Научная статья на тему 'Институциональные факторы вывоза капитала из российской экономики'

Институциональные факторы вывоза капитала из российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА СБЕРЕЖЕНИЯ / НОРМА НАКОПЛЕНИЯ / ОФШОР / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / SAVINGS RATE / OFFSHORE / EXPORT OF CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулименко О.В.

В статье выявляются основные институциональные факторы вывоза капитала из России. Использование методов статистического и сравнительного анализа позволило установить, что к ним относятся, во-первых, все увеличивающееся соотношение между нормами сбережения и накопления, во-вторых, высокие показатели институциональной среды территорий с щадящим налоговым режимом, повышающие конкурентоспособность предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper identifies the main institutional factors the export of capital from Russia. Using the methods of statistical and comparative analysis revealed that these include, first, all increasing the ratio between savings and savings, and secondly, high institutional environment areas with gentle tax regime, increase the competitiveness of enterprises.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы вывоза капитала из российской экономики»

Сулименко О.В.,

аспирант кафедры экономической теории РГЭ У (РИНХ)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА ИЗ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье выявляются основные институциональные факторы вывоза капитала из России. Использование методов статистического и сравнительного анализа позволило установить, что к ним относятся, во-первых, все увеличивающееся соотношение между нормами сбережения и накопления, во-вторых, высокие показатели институциональной среды территорий с щадящим налоговым режимом, повышающие конкурентоспособность предприятий.

Ключевые слова: норма сбережения, норма накопления, офшор, вывоз капитала.

Sulemenko O.V.

INSTITUTIONAL FACTORS THE EXPORT OF CAPITAL FROM THE RUSSIAN ECONOMY

The paper identifies the main institutional factors the export of capital from

Russia. Using the methods of statistical and comparative analysis revealed that these include, first, all increasing the ratio between savings and savings, and secondly, high institutional environment areas with gentle tax regime, increase the competitiveness of enterprises.

Keywords: savings rate, offshore, the export of capital.

Основными источниками накопления капитала в стране являются национальные сбережения (домохозяйств и бизнеса) и положительное сальдо платежного баланса (при профиците бюджета). Норма сбережений определяется финансовыми результатами хозяйственной деятельности и потребительскими решениями домохозяйств, принимаемыми при оценке объемов и темпах роста доходов, прогнозируемом уровне инфляции и процентных ставок. Норма накопления зависит от размеров и темпов роста капитализации, уровня процентных ставок и институциональных факторов ведения предпринимательской деятельности.

Рассмотрим соотношение нормы сбережений и накоплений в основной капитал в России (табл. 1).

Таблица 1 - Нормы накопления и

сбережения в российской экономике, % ВВП

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Накопление 15,9 16,7 17,6 20,2 21,2 20,3 20,3 19,7 21,9 20,1

Сбережение 33,6 31,2 31,4 31,6 31,5 20,8 25,1 28,3 32,6 28,5

Разность нормы

сбережения и 17,7 14,5 13,8 11,4 10,3 0,5 4,8 7,6 10,7 8,4

накопления

1 Рассчитана автором по данным Федеральной службы государственной статистики [1, 2].

Данные таблицы показывают, что норма валового сбережения довольно устойчива, хотя геополитические события 2014 г. позволяют прогнозировать негативную динамику этого показателя. Высокая норма сбережения выступает одним из источников экономического роста, так как сберегаемые средства могут использоваться для инвестирования.

Норма валового накопления не превышает 22% ВВП, а в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка Минэкономразвития России резко ухудшило прогноз: в апреле 2014 г. глава МЭР А. Улюкаев сообщил, что спад инвестиций в основной капитал в РФ в первом квартале 2014 г. составил 4,8%, в 2014 г. в целом инвестиции в основ-

ной капитал упадут на 0,1-1,9% вместо ожидавшегося ранее роста на 3,9%, что составит около 25% ВВП [3]. То есть разрыв между сбережением и накоплением - важнейший институциональный фактор вывоза капитала - увеличится. С точки зрения экономической теории это проявление закона максимизации прибыли или убывающей доходности.

Стабильно положительное с 2000 г. сальдо платежного баланса и устойчивое превышение нормы валового сбережения над нормой валового накопления привело к тому, что чистая международная инвестиционная позиция России на 01.01.14 г. составила $126,223 млрд (табл. 2).

Таблица 2 - Международная инвестиционная позиция Российской Федерации _(млрд долл.) (составлена автором по [4])_

01.01.2001 01.01.2012 01.01.2014

Активы РФ за рубежом 248,8 1241,4 147,0070

Прямые инвестиции 20,1 362,1 479,496

Портфельные инвестиции 1,3 44,9 54,530

Прочие инвестиции 199,4 330,7 420,518

Резервные активы 28,0 498,7 509,595

Чистая международная инвестиционная позиция 64,545 137,956 126,223

Чистая международная инвестиционная позиция России отражает запас внешних активов за вычетом запаса внешних обязательств. Превышение запаса внешних активов над запасом внешних обязательств сложилось из-за больших масштабов вывоза капитала.

Российские инвесторы, вывозящие свой капитал за пределы национальной экономики, действуют в рамках международного инвестиционного права и международных договоров, признаваемых Россией и государством, в которое вывозится капитал. Эти формальные институты фиксируют нормы, в соответствии с которыми принципы и нормы международного права и международных договоров имеют приоритет перед национальным законодательством. Но в ряде стран, например в Беларуси, приоритетными считаются лишь обще-

признанные нормы международного права, а заключение международных договоров, противоречащих Конституции, запрещено (ст. 8 Конституции). Приоритетность международных договоров перед национальным инвестиционным законодательством способствует унификации правовых норм ведения хозяйственной деятельности в странах с разным уровнем развития рыночной экономики и формирует стабильный инвестиционный климат.

Присоединение государства к международному экономическому договору означает признание им принципов международного инвестиционного права. Так, в Сеуле 11 октября 1985 г. была принята так называемая Сеульская конвенция, учредившая Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

(МАГИ). РФ присоединилась к данной Конвенции.

В Вашингтоне 18 марта 1965 г. была принята Конвенция о порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и лицами другого государства, учредившая Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Россия подписала, но не ратифицировала данный международный договор, тем не менее применяет его нормы для российских инвесторов [5]. Так, заключенные Правительством России соглашения о поощрении и взаимной защите капитальных вложений с Японией, США, Чешской Республикой предусматривают разрешение инвестиционных споров альтернативно через МЦУИС.

После вступления РФ в ВТО базовые для инвесторов представления о порядке и условиях инвестирования за рубеж содержатся в институциональных нормах ГАТТ/ВТО. Применительно к проблематике настоящего исследования к ним относятся:

1. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ГЯ^ илиТРИМС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), действие которого распространяется на инвестиции, связанные с торговлей, и предполагает гласность и прозрачность всех инвестиционных действий путем обязательной публикации информации об изменении норм инвестиционного права на региональных и национальном уровнях.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), определяющее правовые рамки торговли услугами в таких сферах, как транспорт, инвестиции, связь, финансовые услуги, энергетика и водоснабжение и миграция. Применяется к членам ВТО на любом уровне и в любой форме: оно имеет приоритет над национальными законами, постановлениями, административными распоряжениями и даже неформальными практи-

ческими действиями, влияющими на торговлю услугами.

3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) комплементарно ГАТС, но, в отличие от двух предыдущих, не предусматривает унификации национального права и введения наднациональных мер, а обязывает специфицировать права интеллектуальной собственности. В ходе присоединения к ВТО Россия скорректировала законодательство по защите прав интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ТРИПС: было принято дополнение к IV части Гражданского кодекса РФ, положения которого соответствуют требованиями Соглашения.

4. Для российских инвесторов, большая часть которых - это компании сырьевого сектора, большое значение имеет Договор к Энергетической хартии, вступивший в силу 16 апреля 1998 г. Хартия объединяет страны Евросоюза, Центральной и Восточной Европы, Российскую Федерацию, Центральную Азию и Кавказ, Японию, Австралию, Монголию и открыта для присоединения других стран, разделяющих ее принципы. РФ подписала данный договор, но не ратифицировала его. Но так как многие государства - партнеры России являются участниками договора, то отношения с привлечением российских инвесторов могут быть подчинены нормам этого договора.

В России действуют нормы национального инвестиционного законодательства, содержащиеся в первую очередь в формальных институтах - Гражданском кодексе и законах. Первым законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» стал Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1. Затем был принят Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Эти законы заложили основополагающие принципы национального инвестиционного права.

Активный выход российских компаний за рубеж повлек за собой Постановление Правительства РФ от 09.06.2001 г. № 456, в котором одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. С использованием этого типового соглашения были заключены соглашения со странами СНГ, Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и другими государствами.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 утверждено Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество.

Широкое распространение получают двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, основанные на принципах международного инвестиционного права. Соглашения закрепляют следующие условия, гарантирующие защиту прав инвестора:

- режим деятельности инвесторов;

- право принимающего государства на экспроприацию собственности инвестора и правовых последствиях экспроприации;

- режим перевода платежей (в том числе доходов);

- порядок разрешения инвестиционных споров.

Россия заключила около 70 таких соглашений с Великобританией, Испанией, США, Швейцарией, Францией, Германией и др. странами, на территориях которых действуют российские субъекты хозяйствования.

Для российских компаний, вывозящих капитал за рубеж, необходимо знание инвестиционного права принимаю-

щей страны. В большинстве иностранных государств отношения по поводу вложения капитала регулируются следующими формальными институтами:

- общим инвестиционным законодательством (Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и др.);

- специальными законами об иностранных инвестициях (Армения, Туркменистан, Узбекистан, Украина, РФ и др.);

- инвестиционными кодексами (Беларусь, Алжирская Народно-Демократическая Республика и др.);

- актами, регулирующими отдельные виды инвестиционной деятельности (концессии, соглашения о разделе продукции, особые (свободные) экономические зоны).

Общепризнанные принципы инвестиционного права не всегда способствуют активизации инвестиционной деятельности. Для привлечения инвесторов в ХХ в. в мировой экономике возникают территории с щадящим налоговым режимом - офшоры. В экономической истории примеры территориального обхода уплаты налогов известны давно, но в современном виде офшоры возникли на островах, освобожденных от протектората Великобритании и лишившихся средств к существованию. Островной характер этих территорий и породил название (англ. off-shore - вне берега).

Офшорные зоны привлекают инвесторов:

- особым правовым режимом для субъектов хозяйствования, ведущих основную деятельность за пределами данной территории;

- льготным налогообложением при одновременной возможности заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

- упрощенной системой взаимодействия с властными и налоговыми органами.

Впервые российские компании начали использовать офшоры в 1991 г., когда швейцарская фирма Riggs Walmet Group, оказывавшая услуги по открытию и сопровождению компаний в безналоговых юрисдикциях, открыла офис в Москве. В Приказе Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н был утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим

налогообложения и/или непредоставления информации при проведении сделок (офшорные зоны).

Судя по последним данным Банка России, значительная доля российского капитала направляется в регионы, имеющие на своей территории офшорные зоны и/или условия для дальнейшего продвижения капитала в офшоры (табл. 3).

Таблица 3 - Прямые иностранные инвестиции из России и в Россию, некоторые офшоропроводящие страны, млн долл. (по данным платежного баланса Российской Федерации - сальдо операций) (рассчитана автором по данным [6])

Из России В Россию

Территория 2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013

Всего 52616 66851 48822 86712 43168 55084 50588 70653

% 100 100 100 100 100 100 100 100

Страны СНГ 1338, 4430 2340 2238, 154 449 776 882

% от всего 2,5 6,6 4,8 2,5 0,36 0,82 1,5 1,2

Страны дальнего за- 51277 62421 46482 84474 43013 54634 49812 69772

рубежья

% от всего 97 93 95 97 99,6 99 98 99

в том числе:

Кипр 18309 22930 20920 7689 12287 12999 1985 8285

% от всего 35 34 43 9 28 24 4 12

Люксембург 2483 2005 -504 1314 2892 4106 10814 11639

% от всего 4,7 2,9 - 1,5 7 7 21 16

Виргинские острова, 1813 2132 7395 62266 2130 7225 2475 9379

Британские

% от всего 3,4 3,1 15 72 4,9 13 4,9 13

Нидерланды 7035 9901 2599 -3022 5751 10330 7383 3733

% от всего 13 15 5,3 - 13 19 14,6 5

Соединенное Коро- 1232 1474 632 1294 1142 2007 46 18927

левство

% от всего 2,3 2,2 0,3 1,5 2,6 3,6 0,09 27

Всего в/из офшоро- 58,4 57,2 63,6 84 55,5 56,6 44,59 73

проводящих

стран,%

В таблице представлены только офшоропроводящие страны, например, инвестиции в Нидерланды перенаправляются в офшор Нидерландские Антил-лы, а в Великобританию - в британские офшоры. Вывезенные капиталы реинвестируются - из этих же регионов поступает и значительная доля иностранных инвестиций в Россию.

На начало 2014 г. по данным Банка России свыше 83% накопленных ин-

вестиций за рубежом приходилось на 10 стран (Кипр, Нидерланды, Британские Виргинские острова, Бермуды, Люксембург, Великобритания, США, Швейцария, Германия и Белоруссия). В страны первой тройки, имеющие офшорные территории, направлено 63% ПИИ, еще 7% - на Бермудские острова и в Люксембург.

Принципы хозяйствования на офшорных территориях позволяют:

-использовать трансфертное ценообразование в созданных холдинговых структурах;

-выводить прибыль из-под налогообложения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-осуществлять перекрестное инвестирование, кредитование и страхование дочерних структур;

-учреждать трасты для последующей передачи им активов, защищая их таким образом от имущественных требований;

-оказывать посреднические услуги и получать комиссионные;

-использовать операции лизинга; -владеть коммерческими судами и частными яхтами;

-для участия в строительстве; -производить продукцию из да-вальческого сырья;

-приобретать объекты интеллектуальной собственности, избегая лицензионных платежей;

-накапливать валютные резервы и

проч.

Большинство этих хозяйственных операций проводятся легально, но упрощенная система взаимодействия с властными и налоговыми органами делает их непрозрачными. В тех редких случаях, когда устанавливаются реальные владельцы офшорных компаний и прослеживаются схемы товарно-денежных потоков между ними, становится очевидно, что эти сделки проведены вне правового поля, как российского, так и зарубежного. Ярким примером стала деятельность российской Государственной инвестиционной корпорации (Госинкор), вложившей $500 млн в созданные ею офшорные компании на Багамах якобы для страхования политических рисков и впоследствии приватизированных.

Хозяйственное право Великобритании позволяет создать компанию с ограниченной ответственностью (Ltd.), которая может на основании агентского договора действовать в паре с офшорной

компанией. Сделки проводятся от имени английской компании, но в пользу офшорной. По данным СМИ, большинство английских компаний, понесших в 2013 г. потери в банках Кипра, были открыты россиянами в форме Ltd. [7]

В современной мировой экономике роль офшоров чрезвычайно велика. По данным Центра ситуационного анализа РАН, в 2010 г. под управлением финансовых институтов в офшорах числилось $7,8 трлн, или 6,4% мирового богатства, которое оценивалось в $121,8 трлн [8]. Это во многом оценочные данные, и они различны у разных экспертов. Но очевидно, что практически весь крупный и средний бизнес России, действующий на мировом рынке, использует офшоры. Даже предприниматели, организовавшие производство и сбыт продукции на национальном рынке, стремятся открыть компанию в офшорной зоне с целью воспользоваться вышеперечисленными возможностями. За пределами России регистрируются права собственности, заключаются сделки, берутся кредиты, размещаются ценные бумаги, разрешаются споры в арбитраже и судах. Из-за этого те российские предприятия, которые не пользуются офшорными привилегиями, становятся менее конкурентоспособными.

Причиной регистрации российского капитала в офшорных зонах выступает не столько стремление уйти от налогов, сколько стремление защитить права собственности, в том числе интеллектуальной, от государства и криминальных структур; возможность разрешения хозяйственных споров в иностранных судах; прозрачная структура разделения рисков между партнерами; возможность применять трансфертное ценообразование, способствующее сокрытию прибыли и проч. О приоритетности этих факторов свидетельствует то, что отмена льгот по налогообложению на Кипре не сократила число российских компаний, регистрирующихся в этой стране. Су-

ществуют отрасли (авиационные и морские перевозки), в которых в силу специфики ведения бизнеса офшорные схемы будут сохраняться еще долгое время. Что же касается «инфраструктурных секторов и естественных монополий, контролируемых государством, то здесь использование офшоров маскирует процесс перекачки доходов от госкомпаний к управляющим ими чиновникам и их семьям» [9].

Ориентация на офшорные территории не является спецификой России -она характерна для прямого и обратного движения капитала из большинства стран с поступательно растущим рынком. Скорее всего, эти 70% вывезенного из России в офшоры капитала сменят собственника и временно приютившую их страну, в том числе могут быть возвращены в Россию, но уже защищенные правовыми нормами территории «происхождения». Такой кругооборот капитала, характерный для государств - лидеров «второго эшелона», в зарубежных исследованиях получил название capital round tripping [10].

Привлекательность офшоров для вывоза капиталов в том, что они предоставляют возможность смены собственника на вновь созданное юридическое лицо, зарегистрированное в транзитной юрисдикции, то есть в государстве, с которым есть соглашение об избежании двойного налогообложения («кондуитная компания»). Кроме того, компании для избежания уплаты налогов используют следующие схемы:

-выплата процентов по последовательным займам: зарегистрированная в офшоре компания дает заем компании в транзитной юрисдикции (Голландия, Люксембург и т.д.), а та - российской компании. Последняя выплачивает проценты по займам своему непосредственному кредитору и тем самым избегает уплаты 20%-ного налога с процентного дохода в России;

-при переводе дивидендов через транзитную компанию в офшор российская компания выплачивает их собственнику, зарегистрированному в офшорной зоне, а тот - бенефициару в офшор. Если конечный бенефициар -физическое лицо, то он экономит таким способом 13% от полученных доходов, компания - 15%;

-при предоставлении прав на объекты интеллектуальной собственности используется сублицензионный договор - офшорная компания (владелец прав) передает их по лицензионному договору транзитной компании, а та по договору сублицензии предоставляет их российской компании. Если бы лицензия передавалась напрямую из офшора, компании пришлось бы заплатить 20% роялти (налог на прибыль).

Федеральная налоговая служба не может пресечь эти схемы из-за невозможности получения достоверной информации о доходах кроме тех случаев, если их предоставит сам налогоплательщик. Примером является компания «На-рьянмарнефтегаз» (на тот момент принадлежавшая ЛУКОЙЛу и ConocoPhillips), в отношении которой налоговой службе удалось доказать, что ConocoPhillips, которая кредитовала «На-рьянмарнефтегаз», была создана специально для минимизации налогов [11].

Таким образом, основными институциональными условиями вывоза капитала из России выступает, во-первых, все увеличивающееся соотношение между сбережением и накоплением; во-вторых, высокие показатели институциональной среды территорий с щадящим налоговым режимом, повышающие конкурентоспособность предприятий, функционирующих в их юрисдикции. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Россия в цифрах-2013. Использование валового внутреннего продукта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks. ru/bgd/regl/b 13_11/IssWW

W.exe/Stg/d1/12-04.htm (дата обращения 03.07.2014).

2. Россия в цифрах - 2014. Основные социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/IssWWW .exe/Stg/d01/01-01.htm (дата обращения 03.07.2014).

3. Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/news/247669/ (дата обращения 22.05.2014).

4. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации (РПБ6). Официальный сайт ЦБ РФ. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/ statistics/?Prtid=svs&ch=Par_47562#Chec kedItem (дата последнего обновления: 4 июля 2014 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений».

6. Статистика внешнего сектора. Официальный сайт Банка России. - Ре-

жим доступа: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=svs

7. Колокол Кипра звонит по тебе: кризис «серых» схем в России // Московский комсомолец. Электронное периодическое издание «MK.ru». - Режим доступа: http://www.mk.ru/economics/ artide/2013/03/24/830533-kolokol-kipra-zvoшt-po-tebe-krizis-seryih-shem-v-rossii.html 24 марта 2013 г.

8. Офшоры в глобальной экономике: мировой опыт и российские реалии. Финальный документ ситуационного анализа ЦСА РАН, апрель 2012 г.

9. Ивантер А., Хазбиев А. Третья древнейшая // Эксперт. - 2012. - № 5.

10. Булатов А.С. Участие России в международном экспорте капитала. Сайт МГИМО Университет МИД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/ document234754.phtml (дата размещения 17.03.13).

11. Штыкина А. Минфин закрыл дорогу в офшор одним письмом // РБМаПу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rbcdaily.ru/economy/ 56294999125489422.04.2014 (дата обращения 10.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.