Научная статья на тему 'Институт классного руководства: вчера, сегодня, завтра'

Институт классного руководства: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1953
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт классного руководства: вчера, сегодня, завтра»

УДК 371 Л.Р.УВАРОВА

ИНСТИТУТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА:

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ,ЗАВТРА

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе, осуществляющий организацию и воспитание классного ученического коллектива. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений.

В Российском школьном воспитании должность классного руководителя рождена осознанной необходимостью заботы об индивидуальном развитии каждого ребенка, потребностью в развитии индивидуальности как социально-культурной ценности и содействии максимальному развитию личностных особенностей и способностей каждого ребенка. Этот особый подход организации образовательного процесса не потерял своего большого значения при всех социальнополитических, экономических, социально-психологических изменениях в стране и в системе общего образования.

В XVIII - начале XIX века уставы учебных заведений (гимназий, уездных и приходских училищ) определяли преимущественно организационные вопросы и содержание обучения некоторым наукам. В разработанном И.И. Бецким в 1764 г. «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества», где не говоря о конкретных должностных обязанностях, особенно отмечается, «какая потребна осторожность и благоразумие в выборе учителей и учительниц, а особливо главных над воспитательными училищами директоров и правителей ... им надобно быть всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы долженствуют быть наперед ведомы и непорочны; особливо же надлежит им быть терпеливым, рассмотрительным, твердым и рассудительным, и, одним словом, таковым, чтобы воспитывающееся юношество любило их и почитало и во всем доброй от них пример получало».

Мероприятия государства в области экономики, политики и культуры, осуществленные в ХУШ

веке, способствовали возвышению дворянства, увеличению образовательных учреждений. Так в открывшемся в 1811 году Царскосельском лицее все обучение возлагалось на профессоров и их помощников - адъюнктов и учителей. Дух воспитания в лицее складывался под руководством наставников (директоров), педагогов обучающих предметам и воспитателей. Начиная с первого наставника лицея В.Ф. Малиновского, утверждались идей искоренения деспотизма, установление уважения к воспитанникам. Основными функциями педагогов были не наказание, не запугивания, не мучение зубрежкой, а увлечение воспитанников чтением, пробуждение самостоятельного мышления, развитие независимого мнения, разносторонних интересов. Педагоги лицея, сама обстановка способствовала развитию талантов, наклонностей, общение с талантливыми, творческими людьми, педагогами, с передовой мыслящей молодежью способствовало воспитанию, быстрому созреванию умов.

Дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 года, создаются особые военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянские дети подготовлялись к военной службе в офицерских чинах. Первая закрытая сословно-дворянская школа - Сухопутный шляхетский корпус - была открыта в 1731 году в Петербурге. По его образцу строились все кадетские корпуса. В этих школах наряду со специальной военной подготовкой дети дворян получали широкое общее образование и «светское» воспитание. В кадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в среднем 10-12 лет. Счет классам велся в обратном порядке, т. е. первый класс считался четвертым, а выпускной - первым. В первых двух классах (четвертом и третьем) изучались общеобразовательные предметы: словесность, математика, история и география, а в старших классах - специальные.

© Л.Р. Уварова, 2009

223

Кроме того, в корпусе уделялось большое внимание верховой езде, фехтованию, танцам и музыке, выработке у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете». Определение будущей профессии производилось не в принудительном порядке, как это имело место в государственных школах, открытых при Петре I, а в зависимости от склонностей и желаний самих воспитанников, которые могли специализироваться в области гражданской или военной службы. Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание учащихся, применялись гуманные методы обучения.

Среди преподавателей встречались разные люди, и при исполнении одних и тех же функций одни отдавали все свое время и внимание кадетам, старались внушить им, что все они одинаково способны, хотя и не равно усердны, другие позволяли себе телесные наказания, оскорбительную для самолюбия воспитанников фамильярность. Воспитатели осуществляли наказание сечением часто без выяснения вины или случайно выбранного, наказывали карцером, лишением обеда, отпуска, запись в штрафной журнал, на черную доску, лишение погон и др. За неуспехи в науках секли одних и тех же. Это наказание считалось позорным и малоэффективным. Исполняющие названные функции воспитатели не получали ни успехов в воспитании, ни уважения к себе со стороны воспитанников.

При кадетском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т.п. Ведущей фигурой организации обучения были именно учителя. Основатель и попечитель воспитательных домов и училищ, Смольного института, президент Академии художеств и шеф Шляхетского сухопутного корпуса И.И. Бецкой писал в своих трудах, что особую роль должны играть воспитатели: “Воспитатель, прежде всего, должен подготовить душу ребенка к восприятию тех зерен, которые хотели посеять”. Здесь, несомненно, видится прообраз будущей фигуры классного руководителя.

В соответствии с Уставом гимназий 1864 г. в каждой гимназии учреждалось по две должности

воспитателей с высшим образованием: одна для низших, другая для высших классов. Уставы гимназий 1871 г. и реальных училищ 1872 г. учреждали должности классного наставника (по одному на каждый класс). Обязанности классного наставника должны были выполнять штатные преподаватели, получавшие за это надбавку к основному жалованью. Документы свидетельствуют, что в гимназиях отношения между учащимися и учителями устанавливались простые и сердечные, отношения доверия, искренности, ученикам внушались любовь и уважение к себе и к школе и сами бережно относились к чувству их человеческого достоинства. Большое внимание уделялось педагогами изучению индивидуальности ребенка, развитию его задатков и наклонностей. Были также учреждены должности помощников классных наставников - классных надзирателей. Обычно преподаватели стремились на них переложить воспитательные функции. Это усиливало тенденцию к отделению воспитания от обучения. В обязанности классного надзирателя входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне класса (на улицах, в театрах, на частных квартирах, где проживали иногородние учащиеся), а так же за выполнением учащимися церковных обрядов. Деятельность классного надзирателя часто сводилась к полицейскому контролю и шпионажу за учащимися, особенно усилившемуся в годы реакции.

Права и обязанности классных наставников определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения. Педагоги - наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Воспитание Бецкой определял как четыре стороны: физическую, физико-моральную, моральную и дидактическую (обучающую). Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в

обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектриса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.

Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера. В России до 1917 года в средних учебных заведениях - преподаватели гимназии или реального училища, нёсшие ответственность за воспитание учащихся и осуществлявший надзор за их поведением назывались классными наставниками, классными дамами.

Классные дамы обязаны были поступать с воспитанницами с благоразумием и кротостью. Основная их функция - надзор за ученицами. Наказаний предписывалось избегать, допускались только «увещания» провинившихся. Если первые «смолянки» воспитывались в гуманной и творческой атмосфере, которую поддерживал просветительский энтузиазм основателей Воспитательного общества, то впоследствии возобладали формализм и рутина обычного казенного учреждения. Все воспитание стало сводиться к поддержанию порядка, дисциплины и внешнего благообразия институток. Основным средством воспитания были наказания, что отдаляло институток от воспитательниц, большинство которых составляли старые девы, завидовавшие молодежи и с особенным рвением исполнявшие свои полицейские обязанности. Естественно, что между воспитательницами и воспитанницами зачастую шла самая настоящая война. Она продолжалась и в институтах второй половины XIX века: либерализацию и гуманизацию режима сдерживал недостаток хороших и просто квалифицированных воспитательниц. Воспитание по-прежнему основывалось «больше на манерах, умении держать себя сотте И faut, отвечать вежливо, приседать после выслушивания нотации от классной дамы или при вызове учителя, держать корпус всегда прямо, говорить только на иностранных

языках».

Основным критерием отбора классных дам, обязанных следить за достойным воспитанием девочек, обычно был незамужний статус. Во времена, когда удачный брак было главным (и, соответственно, наиболее желанным) событием в жизни женщины, неустроенность личной жизни весьма негативно откладывалась на характере. Окруженная молодыми девушками, осознавая, что жизнь не оправдала ожиданий, стареющая особа начинала (осознанно или нет) отыгрываться на своих подопечных, запрещая, все, что можно, и наказывая за малейший проступок. Телесные наказания для воспитанниц не были приняты, однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились: окрик, брань, наказание - таков был привычный арсенал средств и методов институтской педагогики. Обычными считались наказания, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда. Совсем тяжело приходилось детям, страдающим, например, энурезом - такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, обычно будили одноклассницу ночью. Народу в комнате было много, каждая ученица пару раз распихивала несчастную, можно представить, как «положительно» этот метод сказывался на нервах и без того униженного ребенка. Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, не по уставу завязанный бант на переднике или выбившийся локон из строгой прически.

Очень высоко здесь ценилось полное подчинение правилам и обычаям институтской жизни, на что указывает само определение воспитанниц, отличавшихся послушанием и отменным поведением - «парфетки» (искаженное французское «рагіаіїе» - совершенная). Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского «благонравия» и считалось «дурным поведением». Поэтому шалуний и строптивиц называли «мовешками» («mauvaise» - дурная). Даже внешность учениц была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возра-

стов (младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы), аккуратная форма. За всем этим должна была следить классная наставница. Каждый учитель гимназии состоял и классным наставником, а для классных наставников существовала подробнейшая инструкция, но составители этой инструкции не позаботились о том, что для ее исполнения требуется время, поэтому инструкция осталась мертвой. Учитель не виноват, что он не исполняет предписания инструкции, предусмотренной для классных наставников. Уменьшение числа недельных уроков у каждого преподавателя было первым шагом по реорганизации гимназий, но на следующем этапе требовалось устранить переполнение классов учащимися и значительно понизить максимальную норму учащихся в классе. Эта норма для младших и средних классов колебалась на отметке 25-30 человек, а в старших - не более 20 человек. Что бы изменилось в русских гимназиях, если число недельных уроков учителя будет уменьшено до 18, а вместе с тем и понижена максимальная норма числа учеников в классе?

Прежде всего, предполагалось, что это приведет к тому, что учителя будут получать два свободных часа в день, но эти два часа они будут находиться в гимназии и отдавать это время всецело на пользу учащихся. Если бы так все и произошло, то нашлось бы время для исполнения учителями и классными руководителями таких лежащих на воспитателях юношества обязанностей, которые не выполняются. Можно будет достигнуть того, что совершенно правильно будут поставлены: внеклассные беседы учителей с учениками и организация внеклассного чтения; литературные ученические беседы и упражнения учеников в декламации; частые встречи преподавателей и классных наставников с родителями учащихся; посещение классными наставниками уроков других преподавателей; частое посещение учеников на дому. При таком порядке от каждого учителя можно было бы потребовать, чтобы он хорошо знал каждого ученика, знал его личные свойства, домашнюю обстановку и др.

В советской России впервые должность классного руководителя (групповода) была введена в 1930-е гг. До этого воспитательную работу в группах выполняли учителя. Первая инструкция о групповодах была утверждена Наркомпросом РСФСР в 1931 г. После переименования групп в

классы групповоды стали называться классными руководителями. Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней школы в СССР». Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

В 1960 г. было принято Положение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. Перед классным руководителем поставлены задачи воспитания у учащихся глубоких коммунистических убеждений, трудолюбия, коллективизма, всестороннего развития учащихся и вовлечения их в активную общественно полезную работу. В содержание работы классного руководителя входит: Всестороннее изучение учащихся; выявление их запросов, склонностей, интересов; организация деятельности и воспитание классного коллектива; борьбы за высокую успеваемость и укрепление дисциплины в классе; содействие подготовке учащихся к жизни и производственному труду, их профессиональной ориентации; организация в классе внеурочной воспитательной работы, внеклассного чтения учащихся; оказание конкретной помощи в пионерской (комсомольской) организации класса в ее деятельности; постоянная связь с родителями учащихся, общественными организациями и др.

В последней четверти XX века руководящим документом по классному руководству является методическое письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя» (1975).

Организационно-воспитательные функции классного руководителя многогранны и ответственны. Его деятельность направлена на обеспечение внеклассной воспитательной работы в прикрепленном классе. Так как школьный класс и пионерский отряд существовали в одном пространстве, времени и составе, то классный руководитель был призван выполнять функцию наставника пионерского отряда или комсомольской группы, часто не просто присутствуя, но и организовывая пионерские сборы и комсомольские собрания. Работа с пионерским отрядом или комсомольской группой становилась, по сути, основ-

ным направлением работы классного руководителя. Руководствуясь решениями съездов КПСС и другими директивными документами, классный руководитель обязан доводить до сознания учащихся политику Коммунистической партии и Советского государства, формировать у школьников активную жизненную позицию, воспитывать у них готовность быть активным борцом за коммунизм. Одной из обязанностей классного руководителя была работа по развитию детского коллектива и создания условий для развития личности ребенка в нем. С этой целью организовывалась разнообразная внеклассная воспитательная работа: конкурсы, соревнования, вечера, диспуты, экскурсии, походы, шефская работа с младшими, участие в общешкольных делах и т.д. Существовала стройная система поощрений и наказаний, как мер стимулирования, которые были в распоряжении классного руководителя.

В 1990-е годы выведение из школы пионерии и комсомола на несколько лет заметно сократило функции классного руководителя, сократило объем его воспитательной работы, функции контроля преобладали над другими воспитательными функциями и организацией внеклассной работы. Однако необходимость полноценного классного руководства очень скоро заявила о себе. Как компенсация за упущенное в воспитательном отношении время наряду с существующей должностью классного руководителя в некоторых школах утверждаются должности освобожденных воспитателей и кураторов, освобожденных от преподавания предметов, но имеющих в своих обязанностях вести более насыщенную по времени и направлениям работу.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Позиция руководителя педагогического процесса стала вариативна: - классный руководитель (в дополнение к основной учительской нагрузке за дополнительную плату выполнение функций определенных соответствующим положением);

- классный воспитатель (работает на полную учительскую ставку, совмещая классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе, что целесообразно при необходимости индивидуальной педагогической поддержки для большинства детей класса), - куратор (чаще в стар-

ших классах, где учащиеся могут сами выполнять ряд организаторских функций педагога). Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

В последнее десятилетие в Министерстве образования и науки разработано положение о создании института тьюторства. Тьюторство предполагает: 1) общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; 2) форма воспитательной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Тью-торство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации. С одной точки зрения, это не только новое для нашей школы слово, но и совершенно новое понятие, новая должность. Особенность предлагаемого министерством института тьютор-ства будет заключаться в сопровождении отдельным педагогом личностного, творческого и психологического развития каждого ребенка. Эти специалисты должны помочь выбрать индивидуальные образовательные программы, определиться с профилем в старших классах и, может быть, с выбором профессии. Плюс к этому тьюторы возьмут на себя часть внеклассной работы

- будут выявлять интересы ребят и направлять их в кружки и секции по интересам. У каждого тьютора может быть около десяти подопечных - разных по возрасту и из разных классов. Учителя-предметники тоже могут быть тьюторами. Существует мнение, что классное руководство - это властная вертикаль, а тьюторство строится по сетевому принципу. Подростковый возраст - важнейший этап социализации личности, Сегодня наше общество самоустраняется от контроля над подростковой социализацией. Промежуток между семьей и школой заполняется двором, где царствуют инстинкты, законы стаи, где наставником становится сильный. Тьютерство - решительная

попытка повлиять на эту ситуацию.

Однако, тьютор - от английского tutor - преподаватель-консультант, индивидуальный учитель, советник. Если новый термин вводится для конкретизации воспитательных функций педагога, акцента значимости педагогического мастерства, ответственности, то с нашей точки зрения, тьюторство всегда существовало в нашем образовании, только мы его называли по-другому, чисто по-русски - наставничество, индивидуальная работа, постоянное общение с воспитанниками.

Проследив историю возникновения и развития функций и содержания работы классных ру-

ководителей, следует заметить, что в истории развития Российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель, воспитатель. Он становится связующим звеном между ребенком и учителями-предметниками, между школой и родителями, между ребенком и окружающей действительностью. Эта важная фигура достойна и внимания, и заботы, и поддержки государства.

УДК 371 С.Л. ФОКИНА

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Вопрос о взаимодействии семьи и общеобразовательного учреждения был поставлен уже в первые годы советской власти. Общее руководство делом народного образования принадлежало Государственной комиссии по просвещению, председателем которой состоял народный комиссар по просвещению А.В. Луначарский. Оценивая воспитательные возможности школы, Луначарский подчеркивал, что она «как государствен-но-воспитатательное учреждение должно раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые даст ребенку жизнь» [1]. Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно добиться лишь в объединении усилий школы и общественности. «Сотрудничество педагогов и сил общественных - вот что будет преследоваться Комиссией и при составлении ее, и в Государственном Комитете, и во всей ее деятельности» [2].

Для введения в стране всеобщего обязательного начального обучения были мобилизованы все средства и силы советской общественности, в т.ч. и родители: «...широко развернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а так же предварительную, до поступления в начальную школу, подготовку детей рабочих, батраков и деревенской бедноты; к этому необходимо привлечь в порядке общественной работы ... актив родителей...» [3].

Необходимость сочетания общественного воспитания с воспитанием семейным подчеркивала Н.К. Крупская. Она считала, что только в единстве целей и деятельности семьи и общества в воспитании детей заключены огромные возможности по созданию условий для всестороннего развития личности. Школа как государственное учреждение должна быть ведущим началом и в воспитании подрастающего поколения, и в общественной идеологической работе с взрослым населением - родителями. Безусловный перевес в начале XX века стал отдаваться общественным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.