Научная статья на тему 'Институциональная роль контроллинга на платформе концепций системной теории'

Институциональная роль контроллинга на платформе концепций системной теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПОДСИСТЕМЫ / НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ИНСТИТУТ / INSTITUTIONAL SYSTEM OF CONTROLLING / TRANSACTION COSTS / SUBSYSTEMS / NEOINSTITUTIONALISM / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычкова Светлана Михайловна, Макарова Надежда Николаевна, Жидкова Елена Анатольевна

Вполне очевидна в современных условиях возрастающая роль системы контроллинга в организациях агропромышленного комплекса. Рассматриваемая в настоящей статье проблема институционализации системы контроллинга организаций АПК находится на пересечении двух областей знаний: неоинституциональной экономики и системной парадигмы. Институциональное оформление контроллинга представлено как сложная институциональная система, состоящая из сложных подсистем. Важнейшей характеристикой взаимоотношений институциональной системы контроллинга определены трансакционные издержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ROLE OF CONTROLLING ON THE PLATFORM OF THE CONCEPTS OF SYSTEMATIC THEORY

In modern conditions, the increasing role of the controlling system in the organizations of the agro-industrial complex is quite obvious. The problem of institutionalization of the system of controlling the organizations of the agro-industrial complex, which is considered in this article, is at the intersection of two areas of knowledge: a neoinstitutional economy and a systemic paradigm. The institutional design of controlling is presented as a complex institutional system consisting of complex subsystems. The transaction costs are the most important characteristic of the relationship of the institutional system of controlling.

Текст научной работы на тему «Институциональная роль контроллинга на платформе концепций системной теории»

АУДИТ КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

С. М. Бычкова

Н. Н. Макарова

УДК: 658 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10050

Институциональная роль контроллинга на платформе концепций системной теории

Вполне очевидна в современных условиях возрастающая роль системы контроллинга в организациях агропромышленного комплекса. Рассматриваемая в настоящей статье проблема институционализации системы контроллинга организаций АПК находится на пересечении двух областей знаний: неоинституциональной экономики и системной парадигмы. Институциональное оформление контроллинга представлено как сложная институциональная система, состоящая из сложных подсистем. Важнейшей характеристикой взаимоотношений институциональной системы контроллинга определены трансакционные издержки.

Ключевые слова: институциональная система контроллинга, трансакционные издержки, подсистемы, неоинституционализм, институт

Влияние на российскую экономику введенных санкций со стороны Европейского Союза, США, Канады, Австралии и переход к политике импортозамещения создают условия, когда предпринимательские структуры АПК реально заинтересованы в выживании и долгосрочном развитии. Это способствует развитию современных эффективных форм управления, среди которых можно выделить систему контроллинга (модель управляемой системы), способную концентрировать знания, выстраивать инновационные компетенции и практики для нахождения новых решений актуальных проблем [5].

Применение системной парадигмы Я. Корнаи к развитию теории фирмы, начатое и продолженное в работах Клейнера [4], позволяет обосновать универсальное отображение внутренней системной среды контроллинга, в частности, функциональной институциональной подсистемы. В рамках данного исследования институциональная система контроллинга рассматривается как единая система, структурно состоящая из исходных подсистем и позволяющая рационально применять знания и достижения различных областей науки для решения конкретных задач.

В институциональной экономике прослеживается

Е. А. Жидкова

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-010-01096 «Неосистемный подход как фактор научного обоснования трансформации фундаментальных основ контроллинга организаций АПК».

© С. М. Бычкова, 2018 © Н. Н. Макарова, 2018 © Е. А Жидкова, 2018

множественная картина в определении фиксированного смысла понятия «институт». Классическим для широкой научной аудитории стало определение, данное Д. Нортом: «Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [7].

В современной институциональной экономике наблюдается активная экспансия предметной области с привлечением в нее новых объектов познания. В русле институциональной экономики развивается научное направление — миниэкономика, получившая развитие в работах М. В. Власова, Е. В. Попова, В. Л. Симоновой, Д. П. Фролова, Н. В. Хмельковой и других. В контексте статьи требуется проработка институциональных аспектов минимального уровня управляющей системы.

По мнению Д. П. Фролова предметной областью институциональной мини-экономики является взаимодействие эндогенных институциональных элементов внутренней среды экономических субъектов на уровне функций, связей и отношений его подразделений, дифференциации и интеграции агентов в рамках профессиональных групп и фракций с локальными субкультурами [9].

Управление в предпринимательских структурах АПК становится более сложным и ответственным в общем механизме развития экономики АПК.

Экономический субъект разрабатывает правила игры и цели, достигаемые в рамках институционально сформированного пространства возможностей, выбора решений и имеющихся стимулов.

В рамках школы неоинституционализма в значительной степени делается акцент на изучении организационных форм и обращается внимание на специфику экономических систем.

В качестве базового концепта настоящего исследования используется понятие «пространство», позволяющее провести анализ институционализации системы контроллинга во всем многообразии ее институциональных форм (подсистем), изучить их взаимодействие и взаимовлияние. В этом контексте институционали-зация представляет собой процесс, в результате которого правила из абстракций преобразуются в конституирующие элементы повторяющихся моделей взаимодействия в пространстве [13].

Важным этапом создания контроллинга является формирование модели управляемой системы. По мнению авторов, разработка системы современного контроллинга должна быть основана на новой системности восприятия объекта, в соответствии с которой контроллинг представляет собой организационную структуру, устойчивую в пространстве и во времени, и одновременно сочетающую свойства внешней целостности и внутреннего проявления различных информационно связанных функциональных форм. Создание этой новой структуры связано с институционализацией контроллинга: его организацией и оформлением в виде комплекса специализированных институтов (внутренних институциональных подсистем) и практик, посредством которых организуется взаимодействие групп во времени и в пространстве, обеспечивается устойчивость связей и отношений.

Следовательно, мы имеем дело с формированием институциональной системы контроллинга экономического субъекта с входящими в нее подсистемами и выполнением ими нисходящих императивов.

Синтезировав в целях раскрытия идеи исследования определение «институциональная структура», данное В. В. Вольчик [1], сформулируем понятие «институциональная система контроллинга». Это определенное упорядоченное образование институтов (институциональных подсистем), создающих условия экономического поведения, определяющих ограничения в рамках контроллинговой деятельности.

Контроллинг можно интерпретировать как сложную институциональную систему, состоящую из подсистем (сложных систем более низкого порядка), которая управляет, регулирует и имеет цель своего существования (рисунок 1).

На миниуровне связи между подсистемами контроллинга могут осуществляться только через институциональную среду. В свою очередь институциональные подсистемы (учета, анализа, контроля, прогнозирования и планирования, регулирования и координации, мониторинга) представляют собой часть элементов системы контроллинга со всеми существующими между ними взаимосвязями.

Рисунок 1

Схема институциональной системы контроллинга

Основополагающим компонентом институциональной системы контроллинга в организациях АПК является подсистема учета. Каждая предпринимательская структура АПК ведет бухгалтерский (финансовый) учет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для принятия управленческих решений в системе контроллинга необходим основанный на инновационных практиках специальный управленческий учет. Форма функционирования данной институциональной подсистемы представляет собой институциональные практики, встроенные в более широкую институциональную среду.

Для формирования стратегии и тактики развития организации АПК в системе планирования и прогнозирования, которая составляет подсистему надсистемы контроллинга, разрабатываются прогнозы и планы. По сути, в ней происходит преднамеренное регулирование: цели экономического субъекта превращаются в прогнозы и планы, проводится анализ сильных и слабых сторон экономического субъекта, возможностей и опасностей. На основе этого разрабатывают стратегию экономического субъекта, а затем — план. В связи с непрерывностью экономического развития организаций АПК, совершенствованием производства на платформе развития науки и техники необходима преемственность прогнозов, планов. Прогнозирование и планирование как систематизированный процесс позволяет на основе научно обоснованного предвидения актуальных тенденций будущего предложить эффективные целенаправленные стратегические векторы функционирования организации АПК. Прогнозная и плановая информация является основой не только организационных и технологических операций, но также и проведения процедур учета, контроля и анализа.

В подсистеме мониторинга (от англ. monitoring, от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) осуществляется стандартизированный круг действий по отслеживанию параметров, обработке и предоставлению достоверной информации для преодоления управленческих проблем. Практически формируется исходная информация о состоянии земельных и материально-технических ресурсов, технологий, кадрового потенциала в соответствии с предусмотренной группой нормативов для принятия мер по преодолению кризисных явлений и изысканию резервов для повышения устойчивости динамики производства сельскохозяйственной продукции в организациях АПК. Также осуществляется мониторинг за исполнением внутренних контрактов и потерь. В данном случае предусматривается контроль высших уровней за низшими уровнями структуры.

Институциональная система контроллинга включает в себя такую важную подсистему, как контроль. Контроль с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся институций (обычая, заведенного порядка) [6] осуществляется за соблюдением установленных норм и правил и идентификации фактов их нарушений в достижении как стратегических, так и тактических целей организации. Подсистема контроля характеризуется контролируемыми параметрами, формой и процедурами контроля. По данным технологически обоснованного контроля корректируются ранее принятые решения и планы.

Функционирование подсистемы анализа сводится к всесторонней оценке деятельности организации АПК, отрасли и конкурентной ситуации. Анализ на уровне предпринимательских структур АПК имеет конкретное наполнение, касающееся их финансово-хозяйственной деятельности и необходимости аналитического обеспечения бизнес-процессов, бизнес-планирования, разработки ценовой и маркетинговой политики, планирования производства, использования факторов производства. В целях выбора наиболее эффективных стратегий необходим анализ позиционирования экономического субъекта на отраслевом рынке с позиции конкурентоспособности. Результатом подсистемы анализа в институ-

циональной системе контроллинга становится информация, на основе которой вырабатываются рекомендации для принятия управленческих решений. Далее происходит интеграция информации в подсистему регулирования и координации.

Подсистема регулирования и координации обеспечивает согласованность действий всех звеньев подсистем контроллинга в векторе достижения целей организации АПК. В фрагменте данной подсистемы в части регулирования детерминируется нормативность (определяются различные отклонения от нормы), позволяющая ликвидировать отклонения от заданных значений, вовремя реагировать на неустойчивость внешней среды и принимать эффективные решения для внутреннего регулирования деятельности организации. В следующем фрагменте подсистемы — координации, по мнению авторов, и в соответствии с Д. Марчем и Г. Саймоном, являются организационные коммуникации и соответствующий им способ координации путем взаимных согласований [14], имеющие важное значение при принятии кардинально новых решений, поскольку регламенты существующих бизнес-процессов могут не отвечать новым вызовам. В подсистеме регулирования и координации ведется актуальное оперативное регулирование и координация институциональных процессов и событий, а также мобилизация сил для быстрого преодоления их негативных и использования позитивных эффектов post factum [3].

Контроллинг напрямую не принимает участие в самом процессе управления, однако имеет высокую форму управления: непосредственно вовлечен в принятие эффективных управленческих решений менеджментом. Поэтому создание подсистемы поддержки принятия управленческих решений — главное достоинство системы контроллинга в сложной информационной среде. Особо следует выделить роль взаимосвязанных и дополняющих друг друга уровней: тактического, оперативного и, особенно, стратегического контроллинга. Важным аспектом данной подсистемы является обеспечение высшего менеджмента качественной и своевременной информацией, консалтинговой поддержкой для принятия взвешенных управленческих решений.

Следовательно, контроллинг как институциональная система представляет собой метауправление, заключающееся в формировании научного процесса подготовки вариантов управленческих решений.

При изучении современной теории контроллинга с позиции неоинститу-ционализма не обойти стороной теорию трансакционных издержек, поскольку функционирование любой организационной структуры сопровождается транс-акционными издержками.

В конце 1937 года ученый-экономист Р. Коуз ввел термин «трансакционные издержки». В работе «Природа фирмы» ученый выделил категорию издержек, которые возникают при задействовании ценового механизма, и доказал их значение для существования фирмы (как альтернативного рынку способа ведения хозяйственной деятельности) [12]. «Трансакция» происходит от английского слова «transaction», которое включает в себя два элемента: «trans» переводится как «между», action — «действие». К номинальному содержанию понятия «трансакция»

подходит русский перевод — «взаимодействие».

Следует отметить, что дискуссия среди экономистов по поводу типологии трансакционных издержек продолжается и в настоящее время, поэтому единого общепризнанного понятия трансакционных издержек не выработалось.

Среди сложившихся практик дефиниций «трансакционные издержки» в контексте нашего исследования следует выделить трактовку, данную К. Эрроу. Под трансакционными издержками обычно понимают издержки эксплуатации экономической системы [11], в случае представления экономики как системы жизнеобеспечения.

Функционирование каждой из подсистем институциональной системы контроллинга содержит трансакционные издержки. В авторском осмыслении трансакционные издержки определяются как комплекс затрат ресурсов, которые проявляются в подразделении организации АПК, в частности, в институциональной системе контроллига при выработке, выполнении и контроле трансакций.

Минимизация трансакционных издержек представляет собой одну из ключевых идей теории трансакционных издержек [10], так как высокие трансакционные издержки способны блокировать нормальный управленческий процесс.

Рассмотрим в контексте нашего исследования общепринятую классификацию трансакционных издержек, которую предпочитают большинство иностранных и российских специалистов вследствие достаточно обстоятельного содержания. В порядке данной классификации выделяют следующие способы группировки трансакционных издержек, которые остаются актуальными и сегодня.

1. Издержки поиска информации. Издержки данного типа состоят из затрат времени и ресурсов, которые требуются для ведения поиска, а также из потерь, связанных с фрагментарностью получаемой информации, ее асимметрией предоставления взаимодействующим агентам, что сопровождается ростом удельного веса трансакционных издержек в конечной стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Издержки поиска информации касаются и мониторинга, в некоторой степени издержек на принуждение и проведение переговоров. В настоящее время объективно устаревают по форме технологического наполнения консервативные бизнес-процессы. Поиск информации должен сопровождаться структурированием информационного пространства с привлечением новых технологий: системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relations Management, CRM), программных продуктов, электронных ресурсов, услуг связи и других. Величина издержек поиска информации зависит от степени значимости и необходимого ей объема того или иного вида информации. Повышению эффективности информационного обмена будет способствовать использование новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих оптимизировать информационные трансакционные издержки без ухудшения качества результатов. Предоставляют информацию о трансакционных издержках ее непосредственные пользователи.

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов могут быть достаточно значительными.

Издержки ведения переговоров требуют разработки предложений о сотрудничестве и обеспечения рекомендаций, создания рабочей группы компетентных специалистов. При заключении контрактов стороны должны согласовать предмет, условия сделки, в том числе по цене, качеству и количеству продукции, договориться о сроках поставки и форме осуществления оплаты, а также о распределении выгод и потерь при возникновении непредвиденных обстоятельств (форс-мажорных ситуаций). Величина таких затрат зависит от количества участников, сложности предмета сделки, от продаж в период сезонного спада. Сократить данный вид издержек можно, используя договорную политику. Частное регулирование договорных отношений в виде конкретных типов договоров гарантирует совершенствование заключаемых договоров. Проектирование и внедрение новых моделей взаимоотношения сторон на базе заключаемых договоров, формирование новых правил без участия государства способствует быстрому реагированию на изменение экономических реалий, становлению рациональных и адаптированных к обстоятельствам правил поведения.

3. Издержки измерения. Результат интеллектуальной деятельности обусловливает повышенный уровень издержек измерения. Данный вид трансакционных издержек связан с процессом анализа рентабельности трансакции и проведением измерений, а также с затратами, которые должны предупредить ошибки измерения, а в случае их возникновения потери от этих ошибок. К трансакционным издержкам в виде упущенной выгоды относятся потери организациями АПК части дохода вследствие несоответствия в определении качества реализованной продукции, а также потери ее в физическом объеме. Следует заметить, что с повышением точности увеличиваются издержки измерения. К снижению такого рода издержек следует отнести разработку стандартов мер и весов, развитие форм деловой практики.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Недостаточная спецификация прав собственности, а также их разграничения имеют место практически повсеместно в момент воспроизводства системы взаимодействия между индивидами относительно ограниченных ресурсов. К данной группе издержек следует отнести решение коллизионных вопросов прав собственности, несогласованность условий контракта, а также их нарушение какой-либо из сторон. В их состав могут быть включены судебные расходы, затраты на юридические услуги, сопутствующие издержки в защиту нарушенных прав, а также потери от размывания прав собственности (неполноты спецификации прав собственности) и их плохой защиты. Консалтинговая поддержка процесса заключения сделок ведет к оптимизации данных трансакционных издержек.

5. Издержки оппортунистического поведения. Институциональная система контроллинга сталкивается с агентской проблемой (agency problem), порождаемой информационной асимметрией и неполнотой контрактов. Агентская проблема становится источником возникновения рисков управленческого оппортунизма персонала при исполнении трудовых контрактов, что может повлечь за собой убытки, нанести ущерб репутации экономического субъекта и снизить его стоимость.

Издержки оппортунистического поведения включаются во внутрифирменную иерархию системы котроллинга и являются управленческими. Эти издержки заключаются в минимизации трудовых усилий, имитировании деятельности индивидами, пренебрежении взятыми ими обязательствами. Издержки оппортунистического поведения сопровождают формирование, функционирование и развитие миниин-ституциональной системы, а также эксплуатацию организации. Одной из действенных мер по предотвращению издержек оппортунистического поведения является «...дисциплинарный эффект бухгалтерского учета, действие которого проявляется в постоянном мониторинге» [2]. Снижение издержек оппортунистического поведения для повышения эффективности контроллингового процесса предполагает воздействие на него институциональных и психологических компонент.

Следовательно, трасакционные издержки — это объективно необходимые затраты на институциональное, организационное и информационное обеспечение [8] контроллинговой деятельности организации АПК. Снижение трансакционых издержек в системе контроллинга не может считаться обоснованным, так как такие издержки, как поиск информации, ведение переговоров, заключение контрактов и измерения могут способствовать получению дополнительной прибыли, которая может превышать данные трансакционные издержки. В свою очередь, сокращение удельных трансакционных издержек задает толчок количественному росту, оперативности и возрастанию всевозможных взаимодействий агентов.

Использование методологии неоинституционального подхода к исследованию институциональной системы контроллинга позволяет обосновать новые аспекты управления, кардинально изменить его понимание, осознать, что его роль значительно расширилась. Внутреннее развитие институциональной системы контроллинга организаций АПК в современных условиях должно быть направлено на повышение степени использования новых знаний, снижение трансакционных издержек, создание новых деловых связей, преодоление внутренних и внешних барьеров.

Литература

1. Вольчик В. В. Институциональная и эволюционная экономика: учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. 228 с.

2. Воронова Е. Ю. Неоинституциональное влияние в управленческом учете // Управленческий учет. 2010. № 12. С. 3—13.

3. Иншаков О. В. Homo institutius — Человек институциональный: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. 854 с.

4. Клейнер Г. Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. 856 с.

5. Ланская Д. В. Контроллинг в системе менеджмента публичной корпорации как интеллектуальная управленческая услуга // Контроллинг на малых и средних предприятиях: Сб. науч. тр. М.: НП «Объединение контроллеров», 2014. С. 158—162.

6. МайбурдЕ. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков

до профессоров. М.: Дело, 2000. 560 с.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997. 180 с.

8. Фролов Д. П. Институты и трансакционные издержки: преодоление ква-зикоузианской традиции // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2011. Т. 2. № 4. С. 5—23.

9. Фролов Д. П. Эволюционная перспектива институциональной экономики России: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. 462 с.

10. ШаститкоА. Е. Новая институциональная экономическая теория: монография. М.: ТЕИС, 2010. 828 с.

11. Arrow K. J. The potentials and limits of the market in resource allocation // Issues in contemporary microeconomics and welfare. 1985. P. 107—124.

12. 12. Coase R. H. The Nature of the Firm // Economica. New Series. 1937. Vol. 4. № 16. Pp. 386-405.

13. Jepperson R. L. Institutions, Institutional Effects, and Institutionalism // The New Institutionalism in Organizational Analysis. 1991. Pp. 143-163.

14. March J. G, Simon H. A. Organizations. New York: John Wiley & Sons, 1958. 262 p.

References

1. Volchik V. V. Institutsional'naya i evolyutsionnaya ekonomika: uchebnoye poso-biye [Institutional and Evolutionary Economics: Manual]. Rostov-on-Don. SFU Publ., 2011, p. 228 (in Russian).

2. Voronova E. U. New institutional theory's impact in management accounting. Upravlencheskiy uchet [Management accounting], 2010, no. 12, pp. 3-13 (in Russian).

3. Inshakov O. V. Homo institutius — Chelovek institutsional'nyy: monografiya [Homo institutius — The institutional person: Monograph]. Volgograd. Vol-SU Publ., 2005, p. 854 (in Russian).

4. Klejner G. B. Ekonomika. Modelirovanie. Matematika. Izbrannye trudy [Economy. Modeling. Mathematics. Selected Works]. Moscow. CEMI RAS, 2016, p. 856 (in Russian).

5. Lanskaya D. V. Kontrolling v sisteme menedzhmenta publichnoy korporatsii kak intellektual'naya upravlencheskaya usluga [Controlling in the management system of a public corporation as an intellectual management service]. Kontrolling na malykh i srednikh predpriyatiyakh [Controlling in small and medium-sized enterprises], Moscow, 2014, pp. 158-162 (in Russian).

6. Mayburd E. M. Vvedeniye v istoriyu ekonomicheskoy mysli. Otprorokov do pro-fessorov [Introduction to the history of economic thought. From prophets to professors]. Moscow. Delo, 2000, p. 560 (in Russian).

7. North D. Instituty, institutsional'nyye izmeneniya i funktsionirovaniye ekonomiki [Institutions, institutional changes and the functioning of the economy]. Moscow. Fund of the economic book "Nachala", 1997, p. 180 (in Russian).

8. Frolov D. P. Institutions and transaction costs: overcoming of quasi-Coase-an tradition. Journal of Economic Regulation, 2011, Vol. 2, no. 4, pp. 5-23 (in Russian).

9. Frolov D. P. Evolyutsionnaya perspektiva institutsional'noy ekonomiki Rossii: monografiya [Evolutionary Perspective of Russia's Institutional Economy: Monograph], Volgograd, VolSU Publ., 2008, p. 462 (in Russian).

10. Shastitko A. E. Novaya institutsional'naya ekonomicheskaya teoriya: monografiya [New Institutional Economic Theory: Monograph], Moscow, TEIS, 2010, p. 828 (in Russian).

11. rrow K. J. The potentials and limits of the market in resource allocation. Issues in contemporary microeconomics and welfare, 1985, pp. 107-124.

12. Coase R. H. The Nature of the Firm. Economica. New Series, 1937, Vol. 4. no. 16, pp. 386-405.

13. Jepperson R. L. Institutions, Institutional Effects, and Institutionalism. The New Institutionalism in Organizational Analysis, 1991, pp. 143-163.

14. March J. G., Simon H. A. Organizations. New York. John Wiley & Sons, 1958, p. 262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.