Научная статья на тему 'Институциональная структура северокавказского зарубежья во Франции в 1920-е 1950-е гг'

Институциональная структура северокавказского зарубежья во Франции в 1920-е 1950-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / ФРАНЦИЯ / РУССКИЙ ПАРИЖ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершов Виталий Федорович

Статья посвящена становлению и деятельности общественных организаций северокавказской диаспоры во Франции в 1920-х 1950-х гг. Автор характеризует общественно-политическую, просветительную и благотворительную активность политических лидеров и творческой интеллигенции Северного Кавказа в Париже. Общественные организации сыграли важную роль в процессе социальной адаптации северокавказских эмигрантов за рубежом и развитии культурного диалога северокавказского зарубежья с российской эмиграцией и французской общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная структура северокавказского зарубежья во Франции в 1920-е 1950-е гг»

Ершов Виталий Федорович - доктор исторических наук, профессор Кафедры истории стран ближнего зарубежья Московского государственного университета им.

М.В.Ломоносова, член Правления Российского общества историков-архивистов, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Исторический факультет, т. 8(495)939-56-79. Дом. адрес: 117342 Москва ул. Введенского, д. 27, корп.

2, кв. 241. Тел. дом. 8 (499) 724-83-35, сот. +7(985)410-15-23, e-mail: ershov_vf@mail.ru

Институциональная структура северокавказского зарубежья во

Франции в 1920-е - 1950-е гг.

Одной из актуальных задач современной отечественной историографии является исследование историко-культурного феномена северокавказского зарубежья ХХ века. Мир эмиграции Северного Кавказа 1920-х - 1950-х гг. стал неотъемлемой частью не только отечественной, но и мировой истории. В том числе, значительный научный интерес представляет институционализация и деятельность северокавказской послереволюционной эмиграции в странах Западной Европы, в том числе, во Франции, которая в 1920-е - 1930-е гг. являлась центром общественнополитической и культурной жизни различных эмигрантских сообществ, возникших в результате миграционных потоков с территории прекратившей свое существование Российской империи. В том числе, во Франции в начале двадцатых годов была сосредоточена деятельность многих политических лидеров Северного Кавказа и Закавказья, а также кадровых военных, ученых, деятелей искусства - представителей адыгских, вайнахских и других народов северокавказского региона. Так, в Париже проживали бывшие руководители Г орской республики - премьер-министр Абдул-Межид (Тапа) Чермоев, министр иностранных дел Гайдар Баммат, первый председатель Парламента Горской республики Вассан-Гирей Джабагиев и его брат, один из политических лидеров Ингушетии, член Ингушского национального Совета Магомет Джабагиев.

В структуре северокавказской эмиграции 1920-х - 1930-х гг., в отличие от диаспор XIX - начала XX вв., доминировала не религиозная, а политическая составляющая, что выразилось в возникновении во Франции

ряда общественно-политических организаций, интересы которых были сосредоточены на проблемах северокавказской государственности и перспективах геополитической, религиозной и культурной ориентации Северного Кавказа.

10 июня 1921 г. в Париже была провозглашена Конфедерация Кавказских республик, которая должна была объединить Грузию, Азербайджан, Армению и Горскую республику. Уже в скором времени стало очевидным, что Конфедерацж являлась политической утопией. Тем не менее, эта идея оставалась в 1920-е - 1930-е гг. политической платформой горских партий и северокавказской прессы в Западной Европе, в том числе, во Франции. Демократическая атмосфера Парижа создавала возможность свободных дискуссий в эмигрантской среде, в том числе, способствовала распространению идей кавказской конфедерации и независимости Северного Кавказа в русскоязычной и иностранной прессе.

В первой половине 1920-х гг. в северокавказском зарубежье создавались активистские центры и боевые группы, задачей которых была борьба с большевизмом непосредственно на территории Северного Кавказа. Так, предпринимались попытки наладить в Париже работу Кавказского политического центра. В столице Франции в мае 1924 г. была образована инициативная группа, поставившая своей целью освобождение Кавказа. Ведущую роль в ней играли представители азербайджанских и северокавказских политических кругов в изгнании. После победы на выборах во Франции Левого блока и возникновения вопроса о признании СССР группа была преобразована в Кавказский центр, в который вошли также представители Грузии. Центром были направлены депутации к британскому премьер-министру Рамсею Макдональду и главе французского правительства Эдуарду Эррио с протестом против установления европейскими державами дипломатических отношений с СССР. Одновременно член президиума Кавказского центра П.Д. Даниил-Бек начал переговоры с эмигрантскими и иностранными финансовыми

группами о финансировании его деятельности. Поддержку Центру оказал Абдул-Межид Чермоев, при содействии которого возникла «группа содействия освобождению Кавказа» во главе с Нюлленсом. В нее вошел один из директоров «Франко-бельгийского синдиката по защите французских и бельгийских интересов в нефтяной промышленности России» и директор «Грозненского общества транспортировки нефти» («Societe pour le transport du naphte de Grosny»). Участники группы стремились вовлечь в нее также дом Дрейфуса, «Russian Oil Company» и другие финансово-промышленные структуры в Европе. Политический отдел Кавказского центра поддерживал регулярные контакты с персидским и турецким посольствами в Париже. Персидское консульство снабжало паспортами и деньгами агентов и курьеров, отправлявшихся на Кавказ [4, с. 451].

Во второй половине 1920-х гг. центр общественно-политической активности северокавказской эмиграции переместился из Франции в Чехословакию и Польшу. При этом рупор созданной в Праге в 1926 г. «Народной партии горцев Кавказа» журнал «Горцы Кавказа» выпускался параллельно в Париже и Варшаве. Париж являлся штаб-квартирой «Горского национального объединения» и редакции журнала «Кавказ», издававшегося в 1934-1939 гг. под редакцией Гайдара Баммата.

Существенную роль в общественной жизни кавказского зарубежья во Франции во второй половине 1920-х гг. играли также масонские ложи «Золотое руно» и «Прометей», объединявшие политическую элиту грузинской и северокавказской диаспор Парижа.

Значительная часть северокавказского эмигрантского сообщества во Франции была интегрирована в институциональную систему российского зарубежья. Многие уроженцы Северного Кавказа воевали в составе белых армий, поддерживая тем самым идею единого многонационального российского государства, принципы внутреннего устройства которого должны были определиться после победы над большевизмом. Многие

офицеры и генералы-северокавказцы, которые получили образование в российских кадетских корпусах и военных училищах и прошли Первую мировую войну, после революции 1917 г. откликнулись на лозунги белого движения [2, с.26]. Так, Черкесский конный полк, сформированный из черкесов Кубанской области, в полном составе участвовал в Корниловском походе [1, ^16-17]. Для черкесских и чеченских военнослужащих Собственного конвоя императора Николая II, несомненно, существовал и мотив отмщения большевикам за гибель царской семьи.

В сообществе российской военной эмиграции в странах Центральной и Восточной Европы многие представители Северного Кавказа пользовались авторитетом в качестве участников и руководителей офицерских обществ и союзов, культурно-просветительных организаций и т.п. Например, генерал-майор Собственного конвоя его императорского величества Я.В. Хабаев являлся членом правления «Союза георгиевских кавалеров» и председателем «Союза русских военных инвалидов во Франции». Полковник Эльмурза-Магомет Тамбиев в 1930-х гг. занимал пост председателя «Объединения 8-й кавалерийской дивизии» [3, с.260]. Полковник Ахмет (Ахмат) Тхостов в 1926 г. был избран делегатом Российского зарубежного съезда от русской эмиграции в Болгарии, а во второй половине 1950-х гг. входил в состав правления «Союза георгиевских кавалеров» в Париже [3, с.272].

Российские офицеры и казаки - представители народов Северного Кавказа состояли также в «Союзе офицеров Кавказской армии», «Союзе первопоходников», «Обществе галлиполийцев», «Объединении конно-гренадер», «Объединении бывших воспитанников Николаевского

кавалерийского училища», «Объединении бывших воспитанников

Тифлисского военного училища» и других офицерские обществах и союзах Русского Парижа.

В межвоенный период во Франции продолжали действовать культурно-просветительные и благотворительные организации,

создававшиеся национальными общинами, либо по принципу землячества. Необходимо подчеркнуть, что к сообществу кавказцев причисляли себя эмигранты, родиной или местом длительного проживания которых были не только регионы Большого Кавказа, но и Закавказья - Грузия, Армения, Азербайджан. (Следует учитывать, что именно Тифлис являлся в дореволюционное время ведущим интеллектуальным и издательским центром просветительных и политических движений для всей кавказской интеллигенции, а также точкой исхода северокавказских вооруженных формирований за границу в 1921 г.).

В 1920-е - 1930-е годы, несмотря на критическое отношение, а порой и резкое неприятие политики царских, а позднее советских властей на Кавказе, большинство кавказцев в различных странах мира воспринимало Россию как свою родину и поддерживало дружеские отношения с российскими эмигрантами. Чувство кавказского (в широком смысле) землячества в условиях зарубежья находило отражение во взаимной помощи и поддержке независимо от национальности и социального положения «кунаков» [5, с.9].

В конце 1920-х - 1930-е гг. во Франции существовали «Союз русских черкешенок», «Национальное объединение студентов-грузин», «Ассоциация грузин во Франции», «Армянский Красный крест», «Союз армян-офицеров и участников Великой войны», «Союз русских армянок», «Осетинское национальное объединение» (с 1930 г. - «Объединение осетин во Франции») и другие организации национальных диаспор народов Кавказа и Закавказья.

Кавказское общество взаимопомощи «Аллаверды» объединяло представителей различных народов, общественно-политических и социально-профессиональных групп северокавказской диаспоры во Франции и США; в частности, в нем состоял Ф.Н. Бекович-Черкасский. Существует также упоминание об «Обществе горных народов Северного Кавказа», действовавшем во Франции в 1930-е гг. Во главе его стоял

общественный деятель и известный исполнитель кавказских танцев Руслан Джанбеков.

В октябре 1929 г. в Париже был организован «Кружок друзей Кавказа» - общество, «преследующее благотворительные цели и ставящее себе задачей взаимное общение лиц, так или иначе связанных с Кавказом или интересующихся им» [6, с.603]. Председательницей кружка была выбрана графиня А.И. Воронцова-Дашкова. 23 ноября того же года в помещении зала «Жан Гужон» состоялся первый вечер «Кружка друзей Кавказа», в артистической программе которого принимали участие А.Н. Вертинский, В.Н. Валентова, Варя Ласка, Н.Ф.Лежен, квартет им. Мусоргского, Саша Макаров, Р.А. Рафаэль, И.Л. Рене, Жорж Северский, Андрей Ратушев. Партии на рояле исполняли И. Айваз, А.Г. Гринберг и Борис Коган. Сбор от концерта поступил в пользу нуждающихся и больных членов «Объединения бывших воспитанников 1 -й Тифлисской классической гимназии»[6, с.614].

В период Второй мировой войны и в послевоенные годы выходцами с Кавказа в Европе создавались объединения гуманитарного характера, которые оказывали помощь своим землякам, оказавшимся в лагерях военнопленных или насильственно перемещенных лиц. Так, во Франции действовал «Центр помощи эмигрантам Кавказа», в структуру которого входило несколько национальных секций. В 1942 - 1950-е гг. его возглавлял профессиональный юрист А.Д. Коркия, бывший председатель Коммерческого суда в Петербурге. Во второй половине 1940-х гг. «Центр помощи эмигрантам Кавказа» в Париже, Толстовский фонд, Мусульманский комитет в Мюнхене и ряд других русских и кавказских организаций за рубежом осуществляли переправку кавказских беженцев за пределы досягаемости советских спецслужб, преимущественно в США и Канаду.

Вторая мировая война 1939-1945 гг. привела к распаду системы российского зарубежья в Западной Европе; в том числе, прекратилась

деятельность большинства общественно-политических и культурных объединений национальных общин во Франции, включая северокавказские организации. В послевоенные годы здесь продолжали свою деятельность некоторые представители интеллектуальной и творческой элиты Северного Кавказа; так, Гайдар Баммат создавал во Франции свою знаменитую книгу «Лики ислама», парижское издание которой вышло в 1959 г. и получило высокую оценку со стороны французской научной общественности. Мир Кавказа продолжал жить в европейской и эмигрантской массовой культуре: например, в 1950-е гг. хореограф и педагог Шота Абашидзе организовывал в Париже вечера кавказских танцев. Но в основном институциональная основа довоенного северокавказского зарубежья во Франции, а также в Польше и Чехословакии, прекратила свое существование. В 1950-е - 1970-е гг. центры северокавказской политической эмиграции, в которых лидирующие позиции занимали представители «второй волны», сформировались в Западной Германии и США.

Таким образом, в 1920-е - 1950-е гг. в рамках диаспор народов Северного Кавказа во Франции, главным образом, в Париже, создавались институциональные структуры различных типов: общественно-

политические объединения, землячества, культурные и благотворительные общества, научные кружки и др.

Спецификой северокавказских общественно-политических организаций во Франции являлась ориентация на многонациональное сообщество народов Северного Кавказа за рубежом, настороженное, как правило, негативное отношение к российской эмиграции, особенно к монархическим кругам, военным и казачеству, активная издательская деятельность. Напротив, северокавказские просветительные объединения, общества взаимопомощи и землячества были открыты для культурного диалога с обществом Русского Парижа, устраивали литературные и музыкальные вечера, благотворительные сборы, лекции, в которых

принимали участие представители российской творческой интеллигенции и научной элиты.

Организации северокавказской эмиграции во Франции 1920-х -1950-х гг. являлись неотъемлемой частью северокавказского зарубежья как альтернативной ветви сложной и драматичной истории Северного Кавказа XIX - XX вв. В то же время, они могут рассматриваться и как существенный элемент многообразного мира зарубежной России, часть его институциональной основы.

Объединения северокавказской эмиграции во Франции сыграли существенную роль в социально-культурной адаптации национальных общин народов Северного Кавказа за рубежом после 1917 г. и их интеграции в российское эмигрантское и европейское пространство, помогли сохранить удивительный и прекрасный мир северокавказской культуры и традиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджемуков В. Черкесы и большевизм // Вестник первопоходника. Лос-Анжелес, 1965. № 50. С.13-18.

2. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI - начало ХХ в. Биографический справочник. Нальчик, 2006.

3. Российское зарубежье во Франции. 1919-2000: Биографический словарь.Т.3. М., 2010.

4. Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов ХХ века. Документы и материалы. Т. 4. У истоков «Русского Общевоинского союза». 1924. М., 2007.

5. Русский Харбин / Сост., предисл. и коммент. Е.П. Таскиной. - М., 1998.

6. Русское зарубежье. Хроники научной, культурной и общественной жизни. Франция. М.,1995. Т.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.