Научная статья на тему 'Институт наставничества как новый формат работы с детьми группы риска (на примере г. Владивостока)'

Институт наставничества как новый формат работы с детьми группы риска (на примере г. Владивостока) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грищенко И.Е., Фардзинова З.А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы подростковой девиации и криминализации, и попытке решения данной проблемы путем организации систематической деятельности института наставников из числа студентов узкой направленности. Ценность статьи заключается в том, что в ней понятно изложены причины попадания детей в данную группу, показан предыдущий опыт г. Владивостока в решении данной проблемы и предложен новый механизм педагогико-воспитательной работы с детьми «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грищенко И.Е., Фардзинова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт наставничества как новый формат работы с детьми группы риска (на примере г. Владивостока)»

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК НОВЫЙ ФОРМАТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА)

© Грищенко И.Е.* *, Фардзинова З.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Статья посвящена рассмотрению проблемы подростковой девиации и криминализации, и попытке решения данной проблемы путем организации систематической деятельности института наставников из числа студентов узкой направленности. Ценность статьи заключается в том, что в ней понятно изложены причины попадания детей в данную группу, показан предыдущий опыт г. Владивостока в решении данной проблемы и предложен новый механизм педагогико-воспитательной работы с детьми «группы риска».

Ключевые слова институт наставничества, дети «группы риска», профилактические действия, дезадаптация, общественная организация.

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для г. Владивостока. Конечно, сегодня государство предоставляет образовательным учреждениям возможность самостоятельно либо с органами полиции создавать и организовывать корректные меры для профилактики локальных правонарушений среди детей и подростков, и эта деятельность приносит свои результаты - педагоги вовремя выявляют детей группы риска, мониторят социальную ситуацию развития ребёнка, выявляют факторы риска в его окружении и развитии, и впоследствии отрабатывают на них те самые профилактические действия. И все казалось бы хорошо, да эффективность от этой деятельности не так уж высока. Об это говорят цифры вторичной подростковой преступности, количество административных протоколов, составленных на родителей и отношение самих детей к жизни и ко всему, что их окружает.

Как спасти подрастающее поколение от самих себя, как наставить их на правильный путь, как не дать им причинить вред себе и окружающим, а главное кто без давления, угроз и условий смог бы помочь советом или стал бы посредником между ребенком и «грозными» взрослыми в лице сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и, конечно же, школьными учителями, «которые никогда, по словам этих детей, не поймут» своих воспитанников [1].

Дети, находящиеся в социально неустойчивом положении, или в так называемой «группе риска» - это та категория детей, подростков, которая в

* Студент 2 курса кафедры Государственного, муниципального управления и права.

* Старший преподаватель кафедры Г осударственного и муниципального управления и права.

Региональные аспекты развития системы

117

силу определенных обстоятельств больше других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации [2].

Ведь когда в ночное время на вокзале или просто на улице подростка ловят сотрудники полиции, они его направляют в изоляцию (а значит уже лишение свободы и нарушение его прав) для дознания его личности и определение его дальнейшей судьбы. Его никто не повезет к психологу или медику, что в принципе было бы правильно. Никто не будет разбираться, по каким причинам он попал на улицу, а они могут быть совершенно различными. Это и пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.), устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками [3].

Частым явлением бывает отказ этой категории детей от помощи специалистов, так как они расценивают данную помощь как попытку контроля и давления со стороны общества, полиции и школы. Часто по некоторым внешним признакам можно опознать такого ребенка: неумение правильно общаться, набор незензурных выражений, неопрятный вид, озлобленность, замкнутость, нестабильные психические реакции, утрата интереса к труду, лживость и т.д. У подростков группы риска в отношениях со взрослыми проявляются переживания о своей ненужности, они утрачивают веру в своей ценности для общества. При работе с такими подростками необходимо помнить о присущем им состоянии беспомощности, когда подросток сам не в состоянии решить свои проблемы, не может сам попросить помощи у других людей и «грозных» взрослых. Для налаживания контакта с такими подростками, в г. Владивостоке в 2011 году в качестве эксперимента был создан специальный отдел «Уличные педагоги», главная задача которого была и есть - помощь органам системы профилактики предотвращать правонарушения среди несовершеннолетних. Для города это был абсолютно новый опыт. Такой работой занимались преимущественно молодые люди с педагогическим образованием, так как у них в силу возраста и специализации бы-

118

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

ло больше шансов найти общий язык с трудными детьми. Деятельность педагогов заключалась в поиске беспризорных детей, несовершеннолетних хулиганов, загулявшихся подростков, по различным местам: подъездам, дворам и общественным местам. С каждым обнаруженным ребенком они устанавливали контакт, выясняли жизненную ситуацию, приходили в семьи беседовать с родителями, оказывали адресную помощь, подключали к работе органы профилактики. Так же «уличные педагоги» проводили профилактические мероприятия по школам, и подключали к взаимодействию с «трудными» подростками активистов молодежные общественных объединений. Вся их работа строилась якобы по принципу равный - равному. А согласитесь, не может быть равным подростку студент или работающий молодой человек. Другими словами, эта система уже сама по себе изначально ввела организаторов в заблуждение. Минусом этого проекта, также было то, что заниматься подобной деятельностью могли люди с не профильным образованием, что в принципе не правильно, потому как к таким детям нужен особый подход и определенная подготовка. Убеждены, что человек, работающий с данной категорией детей должен обладать определенными качествами и практическими навыками. Это не человек работы, это, если можно так выразиться, человек души. Его отличает склонность к воспитательной работе; к установлению взаимопонимания и доверительных отношений с подопечным; к работе с его возражениями и жалобами; и что очень важно, к психологической помощи. При этом, не обязательно иметь образование по психологии, достаточно уметь заинтересовать своего подопечного, установить с ним тесным контакт, попасть на его волну. И в конечном результате, занять несовершеннолетнего именно тем, что ему интересно, не навязывая свою позицию, мотивировать его к учебе и нормальному образу жизни, дав ему почувствовать, что он нужен еще кому-то кроме себя. Только в таком случае, он перестанет «падать в пропасть».

Современная социально-психологическая практика работы с данной категорией требует от общества создания новых форматов работы с «трудными» детьми. И в этом смысле, институт наставничества, не являющийся чем-то новым, а скорее давно забытым коммунистическим прошлым, мог бы вновь стать хорошим инструментом воспитания правильного молодого поколения. Мы считаем, что необходимо возродить систему наставничества и произвести небольшой «ребрендинг». Для работы с «детьми группы риска» в качестве наставников необходимо вовлекать не только успешных студентов педагогических, медицинских и социальных специальностей, но и членов спортивных федераций по видам спорта лидеров общественных молодежных и детских объединений. Приставка «успешный» является в этом деле очень важным критерием, потому как только своим примером возможно зажечь глаза того или иного подростка из группы риска. На практике есть много примеров, когда сегодняшняя мода на здоровый образ жизни, помо-

Региональные аспекты развития системы

119

гала ребятам не только выйти из кризиса, но и поставить перед собой цель и двигаться к ней. Предлагаемый нами механизм мог бы реализовываться как в рамках практико-ориентированного обучения студентов, так и реализации социально-значимых проектов (грантов) общественников и заинтересованности спортивных федераций в поиске талантливых и одаренных спортсменов. Реализовать данную инициативу предлагаем на базе МКУ «Молодежный ресурсный центр г. Владивостока», где будет располагаться координирующий и обучающий орган. Надо, чтобы они прошли специальную подготовку и обучение, умели создать у детей мотивацию к изменению своей жизни, увести их с улицы. Кроме этого, наставникам необходимо использовать различные модели работы с данной категорией детей, предлагая им различные виды взаимодействия.

За каждым «трудным» подростком будет закрепляться один личный наставник близкий по возрасту и того же пола, что и ребенок, его задачи будут состоять в следующем: ненавязчивый контроль над подопечным, попытка входа в зону доверия и завоевание дружбы, проведение профилактических действий путем демонстрации альтернативной жизни, а также вовлечения его в мероприятия локального характера (тренировки, социальные акции и др.). Эти наставники должны стать «звонким» голосом ребенка, криком его души, потоком его мыслей, желаний и проблем. Обязательное условие постепенное вовлечение подростка в правильное коммуникативное пространство, чтобы они не чувствовали себя ущемлёнными и «не такими».

Подводя итог всего выше изложенного хотелось бы отметить, что подобные меры помогут повысить качество педагогического и воспитательного процесса с детьми группы риска в г. Владивостока и уже через несколько лет дадут свои первые плоды. Подобная практика уже апробирована в ряде других регионов и стран. Рекомендации внедрения таких механизмов дают такие международные организации, как ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. И очень странно, что мы вроде как все понимаем, но почему-то не делаем. А надо пробовать, надо экспериментировать, и создавать новую систему социальной адаптации детей и подростков группы риска. В современных социально-политических условиях ценнейшим ресурсом для России становится человеческий, и правильное воспитание граждан своей страны выходит на передний план среди всех задач государства и общества.

Список литературы:

1. http://schools.pp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 157& Itemid=35.

2. http://volgodonskgorod.ru/node/10026.

3. http://oldhobbit.ru/index.php/referati-i-kursovie/39-obschaya-harakteristi-ka-detey-gruppy-riska-shkol-nikov-i-social-noy-dezadaptacii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.