УДК 631.3:338.43
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
М.М. Войтюк, доктор экономических наук, зав. отделом ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: margo-may@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрены основные институциональные аспекты воспроизводства технического потенциала аграрного сектора России, функционирующего в весьма сложных и далеко неоднозначных внешних санкционныхусловиях. Показано, что одним из важнейших направлений повышения конкурентоспособности российского аграрного сектора в условиях мирового финансового кризиса и санкционной политики зарубежных стран выступает государственное регулирование внешнеторгового оборота сельскохозяйственной техники. Отмечено, что необходимость коренной модернизации технического потенциала российского аграрного сектора обуславливает выработку адекватных институциональных условий по существенному повышению уровня обеспечения сельхозтоваропроизводителей отечественной сельскохозяйственной техникой. Приведены основные составляющие институциональной среды воспроизводства технического потенциала отечественного аграрного сектора, а также долгосрочные и краткосрочные проблемы и перспективы для аграрной отрасли в связи санкционной политикой. Представлены факторы, определяющие производственный потенциал машинно-тракторного парка аграрного сектора, экономическую эффективность и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства. Показана динамика экспортно-импортного товарооборота сельскохозяйственной техники и сделан вывод, что сегодня отрасль имеет существенную зависимость от импорта сельскохозяйственной техники и лидирующие позиции занимают белорусские компании. Предложены варианты решения задач расширенного воспроизводства технического потенциала отечественного аграрного сектора в условиях санкционной политики. Ключевые слова: технический потенциал, сельское хозяйство, техника, импорт, экспорт, институциональные аспекты, санкционная политика.
В условиях углубления мирового финансового кризиса и санкционной политики США, ЕС по отношению к Российской Федерации одним из важных направлений повышения конкурентоспособности отечественного аграрного сектора выступает государственное регулирование внешнеторгового оборота сельскохозяйственной техники.
Необходимость коренной модернизации основных средств производства в сельском хозяйстве обусловливает выработку институциональных условий по существенному повышению уровня обеспечения отечественных аграрных товаропроизводителей российской сельскохозяйственной техникой. Под институциональными условиями в данной ситуации следует понимать правила игры в обществе или, более формально, созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей. Институты создают
структуру стимулов обмена: общественного, политического и экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка, устранения неопределенности в обмене и эффективного перераспределения ресурсов. Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других [2].
В настоящее время некоторые из ведущих мировых держав активно пытаются внедрить правила, препятствующие свободному обмену ресурсами и перераспределить их, исходя из своих интересов. Этой цели
служит и санкционная политика против России, представляющая собой реализацию целенаправленных мер воздействия, влекущих неблагоприятные последствия для военно-технической, торговой, финансовой, промышленной и аграрной сфер международного сотрудничества.
Существует достаточно большое количество вариантов прогнозов воздействия санк-ционной политики на сферы жизни российского общества - как позитивных, так и негативных. В долгосрочной перспективе, по оценкам экспертов, наиболее негативные последствия будет иметь ограничение экспорта в Россию высоких технологий и доступа российских банков к дешевым кредитным ресурсам. Позитивными последствиями может стать устойчивое развитие аграрного сектора экономики и международной торговли со странами Азии и Латинской Америки. Такие прогнозы базируются на взаимосвязи институциональных изменений и транзакционных издержек, связанных с поиском контрагентов хозяйственных сделок, поиском информации о ценах, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.
В краткосрочной перспективе переориентация на меновые связи со странами Азии и Латинской Америки, имеющими временную и пространственную протяженность, потребует высоких транзакционных издержек, в том числе и на создание сложных институциональных структур для минимизации потерь от нарушения соглашений. Зато в перспективе сложится система взаимных обязательств, гарантий, системы мониторинга, которая обеспечит взаимные выгоды от торговли и развития.
Что касается аграрного сектора и внутреннего продуктового рынка, то санкцион-ная политика действительно может и должна стать стимулом для развития. Но есть и моменты, вызывающие беспокойство. Развитие аграрного сектора определяется одним из главных факторов воспроизводства материально-технических ресурсов, включающих в себя технику, топливно-энергетические ресурсы и другие материальные ресурсы, ис-
пользуемые при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании машинно-тракторного парка. Сегодня потребуется расширенное воспроизводство, которое желательно осуществлять по интенсивному типу. Это, в свою очередь, зависит от условий воспроизводства - совокупности факторов, которые определяют способность потенциала МТП выполнить необходимые работы в установленные агросроки и качественно, что и влияет на экономическую эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства (рис. 1).
Для воспроизводства всех материальных ресурсов рационально применить, в том числе, и институциональный подход. Прогноз воспроизводства топливно-энергетических ресурсов на инновационной основе более чем оптимистичен. Здесь мы обладаем высокой конкурентоспособностью и, как следствие, будем иметь минимальные транзакци-онные издержки. А вот институциональный подход к преобразованию структуры рынка техники потребует высоких транзакционных издержек. Сегодня мы имеем существенную зависимость от импорта сельскохозяйственной техники (табл. 1).
Таблица 1. Динамика экспортно-импортного товарооборота с.-х. техники, млн рублей [1]
Показатели Годы
2005 2010 2012 2013
Импорт 8127,0 15270,0 42315,0 34340,0
Экспорт 541,0 1294,0 4426,0 7966,4
Сальдо 7586,0 13976,0 37889,0 26373,6
Среди стран-поставщиков сельскохозяйственной техники на российский рынок лидерами являются Германия (28%), Беларусь (16%) и США (11%). Среди производителей стран СНГ лидирующие позиции занимают белорусские компании - «Минский тракторный завод» и ПО «Гомсельмаш». Рост аграрного сектора в последние два года обеспечивают такие регионы, как Краснодарский край, Белгородская область, Республики Башкортостан и Татарстан, которые используют передовую технику, импортируемую из Германии, так же, как и запчасти, комплектующие и масла.
Journal of VNПMZH №2(18)-2015
127
Факторы, определяющие технический потенциал МТП
Спрос и предложение на морально устаревшую и современную технику
Структура экспортно-импортного товарооборота -сельскохозяйственной техники
Оснащенность сельхозпроизводителей современной техникой
Организационно-технологический уровень аграрного производства
Экономическая эффективность и конкурентоспособность аграрного технического потенциала
Факторы, повышающие производительный потенциал МТП
Современное состояние отечественного сельхозмашиностроения, сель-хозпроизводства и рынка сельскохозяйственной техники Состояние господдержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного машиностроения
Введение в действие адекватных задаче воспроизводства МТП на инновационной основе нормативно-правовых актов, долгосрочных целевых программ, форм и методов господдержки аграрного производства и сельскохозяйственного машиностроения
Рост спроса и предложения современной отечественной и зарубежной техники
Устранение объемных ассортиментных диспропорций в экспортно-импортном товарообороте сельскохозяйственной техники
Сокращение отрицательного сальдо в экспортно-импортном товарообороте сельскохозяйственной техники, рост доходов и конкурентоспособности отечественного сельхозмашиностроения
Рост оснащенности сельхозпроизводителей современной техникой
Повышение организационно-технологического уровня аграрного производства
Рис. 1. Факторы, определяющие производственный потенциал машинно-тракторного парка, экономическую эффективность и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства
Замещение выпуска такого класса техники на ведущих отечественных предприятиях (Россельмаш и Петербургском тракторном заводе) проблематично из-за устаревших и изношенных основных фондов. Часть передовой техники выпускается на совместных предприятиях сельскохозяйственного машиностроения, действующих на территории России. Другая часть отечественной техники, использующей до 25-30% импортных комплектующих, производится на непрофильных заводах (Елабужский автозавод, Саранский завод экскаваторов). Для сохранения и укрепления этих предприятий необходима локализация (производство комплектующих в России), которая находится на стадии проектирования.
Рост экономической эффективности и конкурентоспособности аграрного производства
Кроме локализации необходимо расширять экспорт сельхозтехники. Следует отметить, что по данным Ассоциации «Росагро-маш» экспорт российской сельхозтехники по итогам четвертого квартала 2014 г. вырос в 1,8 раза и превысил 1 млрд руб. Значительный рост экспортных поставок зафиксирован у производителей зерноуборочных комбайнов - в 2,2 раза, с.-х. тракторов - в 4,8 раза, а также компаний, реализующих прицепные машины и прочее оборудование - на 17%. По мнению директора Ассоциации «Росаг-ромаш» Е. Корчевого росту экспорта способствовала девальвация национальной валюты, которая повысила конкурентоспособность отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках [1].
Экспортируем сельскохозяйственную технику в республики Казахстан, Латвию и Литву. В Латвии и Литве ремонтная база сельхозтехники построена с ориентацией на российскую технику, поэтому санкции в отношении России одинаково невыгодны и этим странам. Перспективы здесь неясны, а значит, транзакционные издержки вырастут.
Экспорт в Казахстан снижается, так как Казахстан с 2013 года переориентировался на технику John Deere. Что касается поставок техники из республики Беларусь, то цены на нее мало отличаются от цен на технику дальнего зарубежья и имеют тенденцию к росту. Экспорт же российской техники в республику Беларусь сокращается из-за проводимой там государственной политики (субсидии белорусским сельхозпроизводителям за использование отечественной техники) [3].
Прогнозы и варианты решения задач расширенного воспроизводства технического потенциала аграрного сектора России в условиях санкционной политики потребует науч-
ного обоснования. Но уже сейчас ясно, что необходима разработка экспортноориенти-рованного и импортозамещающего механизма с использованием институционального подхода. Благоприятным фактором для этого является интенсивный рост государственной поддержки: субсидии, возмещение затрат на приобретение техники, страховые выплаты, налоговые льготы.
Литература:
1. Агропромышленный комплекс России в 2013 году. М., 2013. 603 с.
2. Войтюк М.М. Формирование региональной стратегии развития инфраструктуры сельских территорий. М., 2011. 268 с.
3. Российские производители сельхозтехники увеличили экспорт в 1,8 раза. URL: agroinfo.com/tag
Literatura:
1. Agropromyshlennyj kompleks Rossii v 2013 godu. M., 2013. 603 s.
2. Vojtyuk M.M. Formirovanie regional'noj strategii raz-vitiya infrastruktury sel'skih territory. M., 2011. 268 s.
3. Rossijskie proizvoditeli sel'hoztekhniki uvelichili ehk-sport v 1,8 raza. URL: agroinfo.com/tag
THE TECHNICAL CAPACITY RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR IN SANCTIONS' TERMS REPRODUCTION POLICY'S INSTITUTIONAL ASPECTS M.M. Voytyuk, Dr. of Econ. Sciences FGBNY "Rosinformagrotech"
Abstract. The technical reproduction capacity in main institutional aspects of Russian agricultural sector, operating in high complex and ambiguous external sanctions' conditions are described. It is shown that one of the main directions of the Russian agricultural sector competitiveness improving in the global financial crisis and the foreign countries sanctions policy is the agricultural machinery foreign trade turnover's state regulation. It is noted that the Russian agricultural sector's technical potential radical modernization need leads to the appropriate institutional conditions' formulation of the agricultural producers of the domestic agricultural machinery significant welfare increase level. The institutional environment of technical reproduction potential of the domestic agricultural sector main components are shown, as well as agricultural sector long-term and short-term problems and prospects in the sanctions policy context. The factors determining the agricultural sector's machine-tractor park, economic efficiency and agricultural competitiveness production potential are presented. The agricultural machinery export-import trade dynamics are showed and it's concluded that today the industry branch has significant dependence on agricultural machinery imports and the leading positions there by the Bela-rusian company are occupied. The expanded technical potential of domestic agricultural sector's reproduction in the sanctions policy context variants' solutions are proposed.
Keywords: technical potential, agriculture, technics, import, export, institutional aspects, the sanction policy.
Journal of VNIIMZH №2(18)-2015
129