Научная статья на тему 'Институциональное партнерство в трансграничном бассейне реки Иртыш'

Институциональное партнерство в трансграничном бассейне реки Иртыш Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
664
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ВОДОДЕЛЕНИЕ / WATER SHARING / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / WATER ISSUES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Винокуров Юрий Иванович, Красноярова Бэлла Александровна, Барышников Геннадий Яковлевич, Барышникова Ольга Николаевна, Антюфеева Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются экологические проблемы водопользования в трансграничном бассейне реки Иртыш и его левых притоках Тобол и Ишим. Акцент сделан на вопросах незавершенности институциональной среды управления водными ресурсами, несогласованности интересов Казахстана, Китая и России. Называются и некоторые пути решения, которые избрала каждая из стран бассейна, и отсутствие или недостаточность нормативно-правовых норм их согласованной реализации. Раскрываются основные положения проекта Эрасмус + «Институциональное партнерство в целях устойчивости трансграничного водопользования: Россия и Казахстан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Винокуров Юрий Иванович, Красноярова Бэлла Александровна, Барышников Геннадий Яковлевич, Барышникова Ольга Николаевна, Антюфеева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL PARTNERSHIP IN THE TRANSBOUNDARY BASIN OF THE IRTYSH RIVER

The article deals with ecological problems of water use in the transboundary basin of the Irtysh River and its left tributaries Tobol and Ishim. The accent is made on the issues of incompleteness of the institutional environment for water resources management, inconsistencies in the interests of Kazakhstan, China and Russia. Some of the ways of solution chosen by each of the basin countries and the absence of inadequacy of the normative legal norms for their coordinated implementation are also mentioned, the main provisions of the Erasmus + «Trans-Regional Environmental Awareness for Sustainable Usage of Water Resources (TREASURE -WATER)».

Текст научной работы на тему «Институциональное партнерство в трансграничном бассейне реки Иртыш»

УДК 911.2 + 556.5

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТРАНСГРАНИЧНОМ БАССЕЙНЕ РЕКИ ИРТЫШ

Ю.И. Винокуров1-2, Б.А. Красноярова1-2, Г.Я. Барышников2, О.Н. Барышникова2,

2 1 Т.В. Антюфеева , С.Н. Шарабарина

'Институт водных и экологических проблем СО РАН, Барнаул, E-mail:bella@iwep.ru 2Алтайский государственный университет, Барнаул, E-mail: bgj@geo.asu.ru

В статье рассматриваются экологические проблемы водопользования в трансграничном бассейне реки Иртыш и его левых притоках - Тобол и Ишим. Акцент сделан на вопросах незавершенности институциональной среды управления водными ресурсами, несогласованности интересов Казахстана, Китая и России. Называются и некоторые пути решения, которые избрала каждая из стран бассейна, и отсутствие или недостаточность нормативно-правовых норм их согласованной реализации. Раскрываются основные положения проекта Эрасмус + «Институциональное партнерство в целях устойчивости трансграничного водопользования: Россия и Казахстан».

Ключевые слова: проблемы водопользования, вододеление, международное сотрудничество, институциональная среда.

Дата поступления 4.03.2018

Обь является одной из крупнейших рек, которая входит вместе со своим крупнейшим притоком р. Иртыш в топ-10 рек мира как по длине водотока, так и по площади водосбора, уступая иным крупным рекам по показателям водности - расходу воды в устье - среднегодовому и максимально наблюдаемому. На территории бассейна расположены 10 субъектов Уральского и Сибирского федеральных округов РФ, 6 облас-тей/акиматов Республики Казахстан и Алтайский округ Или-Казахского региона Синьцзян-Уйгурского района КНР. Эти регионы связаны единой водно-хозяйственной системой и находятся в состоянии постоянного согласования интересов не только водно-хозяйственных, но и эколого-экономических и со-цио-культурных; причем не только на международном - между Казахстаном, Китаем и Россией, национальном (в пределах одной страны), но и межрегиональном уровнях, когда сталкиваются интересы разных стран, регионов, отраслей или межотраслевых комплексов, а также этнических групп, проживающих в пределах одной реки с разными

системами жизнеобеспечения и институциональными формами организации водопользования.

В данной работе мы остановимся лишь на проблемах водопользования в бассейне р. Иртыш, который относится к трансграничным речным бассейнам. В пределах этой территории наблюдается конфликт интересов трех государств, и решить его можно лишь на наднациональном уровне путем поиска консенсуса, согласования интересов и внедрения инструментов интегрированного управления. Интегрированное управление водными объектами, на наш взгляд, есть не что иное, как реализация методологии стратегического менеджмента применительно к водно-хозяйственной системе, алгоритм которого широко применяется в практике управления экономически развитых стран и транснациональных корпораций, исходя из миссии данной системы, диагностики состояния и прогнозируемых трендов развития. В нашем случае оцениваются стратегические документы развития региональных систем бассейна, тенденции питьевого и хозяйственно-бытового водопользова-

Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2018. (48)

ния с учетом потенциала внедрения новых технологий - наилучших достигнутых, маловодных и «сухих».

Трансграничный характер имеет не только собственно Иртыш, но и его крупные левые притоки Тобол и Ишим. В российской части - это наиболее нагруженная часть бассейна. Общесистемные проблемы бассейна связаны с неравномерным формированием его стока и нерациональным характером его использования и могут быть сформулированы следующим образом:

- истощение водных ресурсов в результате увеличения заборов воды в Китае и Казахстане, потерь на испарение из водохранилищ каскада ВерхнеИртышских ГЭС и других гидротехнических сооружений (ГТС);

- высокий уровень загрязнения водных ресурсов бассейна тяжелыми металлами и нефтепродуктами функционирующими в верховьях Иртыша предприятиями горно-металлургического комплекса и теплоэнергетики;

- радиационное загрязнение территории в результате действия Семипалатинского полигона, полигона «Лобнор» в КНР, ПО «Маяк» и др.;

- высокая зарегулированность речного стока;

- аварийное состояние гидротехнических сооружений;

- отсутствие правовых механизмов регулирования водопользования в трансграничных государствах.

Анализу этих проблем посвящены ранее опубликованные работы [1-2], и мы не будем на них останавливаться, назовем лишь отдельные черты их проявления.

Нехватка воды является одной из основных проблем в бассейне вследствие того, что верхняя и средняя части бассейна приурочены к засушливым территориям Китая и Казахстана, и среднемноголетний речной сток от Семипалатинска до Омска, вниз по течению реки, не увеличивается, а сокращается на 4-5 %. Усугубляет ситуацию вы-

сокая и возрастающая индустриальная нагрузка на территории бассейна. Река Иртыш и ее притоки в пределах Казахстана и Китая являются основной водной артерией и источником водообеспе-чения населения и экономики этих территорий. При этом следует отметить, отсутствие жестко согласованных сроков и объемов водозаборов. Лежащие выше по течению государства и регионы наращивают объемы водозаборов вне учета интересов нижележащих водопользователей.

Загрязнение водоемов (химическое и радиоактивное) и трансграничный перенос загрязняющих веществ является следующей важной системной проблемой. Основной объем сбросов приходится на предприятия Казахстана (более 85 %), России - чуть менее 14 %. Но в структуре сточных вод казахстанских предприятий основная доля стоков приходится на условно чистые воды, сбрасываемые из водохранилищ, тогда как почти 100 % стоков российских предприятий относятся к загрязненным и недостаточно очищенным. Помимо химического загрязнения, территория бассейна испытывает радиационное загрязнение в результате продолжительного действия Семипалатинского полигона, полигона «Лобнор» в КНР, ПО «Маяк» в Челябинской области и др.

В бассейне Иртыша основными загрязнителями являются горно-металлургические предприятия Усть-Каменогорского, Зыряновского, Лениногорского и др. промузлов, а также город-миллионер Омск, общий сброс которых составляет почти 3 000 млн м в год [3].

В бассейне р. Ишим объемы сброса сточных вод едва достигают 100 млн м , из которых большая часть (94 %) поступает на территорию Казахстана от предприятий Караганда-Темиртауского пром-района и городов Астана и Петропавловск. Качество воды Ишима в последние годы существенно не меняется и характеризуется следующим образом. В верховьях реки и Вячеславском водо-

хранилище в пределах Казахстана вода оценивается как «чистая». Ниже по течению после сбросов промышленными предприятиями Астаны и Петропавловска, а также Караганда-Темиртауского промрайона, сточные воды которых попадают в реку через канал Нура-Ишим (вода в канале соответствует 5 классу качества - «грязная») - «умеренно загрязненная» [4]. В пределах российской части бассейна после попадания в нее городских стоков г. Ишима вода характеризуется как «загрязненная» и «грязная» [5].

Река Тобол, дважды пересекающая российско-казахстанскую границу, характеризуется как «умеренно загрязненная» на территории Челябинской области (основные загрязнители - города Челябинского промрайона, а также городов Южноуральск, Пласт, Каркалы и Троицк, на долю последнего приходится треть общего забора воды и одна десятая сброса) [6]; и «грязная» в пределах Курганской области РФ [7].

Зарегулированность речного стока на территории Казахстана является серьезной системной проблемой рассматриваемого трансграничного бассейна: каскад крупных Верхне-Иртышских водохранилищ (Бухтарминское, Усть-Каменогорское, Шульбинское), а также Вячеславским, Ишимским, Сергеевским и Петропавловским водохранилищами на Ишиме. Недостаток в воде населения и хозяйства в бассейне Ишима покрывается переброской речного стока Иртыша в р. Нура по каналу Иртыш-Караганда. Высокой зарегулированно-стью стока отличаются реки бассейна Тобола (Исеть, Миасс, Нейва, Аять и мн. др.) на территории Челябинской и Свердловской областей РФ. Высокая зарегулированность стока р. Иртыш и его притоков позволяет обеспечить потребность населения и экономики ряда областей северо-востока Казахстана, Тюменской, Курганской и Омской областей РФ, но рост забора воды в Китае может усилить уже сегодня актуальные

проблемы заполнения Верхне-Иртыш-ских водохранилищ. Кроме того, в бассейне высока угроза гидротехнической безопасности в связи с высоким физическим (Лениногорский каскад малых ГЭС деривационного типа был создан в 1920-1940-е гг.) и моральным износом крупных гидротехнических сооружений (Бухтарминского, Усть-Каменогорского, Шульбинского), неоднократно менявших собственника без надлежащего технического сопровождения, а также достаточно высокой вероятностью возникновения сейсмических событий.

Недостаточное развитие институциональной среды для управления трансграничными водными ресурсами в трансграничном бассейне р. Иртыш следует назвать в числе важных системных проблем, которая является многокомпонентной, и ее следует рассматривать несколько шире, чем только с позиций управления водопользованием. Она распадается, прежде всего, на вопросы международного регулирования, т.к. во-первых, КНР не является субъектом международных отношений в области трансграничного водопользования, до сих пор не подписав основополагающие соглашения в этой области: Конвенцию об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992) [8] и Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997) [9]. КНР действует лишь в рамках собственного законодательства, активно наращивая изъятие водных ресурсов Черного Иртыша для целей орошения, промышленного и питьевого водоснабжения. Во-вторых, трансграничное сотрудничество в бассейне р. Иртыш реализуется на двусторонней основе (т.к. Китай отказывается от трехстороннего сотрудничества по этому вопросу): между двумя странами-участниками Казахстан - Китай и Казахстан - Россия. Имеющиеся договоренности между Китаем и Казахста-

ВиШПп АВ RGS [Izvestiya АО RGO]. 2018. N01 (48)

ном не касаются конкретных объемов вододеления.

Основой межгосударственного сотрудничества в сфере водных отношений между Казахстаном и Китаем является «Соглашение о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» от 12 сентября 2001 г. (Астана), а также два межправительственных соглашения (февраль, июнь 2011 г.) в области контроля качества трансграничных рек и в области охраны окружающей среды. В них заложены обязательства двух государств по сотрудничеству в области обеспечения качества воды, охраны, контроля и мониторинга трансграничных рек и других объектов окружающей среды; включены нормы по сотрудничеству в области принятия мер предупреждения и ликвидации загрязнения воды в трансграничных реках; создана казахстанско-китайская Комиссия по сотрудничеству в области охраны окружающей среды, но по вопросу лимитов водозабора стороны не смогли выработать единую позицию (Международно-правовые механизмы определения правового статуса реки Иртыш). Современный Китай в рамках Стратегии северо-западных территорий, граничащих с Казахстаном, уже сейчас в значительной мере регулирует сток в верховьях Иртыша, планируя довести процент изъятия до 40-50 % его стока [10].

Казахстанско-российские водные отношения регулируются Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 7 сентября 2010 г., принятым взамен одноименного соглашения 1992 г.; создана Казахстанско-Россий-ская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, в числе функций которой организация и проведение совместных мероприятий в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов; установление параметров стока в согласованных пограничных створах трансграничных вод-

ных объектов, обеспечение их соблюдения; оценка параметров вододеления на основе совместно выполненных водохозяйственных и экономических расчетов при изменении водохозяйственной ситуации в бассейнах трансграничных водных объектов; рассмотрение водохозяйственных мероприятий на трансграничных водных объектах, планируемых к реализации на территориях РФ или РК, способных оказать трансграничное воздействие, а также согласование порядка проведения совместной оценки воздействия планируемых мероприятий на окружающую среду и др.

В рамках данной комиссии созданы рабочие группы по бассейнам отдельных рек [11]. Следует отметить, что и в российско-казахстанских отношениях при достаточно тесном взаимодействии в рамках выше названной комиссии и рабочих групп далеко не все столь согласовано, как хотелось бы и как должно быть между государствами - членами единого Таможенного Союза и Евразийского экономического союза. Например, в настоящее время казахская сторона активно рассматривает проекты переброски российских вод без предварительного детального обсуждения с РФ и ее регионами. К данным проектам относятся как ранее разработанные, еще в рамках единого государства, проекты, например, Белокатунской ГЭС (Лен-ГИДРОЭП, 1961) с переброской части стока р. Тихая (бассейн р. Катунь), так и более современные проекты строительства Трансказахстанского канала с четырьмя дополнительными ветками -Астанинской, Петропавловской, Коста-найской и Актюбинской. В качестве потенциального бассейна - донора рассматривается бассейн р. Иртыш. Кроме того, для целей сохранения озера Балхаш, имеющего для страны государственное значение, предложен сценарий переброски части стока р. Иртыш по направлению р. Бухтарма - озеро Балхаш [12]. Реализация данных проектов весьма существенно скажется на водоснабжении южных районов Омской области и города-миллионера Омска, уже сегодня испытывающего дефицит вод-

ных ресурсов в особенности в маловодные годы и периоды. Строительство Красногородского узла, начатое в 2011 г. ниже г. Омска, еще далеко до завершения, но уже сегодня ясно, что оно вряд ли решит все задачи Омского Прииртышья. Хотя и были предложения менее радикального, но, возможно более действенного, вмешательства в гидрологический режим реки путем строительства подводных искусственных порогов и ограничения добычи песка, вплоть до полного запрета в засушливые годы. Проблемы водообеспечения в трансграничных бассейнах рек Тобол и Иртыш решаются также путем создания новых и реконструкции действующих водохранилищ или меж/внутрибассей-новых перебросок речного стока. Остаются нерешенными и вопросы отсутствия действенных и согласованных экономически и юридически нормативно-правовых механизмов регулирования водопользования с межнациональных и межрегиональных позиций. Нет согласованных лимитов вододеления, что особенно актуально в маловодные годы и сезоны; нет и жестко согласованных графиков попусков трансграничных вод с учетом безопасного функционирования имеющихся ГТС и водохозяйственных систем; отсутствует или низка технологическая дисциплина водопользования на предприятиях - основных потребителях водных ресурсов и в жилищно-коммунальных хозяйствах крупных городов; велики потери водных ресурсов в открытых водоемах и каналах. Разработанный Модельный Водный Кодекс Стран Содружества [13] так и остался «модельным», а каждая страна работает в рамках собственного национального законодательства, не согласованного с другими государствами.

На наш взгляд, вопросы международного сотрудничества в области трансграничных бассейнов требуют наряду с созданием системы международного комплексного мониторинга, охватывающего вопросы формирования водных ресурсов, функционирования гидротехнических систем и пространственно-временных режимов их исполь-

зования, включая паспортизацию опасных производств и декларирование гидротехнической безопасности, формирование согласованной системы подготовки и переподготовки кадров. Данная система должна готовить специалистов, способных, во-первых, оценить процессы формирования и использования водных ресурсов трансграничного региона с учетом сложившихся национальных практик и опыта зарубежных стран; во-вторых, знать нормативно-правовые основы управления водопользованием в странах трансграничного бассейна; и в-третьих, обеспечить внедрение современных технологий в практику проектирования объектов водопользования и управления водохозяйственной деятельностью.

При этом очень важно знание не только передового опыта и наилучших технологий в собственных станах, но и в других странах, особенно в странах Европы, имеющих многолетний опыт успешного трансграничного сотрудничества в речных бассейнах. Именно на создание такой системы подготовки и переподготовки специалистов направлен проект Эрасмус + № 561775-EPP-1-2015-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP Partnership Agreement Trans-Regional Environmental Awareness for Sustainable Usage of Water Resources (TREASURE -WATER) «Институциональное партнерство в целях устойчивости трансграничного водопользования: Россия и Казахстан». Координатором проекта от стран Евросоюза является Университет Альберта-Людвига (Германия, г. Фрайбург). Кроме того, в проекте принимают участие представители из университетов Греции (университет им. Аристотеля, г. Салоники и Афинский университет); Нидерланды (университет Рэдбуд); Великобритания (университет, г. Вул-верхэмптон) и целевого объединения «Водоснабжение Бодензее» (г. Штутгарт, Германия). От Республики Казахстан в проекте участвуют Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана) и Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова (Усть-Каменогорск).

Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2018. No1 (48)

Российская Федерация представлена и рабочие программы всех участников

Тюменским государственным универ- консорциума (партнерства). При этом

ситетом (головной исполнитель от рос- основная задача университетов-участ-

сийско-казахстанской части), Алтай- ников - разработка собственных про-

ским государственным университетом грамм и оценочных средств; а

(Барнаул) Томским и Югорским (Хан- ивэп СО РАН и водоснабжающих

ты-Мансийск) государственными уни- предприятий - формирование социаль-

верситетами, а также Институтом^од- ного заказа (требования к этим про-

ных и экологических проблем (ИВЭП Л

граммам) и их оценка с позиций по-СО РАН, Барнаул) и ООО «Тюмень Во- r „ г

требностей основных работодателей -доканал» (Тюмень). r „ г

предприятий и организаций, ответ-

Каждый участник проекта выполня- ^ ^ ^ '

ственных за организацию и управление

ет собственные задачи, которые затем

процессами водопользования в транс-

сводятся в единую образовательную

граничном бассейне.

программу, включающую предложения

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта Эрасмус + № 561775-EPP-1-2015-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP.

Список литературы

1. Винокуров Ю.И., Красноярова Б.А. Проблемы устойчивого водопользования в трансграничном бассейне р. Иртыш // Матер. XIV Совещ. географов Сибири и Дальнего Востока. - Владивосток: Дальнаука, 2011.- С. 421-423.

2. Винокуров Ю.И., Красноярова Б.А., Платонова С.Г., Стоящева Н.В. Системные проблемы водопользования в трансграничном бассейне реки Иртыш // Водная стихия: опасности, возможности прогнозирования, управления и предотвращения угроз: матер. Всерос. научн. конф. 7-13 октября 2013 г. - Краснодар-Новочеркасск, 2013. - С. 411-415.

3. Экологические риски в трансграничном бассейне реки Иртыш / Науч. ред. Ю.И. Винокуров. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. - 165 с.

4. Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды / Мин-во охраны окружающей среды РК, 2010. - № 1 (123). - 89 с.

5. Проект схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) бассейна р. Иртыш. - М.: ЗАО ПО «Совинтервод», 2009.

6. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды в Челябинской области в 2004-2008 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://mineco174.ru/ mediadoklad.shtml.

7. Плащев А.В., Чекмарев В.А. Гидрография СССР. - Л., 1967. - 287 с.

8. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Хельсинки. 1992 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercourses_lakes.shtml.

9. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Нью-Йорк, 1997 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901856694.

10. Бологов П. Арал номер два. Как Китай превращает Казахстан в пустыню [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/articles/2013/01/23/irtysh.

11. Российско-Казахстанская Комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unece.org/env/documents/ ...2/ECE.MP.WAT.WG.2.2007.15.e.pdf.

12. Абишев И.А., Медеу А.Р., Мальковский И.М., Толеубаева Л.С. Водные ресурсы Казахстана и их использование // Водные ресурсы Центральной Азии и их использование: матер. междунар. научно-практ. конф., посвящ. подведению итогов объявленного ООН десятилетия «Вода для жизни». Т. 1. - Алматы, 2016. - С. 9-19.

13. Модельный Водный Кодекс для государств-участников Содружества независимых государств [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intcode.ru/doc.php?docid=39530.

H3eecmuH AO PW. 2018. № 1 (48)

References

1. Vinokurov Yu.I., Krasnoyarova B.A. Problemy ustoychivogo vodopolzovaniya v transgranichnom basseyne r. Irtysh // Mater. XIV Soveshch. geografov Sibiri i Dalnego Vos-toka. - Vladivostok: Dalnauka, 2011. - S. 421-423.

2. Vinokurov Yu.I., Krasnoyarova B.A., Platonova S.G., Stoyashcheva N.V. Sistemnye problemy vodopolzovaniya v transgranichnom basseyne reki Irtysh // Vodnaya stikhiya: opas-nosti, vozmozhnosti prognozirovaniya, upravleniya i predotvrashcheniya ugroz: mater. Vseros. nauchn. konf. 07-13 oktyabrya 2013 g. - Krasnodar-Novocherkassk, 2013. - S. 411-415.

3. Ekologicheskiye riski v transgranichnom basseyne reki Irtysh / Nauch. red. Yu.I. Vinokurov. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2013. - 165 s.

4. Informatsionny byulleten o sostoyanii okruzhayushchey sredy / Min-vo okhrany okru-zhayushchey sredy RK, 2010. - № 1 (123). - 89 s.

5. Proyekt skhemy kompleksnogo ispolzovaniya i okhrany vodnykh obyektov (SKIOVO) basseyna r. Irtysh. - M.: ZAO PO «Sovintervod», 2009.

6. Kompleksny doklad o sostoyanii okruzhayushchey sredy v Chelyabinskoy oblasti v 2004-2008 gg. [Elektronny resurs]. - URL: http://mineco174.ru/ mediadoklad.shtml.

7. Plashchev A.V., Chekmarev V.A. Gidrografiya SSSR. - L., 1967. - 287 s.

8. Konventsiya po okhrane i ispolzovaniyu transgranichnykh vodotokov i mezhdunarod-nykh ozer. Khelsinki. 1992 [Elektronny resurs]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercourses_lakes.shtml.

9. Konventsiya o prave nesudokhodnykh vidov ispolzovaniya mezhdunarodnykh vodotokov. Nyu-York, 1997 [Elektronny resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901856694.

10. Bologov P. Aral nomer dva. Kak Kitay prevrashchayet Kazakhstan v pustynyu [El-ektronny resurs]. - URL: http://lenta.ru/articles/2013/01/23/irtysh.

11.Rossysko-Kazakhstanskaya Komissiya po sovmestnomu ispolzovaniyu i okhrane transgranichnykh vodnykh obyektov [Elektronny resurs]. - URL: http://www.unece.org/env/documents/ ...2/ECE.MP.WAT.WG.2.2007.15.e.pdf.

12.Abishev I.A., Medeu A.R., Malkovsky I.M., Toleubayeva L.S. Vodnye resursy Ka-zakhstana i ikh ispolzovaniye // Vodnye resursy Tsentralnoy Azii i ikh ispolzovaniye: mater. mezhdunar. nauchno-prakt. konf., posvyashch. podvedeniyu itogov obyavlennogo OON desyatiletiya «Voda dlya zhizni». T. 1. - Almaty, 2016. - S. 9-19.

13.Modelny Vodny Kodeks dlya gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv [Elektronny resurs]. - URL: http://www.intcode.ru/doc.php?docid=39530.

INSTITUTIONAL PARTNERSHIP IN THE TRANSBOUNDARY BASIN

OF THE IRTYSH RIVER

12 12 2 2 Y.I. Vinokurov - , B.A. Krasnoyarova - , G.Y. Baryshnikov , O.N. Baryshnikova ,

T.V. Antyufeeva2, S.N. Sharabarina1

institute for Water and Environmental Problems SB RAS, Barnaul, E-mail: bella@iwep.ru 2Altai State University, Barnaul, E-mail: bgj@geo.asu.ru

The article deals with ecological problems of water use in the transboundary basin of the Irtysh River and its left tributaries - Tobol and Ishim. The accent is made on the issues of incompleteness of the institutional environment for water resources management, inconsistencies in the interests of Kazakhstan, China and Russia. Some of the ways of solution chosen by each of the basin countries and the absence of inadequacy of the normative legal norms for their coordinated implementation are also mentioned, the main provisions of the Erasmus + «Trans-Regional Environmental Awareness for Sustainable Usage of Water Resources (TREASURE-WATER)».

Keyword: water issues, water sharing, international cooperation, the institutional environment.

Received March 4, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.