Kasikov Aleksandr Georgievich,
PhD (Chemistry), I.V.Tananaev Institute of Chemistry and Technology of Rare Elements and Mineral Raw Materials of the KSC of the RAS, Apatity, Russia, kasikov@chemy.kolasc.net.ru Gurevich Basia Izrailievna,
PhD (Engineering), I.V.Tananaev Institute of Chemistry and Technology of Rare Elements and Mineral Raw Materials of the KSC of the RAS, Apatity, Russia
УДК 504.55.054:622
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРЕАБОТКИ ОТХОДОВ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Г.Н. Харитонова
Институт экономических проблем им.Г.П.Лузина КНЦ РАН, Апатиты, Россия Аннотация
В статье анализируются проблемы управления обращением с отходами горнопромышленного производства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; акцент сделан на проблеме научного обеспечения переработки отходов горнопромышленного производства. Обосновываются предложения по оптимизации государственного регулирования проблемы обращения с отходами горнопромышленного производства с учетом особенностей проблемы в Арктической зоне Российской Федерации и экономической ситуации в стране.
Ключевые слова
государственное управление, обращение с отходами производства, концепции обращения с горнопромышленными отходами, экономическое стимулирование разработки новых технологий, Арктическая зона России.
INSTITUTIONAL AND ECONOMIC BARRIERS FOR DEVELOPMENT AND INTRODUCTION OF NEW PROCESSING TECHNOLOGIES OF THE MINING INDUSTRY WASTES
G.N. Kharitonova
G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract
The article analyses challenges of mining industry wastes at the federal, regional and municipal levels; the problem of scientific support to processing of the mining industry wastes is emphasized. Proposals on optimization of the state regulation of processing of the mining industry wastes have been substantiated taking into account the characteristics of the problem in the Arctic zone of the Russian Federation and the economic situation in the country.
Keywords:
state management, processing of production wastes, concepts of the mining industry wastes processing, economic stimulation of new technologies development, the Arctic zone of the Russian Federation.
Горнопромышленные отходы абсолютно преобладают в общем объеме отходов производства и потребления в каждой стране и в каждом ее регионе, где производится добыча и переработка минерального сырья. В 2013 г. их доля в целом по России составляла 88.7%, в 2014 г. в Мурманской области - 99.8% [1, 2]. Горнопромышленные отходы подтверждают вывод В.И.Вернадского о том, что человек, активно осваивая естественные ресурсы Земли и развивая внешнее тело цивилизации, постепенно становится геологической силой. [3]. «Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по своей мощности» [4].
В настоящее время среднегодовое перемещение материала человеком при освоении месторождений полезных ископаемых, определяемое в кВ км, превосходит среднегодовое извержение лавы на дне океана и на суше, а также снос с поверхности суши. Г орнопромышленные отходы образуют новые типы антропогенных или техногенных ландшафтов: отвалы, терриконики, хвосто-, золо- и шламохранилиша, гидроотвалы и полостные захоронения.
Так называемые «положительные формы рельефа», остающиеся после производства открытых горных работ вне контуров карьеров, могут быть плоскими, платообразными или гребнеобразными в зависимости от вида добываемого минерального сырья и метода его транспортировки. В старых горнопромышленных районах высота отвалов вскрышных пород и отвалов обогащения зачастую превышает 40 и даже 60 м. Например, высота отвалов Оленегорского рудника АО "Олкон" (Мурманская область) составляет 135 м, Кировогорского рудника - 40-50 м; высота отвалов вскрышных пород рудника “Железный” АО "Ковдорский ГОК" (Мурманская область) достигает 95 м.
588
Нельзя не согласиться с выводом В.С. Преображенского и Т.Д. Александровой о том, что техногенные ландшафты, образованные миллионными и миллиардными объемами горнопромышленных отходов, следует рассматривать как «необратимые» [5].
Как известно, резкий рост объемов горнопромышленных отходов был вызван началом широкого применения технологии открытых горных работ и химических технологий переработки минерального сырья, разработка которых, в свою очередь, стала возможна с электрификацией промышленного производства.
В нашей стране горнохимическое производство получило наибольшее развитие в 1960-е гг., когда система государственного управления охраной окружающей среды и природоохранная деятельность на предприятиях только начали формироваться. В частности, этим обусловлено отсутствие внимания к проблеме обращения с горнопромышленными отходами как к экологической проблеме. Отвалы вскрышных пород загрязняют на прилегающей территории атмосферу, гидросферу и почвы. Например,
с рудами черных, цветных, благородных и радиоактивных металлов в окружающую среду поступают Сг, Cu, Zn, Fe, Ni, Hg, Pb, Cd и другие химические элементы, которые в высоких концентрациях токсичны и опасны для здоровья человека и всех других живых организмов.
Задачу науке по разработке технологий переработки горнопромышленных отходов и предприятиям по рациональному использованию отходов производства просто некому было поставить. Вакуум государственного управления проблемой обращения с отходами означал отсутствие государственной политики и ее инструментов. Конечно, ученые осознавали остроту проблемы и ее последствия. Однако в связи с тем, что в СССР заимствование технологий переработки минерального сырья за рубежом было фактически невозможно, научные академические институты страны прежде всего были нацелены на разработку научных основ переработки минерального сырья, а отраслевые научно-исследовательские институты - на разработку наиболее экономичных методов его переработки.
Несмотря на то что в СССР довольно быстро были сформированы институциональные основы природоохранной деятельности, управлению проблемой обращения с горнопромышленными отходами уделялось недостаточно внимания. В СССР так и не был разработан федеральный закон, регулирующий деятельность по обращению с отходами. Для управления использовался лишь набор государственных стандартов и санитарных правил. По нашему мнению, в качестве институционального барьера для регулирования деятельности по обращению с горнопромышленными отходами в плановой экономике выступала стратегия государственного планирования, в соответствии с которой предполагалось, что «завтра будет лучше, чем сегодня». Как следствие, все плановые показатели горнодобывающих производств должны были расти от пятилетки к пятилетке. Следует признать, что львиная доля исторически накопленных горнопромышленных отходов была создана именно в период плановой экономики.
Трансформация плановой модели экономики на рыночную повлекла за собой полное обновление природоохранного законодательства и почти беспрерывную реструктуризацию системы государственного управления охраной окружающей среды. К настоящему времени действует целый массив нормативных документов, регулирующих проблему обращения с отходами. Прежде всего, это Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который, однако, был принят только в 1998 г., т. е. одним из последних в ряду природоохранных законов. [6]. Среди других законов в первом ряду по важности следует назвать Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, например «Санитарноэпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.7.1322-03) "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года). Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие федеральные государственные органы также постоянно издают нормативно-правовые акты, например «Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (утвержден приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30), «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ № 50 от 25.02.2010), Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712-1III «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и др. [7, 8 ]. В 2002 г. был разработан и утвержден Федеральный классификационный каталог отходов [9].
Одним из важнейших изменений в государственном управлении сферой обращения с отходами явилось создание института платного природопользования, в результате введения которого в практику в 1994 г. производители отходов стали обращать внимание на издержки, связанные с различными формами их утилизации и рекультивации нарушенных ими земель. Несомненно, введение платы за размещение отходов и другие операции с ними послужило толчком к образованию спроса со стороны горнопромышленных предприятий на технологии по их переработке. Другими причинами наблюдаемого в последние годы быстрого формирования рынка технологий по переработке горнопромышленных отходов являются ужесточение административных методов регулирования отношений в области обращения с отходами.
Следует отметить влияние развития системы добровольного экологического менеджмента на большинстве горнопромышленных компаний, которые являются экспортоориентированными. Для получения
589
сертификатов соответствия системы управления компании требованиям того или иного международного стандарта из серии стандартов ИСО 14000 в ней должны быть разработаны целевые программы и планы безопасного обращения с отходами.
Присоединение России к международным договорам, соглашениям и конвенциям, которые регулируют взаимоотношения в сфере обращения с отходами, например к Базельской конвенции в 1989 г., а также ко всем другим в сфере охраны окружающей среды способствовало развитию отечественных технологий переработки различных видов отходов, в том числе за счет усиления международного научного сотрудничества. В связи с этим горнопромышленные компании получили доступ к зарубежным технологиям, которые уже разработаны и успешно используются, поэтому они часто предпочитают купить готовое, чтобы не ждать отечественных разработок и не финансировать их, принимая на себя риски такого инвестирования.
Кризисный переход к рыночной экономике значительно уменьшил величину образуемых отходов горнопромышленного производства в связи с падением объемов производства основной продукции до платежеспособного спроса на мировых рынках сырьевых товаров. Например, объем производства апатитового концентрата на АО «Апатит» сократился в 2.43 раза по сравнению с 1989 г. Горнопромышленные предприятия, которые не смогли стать игроками на мировых сырьевых рынках и потеряли потребителей на внутреннем рынке, также в разы снизили объем производства основной продукции или перестали существовать. В результате многие места захоронения и хранения горнопромышленных отходов стали безхозными, что сегодня осложняет проблему их рекультивации или использования в качестве техногенных месторождений. Следует заметить, что горнопромышленные компании, которые функционируют сегодня, не только не снижают объем образования горнопромышленных отходов, но даже наращивают его. Этот факт объясняется применением устаревших технологий производства основной продукции, которые не являются экологически ориентированными.
Фактическое отсутствие процесса экологизации горнопромышленных компаний в течение всего периода становления рыночных отношений в России является результатом государственной экологической политики, которая не была направлена на стимулирование их перехода на наилучшие доступные технологии, в том числе и по утилизации отходов. Длительное сохранение института «временно согласованных» выбросов и сбросов загрязняющих веществ и малоощутимые для крупных предприятий ставки платежей за размещение отходов позволяло им не повышать издержки производства, иметь конкурентное преимущество на мировых рынках природных ресурсов и, следовательно, платить больше налогов в бюджеты всех уровней.
Этот экономический и политический барьер был, наконец, устранен посредством принятия в 2015 г. изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые должны обеспечить постепенный переход на новую систему экологического нормирования и стимулирования [10]. Принятие этого закона создало правовую основу для стимулирования научных разработок технологий переработки горнопромышленных отходов. Однако реализация намеченной экологической реформы государственного управления сегодня снова находится в зоне повышенных рисков. Самым сильным по негативному воздействию на ход реформы экологического нормирования и стимулирования является новый виток мирового экономического кризиса. Антикризисные меры, принимаемые федеральным правительством опять будут направлены на сохранение доходов бюджетов, которые, как известно, формируются в основном за счет природоресурсных налогов. Горнодобывающие экспортноориентированные компании уже получили государственную поддержку в форме ослабления национальной валюты, также можно с большой степенью вероятности ожидать, что реализация мер по переходу на наилучшие доступные технологии, в том числе и по переработке горнопромышленных отходов, будет отложена во времени.
Между тем интерес горнопромышленных компаний, например, к разработке техногенных месторождений в условиях ослабления рубля растет, так как любое увеличение объемов производства основных и нетрадиционных продуктов из минерального сырья, на которые есть спрос на мировых рынках, ведет к увеличению их прибыли. В связи с ростом цен на зарубежные технологии и запрет их продавать, принятый правительствами некоторых стран в качестве санкций для России, происходит снижение и экономических барьеров для отечественных научных разработок в области обращения с отходами производства.
Нельзя не остановиться на проблеме реализации государственной стратегии и программы социальноэкономического развития Арктической зоны России, утвержденной федеральным правительством накануне усиления мирового экономического кризиса и ухудшения геополитической обстановки [11]. За комплексное развитие и реализацию инвестиционных проектов в Арктической зоне несет ответственность Министерство экономического развития РФ, органом управления макрорегионом является Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. На Государственную комиссию возложены функции по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических задач, касающихся развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности.
Одной из важнейших задач органов управления российской зоны Арктики признано изучение и освоение Арктики с учетом потребностей страны и мировых тенденций и обеспечения в связи с этим необходимого уровня фундаментальных и прикладных научных исследований. В стратегических документах приоритет отдан расширению ресурсной базы Арктической зоны РФ для обеспечения потребности РФ в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья. Почти все «другие виды стратегического сырья» - это минеральные ресурсы. В связи с этим перед государственным регулятором ставится задача по обеспечению «внедрения новых технологий изучения и освоения Арктики, а также норм государственного регулирования, обеспечивающих
590
экологическую безопасность при осуществлении экономической деятельности в Арктике»[12]. На первый взгляд в Арктической зоне РФ открыт простор для разработки уникальных технологий по переработке стратегического горнопромышленного минерального сырья и его отходов. Однако оптимизм уменьшается, если проанализировать современное состояние стратегического планирования в России. Оно с июня 2015 г. находится в начале процесса реформирования, который был начат принятием федерального закона «О стратегическом планировании». В соответствии с его новациями должны быть переработаны все действующие документы стратегического планирования и, в частности, разработана вновь Г осударственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ как новый документ стратегического планирования. Процесс корректировки и разработки новых стратегических документов серьезно осложняется экономическим кризисом. Более того, все субъекты Федерации, территории которых полностью или частично вошли в состав Арктической зоны РФ, заинтересованы в реализации инвестиционных проектов для обеспечения экономического роста в регионе и будут их лоббировать или не противостоять им даже при отсутствии природосберегающих технологий.
Возвращаясь к федеральному закону «Об отходах производства», следует заметить, что в рамках реформы государственного экологического управления в 2015 г. принята его новая редакция. В ней остались без изменений полномочия органов государственной власти и муниципального управления в области обращения с отходами. Орган власти субъекта Федерации осуществляет государственный надзор на объектах хозяйственной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, перечень которых сократился до так называемых «участков местного значения». Только для них регион может выделять средства для разработки новых технологий переработки отходов. Чаще всего этих средств недостаточно для того, чтобы разработать эффективную технологию и поэтому органы власти субъекта Федерации тратят средства на оплату технологий, которые иногда имитируют решение проблемы.
Проблема выбора эффективной технологии должна разрешиться в результате создания банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов. По нашему мнению, следует создать не одну, а две базы данных: организаций, имеющих лицензию на переработку отходов, с указанием методов и видов перерабатываемых отходов; источников информации о методах переработки отходов по их видам.
В полномочия органов местного самоуправления обращение с горнопромышленными отходами вообще не входит. Только в соответствии с федеральными законами о местном самоуправлении и об экологической экспертизе органы местного самоуправления и население могут принимать участие в обсуждении инвестиционных проектов предприятий по расширению, например, хвостохранилищ, или по разработке новых месторождений минерального сырья, подлежащих федеральному экологическому контролю [13].Напротив, в новой редакции закона (статья 5) перечислены несколько новых полномочий федерального органа власти, например, установление перечня видов отходов, захоронение которых запрещается.
В новой редакции закона получили развитие следующие направления экономического метода управления обращения с отходами. Например, на брошенные отходы, образуемые при добыче полезных ископаемых, и отходы производства, теперь возникает право собственности у владельца земельного или водного объекта, где они находятся (статья 4). В связи с этим расширяются возможности органов местного самоуправления и малого и среднего бизнеса для организации их переработки и использования. Новацией закона также является разрешение осуществлять ликвидацию горных выработок отходами черных металлов IV и V классов опасности. Другими прогрессивными управленческими инновациями нового закона являются следующие: к 2019 г. должен быть утвержден список наилучших доступных технологий при обращении с отходами; с 1 июля 2015 г. действует уточненный перечень объектов Государственной экологической экспертизы, в него входят объекты и размещения, и обезвреживания отходов и лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Накопление не включено в этот перечень.
По нашему мнению, в период экономического кризиса и волатильности спроса и цен на продукты переработки минерального сырья государство может выделить средства на разработку отечественных технологий переработки горнопромышленных отходов хотя бы для проектирования новых горнопромышленных производств в Арктической зоне России.
Литература
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).
2. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2014 году. М., 2015. С. 145 [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области: офиц. сайт. URL: http://mpr.gov-murman.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).
3. Вернадский В.И. Очерки геохимии // Избранные сочинения. Т. 1. С. 11.
4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление М.: Наука, 1991. Гл. 2. 271 с.
5. Преображенский В.С., Александрова Т.Д., Максимова Л.В. География в меняющемся мире. Век ХХ: Побуждения и размышления / отв. ред. В.М. Котляков. М.: ИГРАН, 1997. 273 с.
6. Об отходах производства и потребления: фед. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
591
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: фед. закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 50 от 25.02.2010 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный классификационный каталог отходов: утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.03) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: фед. закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: сайт. URL: http://base.garant.rU/70644266/#ixzz3lhOBGp2a
12. Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики: постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. N 228 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: сайт. URL: http://base.garant.ru/70901032/#ixzz3lhP9OQVG
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: фед. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантёПлюс».
Сведения об авторе
Харитонова Г алина Николаевна,
к.э.н., Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН, г.Апатиты, Россия, kharitonova@iep.kolasc.net.ru
Kharitonova Galina Nikolaevna,
PhD (Economics), G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS, Apatity, Russia,
kharitonova@iep.kolasc.net.ru
УДК 622.7: 622.349.35
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛОПАРИТОВОГО КОНЦЕНТРАТА ГРАВИТАЦИОННО-МАГНИТНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ШЛАМОВ ТЕКУЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА
М.С. Хохуля, А.В. Фомин, А.В. Голубцов, Т.А. Конторина
Горный институт Кольского научного центра РАН, Апатиты, Россия Аннотация
Разработана технология выделения лопаритового концентрата из шламов обогатительной фабрики, включающая использование процессов гравитационно-магнитного разделения. Получен черновой лопаритовый концентрат с содержанием более 58% лопарита при извлечении около 50%, доводка которого электрической сепарацией обеспечит содержание полезного минерала в готовой продукции на уровне более 95%.
Ключевые слова:
лопаритовые шламы, винтовая сепарация, концентрация на столе, магнитная сепарация, лопарит, эгирин, кварц, полевые шпаты, концентрат, хвосты, содержание, извлечение, численное моделирование, CFD.
THE TECHNOLOGY OF LOPARITE CONCENTRATE OBTAINING USING MAGNETO-GRAVITY SEPARATION OF CURRENT PRODUCTION SLUDGES
M.S. Khokhulya, A.V. Fomin, A.V. Golubtsov, T.A. Kontorina
Mining Institute of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract
The technology of loparite concentrate obtaining from the mineral processing plant sludges have been developed with the use of magneto-gravity separation. Rough loparite concentrate was extracted with more than 58% content of loparite and
592