Научная статья на тему 'Институциональные императивы развития мезоэкономических и отраслевых систем'

Институциональные императивы развития мезоэкономических и отраслевых систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич, Горкуша Оксана Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений развития мезоэкономических и отраслевых сложных систем на основе применения математико-статистических методов, что позволило оценить степень влияния рынка экологических товаров и услуг на величину ВРП, а также наметить основные подходы к определению количественных характеристик локального рынка с целью достижения устойчивого развития территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич, Горкуша Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL IMPERATIVES OF THE DEVELOPMENT OF A MESO-ECONOMIC AND SECTORAL SYSTEMS

The article is devoted to consideration of the priority directions of development of a meso-economic and sectoral complex systems by applying mathematical and statistical methods that allowed us to assess the impact of the market of environmental goods and services by the value of GDP, as well as to outline the main approaches to the determination of the quantitative characteristics of the local market in order to achieve sustainable development of the territory

Текст научной работы на тему «Институциональные императивы развития мезоэкономических и отраслевых систем»

Новоселов С. Н., Горкуша О. А.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

11.2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

Новоселов Сергей Николаевич, заведующий кафедрой «Экономика и управление социально-экономическими системами», доктор экон. наук, д-р с.-х. наук, профессор

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва

nsn-maize@yandex.ru Горкуша Оксана Анатольевна, доцент кафедры «Экономика и управление социально-экономическими системами», канд. экон. наук

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва

nsn-maize@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений развития мезоэкономических и отраслевых сложных систем на основе применения математикостатистических методов, что позволило оценить степень влияния рынка экологических товаров и услуг на величину ВРП, а также наметить основные подходы к определению количественных характеристик локального рынка с целью достижения устойчивого развития территории

Ключевые слова: отраслевое развитие, регион, государственное регулирование, устойчивое развитие

THE INSTITUTIONAL IMPERATIVES OF THE DEVELOPMENT OF A MESO-ECONOMIC AND SECTORAL SYSTEMS

Novoselov Sergey N., head. KAF. "Economics and management of socio-economic systems", doctor of Econ. Sciences, Dr. S. agricultural Sciences, Professor Work place: FGBOU VPO "Moscow state University of food productions", Moscow

nsn-maize@yandex.ru

Gorkusha Oksana A., associate Professor of Department. "Economics and management of socio-economic systems", Cand. Econ. Sciences

Work place: FGBOU VPO "Moscow state University of food productions", Moscow

nsn-maize@yandex.ru

Annotation: The article is devoted to consideration of the priority directions of development of a meso-economic and sectoral complex systems by applying mathematical and statistical methods that allowed us to assess the impact of the market of environmental goods and services by the value of GDP, as well as to outline the main approaches to the determination of the quantitative characteristics of the local market in order to achieve sustainable development of the territory

Keywords: industry development, region, state regulation, sustainable development

Обобщение имеющегося опыта показало, что важной задачей исследования приоритетных направлений развития мезоэкономических и отраслевых систем, к числу которых относятся локальные рынки, является

разработка методики измерения их количественных параметров. Проведенное авторами сопоставление позволило установить, что сверхаддитивный положительный синергетический эффект взаимодействия локальных рынков в масштабах той или иной территории следует рассматривать как один из показателей эффективности развития региональной экономики.

Это обоснование позволило авторам сделать следующий шаг и на основе математико-статистических методов оценить степень влияния рынка экологических товаров и услуг (РЭТУ) на величину ВРП, а также наметить основные подходы к определению количественных характеристик локального рынка.

В отличие от распространенного в теории и на практике метода, в работе применен следующий алгоритм. Совокупность нижеизложенных эклектических методических приемов, первые четыре из которых рассматривают характеристики самих локальных рынков, а пятый - эффекты их взаимодействия, следует рассматривать как единую методику оценки количественных параметров локальных рынков.

I. Метод определения емкости и потенциала рынка.

II. Метод определения природно-ресурсного и социально-экономического потенциала региона.

III. Метод корреляционно-регрессионного анализа.

IV. Индикативный метод.

V. Определение синергетического эффекта взаимодействия локальных рынков.

I. Объем спроса в экологических товарах (услугах) может быть рассмотрен как множественная функция от ряда детерминирующих переменных (от ряда факторов, в том числе приведенных в виде интеграла). Математическое выражение данной зависимости может быть представлено в виде формулы (1):

Eep = f (1Г Рер, /Г Pnep, I, S, Inf, Ins) (1),

где: Eep - объем спроса на экологические товары (услуги), Pep - цена на товары (услуги) данной категории,

I - величина среднедушевого дохода жителя региона,

Pnep - цены на аналоговые товары неэкологической группы, S - социально-психологические факторы, характеризующие потенциального потребителя экологических товаров (услуг) в регионе;

Inf - инфраструктурные факторы развития рынка;

Ins - институциональные факторы, детерминирующие экологические ограничения; m - число товаров (услуг) на локальном РЭТУ. Формализованную процедуру определения производственного потенциала РЭТУ как прогнозной оценки максимальной производственной возможности, по мнению авторов, следует представить следующим образом (2):

РР = Sn=i^nr •L •ARf (2),

где: PP (production potential) - производственный потенциал рынка экологических товаров и услуг, т. е. количество товаров и объем услуг, произведенных и предложенных к потреблению на рынке;

Wn - производственная мощность предприятия по выпуску ЭТУ;

L (loading) - степень загрузки производственных мощностей;

AR (availability of resources) - степень обеспеченности ресурсами 1 ...k-видов.

Для определения потребительского потенциала РЭТУ, характеризуемого показателем емкости рынка, соискатель воспользовался классической формулой; применительно к данной тематике она примет следующий вид (3):

113

Бизнес в законе

6’2014

МС = £m=i((Ci • Stc •E)+IR- Sub) (3),

где: MC (market capacity) - емкость РЭТУ;

Ci (consumer) - число потенциальных потребителей i-го товара (услуги);

Stc (consumption standard) - уровень (норматив) потребления, определяемый физиологическими или технологическими детерминантами;

E (elasticity) - коэффициент эластичности спроса на данный товар в зависимости от уровня цен и доходов;

IR (insurance reserve) - объем страхового резерва товаров (по норме/нормативу);

Sub (goods substitutes) - объем потребления товаров-заменителей.

Вместе с тем объем емкости РЭТУ будет отличаться от расчетных ввиду наличия нефункционального спроса ДD (формула (4)):

МС total = МС + Д% (4),

где:МС (market capacity) - емкость РЭТУ;

Д% (demand) - добавочная величина нефункционального спроса, которая представляет собой сумму неравных по объему эффектов: присоединения к большинству, сноба, показательного потребления, а также спекулятивного и нерационального спроса.

II. Далее в работе более подробно рассмотрены вопросы ресурсного обеспечения деятельности предприятий, производящих экологические товары и услуги, поскольку именно этот фактор зачастую является лимитирующим и определяет вектор развития самого локального рынка.

Обосновывается вывод, что ресурсный потенциал локального РЭТУ складывается из аналогичных показателей всех профильных хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке, с учетом синергетического эффекта с корректировкой на количество ресурсов, повторно используемых хозяйствующими субъектами (задействованных в процессе рециклинга), а также дублируемых в технологических процессах производства и использования. При этом следует учитывать влияние фактора межотраслевого (межлокальнорыночного) взаимодействия (формула (5)):

RPlm = £0=1RPi + Syn (5)

где: RPlm (resource potential of local market) - ресурсный потенциал локального рынка;

RPi - ресурсный потенциал отдельно взятого хозяйствующего субъекта локального рынка;

Syn (synergetic effect) - синергетический эффект от совместной деятельности субъектов исследуемого локального рынка;

j - количество хозяйствующих субъектов на локальном РЭТУ, скорректированное на число технологически связанных и обслуживающих иные территориальные и отраслевые локации (6):

j = qi - qc - lm , (6)

где: qi, qc (independent, connected quality) - количество хозяйствующих субъектов на локальном РЭТУ, технологически автономных и связанных между собой, соответственно.

lmb (local, branch) - количество хозяйствующих субъектов на локальном РЭТУ, обслуживающих иные отрасли и территории, выходящие за рамки локального рынка.

Таким образом, в отличие от распространенного в теории и на практике подхода в работе на основе сочетания различных подходов потенциал локального рынка представлен как система уравнений: стремящегося к оптимуму производственного потенциала, максимальных значений потребительского потенциала и минимально затратного ресурсного потенциала (7):

Г ЕР = Е£=1 Wn™ ■ L ■ ARi ер, ЕР -» optim

F lm= \ MCtota/ = £^=1((Ci- Stc ■ E) +IR — Sub) + ДD, MCtotal -* max [ RPlm = Ц=1 RPj + Syn, RPlm -> min

(7)

Использование математико-статистического инструментария, в частности, корреляционно-регрессионного анализа, позволило авторам выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на результирующую функцию Y, в качестве которой был избран валовой региональный продукт. В представленной модели были изучены следующие показатели:

Х1 - объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн руб.;

Х2 - объем инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности, млн руб.;

Хз - среднедушевой доход населения, руб. в год;

Х4 - объем платных услуг, млн руб.;

Х5 - объем промышленного производства, млн руб.;

Х6 - объем сельскохозяйственного производства, млн руб.;

Х7 - объем строительства, млн руб.

Поскольку между значениями исследуемых факторов и величиной ВРП существует высокая корреляционная взаимосвязь при высоком уровне достоверности, поскольку по большинству признаков установлена достоверная сильная корреляционная зависимость (R>0,7), и лишь показатели величины среднедушевого дохода слабо коррелируют с другими показателями, включенными в данное исследование, поэтому для формализации степени влияния вариации каждого изученного показателя на изменение ВРП авторами был проведен регрессионный анализ, позволивший ему составить уравнения множественной регрессии для каждой территории.

Достоверная значимость полученных результатов при таком подходе подтверждается в работе как высокими значениями множественных коэффициентов корреляции R и детерминации D=R2, значимостью F-критерия, так и величиной показателя P-значения.

В итоге получено следующее уравнение регрессии для трех наиболее крупных из изученных территориальных общностей (Российская Федерация, СкфО и ЮФО) (8-10):

YРФ=-112,8x1+3,5x2-225,1x3+1,25x4+0,96x5+3,91x6-1,48x7 (8)

YCкФО=23,0x1-0,95x2+27,2x3-0,78x4-0,77x5+3,91x6+0,38x7 (9)

Yi0<ra=-375,8x1 + 15,5x2+139,1x3-26,7x4+5,1x5-1,73x6-7,52x7 (10)

Интерпретация полученного уравнения множественной регрессии, а также коэффициентов эластичности позволила сделать следующие выводы:

1) увеличение на 1 млн руб. объема инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ведет к росту величины валового внутреннего (регионального) продукта на 23,0 млн руб. по СКФО и снижению ВРП на 112,8 и 375,8 млн руб. для РФ и ЮФО соответственно;

2) рост объема инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности на 1 млн руб. приводит к увеличению ВВП на 3,5 млн руб. и ВРП ЮФО на 15,5 млн руб., и снижению ВРП сКФо на 0,95 млн руб.;

3) если в целом по РФ увеличение среднедушевого дохода населения ведет к снижению ВВП, то по округам Юга России, напротив, к увеличению ВРП;

4) увеличение объема потребляемых платных услуг на 1 млн руб. приведет в масштабах всей страны к росту ВВП на 1,25 млн руб., а также снижению на 0,78 и 26,7 млн руб. ВРП СКФо и ЮФО соответственно;

114

Новоселов С. Н., Горкуша О. А.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

5) в случае увеличения объема промышленного и сельскохозяйственного производства на 1 млн руб. ВВП возрастет на 0,96 и 3,91 млн руб. соответственно. Объем ВРП возрастает в ЮФО - на 5,1 млн руб. от промышленного роста и в СКФО - на 3,91 млн руб. от сельскохозяйственного производства. При этом ВРП СКФО снизится на 0,77 млн руб. от прироста объема промышленного производства и в ЮФО при увеличении производства продукции АПК - на 1,73 млн руб.;

6) увеличение объема строительства сопровождается ростом ВРП СКФО на 0,38 млн руб., а также снижением ВВП и ВРП ЮФО на 1,48 и 7,52 млн руб. соответственно.

Использование инструментария разработанной методики позволило сделать следующие выводы.

1. Приведенные результаты интерпретации регрессионной модели формирования ВВП (вРп) в полной мере не только отражают специфику данной территории, но и позволяют заинтересованным институтам (органам власти, планирующим структурам) наметить эффективные меры по закреплению позитивных и нивелированию негативных тенденций, характерных для устойчивого социально-экономического развития региона.

2. Анализ коэффициентов эластичности генеральной совокупности позволяет утверждать, что увеличение объемов инвестиций в основной капитал и платных услуг вызывает наибольший положительный отклик в приросте ВВП (ВРП) - на 0,975 и 0,516% соответственно.

В целом следует признать, что совпадений знаков и величин частных коэффициентов эластичности регрессии больше у территорий Российской Федерации (практически полностью совпадающих с генеральной совокупностью) и ЮФО. Гораздо более значимыми и контрастными выглядят величины и даже знаки анализируемых коэффициентов для СКФО. Их анализ, как показано в работе, позволяет в общих чертах отметить специфику субъектов данного федерального округа: наибольшее значение у частных коэффициентов эластичности регрессии отмечается по признакам объема сельскохозяйственного производства и среднедушевого дохода населения, что в определенной мере служит основанием для дополнительного подтверждения особенностей социально-экономического развития данных территорий.

Следуя логике данного исследования, уровень развития локального РЭТУ может быть выражен системой показателей, объединенных в несколько блоков - индикаторов развития рынка (табл. 1).

Таблица 1

Система показателей уровня развития локального РЭТУ

Индикаторы Показатели

Экопроизводство (Иэп) - удельный вес предприятий, прошедших экологическую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сертификацию / экомаркировку - удельный вес экологических товаров, работ, услуг в

общем объеме произведенных товаров, выполненных

работ,услуг - удельный вес затрат на экологизацию производства в общем объеме затрат - удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг - удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций - удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ, услуг - инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Государственная поддержка экологического предпринимательства (Игп) - уровень полноты нормативно-правовой базы региона в

сфере регулирования экологического предприниматель-

ства - уровень полноты нормативно-правовой базы региона в

сфере регулирования охраны окружающей среды и

объектов природопользования - уровень эффективности механизмов господдержки

экологического предпринимательства - удельный вес государственных инвестиций в сектор экологического предпринимательства в общем объеме инвестиций;

Развитие инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры (Иин) - удельный вес зарегистрированных патентов экологиче-

ской направленности в общем количестве зарегистриро-

ванных патентов - удельный вес научных исследований в сфере экологизации экономики в общем количестве научных исследований - удельный вес внедренных экологических инноваций в

общем количестве внедренных инноваций

Информационная поддержка субъектов рынка экологических товаров и услуг (Иип) - уровень доступности и прозрачности информации по

государственному регулированию и мерах поддержки

данного сектора экономики - уровень доступности информации о возможностях

международного и межрегионального сотрудничества

- уровень доступности информации о маркетинговых исследованиях рынка - уровень налаживания механизма «обратной связи»

между участниками рынка - уровень обеспеченности информацией о инновациях в

этой сфере бизнеса

Кадровое обеспечение отрасли (Ико) - удельный вес выпускников, окончивших учебные заве-

дения по образовательным программам, предусматри-

вающих экологическую составляющую в общей числен-

ности выпускников - удельный вес образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, центров профессиональной подготовки и переподготовки, реализующих образовательные программы, предусматривающие экологическую составляющую в их общем количестве - удельный вес трудоустроенных по специальности выпускников, окончивших учебные заведения по образовательным программам, предусматривающих экологическую составляющую в их общей численности

Реализация и потребление экологических товаров и услуг (Ирп) - удельный вес экологических товаров, работ, услуг в

общем объеме отгруженных товаров, выполненных

работ, услуг на территории региона - индекс цен на экологические товары, работы, услуги

- удельный вес экологических товаров, работ, услуг в

общем объеме отгруженных товаров, выполненных

работ, услуг за пределы региона

Развитие экологической культуры (Иэк) - удельный вес предприятий и организаций, предостав-

ляющих добровольную экологическую отчетность

- удельный вес экологических мероприятий и акций,

проведенных в регионе в общем количестве мероприя-

тий и акций - удельный вес общественных экологических организа-

ций в общем количестве общественных организаций

115

Бизнес в законе

6’2014

Авторская разработка. Подчеркиванием выделены показатели, по которым не сформирована официальная информационная база, и при расчетах которых могут использоваться только оценочные данные.

Авторами разработана методика сбалансированной оценки состояния исследуемого локального рынка путем расчета интегрального показателя уровня экономического развития РЭТУ по предложенной формуле (11):

УРэр=в1 Иэп+р2Игп+р3Иин+р4Иип+р5Ико+|36Ирп+р7Иэк (11),

где: УРэр - интегральный показатель уровня развития РЭТУ региона;

в1....в7 - весовые коэффициенты i-го критерия-

индикатора, определяющие его удельный вес - степень предпочтения по сравнению с другими критериями;

Иэп, Игп, Иин, Иип, Ико, Ирп, Иэк - частные критерии-индикаторы, характеризующие состояние РЭТУ региона, выраженные в долях единицы, в том числе:

Иэп - уровень развития экологического производства в регионе;

Игп - степень гос. поддержки экологического предпринимательства;

Иин - развитие инновационной и научно-

исследовательской инфраструктуры;

Иип - информационная поддержка субъектов РЭТУ;

Ико - кадровое обеспечение отрасли;

Ирп - реализация и потребление экологических товаров и услуг;

Иэк - развитие экологической культуры.

Используя метод экспертных оценок, в работе определены весовые коэффициенты частных критериев-индикаторов, что позволило составить экономикоматематическую модель интегральной оценки РЭТУ, способную выявить уровень его развития в отдельном регионе (12):

УРэр = 0,384Иэп + 0,231Игп + 0,07Иин + 0,134Иип + 0,046Ико + +0,11 Ирп + 0,034Иэк (12)

Данный показатель может быть положен в основу методической системы по определению рейтингов регионов по уровню развития РЭТУ (табл. 2).

Таблица 2

Значения интегрального показателя уровня экономического развития рынка экологических товаров и услуг по субъектам

Юга России (0-100)

РФ, СКФО, ЮФО Иэп Игп Иин Иип Ико Ирп Иэк УРэр

РФ 13 10 24 5 39 5 21 12,71

СКФО 20 9 22 6 46 9 25 16,06

Республика Дагестан 18 8 21 6 44 8 25 14,79

Респ. Ингушетия 18 9 20 4 38 7 24 14,26

КБР 21 8 23 5 45 7 26 15,92

КЧР 22 9 23 6 43 8 27 16,72

Республика Северная Осетия - Алания 21 9 23 5 45 7 26 16,15

Чеченская Респ. 19 9 22 4 43 7 24 15,02

Ставропольский край 18 10 27 7 48 9 29 16,23

ЮФО 18 12 25 7 44 10 26 16,38

Республика Адыгея 18 13 24 7 42 10 24 16,38

Респ. Калмыкия 19 8 24 5 39 7 26 14,94

Краснодарский край 20 13 28 8 45 12 28 18,06

Астраханская обл. 19 12 27 5 47 11 25 16,85

Волгоградская обл. 17 11 27 7 47 11 25 16,12

Ростовская область 17 11 27 8 49 11 24 16,31

Авторские расчеты.

При этом рейтинг может быть проведен как по интегрированному показателю, так и по его отдельным элементам, что позволит выявлять слабые места в развитии данного рынка и принимать соответствую-

щие меры по их устранению, а также будет способствовать развитию конкурентной среды.

V. Если рассматривать региональный рынок как совокупность независимых (невзаимодействующих) локальных рынков, то его следует рассматривать как сумму n локальных рынков (13):

П

RMim = LM1 + LM2 + LM3 + ••• + LMn = = LM9 (13),

i = 1

где: RMim - емкость регионального рынка, представленного как совокупность независимых (невзаимодействующих) локальных рынков;

LM - локальные рынки, составляющие региональный рынок;

n - число локальных рынков в регионе. RMCm=in=iLMi+Syn, (14)

где RMcm - емкость регионального рынка, представленного как совокупность взаимодействующих локальных рынков.

Региональный рынок, состоящий из взаимодействующих локальных рынков, характеризуется наличием синергетического эффекта (14), емкость которого, в свою очередь, следует рассматривать как функцию двух уравнений:сумму аддитивных и сверхаддитивных эффектов - Syn1, с другой стороны, и сумму Syn2 составляющих - экономии, вызванной эффектом масштаба, комбинированием взаимодополняющих ресурсов, экономии на трансакционных издержках, взаимодополняемости в сфере научных разработок (15):

B SAni = Cynad + Cynsad (15)

B Syn2 =SE + CCR + ETE + ECS ( )

где: synad - аддитивные эффекты; synsad - сверхаддитивные эффекты;

SE (scale effect) - эффект масштаба;

CCR (combination of complementary resources) - комбинирование взаимодополняющих ресурсов;

ETE (economy of transexcise expenses) - экономия за счет трансакционных издержек;

ECS (complementarity at the expense of scientific development) - взаимодополняемость в сфере научных разработок.

Таким образом, предложенная методика комплексной оценки уровня развития локальных рынков не только учитывает их ключевые составляющие: емкость рынка, природно-ресурсный и социально-экономический потенциал, степень влияния ряда параметров на ВРП, уровень экономического развития РЭТУ и синергетические эффекты взаимодействия данного рынка с другими локальными рынками в регионе, но создает инструментарий определения степени тесноты связи между этими величинами и выводит плановую и управленческую деятельности по регулированию локальных рынков и РЭТУ на качественно новый уровень.

Использование методов стратегического управления локальными рынками обусловлено необходимостью обеспечения экономического роста, сглаживания региональных диспропорций, повышения качества жизни населения. Наиболее перспективным инструментом стратегического управления локальным рынком экологических товаров и услуг является применение метода дорожного картирования. Дорожное картирование представляет собой процесс формирования дорожной карты, а объект, эволюция которого представляется на карте, называется объектом дорожного картирования. Дорожная карта позволяет представить и увязать между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса согласно вектору «прошлое - настоящее -будущее».

Обобщая точки зрения, имеющиеся в современной литературе, авторы подчеркивают, что государство,

116

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новоселов С. Н., Горкуша О. А.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

как собственник некоторых объектов природной среды, является проводником интересов не только настоящих, но и будущих поколений и может использовать запретительные меры, например, на выброс вредных веществ в атмосферу или использование вредных для человеческого организма веществ в производстве товаров или продуктов питания. Однако разнообразие возникающих в процессе хозяйственной деятельности ситуаций требует гибкого подхода к выработке норм, правил, лимитов и т. д., что затруднительно в условиях громоздкости государственной системы управления.

Решению этой задачи посвящена заключительная часть работы. Разработана «дорожная карта», наглядно демонстрирующая рекомендуемый алгоритм действий государственных органов власти федерального и регионального уровней по повышению эффективности управления исследуемым сегментом (рис. 1, см приложение).

Среди перспективных направлений достижения устойчивого развития локального рынка экологических товаров и услуг соискателем предлагается создание регионального консорциума, который объединит усилия производителей, представителей торговых организаций, учреждений инфраструктуры, иных участников данного рынка. Планируется, что региональный консорциум должен стать генератором импульсов стабильных экономических, организационных, инновационных, производственных, технологических и иных отношений, призванным сыграть катализирующую роль в развитии и дальнейшем совершенствовании рассматриваемого рынка.

К числу преимуществ игроков рынка при участии в региональном консорциуме следует отнести: концентрацию капитала и иных ресурсов, активизацию инновационной деятельности, повышение инвестиционной привлекательности как самого объединения, так и его субъектов, снижение трансакционных издержек, извлечение полезного синергетического эффекта от единой маркетинговой стратегии. Помимо этого, приверженность участников принципам «зеленой экономики» будет способствовать улучшению имиджевой составляющей.

По мнению авторов, модератором создания регионального консорциума могут выступить Министерства экономического развития/ экономики/экономики и торговли субъектов Юга России.

Поскольку залогом эффективности реализации процесса становления и развития локального рынка является достоверная, актуальная и доступная информация о нем, необходимо создание полноценной информационной инфраструктуры, удовлетворяющей интересы всех игроков рынка. При этом достижение этой цели должно обеспечиваться на всех уровнях управления, так как качественная и надежная информация в достаточном объеме является важнейшим условием обеспечения устойчивости регионального развития.

В основу формирования регионального информационно-аналитического центра/портала «Локальный

РЭТУ» должны быть положены основные направления информационной поддержки участников исследуемого рынка. Нами разработана модель функционирования портала, на которой наглядно представлены информационные потоки, формируемые пользователями-участниками РЭТУ региона (рис. 2, см приложение).

В процессе исследования выявлено, что результатом создания регионального портала «Локальный ры-

нок экологических товаров и услуг» будет решение следующих задач:

- обеспечение механизма «обратной связи» между всеми участниками рынка;

- оперативное получение информации о направлениях и тенденциях развития рынка, состояния конкурентной среды, наличия свободных «ниш» на рынке и т. п.;

- формирование механизма общественного обсуждения проводимых государственными и региональными органами управления преобразований и инициатив в сфере регулирования данного сегмента рынка;

- возможность отслеживания и оперативного реагирования на структурные изменения рынка со стороны как региональных органов управления, так и представителей бизнессообщества;

- повышение доверия к локальному рынку экологических товаров и услуг со стороны инвесторов;

- информирование населения региона об организациях и предприятиях, производящих экологически чистую продукцию или использующих при производстве экологически чистые технологии;

- предоставление предприятиям возможности позиционирования своей продукции как экологически чистой и соответственно стимулирование спроса на свою продукцию;

- дальнейшее формирование и поддержание конкурентной среды;

- обеспечение межведомственного взаимодействия между органами государственного управления и др.

К числу приоритетных направлений государственного регулирования и совершенствования управления РЭТУ следует отнести:

- совершенствование системы мониторинга, что требует решения ряда экономических, информационных, правовых проблем;

- запрет на использование в производстве экологически опасных веществ, самым ярким примером которых являются пищевые добавки, консерванты, искусственные красители и ароматизаторы;

- совершенствование налогового регулирования;

- создание локального рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов;

- реформирование сложившейся системы экологических платежей;

- развитие экологического страхования, которое активно используется в развитых странах для минимизации экологических рисков и ущербов и может быть добровольным и обязательным. В настоящее время в России существует только добровольное экологическое страхование, которое слабо востребовано российским бизнесом;

- усиление нормативно-правовой базы в части принятия Закона «Об обязательном экологическом страховании». Дополнительным стимулом в развитии экологического страхования может быть закрепление на законодательном уровне права требования общественными экологическими организациями от государства принятия соответствующих мер по принуждению виновного к возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде;

- разработка механизма льготирования игроков рынка (включая систему налогообложения, экстрафинансирования, субсидирования процентной ставки по кредитам и т. д.), что позволит привлечь в эту сферу экономики дополнительные инвестиции;

- стимулирование альтернативных мер государственной поддержки: пересмотр амортизационной политики для данных предприятий, обеспечение приоритета субъектам рынка при размещении госзаказа, участии в программах по развитию производства и торговли, упрощение государственного регулирования для предприятий, прошедших процедуру экологического аудита или имеющих полис добровольного экологического страхования и др.;

- подготовка профессиональных кадров как в управляющей, так и в управляемой системах, обладающих необходимыми компетенциями;

117

Бизнес в законе

6’2014

- стимулирование экологизации потребления. В связи с этим региональные органы власти совместно с общественными организациями должны разработать программу по популяризации экоориентированного образа жизни среди населения региона;

- разработка механизма формирования информационной инфраструктуры локального рынка товаров и услуг.

Список литературы:

1. Новоселова Н.Н. Повышение эффективности функцио-

нирования и развития региональных экономик на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учетом возможных действий факторов внешней и внутренней сре-

ды//Экономика, статистика и информатика. - 2012. - №3(2). с. 250-254.

2. Новоселов С.Н. Ресурсный и управленческий потенциал

развития предприятий перерабатывающей промышленности (на примере зернопродуктового комплекса)// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012.

№3(2).С.234-238.

3. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

4. Новоселова Н.Н., Орехова Н.Ю. Формирование новой аграрной политики с учетом возрастания общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство// Бизнес в законе, 2012. - №6.

- с. 140-145.

5. Новоселова Н.Н., Настуева Т.А. Направления государственного регулирования агропромышленного комплекса и усиления региональной составляющей экономической политики государства// Бизнес в законе. - 2013. №6.- с. 210213.

6. Новоселов С.Н. Направления решения проблем обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона // Бизнес в законе. - 2013.-№ 4.

7. Новоселов С.Н. Методология становления новых и совершенствования развивающихся локальных рынков (на примере аграрных, продовольственных, экологических товаров и услуг) // Бизнес в законе. -2013.-№4.

8. Новоселов С.Н. Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков // Бизнес в законе.-2013.-№4.

Reference list:

1. Novosyolova N.N. Increase of efficiency of functioning and development of the regional economy on the basis of available resources and capabilities with regard to possible action of factors of external and internal environment//Economics, statistics and Informatics. - 2022. - №3(2). with. 250-254.

2. Novoselov, S.N. Resource and management capacity development of the enterprises of processing industry (for example зернопродуктового complex)// Economics, statistics and Informatics. Bulletin of EMA. 2012. №3(2).С.234-238.

3. Novoselov, S.N. The formation of an institutional mechanism for the sustainable development of the enterprises of sphere of services in the ecology-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of EMA. 2012. №3(2).Page 238-242.

4. Novoselova N. N., Smith N. Y. The formation of a new agricultural policy with regard to increasing public demands imposed by the social and environmental aspects of agriculture// Business in law, 2012. No. 6. - S. 140-145.

5. Novoselova N. N., Nasteva T. A. directions of the state regulation of agro-industrial complex and to strengthen regional economic policy// Business in law. - 2013. No. 6.- C. 210-213.

6. Novoselov, S. N. Directions solve the problems of sustainable balanced development of the region // Business in law. -2013.-№ 4.

7. Novoselov, S. N. Methodology the development of new and improvement of the developing local markets (for example in agriculture, food, environmental goods and services // Business in law. -2013 No. 4.

8. Novoselov, S. N. The study of the formation, functioning and interaction of local markets / Business law.-2013 No. 4.

ОТЗЫВ

на статью Новосёлова С.Н., Горкуши О. А. по теме: «Институциональные императивы развития мезоэкономических и отраслевых систем»

На современном этапе в РФ не существует единой методики оценки устойчивости экономического развития региона. Используемые подходы не всегда предусматривают комплексный анализ региональных социально- экономических характеристик. Достигнутые результаты экономического развития субъекта Федерации зачастую оцениваются только изменчивостью финансово-экономических показателей деятельности субъектов, отражающих отдельные составляющие экономической системы территории. Поэтому необходимым направлением научного поиска должна стать разработка методики оценки и анализа устойчивости социально- экономического развития региона, комплексно характеризующей эффективность решения ими экономических, финансовых, социальных и экологических проблем, что и обуславливает актуальность выбранной авторами темы исследования.

Несущей концептуальной конструкцией статьи является акцентуация на устойчивости рынка как способности сохранять определенные параметры функционирования и развития при воздействии различных факторов в необходимом направлении за счет регулируемого или саморегулируемого варьирования уровня взаимодействия и структуры локальных рынков.

Кроме того, представлена методика комплексной оценки уровня развития локальных рынков, которая учитывает не только их ключевые составляющие, такие как емкость рынка, природно-ресурсный и социально- экономический потенциал, степень влияния ряда параметров на ВРП, уровень экономического развития рынка экологических товаров и услуг и синергетические эффекты взаимодействия данного рынка с другими локальными рынками в регионе, но и создает инструментарий определения степени тесноты связи между этими величинами и выводит плановую и управленческую деятельности по регулированию локальных рынков и рынка экологических товаров и услуг на качественно новый уровень.

Представленная статья, несомненно, представляет собой научноквалификационную работу, содержащую решение научной задачи по разработке инструментов устойчивого развития региона на основе совершенствования управления локальными рынками.

В целом, статья Новоселова С.Н., Горкуши О.А. на тему: «Институциональные императивы развития мезоэкономиче-ских и отраслевых систем» выполнена на достаточном теоретическом уровне, имеет практическую значимость и может быть рекомендована к печати.

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и предпринимательство» Северо-Осетинского Государственного университета им. К.Л.Хетагурова

Б.Т. Моргоев

118

119

Концепция перехода к устозвзивому развитию Цель: обеспечение устойчивого развития на основе функционирования и развития рынка экологических товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Рзэвитие

поддерживающих

механизмов

Стимулирование и поддержка субъектов рынка

1Лкгтитуционап>-

ные

преобразования

Задачи:

-обеспечение стаОтва^и развития рыка,

- достижение устойчивого развития экономят ре*иоиа в рамах институциональных и стрягурных преобразований, позволяющих обеспечить с-аповление новой модели хозяйствования и широкое распространение инновационных ориентированных ме~одов правления;

• ввод хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем па основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целеналравлетых изменений структуры экономит, структуры лычного и общественного потребления

-------------------------------------------------------------------------

W

|

I

I

\ : г

зрмироеание 11

механизма VM,

1етственности /| тернализация Sj кстерналий) |"Ъ

Разработка и внедрение мехэмзмов по эизлопоации потреблемя (формирование эгакугьтуры)

/ N / N ( N

Формирование и равен-ис Совершенствование региональной Формафование иеханмэма

региональной системы поддержки системы подго"севк кадровых и чфо рма цио иного

организаций - оааработчивов ресурсов обеспечения субъектов рынка

V J ч >

Разработка и ыяедремне рейтинга репяоаальиых рмнсрв эхо логических •оеарое и услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка системы льгот для еубъетое рынка

Содействие инт-раци* малого, среднего и крупного бизнеса в иктересах развития рынка

Создание механизмов лодэержхи при выходе на мировой рынок отечественной эяовродукции

Обеспечение экосоварами и экоуслуами внутреннего и енешне*о рынков

Обеспечение приоритета субъектзм РЭТУ при размещении госзаказа, yjacrvw в программах по развитию производства и торговли

Совершенствование системы мониторинга

Разработка мер по стимулированию предпринимателей кдобоовогьному экос-равованию и формирование системы обязательного экологического страхования

Усиление контроля и ужесточение ответственности за нарушение норм за не подателетва

Развитие рыноч^х иеханмэыов продажи прав на затязиенме

Создание системы объективной оценки экстерналий

Реформирование системы платежей

ужесточение лицензио>нных требований

Запрет на использование а проиэашветве опасных веществ

нормирование приоритетной национальной программы по развитию рынка экологических товаров иусггу

Рвзраво"1а концептуальной модели государственю*о регулирования рынка

молопыеаоа товаров и услуг

оормироввние ор'энизационного механизма функционирования региональных рынков вег на загрязнете

Рефоомироаание системы регионального управления рычеом экопопических товаров и услуг

Обеспечение межведомственной координации по развитию РЭТУ по горизонтали и вертикали системы управления

Формирование регионально*© механизма эяосертифииции, жострахования эвоаудита и т. д

Формирование -равоваго поля для развития рына • внесение изменений в нало*оеое, иывегчкдионное, страховое, эколопячеспе и иное законодательство

Момтосмг и анализ развития

корретфоека дороикх» ер-ы по результатам мотгорика

Контроль со стороны органов елеен за реализацией дорожной карты

Обеспечение субъектов рынка информационной сцровой и ювсвэииожоЯ инфраструктурой, с форм мро ванное ть эвооо знания

Рост конгурен-оспособносш экологических товаров и услуг региона и освоение новых торговых «ниш • на внешнем рынке

Р аци опал нза ци я

пр«юоде пользования в

регионе,

стимулирование

перепада бизнеса на

экологические

технологии

Эффективная система ynpeanetHKH эвологмчесвям развитием региона блата при «гствующая развитию

регионального рынка эвопогичеевкх товаров я услуг

Целевые

ориентиры

2013

2026

“О X

5 О

Новоселов С. Н., ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ

Горкуша О. А. МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

120

Бизнес в законе 6’2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.