Научная статья на тему 'Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. Эволюция, состав, проблемы'

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. Эволюция, состав, проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2749
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
институт полномочных представителей / Президент РФ / федеральные округа / федеральный инспектор / нормотворчество / institute of plenipotentiaries / Russian President / federal districts / federal inspector / rulemaking.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наталья Александровна Безменова, Александр Борисович Храмцов

В статье исследована эволюция института полномочных представителей Президента Российской Федерации, показаны изменения в их составе за 2012 — 2016 гг. Выделены три ключевые этапа развития института: 1) становления (1991 — 1999) — эффективность деятельности полпредов в этот период была невысокой вне зависимости от модели отношений с губернаторами; 2) реформирования (2000 — 2008), связанного с наделением представителей Президента РФ координационными и контрольно-надзорными функциями; 3) антикризисного управления (2008 г. — по сегодняшний день), вызванного проведением политической реформы, устранением кризисных явлений в экономике страны. Выявлен ряд проблем в работе полпредов (дублирующие функции), даны рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Наталья Александровна Безменова, Александр Борисович Храмцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation: evolution, structure, problems

In article evolution of institute of plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation, changes in their structure for 2012 — 2016 is investigated. 3 key stages of development of institute are allocated: 1) formation (1991 — 1999) — the efficiency of activity of Plenipotentiary Representatives during this period was low regardless of model of the relations with governors; 2) the reforming (2000 — 2008) connected with investment of representatives of the Russian President with coordination and control and supervising functions; 3) the crisis management (2008 — till today) caused by carrying out political reform, elimination of the crisis phenomena in national economy. A number of problems in work of plenipotentiary representatives (the duplicating functions) is revealed and recommendations about their decision are made.

Текст научной работы на тему «Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. Эволюция, состав, проблемы»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10141

ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

_ ___ __v v _ _

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эволюция, состав, проблемы

Наталья Александровна БЕЗМЕНОВА, консультант, Тюменский государственный университет

Александр Борисович ХРАМЦОВ, кандидат исторических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет E-mail: khramtsov ab@bk.ru

Аннотация. В статье исследована эволюция института полномочных представителей Президента Российской Федерации, показаны изменения в их составе за 2012 — 2016 гг. Выделены три ключевые этапа развития института:

1) становления (1991 — 1999) — эффективность деятельности полпредов в этот период была невысокой вне зависимости от модели отношений с губернаторами;

2) реформирования (2000 — 2008), связанного с наделением представителей Президента РФ координационными и контрольно-надзорными функциями;

3) антикризисного управления (2008 г. — по сегодняшний день), вызванного проведением политической реформы, устранением кризисных явлений в экономике страны.

Выявлен ряд проблем в работе полпредов (дублирующие функции), даны рекомендации по их решению.

Ключевые слова: институт полномочных представителей, Президент РФ, федеральные округа, федеральный инспектор, нормотворчество.

Annotation. In article evolution of institute of plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation, changes in their structure for 2012 — 2016 is investigated. 3 key stages of development of institute are allocated:

1) formation (1991 — 1999) — the efficiency of activity of Plenipotentiary Representatives during this period was low regardless of model of the relations with governors;

2) the reforming (2000 — 2008) connected with investment of representatives of the Russian President with coordination and control and supervising functions;

3) the crisis management (2008 — till today) caused by carrying out political reform, elimination of the crisis phenomena in national economy.

A number of problems in work of plenipotentiary representatives (the duplicating functions) is revealed and recommendations about their decision are made.

Keywords: institute of plenipotentiaries, Russian President, federal districts, federal inspector, rule-making.

Институт полномочного представителя (полпреда) Президента Российской Федерации был введен в стране 27 лет назад. Изначально планировалось, что этот институт в субъектах Федерации будет временным, поскольку такая формулировка содержа-

лась в принятых в то время нормативных актах. Тем не менее он существует и сегодня. В связи с этим рассмотрим эволюцию полномочных представителей, их роль и место в государственном управлении, проблемы в деятельности и их возможные решения. Выделим три ключевых этапа.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

Первый этап — 1991 — 1999 гг. — становление института полномочного представителя Президента РФ.

1990-е годы стали периодом формирования нормативно-правовой базы деятельности полпредов в субъектах Федерации.

31 августа 1991 г. Президент РСФСР Б.Н. -Ельцин издал распоряжение «Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Ленинграде»1, а также распоряжение от 2 сентября 1991 г. № 34-рп «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР»2.

Считается, что идеологом учреждения института полпредов стал государственный секретарь РФ Г.Э. Бурбулис3. Поводом к их введению послужили события «августовского» путча и высокий уровень децентрализации власти на территории РСФСР4.

Согласно Указу «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» институт полномочных представителей учреждался для обеспечения взаимодействия высших органов исполнительной власти РСФСР и республик в ее составе. Для реализации поставленной цели были созданы представительства республик при Президенте РСФСР, а в этих республиках — представительства Президента РСФСР. Еще одна цель, обозначенная в Указе, — координация Президентом РСФСР деятельности органов федеральной исполнительной власти, а также областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Ленинграда.

Первые полномочные представители, назначенные в 1991 г., вошли в состав Контрольного управления Администрации Президента РСФСР. В состав первых представителей были назначены народные депутаты РСФСР, поддерживавшие курс Б.Н. Ельцина, представители научной и образовательной интеллигенции и др.

Представители Президента свои полномочия осуществляли на территории отдельно взятого субъекта Федерации, выполняя функцию идеологического контроля, следили за ходом проведения реформ в регионах страны, а также контролировали местную власть в отношении проводимых реформ5.

После выхода республик из состава РСФСР и принятия закона «Об изменении наименования государства РСФСР»6 был издан новый Указ Президента РФ от 15 июля 1992 г. № 765 «Об ут-

верждении Положения о представителе Президента РФ в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге»7, признавший утратившим силу предыдущие распоряжения.

Согласно Указу полпреды начали осуществлять свою деятельность на постоянной, а не на временной основе. Утверждалась прямая подчиненность и персональная ответственность полномочных представителей перед Президентом РФ. Полпреды наделялись правом вносить на рассмотрение Президенту предложения об отмене актов как органов федеральной исполнительной власти, так и регионального уровня, что расширяло их контрольные полномочия8. В 1993 г. Конституция РФ (п. «к» ст. 83) закрепила полномочие Президента РФ по назначению и освобождению полномочных представителей от должности9.

На этапе становления института полномочных представителей периодически возникали конфликты между представителями Президента РФ и губернаторами, недовольными тем, что полпреды вмешивались в процессы принятия политических решений. Губернаторы также опасались, что полномочные представители передадут нелицеприятную информацию об их деятельности Президенту РФ. В то же время складывание моноцентрических губернаторских режимов в субъектах Федерации зачастую способствовало тому, что представители Президента РФ оказывались под влиянием губернаторов и, соответственно, действовали в интересах последних. Исходя из этого Р.Ф. Туровский выделил две модели отношений полпредов с губернаторами в 1990-е годы: «модель конфликта» и «модель лояльности».

Подводя итог рассмотрению первого периода, представляется важным отметить, что на этапе становления института полномочных представителей наблюдалась суверенизация регионов, которая сопровождалась игнорированием федерального законодательства, выявлялось нецелевое использование бюджетных средств, отмечались факты произвола глав регионов. В целом эффективность полпредов в 1990-е годы оценивалась не высоко вне зависимости от модели отношений с губернаторами.

Второй этап — период реформирования института полномочный представителей Президента РФ (2000 — 2008).

Новый этап начался в 2000 г., с приходом на пост Президента Российской Федерации В.В.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

Путина. В связи с прекращением полномочий Б.Н. Ельцина все действовавшие при нем полпреды были освобождены от должности. Заметным явлением этого периода стало создание в системе государственного управления РФ семи федеральных округов, а также преобразование института полпредов Президента РФ в субъектах Федерации в институт полномочных представителей в федеральных округах.

Началось формирование необходимой для работы полпредов нормативно-правовой базы. Законодательную основу деятельности полномочных представителей составили следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, указы Президента России от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», от 22 июня 2004 г. № 792 «О полномочных представителях Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ» и иные нормативно-правовые акты, посвященные регламентации статуса и вопросам деятельности полномочных представителей Президента РФ.

Согласно Указу от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» Президент России по представлению руководителя своей Администрации назначает на должность полномочного представителя и освобождает от должности.

Ключевые задачи полномочного представителя:

■ организует в подведомственном ему федеральном округе работу по реализации органами власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, устанавливаемых Президентом России;

■ обеспечивает реализацию в округе кадровой политики Президента РФ;

■ представляет Президенту РФ регулярные доклады о текущем состоянии обеспечения национальной безопасности в округе, о политическом, социально-экономическом положении в федеральном округе;

■ вносит Президенту РФ соответствующие предложения и проч.10.

Согласно Указу Президента России от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» был утвержден перечень из семи федеральных округов. Каждый округ территориально охватывал не-

сколько субъектов Федерации. Причина создания федеральных округов на территории России — обеспечить контроль за субъектами со стороны федерального центра для повышения эффективности государственного управления.

Федеральные округа сегодня играют роль посредника во взаимоотношениях между федеральной властью и органами исполнительной власти субъектов РФ. Каждый федеральный округ — существенная доля национальной экономики, сопоставимая по своим валовым показателям с рядом государств. Цель деятельности округов — сближение регионов и центра. Одной из ключевых задач округов является формирование многоуровневого резерва управленческих кадров как для системы государственной службы, так и ведущих отраслей экономики страны11.

В состав представителей Президента РФ во втором периоде по большей части входили сотрудники силовых структур, а, в частности, бывшие военнослужащие и служащие ФСБ. Ежегодно Президент РФ ставит перед полномочными представителями федеральных округов дополнительные задачи, которые озвучивает на рабочих встречах и заседаниях.

В отличие от полномочных представителей, действовавших при Б.Н. Ельцине, полномочные представители В.В. Путина в федеральных округах наделены не только координационными, но и контрольно-надзорными функциями 12. Вместе с этим компетенция полномочных представителей заметно расширилась. Теперь полпреды решают вопросы управления социально-экономическим развитием федеральных округов.

Следует заметить, что некоторые функции представителей Президента России в федеральных округах сформулированы достаточно обобщенно, что указывает на возможность осуществления ими «скрытых» полномочий, не оговоренных в Указе. Широко обозначенные функции дают возможность для дальнейшего развития данного института в системе государственного управления РФ.

По мнению К.В. Черкасова, одной из ключевых проблем, связанных с осуществлением функций полномочных представителей, является дублирование функций и полномочий Правительства РФ, прокуратуры, а в некоторых случаях и органов государственной власти субъектов РФ13. Единственной функцией, которую полпреды реализуют самостоятельно, является мониторинг ситуации в регионах и подготовка регулярных отчетов Президенту России.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

Организационное, информационное, методическое и прочее обеспечение деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах возлагается на аппараты полпредов. В зависимости от федерального округа аппарат полномочного представителя состоит из: его заместителей; помощников; главных федеральных инспекторов; начальников департаментов аппарата полпреда; представителей Президента РФ в квалификационных коллегиях судей (назначаются из числа главных федеральных и федеральных инспекторов).

Например, в состав Уральского федерального округа входят шесть субъектов Федерации: четыре области (Тюменская, Свердловская, Челябинская и Курганская) и два автономных округа (ХМАО и ЯНАО).

Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе состоит из: трех заместителей полномочного представителя; трех помощников полномочного представителя; шести главных федеральных инспекторов (по одному в каждом регионе УРФО); семи начальников департаментов аппарата 14.

Исходя из территориальных размеров федеральных округов, численности их населения, особенностей регионального развития территорий, имеющихся социально-экономических и политико-правовых проблем, а равно стоящих специфических государственных задач структура аппаратов и их численный состав могут отличаться в разных округах.

Например, в структуру аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе входят: пять заместителей полномочного представителя; пять помощников, девять департаментов, 18 главных федеральных инспекторов с их аппаратами 15.

Важно отметить, что состав аппаратов полномочных представителей в федеральных округах, по сравнению с предыдущими периодами, заметно увеличился по численности; это является следствием усложнения общественных отношений, появлением новых приоритетов в сфере развития российской государственности, а, следовательно, актуализации отдельных постоянных функций государства16.

Таким образом, аппараты полномочных представителей — это рабочие структуры общей компетенции, созданные с целью содействия осуществлению полномочий Президента РФ на уровне регионов посредством обеспечения деятельности его полпредов в округах.

В целях обеспечения согласованного межведомственного взаимодействия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Федерации, повышения эффективности института полномочных представителей Президента России, его Указом от 24 марта 2005 г. № 337 «О советах при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах» были образованы Советы при полпредах Президента РФ17.

Таким образом, второй период деятельности института полномочных представителей Президента РФ (2000 — 2008) ознаменовался реформой, в ходе которой были образованы семь федеральных округов, а также существенно преобразован институт полномочных представителей. Для обеспечения деятельности полпредов в федеральных округах были расширены аппараты полномочных представителей, а также образованы Советы при полномочных представителях в федеральных округах.

Третий этап — антикризисного управления — начался в 2008 г. с приходом к власти Д.А. Медведева и продолжается по сегодняшний день.

В этот период деятельность полпредов осложняется последствиями южно-осетинского, украинского и сирийского военных конфликтов, мирового финансового кризиса, санкционной политики западных стран и др.

Согласно указам Д.А. Медведева о назначениях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах их состав изменился незначительно18. В составе полномочных представителей в период его президентства с 2008 по 2012 г. можно заметить бывших губернаторов, глав администраций, начальников управлений и т.п.

11 апреля 2012 г. на встрече с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Д.А. Медведев подвел итоги четырех лет совместной работы. Он отметил, что в период его президентства количество федеральных округов увеличилось на один. Задачи, которые были им поставлены полпредам, были сложные в связи с проведением политической реформы. Суть реформы заключалась в том, чтобы предоставить гражданам возможность непосредственного участия в формировании органов государственной власти, в принятии политических решений и т.д.19.

Работа полномочных представителей в кризисный период была особенно ответственной. В то

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

же время Президент РФ подчеркнул, что полпреды в целом справились с поставленными задачами.

Состав полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с приходом к власти в 2012 г. В.В. Путина изменился вновь, в частности, были назначены новые полпреды в Сибирском, Уральском, Южном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

Должность полпреда в Уральском федеральном округе впервые занял представитель рабочего класса И. Холманских, до своего назначения работавший начальником сборочного цеха «Уралвагонзавода».

После этого, в 2013, 2014 и в 2016 гг., назначались полпреды в Северо-Западном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.

В марте 2014 г. в связи с присоединением Крыма к России был образован Крымский федеральный округ.

В результате в стране стало девять федеральных округов.

28 июля 2016 г. состав полпредов претерпел изменения, в большинстве случаев это были перемещения, в частности, губернаторов — на должности полпредов в федеральных округах.

В этот же день Президентом РФ был подписан Указ «О Южном федеральном округе», в соответствии с которым Крымский федеральный округ как самостоятельный округ был ликвидирован и включен в состав Южного федерального округа. Таким образом, федеральных округов в России вновь стало восемь. Вместе с тем Президент РФ назначил новых полпредов в СевероЗападном, Северо-Кавказском и Сибирском округах.

По мнению политолога А. Мухина, кадровые перестановки означают взаимное «перетекание» «федералов» на региональный, а «регионалов» — на федеральный уровень, что «происходит с целью оптимизации деятельности уровней власти. Перестановки не носят радикального характера, а являются продуманными и крайне взвешенными» 20.Все это, полагает эксперт, позволит повысить эффективность работы региональных администраций, исполнительность нормативно-правовых актов и обеспечить максимально четкую сшивку работы на федеральном и региональном уровне.

Сегодняшний состав полномочных представителей Президента РФ представлен в основном людьми, работавшими в силовых структурах и высокопоставленными федеральными чиновниками; шесть из восьми действующих пол-

предов — военные люди, члены Совета безопасности РФ. По мнению политологов, это свидетельствует и о новом векторе в региональном управлении.

Согласно биографиям назначенных полпредов, эти люди — специалисты по борьбе с коррупцией. Их назначение связанно с тем, что именно сейчас борьба с коррупцией становится одной из значимых тем федерального уровня власти.

На наш взгляд, изменение состава федеральных округов РФ и кадровые перестановки 2016 г. обусловлены накаленной международной обстановкой в целом и по отношению к нашей стране, в частности. Такая обстановка связана с недовольством других стран в связи с присоединением Крыма к России, а также в связи с военным вмешательством России в сирийский конфликт.

Реакция соседних стран на вхождение Крыма в Южный федеральный округ разная. Например, один из лидеров запрещенной в России экстремистской организации «Меджлис крымскотатарского народа» (депутат Рады М. Джемилев) призвал Запад ввести санкции против Южного федерального округа. По его мнению, полуостров таким образом оказался вне санкций Евросоюза и США21.

С восстановлением института выборности глав субъектов РФ в определенной степени изменились формы и процедуры взаимодействия полномочных представителей Президента РФ с главами исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время предусмотрены следующие формы взаимодействия:

■ разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

■ участие полпредов Президента РФ в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

■ организация по поручению Президента РФ проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

Очевидно, что правовой статус полномочных представителей следует развивать именно в русле согласительных процедур, что позволит более точно проводить политику федерального центра в регионах. Более того, при реализации таких согласительных полномочий полпреды будут взаимодействовать именно с руководителями субъектов Федерации.

Важно отметить, что в настоящее время прослеживается тенденция усиления военной мощи страны, так как на высокопоставленные должности в большинстве случаев Президентом РФ назначаются представители силовых структур.

Сегодня практика деятельности представителей Президента РФ демонстрирует соответствие требованиям федерального законодательства, но, несмотря на это, проблемы в осуществлении их деятельности имеют место.

Так, в ходе исследования нами были выявлены следующие актуальные проблемы:

■ полномочные представители Президента РФ формально не обладают административной властью (не могут самостоятельно применять меры привлечения к ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений Президента РФ);

■ ряд функций и прав представителей Президента РФ дублируют функции и права Правительства РФ, прокуратуры РФ, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации. В ряде случаев функции представителей носят дополнительный характер;

■ отсутствие регламента внутренней организации и взаимодействия аппаратов полномочного представителя Президента РФ;

■ нормативно не закреплено право полномочных представителей по утверждению положений об аппаратах и их департаментах, планов профессионального развития государственных служащих в аппарате.

Следовательно, полагаем, что необходимо комплексное и вариативное решение сложившихся проблем, а именно целесообразно:

■ наделить полномочных представителей Пре-

зидента РФ полномочием в судебном порядке привлекать к ответственности чиновников за неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений Президента РФ;

• проводить регулярный анализ осуществления полномочий полномочных представителей Президента РФ с целью исключения дублирования полномочий и вмешательства в компетенцию как территориальных подразделений федеральных органов власти, так и органов исполнительной власти субъектов Федерации;

■ расширить и детализировать полномочия полномочных представителей в отношении своих аппаратов и работников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ нормативно закрепить право полномочных представителей по утверждению положений об аппаратах и их департаментах, планов профессионального развития государственных служащих в аппарате;

■ конкретизировать формы и методы взаимодействия полномочных представителей с главами субъектов РФ, развивать согласительные процедуры для выработки единой правовой политики и правоприменения.

С нашей точки зрения, реализация данных предложений позволит усилить роль полпредов, их значимость в системе государственного управления России. Очевидно, что главное назначение полномочных представителей в федеральных округах состоит в обеспечении контрольных функций Президента РФ и федерального центра на уровне регионов, а также в обеспечении единого толкования и действия норм Конституции России на территории страны.

1 Распоряжение Президента РСФСР от 31.08.1991 г. № 33-рп «Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Ленинграде» // Рос. газ. 1991. 6 сент. № 186.

2 Распоряжение Президента РСФСР от 02.09.1991 г. № 34-рп «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР» // Рос. газ. 1991. № 186. 6 сент.

3 Варухин В. Кремль наступает на старые грабли // Независимая газ. 2002. 30 янв. С. 10.

4 Меженина О.В. Социально-профессиональные характеристики полномочных представителей Президента в федеральных округах РФ (2000 — 2015 гг.) // Novainfo.ru. 2016. № 48. С. 356.

5 Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ГУ Высш. шк. экономики, 2007. С. 256.

6 Закон РСФСР от 25.12.1991 г. № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 62.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

7 Указ Президента РФ от 15.07.1992 г. № 765 «Об утверждении Положения о представителе Президента РФ в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге» // СА Президента и Правительства РФ. 1992. № 3. Ст. 102.

8 Ганичева А.В. Роль института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в оптимизации взаимодействия федерального центра и регионов // Вопросы политологии. 2011. № 1 (1). С. 85.

9 Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

10 Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

11 Добрынин Н.М. Государственное управление: теория и практика. Современная версия Новейшей истории государства: Учебник. Т. 1. Новосибирск: Наука, 2010. С. 245.

12 Сурков Д.Л. Взаимодействие полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с органами исполнительной власти субъектов РФ // Вестник Омского гос. ун-та. Сер.: Право. 2012. № 2 (31). С. 97.

13 Черкасов К.В. О месте полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в системе и структуре Администрации Президента РФ // Бизнес в законе. 2007. № 3. С. 67.

14 Офиц. сайт Полномочного представителя Президента РФ в Уральском ФО // URL: http://uralfo.gov.ru/polpred/ staff/

15 Офиц. сайт Полномочного представителя Президента РФ в Центральном ФО. // URL: http://cfo.gov.ru/ polpred/apparatus

16 Гаджиев А.К. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе: назначение, структура, полномочия // Рос. юстиция. 2014. № 1. С. 62.

17 Указ Президента РФ от 24.03.2005 г. № 337 «О советах при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах» // СЗ РФ. 2005. № 13. Ст. 1139.

18 Указ Президента РФ от 14.05.2008 г. № 791 «О полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2354.

19 Д. Медведев встретился с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах // Офиц. сетевые ресурсы Президента России. 2012. 11 апр. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15000

20 Офиц. сайт Полномочного представителя Президента РФ в Центральном ФО: // URL: http://cfo.gov.ru/

21 Джемилев призвал ввести санкции против Южного федерального округа РФ // Аргументы и факты. 2016. 1 авг. // URL: http://www. aif.ru/politics/world/ dzhemilev_prizval_vvesti_sankcii_protiv_yuzhnogo_federalnogo_

okruga_rf

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

А дм и hü стратн и на я деятельность полиции

Административная деятельность полиции.

2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Зиборов О.В. и др.

978-5-238-03173-6

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.