгосрочный);

3) состояние земельных ресурсов (4-го порядка, бессрочный);

4) эффективность собственников труда (1-го порядка, краткосрочный).

Указанные критерии подразделены по порядку их влияния во времени на результат финансово-

хозяйственной деятельности, а также по порядку и продолжительности их эволюционного изменения (ухудшения или улучшения), а также при изменении (ухудшении или улучшении) эффективности хозяйственной деятельности, чем и определяется их важность в комплексной оценке существующей эффективности субъектов хозяйствования.

Схема выбора приемлемого типа участия каждого потенциального субъекта ИКС представлена на рис. 1. Использованию данной схемы должно предшествовать количественное измерение критериев.

Важнейшими требованиями к группе показателей, оценивающих конкретный критерий типа

1 - добровольное;

2 - добровольное наемное;

3 - принудительное наемное;

4 - принудительное

Рис. 1.

Схема выбора приемлемого типа участия потенциального субъекта ИКС

участия, являются первичность и независимость друг от друга обусловливающих их факторов, существенность влияния на критерий, зависимость только лишь от статического состояния содержания влияющей характеристики. Производные факторы и факторы, о первичности которых судить сложно, следует отклонять. Состояние формы любой характеристики в расчет принимать не следует, так как потенциал возможностей развития задается содержанием, а форма - это механизм реализации этих возможностей. Состояние формы следует учитывать при выборе формы реализации типа участия.

Наиболее существенно влияет и характеризует результативность финансово-хозяйственной деятельности (труда) критерий эффективности собственников труда. Процесс труда (деятельности) требует в первую очередь наличия рабочей силы, которая оживляет, приводит в действие производительные силы.

Состояние рабочей силы, эффективность ее труда (деятельности) в первую очередь определяется деловыми качествами носителей труда, эффективностью собственников труда.

Критерий финансового состояния характеризует предполагаемую степень финансовой независимости субъекта хозяйствования. Собственные финансовые ресурсы всегда ограничены, использование заемных и наемных средств почти всегда обусловлено их срочностью, платностью и возвратностью. Отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов на предприятии потребует их вливания извне (из системы). В условиях низкой эффективности собственников труда любое вливание средств обусловит их неэффективное использование. И, наоборот, недостаток финансовых ресурсов влечет за собой перебои в финансировании текущих расходов, перебои в производстве и может сказаться на результатах деятельности, доходах собственников труда, а также еще более снизить эффективность последних.

Удовлетворительное финансовое состояние может сопровождаться неудовлетворительным состоянием технико-технологической базы и земельных ресурсов, и наоборот. Наиболее вероятно первое, что может быть вызвано недостаточным финансированием восстановления (возобновления) технико-технологических, земельных ресурсов, хищническим отношением к ним, а также неэффективным использованием финансовых ресурсов. Второе может быть обусловлено высоким изначаль-

ным потенциалом указанных ресурсов, бережливым отношением к ним, недостаточно интенсивным его использованием или неиспользованием.

Технико-технологическая база - это, как правило, активы долгосрочного характера, их восстановление требует крупных долгосрочных финансовых вложений. Неудовлетворительное состояние технико-технологической базы обуславливает ограниченную возможность эффективного ведения самостоятельной и независимой хозяйственной деятельности участником системы в долгосрочной перспективе. Количественное и качественное ее состояние является техническим фактором своевременности и качества выполнения всей совокупности мероприятий, обусловленных технологией деятельности.

Состояние земельных ресурсов в сельском хозяйстве - это сельскохозяйственные угодья - является четвертым по важности и бессрочным критерием выбора типа участия. Истощенные, пораженные вредными веществами, болезнями, вредителями земельные ресурсы сложно восстановимы даже в долгосрочной перспективе. Получение высоких урожаев, продуктивности животных, обеспечение повышения эффективности производства в хозяйствах с бедными, малопродуктивными, зараженными почвами требуют крупных разовых и ежегодных вложений в обеззараживание, осушение, повышение плодородия, текущую урожайность, средства защиты растений и животных.

Земельные ресурсы - это специфический фактор производства, отличающий сельское хозяйство от прочих отраслей, являющийся незаменимым предметом и средством труда. Состояние земельных ресурсов, наравне с прочими критериями, определяет эффективность сельскохозяйственной деятельности. Однако в конкретный момент времени влияние его четвертичное. Влияние рассмотренных факторов на состояние земельных ресурсов прямое, более сильное и более краткосрочное, чем обратное, действующее через уже полученный результат, определяемый каждым из четырех факторов.

При анализе и оценке состояния земельных ресурсов необходимо учитывать их естественное и приобретенное (утраченное) плодородие, специфические свойства почв, оказывающие влияние на урожайность сельхозкультур и продуктивность животных. Следует также учитывать особенности климатических условий места расположения сельхозугодий, качество производимой на них продукции,

затратность (доходность) единицы продукции, среднюю удаленность от складов и населенных пунктов районного и республиканского значения, иные факторы, увеличивающие или уменьшающие ценность земли как специфического сельскохозяйственного средства и предмета труда. Речь идет о тех факторах, которые определяют все три вида земельной ренты.

Особенности климатических условий (уровень их стабильности) являются важным фактором, влияющим на динамику урожайности сельскохозяйственных культур. Оценка климатических условий, на наш взгляд, должна основываться на оценке и учете климатического риска. Для измерения величины климатического риска на единицу урожайности по конкретной культуре можно использовать коэффициент вариации - соотношение среднего квадратического отклонения урожайности сельскохозяйственной культуры в организации (районе) и ее среднего ожидаемого (арифметического) значения. Так как коэффициент вариации характеризует величину риска получения как отрицательного, так и положительного результата, а распределение

Общая характерист

вероятностей, очевидно, равномерное, то величина риска получения отрицательного результата (отрицательного значения разницы между фактическим значением урожайности и ее средним ожидаемым значением) составит половину коэффициента вариации. Соотношение величины риска получения отрицательного результата в организации (районе) и его средней величиной в районе (регионе) есть коэффициент, на который требуется скорректировать средний балл по результатам бонитировки. Величина риска получения отрицательного результата по ряду культур организации (района) может быть рассчитана как средневзвешенная, где взвешиваемым значением выступает величина риска, а весом -доля площади сельскохозяйственной культуры в общей площади сельскохозяйственных угодий. Основные особенности и преимущества различных типов систем АПК показаны в табл. 1.

Законченный вариант организационной структуры ИКС АПК региона приведен на рис. 2, где представлена организационная структура ИКС АПК региона, состоящая из 4 уровней. Такой подход

Таблица 1

а типов систем АПК

Признак Тип системы

Планово-распорядительная Рыночная ИКС

Содержание производственных отношений Отношения, основанные на эксплуатации ресурсов участников системы Отношения, основанные на экономической эксплуатации более слабых субъектов более сильными Отношения, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве всех участников и эксплуатации ресурсов системы

Тип собственности Общая собственность Индивидуальная собственность Корпоративная собственность

Характерные типы связей между участниками Принудительные, наем-но-принудительные Наемно-добровольные Добровольные, наемно-добровольные, наемно-принудительные

Характерные формы экономических связей Объединения в форме треста, двухсторонние договора Договора контрактации Различные формы объединений, многосторонние соглашения, двухсторонние договора

Длительность отношений Как правило, бессрочные Как правило, краткосрочные Как правило, долгосрочные

Организация системы Централизованная Отсутствует Децентрализованная

Механизм формирования внутренних цен системы Определяется интересами системы Двухсторонние переговоры участников, результат которых зависит от соотношения сил сторон Определяется механизмом распределения доходов

Механизм формирования внешних цен системы Двухсторонние договоренности либо торги Двухсторонние договоренности (с учетом соглашений участников) либо посредством биржевых торгов

Механизм распределения доходов Произвольные, определяются целями, преследуемыми системой Определяется механизмом формирования цен Пропорционально нормативным затратам с учетом отраслевой специфики участников

Механизм распределения добавленной стоимости Пропорционально участию трудом (деятельностью), капиталом с учетом отраслевой специфики, статуса участников и потребностей развития системы

Окончание табл. 1

Признак Тип системы

Планово-распорядительная Рыночная ИКС

Расчетно-финансовая система Представлена системой банков, страховых, инвестиционных, лизинговых организаций, расчетно-кассовых и контрольно-ревизионных центров системы, а также касс, учетных, кредитных, страховых служб и отделов при вертикально подчиненных бухгалтериях, финансовых учетно-рас-четных центрах (ФУРЦ) участников системы Реализуется на основе взаимодействия независимых расчетно-кассовых центров, банков, кредитных, инвестиционных, лизинговых, страховых организаций, ФУРЦ других организаций с бухгалтериями участников Реализуются посредством взаимодействия входящих в систему специализированных кредитных, страховых, аудиторских, лизинговых, инвестиционных организаций, расчетно-кассовых центров, подчиненных единому центру, а также касс, учетных, кредитных, страховых служб и отделов при независимых бухгалтериях, ФУРЦ участников различных уровней системы

Учетно-ревизионная система

Кредитно-финансовая система

Страховая система

Инвестиционная система

Система найма (лизинг, аренда, селенг)

Административно-правовой механизм Состоит в выполнении требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, местных органов, контролирующих организаций, положений, инструкций, приказов и распоряжений органов управления вышестоящих уровней Реализуется через систему требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, местных органов и контролирующих организаций Представлен системой требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, местных органов, контролирующих организаций, уставов, соглашений, положений, решений участников объединений

Тип управления Иерархический Анархический Демократический или смешанный

Тип структуры управления Иерархиче ский Отсутствует Органический

Источник: составлено автором.

обусловлен структурой АПК и его территориальной протяженностью. Каждый уровень данной системы должен иметь администрацию, управляющую деятельностью администраций и хозяйствующих субъектов нижестоящих уровней.

В состав районных ИКС имеют возможность войти все организации АПК районов. В качестве интеграторов в объединениях районного уровня могут выступать крупные организации районного значения добровольного типа либо специально учреждаемая управляющая компания в форме ОАО.

Структура администрации системы на любом уровне должна состоять из корпоративного и управляющего центров. Управляющий центр (интегратор) - это система органов управления (или организация), концентрирующая в своих руках управление всей совокупностью одинаковых,

взаимозависимых и взаимосвязанных функций хозяйственной деятельности субъектов АПК - участников системы, а также функций, не связанных с деятельностью АПК, но диверсифицирующих ее. Корпоративный центр (координатор) - это действующий на постоянной основе координирующий и контролирующий деятельность интегратора орган или организация. На рис. 2 в качестве интеграторов выступают региональная и районные агропромышленные корпорации, а в качестве координаторов -региональная и районные агропромышленные ассоциации.

Интегратор может быть учрежден как всеми участниками системы, так и определенной их группой, либо функции интегратора могут быть переданы уже существующей преуспевающей организации.

йЗ

и о м о г в

€ §

■§

i" i

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Региональная агропромышленная ассоциация

"-и

5» со ее

С1>

1=1 5*3

Розничные Перерабагывающ

торговые и ие предприятия

заготовительн

ые

организации

Сельскохозяйственн ые предприятия

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (иные объединения) снабженческо-сбытового, кредитного, страхового, прочего обслуживания малых форм хозяйствования местного значения

Обслуживающие предприятия (ремонтные, автотранспортные организации,

Прочая инфрастру ктура

Малые формы хозяйствования (ЛПХ, КФХ, частные предприниматели, юридические лица)

Рис. 2. Структура интегрированной корпоративной структуры АПК региона

Ю

N

N N Ш

N О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Даже в том случае, когда интегратор будет учрежден всеми участниками системы, что маловероятно, сложно достижимо и необязательно обеспечение равной имущественной доли в нем каждого.

Координатор служит интересам лишь участников системы, что достигается посредством его учреждения в форме некоммерческой организации. К основным функциям координатора относятся корпоративное управление, пресечение неправомерных действий управляющего центра, контроль за его работой, назначение и отстранение от работы его высших руководителей, принятие и отстранение системообразующей нормативно-правовой документации.

В некоторых случаях возможно представление координатора и интегратора в лице одной организации. Это возможно, в частности, в следующих случаях:

1) при объединении участников в форме треста;

2) при объединении участников в форме холдинга, когда в управляющей компании сосредоточивается блокирующий пакет акций (долей). Первый уровень ИКС представлен малыми

формами хозяйствования: ЛПХ, КФХ, ЧП и некрупными ООО и ЗАО. Они отличаются маленькими размерами, высокой степенью живучести и приспособляемости к любым кризисам и изменениям во внешней среде. Вся целесообразность их существования основывается на неограниченных возможностях реализации эффекта индивидуализации и очень высокой мобильности.

В силу своих небольших размеров малые формы хозяйствования, как правило, не имеют возможности выступать контрагентами на уровнях более высоких, чем район, мало влияют на цены факторов производства и реализуемой продукции. Поэтому они часто являются средством наживы со стороны многочисленных коммерческих посредников. Тем не менее деятельность малых форм иногда бывает более стабильна и успешна, чем крупных, благодаря более высокой эффективности их собственников.

Усилия малых форм хозяйствования нуждаются в кооперировании, что может быть достигнуто посредством их объединения и последующего участия в районных агрофирмах или посредством создания специальных отделов в субъектах АПК второго уровня.

Второй уровень системы - это взаимосвязь и единство некрупных структурных подразделений,

малых форм хозяйствования, функционирующих на принципах хозяйственного (коммерческого) расчета и совокупности прав, обязанностей и ответственности за результаты своей работы, реализуемые через хозяйственный механизм этого объединения. Данный уровень представлен субъектами АПК различных организационно-правовых форм и видов деятельности, являющихся потенциальными участниками объединений районного (межрайонного) уровня: сельскохозяйственными, перерабатывающими, обслуживающими предприятиями, торговыми и заготовительными организациями, прочей инфраструктурой, объединениями малых форм хозяйствования.

Учитывая современное состояние и тенденции развития экономики АПК, основную ставку следует делать на кооперационные и интеграционные процессы, возможные именно на третьем и четвертом его уровнях.

Третий (районный или межрайонный) уровень - это крупная агропромышленная система: агропромышленная организация районного (межрайонного) значения или агропромышленное объединение некрупных хозяйствующих субъектов, представляющих второй уровень АПК.

Интегратор районного уровня - это созданная участниками или уже существующая, крупная в рамках района, экономически устойчивая организация, сотрудничество с которой остальных субъектов, безусловно, решает их жизненно важные нужды и интересы, это центр активизации хозяйственной деятельности, это живой опыт эффективной организации и управления. Интеграторами районного уровня могут выступать крупные перерабатывающие, торгово-заготовительные, сельскохозяйственные организации, их коммерческие объединения. Такие организации реально существуют в АПК, их количество в настоящее время невелико, но достаточно.

Координатор - это организация или орган, на которые возлагаются общее руководство и координация работой интегрированной системы, он является первой инстанцией разрешения возникающих хозяйственных споров.

Интегрируемые субъекты районного уровня -это хозяйствующие организации, их объединения различных видов деятельности, финансовой устойчивости, преследующие ту или иную выгоду от интеграции, либо не способные к самореанимации, являющиеся представителями второго уровня АПК.

Субъекты хозяйствования могут входить в состав ИКС в различном качестве и разными способами. Участники могут входить в состав ИКС на корпоративно-долевой, кооперативной или договорной основе, а также в качестве структурных подразделений. Возможны смешанные варианты. Конкретные механизмы и способы кооперации-интеграции зависят от конкретных условий их реализации.

Четвертый уровень системы строится на ИКС АПК районов (агрофирмах), крупных специализированных субъектах АПК межрайонного и регионального значения и требует учреждения регионального интегратора и регионального координатора. Данная система решает проблемы АПК региона и в отличие от предыдущего уровня, базировавшегося на процессах кооперации и интеграции, в большей степени основана на процессах кооперации и конгломерации.

Участниками четвертого уровня АПК могут выступать также крупные торгово-заготовительные, кредитные, страховые, инвестиционные, лизинговые и прочие организации. В качестве альтернативы их участию может быть предпринято учреждение данных институтов участниками системы АПК регионального уровня.

Дальнейшее развитие АПК России может потребовать организации пятого (по федеральным округам) и шестого (всероссийского) уровней системы.

В производственных отношениях систем различных типов и разновидностей справедливость понимается и достигается неодинаково, что во многом определяется структурой управляющей подсистемы и интересов, которые она в итоге представляет. Управляющая подсистема ИКС состоит из двух органов: управляющего (интегратор) и правоустанавливающего (координатор), который выражает интересы участников системы и координирует деятельность управляющего органа. Таким образом, обеспечивается соблюдение демократических принципов управления и возможность достижения горизонтальной и вертикальной справедливости отношений участников.

Рассматриваемая система представляет собой единый, согласованно функционирующий хозяйственный комплекс, деятельность которого должна быть подчинена ряду принципов (табл. 2). Указанные принципы, безусловно, должны быть справедливы и эффективны.

ИКС хозяйствования АПК региона не ставит своей целью монополизацию рынков сельскохо-

Таблица 2

Важнейшие организационно-экономические принципы функционирования ИКС АПК

№ п/п Принцип Механизм реализации

1 Единые внутренние цены, их зависимость от внешних цен В системе действуют единые внутренние цены, определяемые в процессе распределения доходов, механизм которого закрепляется многосторонним соглашением участников системы. Внутрисистемное планирование, оформление договоров и прочее осуществляется по единым ценам

2 Стимулирование неценовой и подавление ценовой конкуренции Действие единых внутренних цен означает отсутствие ценовой конкуренции. Единые цены должны быть дифференцированы по качеству (конкуренция качества). Цены участников не зависят от себестоимости их производства (конкуренция издержек)

3 Рыночный механизм установления внешних цен Внешние цены системы на результаты и средства производства формируются под влиянием спроса потребителей продукции и предложения производителей средств производства на агробирже и в ее подразделениях

4 Жесткий контроль внешних цен Механизм установления внешних цен должен находиться под жестким контролем управляющей подсистемы и общественности. Под контролем должны находиться должностные лица, участвующие в процессе формирования цен

5 Единое планирование снизу вверх иерархии уровней и сверху вниз технологической цепи Каждый участник независимо от статуса представляет на вышестоящий уровень свои индивидуальные планы (обоснования) хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности, которые компилируются с однотипными показателями планов остальных участников этого уровня. Одновременно, составляются планы, ориентированные на спрос по всей номенклатуре производимой продукции. К обязательному исполнению системой принимаются минимальные из запланированных показателей

6 Пропорциональное распределение объемов деятельности Минимальные объемы деятельности, обязательные к исполнению системой, распределяются между участниками пропорционально объемам деятельности, закрепленной в их планах. Возможно иное распределение по договоренности участников

Окончание табл. 2

№ п/п

Принцип

Механизм реализации

7

Закрепление минимальных плановых показателей договорами

Минимальные объемы деятельности, принятые к исполнению системой, закрепляются долгосрочными хозяйственными договорами между управляющим органом системы в лице его специализированных подразделений (агробиржи, аграрного банка, страховой компании и другими) и участниками, что служит взаимной гарантией выполнения обязательств

Централизованное снабжение и сбыт

Все централизованно запланированные снабженческие и сбытовые операции в системе осуществляются централизовано через подчиненную управляющим органам системы региональную агробиржу и ее представительства на местах

Неограниченная ответственность участников по обязательствам

Участники отношений (хозяйствующие субъекты) отвечают по своим обязательствам своим имуществом в соответствии с законодательством РФ, а при его недостаточности или отсутствии - статусом, занимаемым в системе. Таким образом, имущество субъектов может перейти в собственность системы либо продано ею другим участникам

10

Обязательное самострахование системы

В системе посредством резервирования должны создаваться страховые запасы семян, топлива, денежных средств и других активов за счет ее собственных средств для покрытия краткосрочных потребностей в них участников. Резервы денежных средств создаются в агропромышленном банке, резервы прочих оборотных активов - в соответствующих подразделениях снабженческо-сбытового аппарата (агробиржа и подразделения)

11

Централизованное кредитование краткосрочных потребностей участников в оборотных активах

Краткосрочные потребности участников в недостающих семенах, топливе, денежных средствах и других активах кредитуются на эти цели денежными средствами, находящимися в распоряжении агропромышленного банка

12

Обязательное страхование участников от специфических рисков

Все участники системы должны обязательно страховаться от специфических рисков, которым подвержена их деятельность. Страхование участников производится по тарифам, установленным в системе, посредством перечисления денежных средств в страховую (региональную) компанию системы

13

Централизованное финансирование инвестиционной деятельности участников

Реализуется через подчиненные единому (региональному) центру инвестиционно-кредитную подсистему ИКС АПК, включающую агропромышленный банк, лизинговую компанию и их филиалы на местах

14

Ограниченность действия принципа 6 в отношении кредитных, инвестиционных и лизинговых средств

Согласно принципу 6 инвестиционные, кредитные и лизинговые средства, имеющиеся в наличие в системе, должны распределяться между участниками пропорционально обоснованной в планах их инвестиционной деятельности потребности в данных ресурсах. В силу же ограниченности и в целях повышения эффективности их использования целесообразно ограничить действие данного принципа принципами 15 и 16

15

Очередность № 1 вложения кредитных, инвестиционных ресурсов и лизинговых средств в совместные проекты участников

Вложения инвестиционных, кредитных и лизинговых ресурсов в совместные проекты в целях реализации эффекта кооперированного использования результатов проекта, обеспечения кооперативной ответственности инвесторов проекта, достижения более высокой обеспеченности проекта собственными средствами имеют право первой очередности их реализации.

16

Очередность № 2 вложения кредитных, инвестиционных ресурсов и лизинговых средств в более эффективные проекты

Вложения инвестиционных, кредитных и лизинговых ресурсов в более эффективные проекты в целях повышения доходности их использования, обеспечения более быстрой по срокам окупаемости и снижения риска не возврата имеют право второй очередности их реализации

17

Централизованная система внутрисистемного учета и расчетов

В целях обеспечения своевременности расчетов между участниками и специализированными подразделениями системы все перечисления денежных средств осуществляются централизовано через ФУРЦ соответствующих уровней системы

18

Децентрализованное управление внеплановыми объемами деятельности

Каждый участник системы самостоятельно (без помощи системы) осуществляет внеплановую деятельность (если это не противоречит эффективным принципам кооперации, интеграции), незакрепленную внутрисистемными договорами и вправе не отчитываться о ее результатах перед системой

19

Демократическое управление деятельностью системы

Каждый участник (не учредитель, не собственник), независимо от его размеров, системы определенного уровня имеет равное право на управление ее деятельностью

8

9

зяйственного сырья и продуктов питания в регионе. Она призвана сделать их цивилизованными, восстановить справедливость в распределении создаваемой добавленной стоимости, наладить системы снабжения и сбыта, финансирования, кредитования, страхования, информационного и научного обеспечения, защитить интересы участников на всех уровнях власти.

Возможность недопущения, ограничения, устранения конкуренции хозяйствующим субъектом (их группой), во-первых, определяется уровнем его доминирования на рынке, во-вторых, преследуемыми им целями и применяемыми практическими действиями для их реализации.

Есть следующие основания полагать, что предлагаемое объединение в рамках АПК региона не сможет занять доминирующего положения на рынке продовольствия в Республике Дагестан:

• не все субъекты АПК Республики Дагестан пожелают стать участниками системы;

• границы продовольственных рынков регионов РФ, в том числе Дагестана, открыты для импортеров. Более 50 % всего продовольствия, реализуемого на территории Дагестана, является неместным;

• возможно создание 2-4 независимых друг от друга агропромышленных объединений регионального уровня.

• Объединения в рамках районного АПК не смогут занимать доминирующее положение по следующим основаниям:

• не все субъекты АПК районов пожелают стать участниками системы;

• границы продовольственных рынков районов всегда были и будут открыты для продовольственных рынков остальных районов;

• возможно создание 2-3 независимых друг от друга агропромышленных объединений районного уровня в каждом районе. Экономико-правовая форма вновь созданной

ИКС в результате реорганизации имущественных комплексов ее участников должна гарантировать выполнение ими всех взятых на себя после вступления в систему обязательств перед системой и остальными участниками. Участники системы не должны иметь возможности уклониться от исполнения своих обязательств или избежать ответственности за уклонение от них, если неисполнение обязательств влечет за собой ущерб системе или ее участникам. Поэтому руководство системы должно

иметь возможность компенсировать этот ущерб без обращения в суд, что, очевидно, целесообразно делать за счет ранее внесенных вкладов в общее имущество. Таким образом, система должна иметь возможность быть распорядителем вкладов (или имущества).

Экономико-правовые отношения принудительных и наемно-принудительных участников и ИКС должны строиться в рамках отношений наемно-при-нудительного типа посредством включения участников в имущественные холдинги (с контрольным пакетом акций у руководства системы), договорные холдинги (с полным и бессрочным правом на управление у руководства системы) или тресты. В таком случае указанные участники являются юридически несамостоятельными субъектами или равноценны им, а руководство системы является распорядителем их имущества.

Добровольные и наемно-добровольные участники должны участвовать в объединениях соответственно добровольного и наемно-добровольного типов, реализуемых в форме картелей, синдикатов и, возможно, холдингов.

Наиболее простые добровольные формы кооперации-интеграции, реализуемые посредством двух-или многосторонних долгосрочных или бессрочных договорных отношений, не обеспечивают имущественных гарантий исполнения обязательств. Здесь более подходят сложные добровольные формы, осуществляемые посредством участия субъектов хозяйствования в организациях различных правовых форм (хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, некоммерческих организаций) с последующей передачей прав на управление (в форме акций, долей) в бессрочное доверительное управление управляющей организации.

Фактически речь идет о необходимости формирования ИКС смешанной формы, в которой будут присутствовать трестовые, холдинговые, картельные и синдикатные связи и отношения в зависимости от приемлемого типа участия субъектов АПК. Механизм объединения участников системы и организации управления их имущественными комплексами описан в табл. 3.

Фактически в отношениях «система - участники» мы имеем дело с договорным холдингом и трестом. Холдинговые связи действуют в отношении добровольных участников и вытекают из договоров доверительного управления, что необходимо для централизации управления и гарантирования

Таблица 3

Организация управления имущественными комплексами участников системы

Форма участия

Добровольный Наемно-добровольный Наемно-принудительный Принудительный

Тип участия

Участие в интеграторе (в форме ОАО)

Передача части имущества интегратору в размере не менее 25 % стоимости своего имущества в качестве вклада в уставный капитал

Передача части имущества интегратору в размере не менее 51 % стоимости своего имущества в качестве вклада в уставный капитал

Передача имущества интегратору в размере 100 %% в качестве вклада в уставный капитал возможно с последующей ликвидацией или банкротством участников; либо банкротство с последующим выкупом, арендой имущества или получением в качестве вклада в уставный капитал; либо выкуп, аренда имущества и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в координаторе

Участники учреждают координатора (ассоциацию, союз), вносят минимальные, равные взносы. Работники - собственники (учредители участников) выбирают представителей для участия в координаторе. Участники передают акции, доли в интеграторе в доверительное управление координатору

Управление интегратором

Управление и координацию деятельности интегратора осуществляет координатор как управляющий собственностью участников, а также регулируют органы государственной власти по вопросам своей компетенции

Управление координатором

Управление координатором осуществляют его участники по демократическому или смешанному принципу (по решению участников в момент формирования учредительных документов), а также регулируют органы государственной власти в рамках своей компетенции

Не участвует

Управление участниками

Управление деятельностью участников осуществляет интегратор в соответствии с эффективными принципами кооперации-интеграции и важнейшими организационно-экономическими принципами функционирования системы

Использование имущественного комплекса интегратора

Имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, передается интегратором его вкладчикам в срочное безвозмездное пользование, другим участникам (при отказе вкладчиков) - в аренду, кредит, на основе договоров о разделе продукции и т. д.

На базе имущества участников формируются производственные подразделения интегратора. Имущество передается трудовым коллективам принудительно-наемных подразделений в пользование на экономически целесообразных принципах (аренда, раздел продукции, кредит и т. д.). За принудительными подразделениями, в которые нанимаются работники, специалисты, руководители, имущество закрепляется

Источник: составлено автором.

исполнения принципов кооперации-интеграции, нормативно-правовой документации системы и различных обязательств участников перед системой и остальными участниками. В остальных случаях в отношении добровольных участников действуют синдикатные и картельные связи. Трестовые связи есть следствие лишения юридической самостоятельности принудительных и основной массы на-емно-принудительных участников, что объясняется необходимостью более жесткого регулирования и контроля за деятельностью таких участников, возможно, вплоть до лишения производственно-хозяйственной самостоятельности, частичной или полной реорганизации. В отношениях «участники-система» (кроме принудительных участников) имеют место лишь холдинговые связи, что необходимо для гарантирования исполнения системой воли большинства ее участников.

Соблюдение имущественно-ассоциативного (смешанного) принципа управления заключается

в таком распределении прав на управление, при котором право на участие в управлении каждого субъекта собственности учитывало бы и долю его капитала в общем имуществе, и сам факт участия собственника в тресте.

Реализация данного принципа должна предполагать, по нашему мнению, расчет величины права на управление каждого участника как среднюю арифметическую от величины права на управление по имущественному принципу (по доле каждого участника в общей собственности) и по ассоциативному (демократическому) принципу (один участник -один голос).

Рассмотрим условный пример. Исходные данные для расчета и расчет величины права на управление каждого участника по различным принципам приведены в табл. 4.

Величину права на управление по смешанному принципу следует рассчитывать по формуле:

Дс = (Да + Ди) / 2

Таблица 4

Расчет величины права на управление участников по смешанному принципу

Управление по принципу «один Управление по принципу Доля в управлении

Номер участник - один голос» «доля в капитале» при управлении

участника Количество Доля Величина Доля по смешанному

голосов, шт. в управлении,% капитала (долей), ед. в управлении, % принципу, %

1 1 10 100 4 7

2 1 10 200 8 9

3 1 10 100 4 7

4 1 10 200 8 9

5 1 10 100 4 7

6 1 10 300 12 11

7 1 10 100 4 7

8 1 10 800 32 21

9 1 10 500 20 15

10 1 10 100 4 7

Всего... 10 100 2 500 100 100

Источник: составлено автором.

где Дс - величина права на управление по смешанному принципу, %;

Да - величина права на управление по ассоциативному принципу, %;

Ди - величина права на управление по имущественному принципу, %.

Расчеты, приведенные в табл. 4, показывают, что смешанный принцип при распределении голосов, дающих право на управление, позволяет учесть не только величину вкладываемого в объединенную организацию капитала, но и сам факт участия в ней. Этот принцип можно использовать и при добровольном типе кооперации и интеграции в форме синдиката, в частности это касается создания

хозяйственных обществ. Очевидно, данный принцип можно учесть при принятии учредительных документов.

Список литературы

1. Кириленко А. Современные интеграционные процессы в АПК // АПК: экономика, управление, 2002. № 10.

2. МинаковИ. А., СабетоваЛ. А. Экономика сельского хозяйства. М.: Колос, 2000.

3. Якутин Ю. В. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции. М.: РЭЖ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.