УДК 342.53
Грудинин Никита Сергеевич
аспирант кафедры конституционного и административного права Российского государственного социального университета тел.: (915) 245-09-47
ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Исследована история становления института народного представительства в зарубежных странах. Рассмотрено функциональное содержание деятельности представительных органов власти, их современное состояние. Сформулированы основные направления и перспективы развития института народного представительства в обозримом будущем.
Ключевые слова: народное представительство, парламент, демократическое и правовое государство.
Grudinin Nikita Sergeevich
Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of Russian State Social University tel.: (915) 245-09-47
INSTITUTE FOR NATIONAL REPRESENTATION IN FOREIGN COUNTRIES: HISTORY, MODERN CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
The history of formation of the institute for national representation in foreign countries is researched. The functional content of activity of representative bodies of the state and their modern condition are considered. The basic tendencies and prospects of development of the institute for national representation in the foreseeable future are formulated.
Key words: national representation, parliament, democratic and law-based state.
Институт народного представительства, под которым мы понимаем сегодня институт представительной демократии, форму реализации народного суверенитета, в рамках которой народ как верховный суверен в ходе свободных выборов передает мандат на управление делами государства своим представителям, призванным выражать его интересы в процессе осуществления своей деятельности в коллегиальном законодательном органе государственной власти - парламенте, свое начало берет в Великобритании.
Парламент Великобритании возник и вырос из совета думцев - Витенагемота, состоявшего в первобытный период исторической жизни Великобритании из знатных людей страны, которые призывались английским королем для обсуждения наиболее серьезных дел государства. По мере укрепления своей власти английские короли перестали нуждаться в присутствии на совете всех баронов, подчинявшихся им: английских королей окружили самые знатные бароны, менее знатные бароны и рыцари перестали посещать совет, высылая на него своих представителей. Эта практика превратилась в обычай, который впоследствии был подтвержден Великой хартией вольностей 1215 г. [1, с. 6].
В 1264 г. граф Симон де Монфор предписал шерифам (высшим чиновникам) графств, на которые административно делилась Англия, присылать в созванный им впервые Парламент по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Это решение положило основу для создания общенационального представительного органа - Парламента, который сегодня в строгом юридическом смысле состоит из трех частей - Короля, Палаты лордов и Палаты общин. Необходимо также подчеркнуть, что термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат Парламента, но чаще всего под Парламентом подразумевают его основную часть - Палату общин.
Порядок формирования британского Парламента складывался постепенно, на протяжении нескольких столетий. Поэтому проводить исторические параллели от англосаксонского Витенагемота к Парламенту XVI в. и, тем более, современному Парламенту Великобритании следует крайне осторожно. Первоначально Парламент заседал в виде единой коллегии, без разделения на отдельные палаты. Однако различия, существовавшие в способах комплектования представительства различных сословий, привели к середине XIV в. к делению Парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю. В верхней стали заседать лорды, и эта палата стала именоваться Палатой лордов, в нижней - депутаты от мелких дворян и от городского сословия, и эта палата стала именоваться Палатой общин. Палату лордов составляли светские и церковные магнаты, крупные феодалы (пэры), которые получали индивидуальное приглашение от короля. В XV в. главным принципом формирования Палаты лордов стал наследственный принцип, который просуществовал вплоть до 1999 г., когда большинство наследственных пэров лишилось членства в Палате лордов [2, с. 388-389].
Существующий сегодня порядок комплектования нижней палаты Парламента Великобритании
окончательно сложился к 1922 г. С этого времени число депутатов Палаты общин стало равняться числу избирательных округов, на которые была разделена страна для проведения выборов. При неограниченном количестве кандидатур в нижнюю палату избирается один депутат от округа. Результаты выборов определяются по шкале относительного большинства. Срок депутатских полномочий - 5 лет. Данная система является максимально персонализированной: избиратели голосуют за личность, а не за партию. Избиратели всегда знают, за кого голосуют, хотя кандидаты, как правило, представляют конкретные политические партии [3, с. 146-147].
Мажоритарная избирательная система, успешно применяющаяся на выборах депутатов Палаты общин Парламента Великобритании на протяжении многих столетий, таким образом, способствовала становлению и развитию двухпартийной политической системы, при которой реальный шанс стать членом нижней палаты Парламента получают исключительно представители конкретных политических партий, а лидер одной из двух ведущих партий (консервативной или лейбористской), победившей на парламентских выборах, становится Премьер-министром Соединенного Королевства. Британский Парламент как орган народного представительства играет исключительно важную роль в деле сохранения и укрепления внутриполитической стабильности, а также социально-экономического развития Великобритании, выполняя вполне конкретные функции.
Наиболее важной, на наш взгляд, в деятельности Парламента является его законодательная функция, которая превратила Палату общин в место ведения широкой политической дискуссии по основным вопросам развития общества и государства. Не меньшее значение, как мы полагаем, занимает функция представительства политических интересов подданных британской короны. Кроме этого, Палата общин обладает столь существенными контрольными полномочиями, что может инициировать не только проведение парламентских расследований, но и осуществлять постоянный контроль над политикой, проводимой кабинетом министров в целом, и деятельностью конкретных министров в частности. Наконец, немаловажной функцией Палаты общин Великобритании является постоянная работа депутатов в округах, население которых доверило им мандат на представление своих интересов в Парламенте.
Британский Парламент стал моделью организации представительных органов государственной власти в том смысле, в котором мы привыкли их видеть сегодня. Успешный опыт народного представительства Великобритании был воспринят и другими странами. Так, в США органом народного представительства является Конгресс, состоящий из двух палат - Сената и Палаты представителей. Граждане США избирают обе его палаты на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов составляет 6 лет (при этом одна треть сенаторов обновляется каждые 2 года), а Палаты представителей - 2 года. Конгресс призван выражать интересы всего американского народа и в то же время - интересы штатов, объединенных в федеративное государство. В соответствии с принципом разделения властей Конгресс имеет исключительное право издавать законы, подлежащие исполнению на всей территории США.
Во Франции высший представительный орган государственной власти - Парламент также является двухпалатным (притом, что Франция является унитарным государством). Он состоит из Национального собрания, именуемого часто нижней палатой, и Сената. Национальное собрание состоит из депутатов, избираемых непосредственно французскими гражданами сроком на 5 лет. Члены Сената избираются сроком на 9 лет (обновление происходит на одну треть через каждые 3 года) путем косвенных выборов особыми коллегиями выборщиков, в которых преобладают представители муниципальных советов коммун. Парламент Франции выполняет функции, традиционно присущие органам народного представительства, ведущими среди которых являются представительная и законодательная функции. Место и роль каждой палаты в системе органов государственной власти Франции определяется Конституцией, органическими законами и внутренними регламентами палат.
Говоря о современном состоянии института народного представительства в зарубежных странах, необходимо отметить следующее. Во-первых, данный институт достаточно прочно утвердился в ведущих европейских странах и США. Во-вторых, появление двухпалатной структуры органов народного представительства изначально было обусловлено сословной структурой средневекового общества: верхняя палата средневековых представительных органов выражала интересы светской и духовной знати, нижняя палата - интересы самых широких слоев населения. Большинство современных парламентов имеют однопалатную структуру, двухпалатная структура характерна для федеративных государств и государств, в которых наличие верхней палаты является наследием прошлого.
В-третьих, основными функциями парламентских учреждений стали представительство политических интересов избирателей в законодательных органах государственной власти; законотворчество; контроль над решениями и действиями органов исполнительной власти и политикой,
проводимой ими; выстраивание крепкой постоянной «живой» взаимосвязи между депутатами и их избирателями, выражающейся в решении конкретных проблем граждан в процессе своей деятельности в парламенте. Для успешного выполнения данных функций должны быть обеспечены необходимые гарантии деятельности депутата - депутатский иммунитет, депутатский индемнитет, свободный мандат, профессиональный статус.
Несмотря на то, что история XX в. свидетельствует об утрате органами народного представительства ведущей роли в системе органов государственной власти и ее переходе к органам исполнительной власти, перспективы развития данного института необходимо связаны с повышением степени его самостоятельности и эффективности функционирования. Способствовать решению данной задачи, по нашему мнению, призваны существующее электоральное законодательство и избирательные системы в зарубежных странах, наличие развитой политической и электоральной культуры граждан, сформировавшаяся и устойчиво функционирующая партийная система, политический плюрализм, а также возможность представительных органов оказывать решающее влияние на политические процессы внутри государства путем осуществления соответствующих функций. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что степень дееспособности народного представительства является индикатором авторитета данного института представительной демократии в глазах граждан, необходимым условием существования и развития государства как демократического и правового.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Истомин В.А. Очерк парламентаризма в Англии в связи с его характерными особенностями вообще. М., 1908.
2. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: в двух частях. Волгоград, 2001. Ч. 2.
3. Избирательное право: учеб. пособие / под ред. К.К. Гасанова, А.С. Прудникова. М., 2007.