Научная статья на тему 'Институциональные аспекты территориального движения населения'

Институциональные аспекты территориального движения населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / GLOBALIZATION / INSTITUTIONAL BASES / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Татьяна Ивановна

Рассмотрены институциональные основы организации миграционных процессов. Развитие процессов глобализации сопровождается углублением и усилением территориальной подвижности населения. Мировой финансовый кризис создал новые предпосылки для миллионов жителей планеты для поиска лучших возможностей реализации своих возможностей в других странах. История развития человеческой цивилизации еще с древних времен накопила факты и исследования различных форм больших миграционных процессов. Первопроходцем в области миграции считается английский ученый Э. Равенстайн, который еще в 1885 г. на примере миграций в Великобритании и Северной Америке разработал 11 законов (или правил), которые и по настоящее время составляют основу в исследованиях территориальной подвижности населения. Первые организации-институты по оказанию помощи беженцам сформировались между Первой и Второй мировыми войнами. Позднее созданы Администрация ОНН помощи и восстановления, Управление Верховного комиссара ОНН по делам беженцев, Межправительственный комитет по миграции в Европе, Международная организация по миграции (МОМ) и т. д. Целью современных институтов по миграции является контроль над основными международными миграционными процессами, которые оказывают значительное влияние на все стороны жизни как стран-реципиентов, так и стран-доноров. Россия не стала исключением, поэтому исследование деятельности институтов, контролирующих миграцию, имеет важное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF PEOPLE'S MIGRAION

The effectiveness of tax authorities' activity within the tax management system is extremely significant. In addition, tax authorities realize a number of control functions, and are authorized federal executive authority responsible for state registration of legal entities and individuals. Together, the effective and efficient implementation of these functions contributes to a fuller realization of the tax authorities' tasks. In the theoretical aspect to refer to the orientation of tax authorities activities the terms «fiscal control», «taxvalidation of the tax authorities» are applied. The article reveals the substance of «taxvalidation of the tax authorities», discusses the theoretical aspects of various effectiveness and efficiency indicators of control activities of tax authorities, assesses the impact of cameral and field tax inspections conducted by the Federal Tax Service of the Russian Federation throughout the country. Article shows the results of levy of tax payments by the Federal Bailiff Service: according to regulations of the tax authorities, as well as court acts, carried out in 2010-2012. The assessment of effectiveness of taxvalidation actions performed by the author will further improve the activity of the state authorities.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты территориального движения населения»

УДК 330.101.541:331.556.4 Т. И. Трофимова

ББК 65.012.4 кандидат экономических наук, доцент

Байкальский государственный университет экономики и права

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Рассмотрены институциональные основы организации миграционных процессов. Развитие процессов глобализации сопровождается углублением и усилением территориальной подвижности населения. Мировой финансовый кризис создал новые предпосылки для миллионов жителей планеты для поиска лучших возможностей реализации своих возможностей в других странах. История развития человеческой цивилизации еще с древних времен накопила факты и исследования различных форм больших миграционных процессов. Первопроходцем в области миграции считается английский ученый Э. Ра-венстайн, который еще в 1885 г. на примере миграций в Великобритании и Северной Америке разработал 11 законов (или правил), которые и по настоящее время составляют основу в исследованиях территориальной подвижности населения. Первые организации-институты по оказанию помощи беженцам сформировались между Первой и Второй мировыми войнами. Позднее созданы Администрация ОНН помощи и восстановления, Управление Верховного комиссара ОНН по делам беженцев, Межправительственный комитет по миграции в Европе, Международная организация по миграции и т. д. Целью современных институтов по миграции является контроль над основными международными миграционными процессами, которые оказывают значительное влияние на все стороны жизни как стран-реципиентов, так и стран-доноров. Россия не стала исключением, поэтому исследование деятельности институтов, контролирующих миграцию, имеет важное значение.

Ключевые слова: глобализация; институциональные основы; миграционные процессы.

T. I. Trofimova

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

INSTITUTIONAL ASPECTS OF PEOPLE'S MIGRAION

The article deals with institutional basis for organizing migration processes. Development of globalization causes more and more intensive territorial migration of population. The world financial crisis has provided new prerequisites for people all over the globe to find better opportunities to implement their abilities in other countries. The history of human civil development has always been studying the many facts and forms of great migration processes. The pioneer scientist that studied global migration was E. Ravenstain, who in 1885, by the example of migrations in Great Britain and North America, developed 11 rules that are still the basis for researches in this sphere. The first institutions aimed at helping refugees were established between World War I and World War II. Later, the UN Relief and Rehabilitation Administration, UN High Commissioner for Refugees, Intergovernmental Commission for Migration in Europe, International Organization for Migration, and other institutions were created. The aim of the existing institutions for migration is to control key international migration processes that have a great impact on all aspects of life of both recipient countries and contributing countries. Russia is no exception, which is why studies on migration controlling institutions are of current importance.

Keywords: globalization; institutional bases; migration processes.

© Т. И. Трофимова, 2013

Начало лета на протяжении последних двух десятилетий ознаменуется всплеском дискуссий в научном сообществе и средствах массовой информации по проблемам миграции в России, не стал исключением и 2013 г. Как правило, подобный интерес связан с сезонной миграцией граждан из стран ближнего зарубежья. По мнению заведующего сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН В. Мукомеля: «Миграция сейчас имеет четкий вектор» [6].

В настоящее время миграция становится неотъемлемой чертой современной жизни многих стран и народов. Развитие процессов глобализации сопровождается усилением и углублением миграционных процессов. Мировой финансовый кризис создал новые мотивации для миллионов людей к поиску лучшей жизни в других странах.

Многочисленные факты территориальной подвижности населения на протяжении длительного времени осмысливались и анализировались в глобальном масштабе. Разнообразные формы и виды миграции населения исследовались различными науками: антропологией, историей, демографией, политологией, социологией, а также целым рядом экономических наук.

Первопроходцем в области осознания, структуризации, формулирования закономерностей и понятий в области миграции считается английский исследователь Э. Равенстайн, который еще в 1885 г. на примере миграций в Великобритании и Северной Америке разработал 11 законов (или правил):

- больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;

- миграция происходит постепенно, шаг за шагом;

- миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые или промышленные центры;

- каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток;

- горожане менее подвижны в миграционном плане, нежели население сельских районов;

- во внутренних миграциях более активны женщины, а в международных — мужчины;

- большинство мигрантов представляют собой взрослое население, семьи реже мигрируют за пределы своей страны;

- рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, чем естественным приростом;

- масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли, и особенно с развитием транспорта;

- большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные промышленные и торговые центры;

- экономические причины миграции являются определяющими.

Часть этих «законов-правил» подтвердились, выдержали испытание временем, актуальны и в настоящее время. Они до сих пор составляют основу в исследованиях современных как российских, так и зарубежных ученых. На их базе развиваются и строятся научные теории миграции [10, с. 117].

Первые координированные международные усилия по оказанию помощи беженцам предпринимались в период между Первой и Второй мировыми войнами. С 1919 по 1939 гг. в связи с ожесточенными конфликтами только в Европе количество беженцев составило 5 млн чел. Это были русские, греки, турки, армяне, евреи, испанские республиканцы. В августе 1921 г. Международный комитет Красного Креста обратился к Лиге Наций с призывом помочь более чем миллиону российских беженцев, которым пришлось оставить свои дома в ходе Гражданской войны в России. Первым Верховным комиссаром по делам беженцев Лигой Наций был назначен всемирно известный исследователь-полярник Ф. Нансен. Позднее в 1943 г. на базе этой организации союзные державы, в том числе и Советский Союз, создали Администрацию ООН помощи и восста-

новления (ЮНРРА). Она была наделена широкими полномочиями в оказании содействия людям на разоренных войной территориях. В 1947 г. была основана Международная организация по делам беженцев (МОБ) как непостоянное специализированное учреждение ООН. В декабре 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение учредить Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), начавшее свою деятельность в 1951 г.

В настоящее время международная миграция регулируется целым рядом официальных интернациональных организаций. Значительные размеры и мощность миграционных процессов поставили перед мировым сообществом задачи контроля и регламентации их на международном уровне. По инициативе США и Бельгии в 1951 г. в Брюсселе прошла международная конференция, посвященная этим вопросам. На основании ее решений был сформирован Временный межправительственный комитет по перемещению мигрантов в Европе (ВМКПМЕ), переименованный позднее в Межправительственный комитет по миграции в Европе (МКМЕ). Именно он обеспечивал территориальное движение 406 тыс. беженцев, перемещенных лиц и экономических мигрантов из Европы в другие страны [2, с. 160-163].

В 1980 г. Совет МКМЕ меняет название на Межправительственный комитет по миграции (МКМ), а позднее, после ратификации конвенции в 1953 г., вновь переименовывается — в Международную организацию по миграции (МОМ). Штаб-квартира этой организации располагается в Женеве (Швейцария).

В состав МОМ сегодня входит 101 государство, еще 30 стран являются наблюдателями. За счет ежегодных взносов стран-участниц и добровольных взносов формируется бюджет данной организации. Деятельность МОМ осуществляется согласно уставу, который принят еще в 1951 г. и пересмотрен в 1989 г. Главным принципом функционирования МОМ является обеспечение гуманного и упорядоченного территориального движения населения, которое отвечает требованиям мигрантов и мирового сообщества. Работа этой организации направлена на содействие решению актуальных проблем миграции, разрешение конфликтов в данной сфере, поощрение социального и экономического развития страны с помощью миграции, поддержание человеческого достоинства и благополучия мигрантов.

В настоящее время к основным направлениям деятельности МОМ относятся: организация регулируемой миграции с учетом специфических потребностей страны-приема; создание условий препятствующих нелегальной миграции; перераспределение квалифицированных трудовых ресурсов с целью рационального экономического, социального и культурного развития государств. Кроме того, в сферу интересов МОМ входят организованное переселение вынужденных мигрантов, не по своей воле покинувших родину, а также обеспечение возможностей обмена опытом и информацией для государственных и неправительственных организаций. За время своего существования МОМ оказала помощь 11 млн мигрантов. Крупнейшими программами этой организации стали: перемещение 180 тыс. беженцев из Венгрии, бежавших в Австрию и Югославию в 1956-1957 гг.; «Миграция для развития», направленная на набор и размещение высококвалифицированных мигрантов для развивающихся стран Латинской Америки в 1964 г.; перемещение 40 тыс. чехословацких беженцев в 1968 г.; помощь по перемещению еврейских переселенцев из СССР в 70-80-е гг. ХХ в.; переселение 130 тыс. беженцев из Бангладеш и Непала в Пакистан в 1971 г.; эвакуация и перемещение лиц азиатского происхождения из Уганды в 1972 г.; переселение 31 тыс. чилийцев в другие страны мира в 1973 г.; «Возвращение талантов», направленная на возвращение в Латинскую Америку лиц, проживающих за границей в 1974 г.; перемещение беженцев и перемещенных лиц из Индокитая в 1975 г. Кроме того, МОМ рас-

ширила программу «Миграция для развития» для квалифицированных граждан из африканских стран в 1983 г.

В последние два десятилетия большое внимание МОМ уделяла: репатриации мигрантов на Ближнем Востоке с сентября 1990 г. по январь 1991 г., которая помогла возвратиться 165 тыс. чел. в Египет и страны Азии; возвращению 800 тыс. перемещенных иракских курдов в 1991 г.; технической поддержке и медицинскому обслуживанию перемещенных лиц в бывшей Югославии в 1992 г.; Югославской чрезвычайной программе для эвакуации и воссоединения семей перемещенных лиц из бывшей Югославии (1992 г.); возвращению 500 тыс. перемещенных лиц, демобилизованных солдат и уязвимых групп среди лиц, перемещенных внутри страны и беженцев в Мозамбик в 1993 г.; возвращению 1 млн 200 тыс. жителей Руанды из соседних стран и переселению 250 тыс. беженцев из бывшего Заира в 1994 г.; эвакуации 6 тыс. курдских беженцев из Северного Ирака в США в 1996 г.; возвращению 190 тыс. боснийских беженцев домой в 1996 г.; помощи жителям Гондураса, оставшимся бездомными после урагана «Мич» а 1998 г.; гуманитарной программе эвакуации 80 тыс. беженцев из Косово и бывшей югославской Республики Македония в более чем 30 стран, возвращению их домой в 1999 г.; помощи 150 тыс. жителей Косово вернуться домой в 2000 г.; возвращение приблизительно 140 тыс. беженцев в Восточный Тимор; программе по идентификации и компенсации бывшим узникам нацистского режима в Германии и др. [9, с. 113-114].

Правительство Российской Федерации подписало с МОМ соглашение о сотрудничестве в 1992 г. После того как в Москве было открыто Бюро МОМ, наша страна стала обладателем статуса наблюдателя этой организации. В России Международная организация по миграции занимается формированием и укреплением национальных учреждений, работающих в области миграции; содействует исследованиям и распространению информации по вопросам территориальной подвижности населения; оказывает помощь в переселении и обустройстве их на новом месте. Кроме того, деятельность МОМ на территории РФ сосредоточена на оказании помощи беженцам в оформлении документации для пребывания в странах первого убежища, в переселении в третьи страны, в медицинском обслуживании, языковой и культурной адаптации, поиске жилья, финансовой поддержке и т. д.

Важнейшей международной организацией, контролирующей вопросы миграции, является УВКБ ООН. Основные полномочия этой организации не изменялись с момента ее создания — защита беженцев и поиски путей решения их проблем. За прошедшие десятилетия произошли перемены в среде, в которой работает данная организация, а также появились новые виды в ее деятельности. Прежде всего, увеличились объемы операций УВКБ ООН. Если сначала организация занималась оказанием помощи примерно 400 тыс. беженцев, лишившихся дома в результате Второй мировой войны, то к 1996 г. УВКБ ООН решало проблемы примерно 26 млн чел. К настоящему времени существенно возрос бюджет организации (с 300 тыс. дол. в 1951 г. до 1 млрд дол. в 2000 г.) и увеличилась численность ее персонала (с 33 чел. до 5 тыс. чел.). УВКБ ООН имеет отделения в 120 странах. Кроме того, кардинально расширился диапазон операций, проводимых УВКБ ООН. На первых порах она содействовала переселению беженцев. В настоящее время предоставляет материальную поддержку, обеспечивает продовольствием и жильем, оказывает услуги в области здравоохранения, образования и других сферах социальной защиты. Разработаны специальные программы оказания помощи конкретным группам людей: женщинам и детям, подросткам, пожилым людям, посттравматическим больным, инвалидам и т. д.

УВКБ ООН существенно расширила круг людей, получающих помощь. Изначально организация создавалась с целью защиты беженцев, а сегодня ей

разработаны программы содействия другим категориям граждан, в том числе перемещенным лицам в пределах своих государств, возвратившимся в родные места; ищущим убежище, но не получившим официального статуса; людям, пострадавшим от боевых действий и др.

Увеличилось и число международных организаций, занимающихся той же проблематикой. К 2000 г. число неправительственных организаций, сотрудничающих с УВКБ ООН, составило более пятисот. В настоящее время сотрудники УВКБ ООН работают в районах с нестабильной, стремительно меняющейся обстановкой. Иногда их деятельность разворачивается и в центре военных действий.

Региональное представительство УВКБ ООН в Российской Федерации было открыто в Москве 6 октября 1992 г. В ноябре 1992 г. РФ присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и к Протоколу 1967 г., относящемуся к статусу беженцев. Эти документы вступили в силу в 1993 г. В марте 1993 г. парламент России принял Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 и Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1, в июне 1993 г. была организована Федеральная миграционная служба (ФМС). Создание правовой инфраструктуры сделало возможным активизировать деятельность УВКБ ООН по оказанию помощи российским органам власти в реализации данных правовых актов в соответствии с международными стандартами. Последние включают в себя «принцип невысылки» и процедуры определения статуса. Кроме того, УВКБ ООН также ставит своей задачей оказание правовой защиты гражданам и помощи в выработке долгосрочных решений тем, кто подпадает под его мандат.

В настоящее время в России региональное представительство УВКБ ООН строит свою работу на базе конструктивного сотрудничества с различными федеральными ведомствами, с Государственной Думой в вопросах выработки национального законодательства по проблемам беженцев и миграции. Наблюдается тесное взаимодействие УВКБ ООН с региональными отделениями Миграционной службы.

В отечественной науке основоположниками и классиками миграции как самостоятельного направления считаются: А. А. Кауфман, Н. П. Огановский, Н. М. Ядринцев, А. Д. Пешехонов, А. А. Исаев, Г. К. Гинс, В. П. Вощинин, О. А. Квиткин, Л. И. Лубны-Герцык, И. Л. Ямзин и др.

Мощные глобализационные процессы в современной мировой экономике привели к усилению прежних и появлению новых причин и факторов территориальной подвижности населения. Среди множества мотивов миграции экономическая составляющая считается наиболее значимой. Не случайно причины и последствия миграционных процессов нашли широкое отражение в отечественной и зарубежной экономической литературе.

В настоящее время в научных кругах обсуждается широкий спектр экономических теорий, исследующих самые разнообразные проблемы миграции, в связи с постоянным изменением, усилением и обострением процессов и последствий, сопутствующих ей. Считается, что наиболее полную и удачную классификацию основных научных подходов в отечественной литературе представил В. А. Ионцев [4]. На базе данной классификации И. В. Ивахнюк показал, как основные экономические теории объясняют возникновение и развитие международных трудовых миграционных потоков, их состав, причины, структуру и т. д. [3] Данную точку зрения разделяет и С. Е. Метелев [5, с. 18-22].

Рассмотрим наиболее важные и популярные, на наш взгляд, теории.

Современный «мейнстрим», базирующийся на постулатах маржиналист-ской революции1, как известно, сформулирован и введен в научный оборот еще У. С. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом. Именно они заложили новые основы западной экономической теории [1, с. 83]. Позднее ее фундаменталь-

ные идеи А. Маршалл, В. Парето и другие ученые соединили с положениями классической политической экономии. В итоге произошла переориентация основных акцентов экономической науки и, как следствие, изменился облик «мейнстрима». Соответственно экономическая теория становится наукой о рациональном поведении человека сначала в сфере хозяйства, а затем и за пределами этой сферы (в том числе, при помощи экономических методов, особенно принципа оптимизации, исследуются политические явления и взаимодействие между хозяйственной и политической сферами) [7]. В рамках «мейнстрима» миграция населения изучается в связи с экономической рациональностью, предполагающей оптимизацию, вызванную и географическими различиями в спросе и предложении рабочей силы; широкое распространение получил равновесный анализ как основной метод исследования экономической динамики.

Согласно микроэкономической теории индивидуального выбора, являющейся аналогом макроэкономической теории, индивидуумы осуществляют рациональный выбор, предпочитая переезд на другое место жительства. Они принимают данное решение, взвесив возможные потери и выигрыши от перемены места жительства. Рациональные индивидуумы направляются в те места, где преимущества от миграции будут наилучшими. В русле данной теории миграция рассматривается как форма инвестиций в человеческий капитал, т. е. в образование, квалификацию, знание языков и т. д.

В этом направлении сложилось несколько концепций, исследующих территориальную подвижность населения. Например, теория «выталкивания-притяжения». Ее основу составляют комплексные исследования причин отъезда (выталкивания), которые формируют желание покинуть места постоянного проживания, а также причин привлекательности иных регионов. Так, возможными причинами-факторами выталкивания считаются: высокий уровень цен, низкие характеристики уровня жизни, невозможность найти подходящую работу (адекватно реализовать свои способности и квалификацию), неблагоприятный политический режим и т. д. В качестве привлекательных причин-факторов изучаются: более высокий уровень заработной платы, перспективные возможности реализации предпринимательских и научных способностей, политические свободы, более благоприятные природно-климатические условия и т. д.

В идеальном варианте в качестве выводов из данной теории следует, что мигранты должны двигаться из бедных слаборазвитых регионов в более богатые. Существование экономических различий между странами является достаточной причиной для формирования миграционных потоков. Последние должны были способствовать выравниванию уровней заработной платы, качества жизни в разных странах, а итогом этих процессов станет экономическое равновесие в мире.

Однако данная позиция подвергалась и серьезной критике. Эти теории определялись оппонентами как упрощенные, оторванные от реальности, не отражающие истинные причины миграционных процессов. Ведь теория «выталкивания-притяжения» характеризует миграцию исключительно через призму решения отдельных лиц или их групп переехать на другое место жительства, где свободный рынок ждет их. Предел свободному перемещению, считают ее сторонники, ставят только ресурсы конкретного индивидуума и наличие государственного регулирования. Критики такого подхода показывают, что от-

1 Сущность маржинализма, как известно, состоит в использовании при исследовании экономических процессов предельных величин. Это позволяет исследовать точки как максимума, так и минимума в различных функциях, описать данные процессы и определить результаты оптимизации.

дельные индивидуумы не в состоянии свободно манипулировать государственной иммиграционной политикой.

Экономический империализм подразумевает проникновение экономической науки в исследование внехозяйственных сфер общественной жизни. Результатом развития этого направления является появление экономических теорий преступления и наказания, заключения браков, рождения детей, самоубийств, посещения церквей, политической деятельности, изучения языков и т. д. Все эти теории объединяет определение человека как субъекта, осуществляющего рациональный выбор: когда и с кем заключать брак, сколько рожать детей, предпочесть ли «карьеру» преступника и т. д. При рассмотрении вопросов миграции данная теория во главу ставит причины подвижности населения, вызванные нематериальными мотивами, часто даже лишенные экономической выгоды.

Гетеродоксальное направление экономической теории, включающее эволюционную теорию, экономику соглашений, посткейнсианство и др. [8, с. 22-32], предпочитает исследовать миграцию с точки зрения неоптимизирующего поведения людей в нестабильных или даже неравновесных экономических системах. Подобный подход обусловлен специфическим восприятием природы человека и экономического мира. Эта природа трактуется как несовершенная. Несовершенство проявляется в том, что люди обладают ограниченными познавательными способностями, и даже если информация достается им без затрат, существуют особые психологические издержки принятия решений1. При этом часто информация или труднодоступна, или ее объем крайне велик, или она чрезмерно сложна. В силу этого возникают информационные издержки. Взаимодействие данных аспектов приводит к тому, что люди не в состоянии использовать всю имеющуюся информацию для принятия оптимальных решений. Поэтому на первый план выходят такие принципы поведения, как ориентация на удовлетворительный результат и следование привычкам и стереотипам поведения. Применяя такие поведенческие принципы, люди приходят к результатам, совершенно отличным от тех, к которым склоняются сторонники принципов оптимизации [7, с. 96].

Для посткейнсианства, характерным признаком считается неопределенность будущего. Согласно данной концепции будущее не только неопределенно, но и непознаваемо, так как значительная часть информации, касающейся будущего, еще даже не создана [11]. Поэтому в ходе принятия решений важную роль играют предположения по поводу будущего. Люди не в состоянии вычислить оценки вероятностей каждого из возможных исходов событий в будущем, ни даже количество таких исходов. Поэтому, принимая решения о миграции, люди не всегда знают, что ждет их на новом месте жительства, насколько оправдаются эти ожидания.

Список использованной литературы

1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке / В. С. Автономов. — СПб. : Экономическая школа, 1998. — 230 с.

2. Демографический понятийный словарь / под ред. Л. Л. Рыбаковского. — М. : Центр социального прогнозирования, 2003. — 352 с.

3. Ивахнюк И. В. Международная трудовая миграция / И. В. Ивахнюк. — М. : ТЕИС, 2005. — 288 с.

4. Ионцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. — М. : Диалог МГУ, 1999. — Вып. 3. — 370 с.

1 Очевидно, об этом первым написал Дж. М. Кларк (см. [12]).

5. Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России / С. Е. Метелев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2006. — 176 с.

6. Мукомель В. Миграция сейчас имеет четкий вектор / В. Мукомель // ВосточноСибирская правда. — 2013. — 17 июня.

7. Розмаинский И. О методологических основаниях мейнстрима и гетеродоксии в экономической теории конца XIX — начала XXI века / И. Розмаинский // Вопросы экономики. — 2008. — № 7. — С. 89-99.

8. Скоробогатов А. С. Институциональная экономика : курс лекций / А. С. Скоро-богатов. — СПб. : СПбФГУ-ВШЭ, 2006. — 160 с.

9. Юдина Т. Н. Миграция: словарь основных терминов : учеб. пособие / Т. Н. Юдина. — М. : Изд-во РГСУ : Академический Проект, 2007. — 472 с.

10. Юдина Т. Н. Социология миграции : учеб. пособие для вузов / Т. Н. Юдина. — М. : Академический Проект, 2005. — 272 с.

11. Davidson P. Reality and Economic Theory / P. Davidson // Journal of Post Keynesian Economies. — 1996. — Vol. 18, № 4. — P. 479-508.

12. Rutherford M. Institutions in Economics: The Old and the New Institutionalism / M. Rutherford. — Cambridge : Cambridge University Press, 1995. — 240 p.

References

1. Avtonomov V. S. Model cheloveka v ekonomicheskoy nauke [The model of the human in the economic science]. Saint-Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1998. 230 p.

2. Rybakovskiy L. L. (ed.) Demograficheskiy ponyatiynyy slovar [Glossary on Demography]. Moscow, Tsentr sotsialnogo prognozirovaniya Publ., 2003. 352 p.

3. Ivakhnyuk I. V. Mezhdunarodnaya trudovaya migratsiya [International labour migration]. Moscow, TEIS Publ., 2005. 288 p.

4. Iontsev V. A. Mezhdunarodnaya migratsiya naseleniya: teoriya i istoriya izucheniya [International migration of people: theory and sources for study]. Moscow, Dialog MGU Publ., 1999. Iss. 3. 370 p.

5. Metelev S. E. Mezhdunarodnaya trudovaya migratsiya i nelegalnaya migratsiya v Rossii [International labour migration and illegal migration in Russia]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., Zakon i pravo Publ., 2006. 176 p.

6. Mukomel V. The contemporary migration has a definite direction. Vostochno-Si-birskayapravda - East-Siberian Truth, 2013, 17 June (in Russian).

7. Rozmainskiy I. On methodological grounds for mainstream and heterodoxy in economic theory of late XIX-early XX centuries. Voprosy ekonomiki - Issues of Economics, 2008, no. 7, pp. 89-99 (in Russian).

8. Skorobogatov A. S. Institutsionalnaya ekonomika [Institutional Economy]. Saint-Petersburg, SPbFGU-VShE Publ., 2006. 160 p.

9. Yudina T. N. Migratsiya: slovar osnovnykh terminov [Migration: a dictionary of key terms]. Moscow, RGSU Publ., Akademicheskiy Proekt Publ., 2007. 472 p.

10. Yudina T. N. Sotsiologiya migratsii [Sociology of migration]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2005. 272 p.

11. Davidson P. Reality and Economic Theory. Journal of Post Keynesian Economies, 1996, vol. 18, no. 4, pp. 479-508.

12. Rutherford M. Institutions in Economics: The Old and the New Institutionalism. Cambridge, Cambridge University Press, 1995. 240 p.

Информация об авторе

Трофимова Татьяна Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: trofimovati2006@mail.ru.

Author

Trofimova Tatyana Ivanovna — PhD in Economics, Associate Professor, Dep-t of Economic Theory and Institutional Economics, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: trofimovati2006@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.