Научная статья на тему 'Институт банкротства физического лица в системе обеспечения экономической безопасности Украины'

Институт банкротства физического лица в системе обеспечения экономической безопасности Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКОНОМіЧНА БЕЗПЕКА ДЕРЖАВИ / БАНКРУТСТВО / ФіЗИЧНА ОСОБА / іНСТИТУТ / КОМЕРЦіЙНИЙ БАНК / ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / БАНКРОТСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ИНСТИТУТ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC SECURITY OF THE STATE / BANKRUPTCY / AN INDIVIDUAL / INSTITUTION / COMMERCIAL BANK / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарь Владимир Владимирович

Целью статьи является концептуальное обоснование института банкротства физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в системе обеспечения экономической безопасности Украины. В статье проанализировано современное состояние украинского рынка кредитования физических лиц для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Идентифицирована угроза экономической безопасности Украины, вызванная отсутствием государственной программы предотвращения коллапса национальной финансовой системы в целом и банковской системы в частности в связи с потенциальной массовой неплатёжеспособностью должников – физических лиц. Обоснована актуальность создания института банкротства физических лиц и предложено определение понятия должника в данном контексте. Разработаны основные критерии проведения процедуры банкротства физического лица в случае возникновения задолженности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Токарь Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bankruptcy of an Individual in the Economic Security of Ukraine

The purpose of this paper is a conceptual study of the bankruptcy institution of the individual who is not engaged in business activities in the economic security of Ukraine. The article analyzes the current state of Ukrainian market of lending to individuals for purposes not related to business activities. There is identified the threat of economic security of Ukraine, due to the lack of state programs to prevent the collapse of the national financial system in general and the banking system in particular with regard to the potential of mass insolvency of individual debtors. The urgency of creating the individuals bankruptcy institution and the definition of the debtor in this context are suggested. The basic criteria for the procedure of bankruptcy of an individual in the event of a debt not related to entrepreneurial activity is determined.

Текст научной работы на тему «Институт банкротства физического лица в системе обеспечения экономической безопасности Украины»

УДК 338.22

институт банкротства физического лица в системе обеспечения экономической безопасности украины

® 2014 ТОКАРЬ в. в.

УДК 338.22

Токарь В. В.

Институт банкротства физического лица в системе обеспечения экономической безопасности Украины

Целью статьи является концептуальное обоснование института банкротства физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в системе обеспечения экономической безопасности Украины. В статье проанализировано современное состояние украинского рынка кредитования физических лиц для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Идентифицирована угроза экономической безопасности Украины, вызванная отсутствием государственной программы предотвращения коллапса национальной финансовой системы в целом и банковской системы в частности в связи с потенциальной массовой неплатёжеспособностью должников - физических лиц. Обоснована актуальность создания института банкротства физических лиц и предложено определение понятия должника в данном контексте. Разработаны основные критерии проведения процедуры банкротства физического лица в случае возникновения задолженности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Ключевые слова: экономическая безопасность государства, банкротство, физическое лицо, институт, коммерческий банк, государственное регулирование Табл.: 2. Библ.: 13.

Токарь Владимир Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор, кафедра международных финансов, Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана (пр. Победы, 54/1, Киев, 03068, Украина) Email: tokarww@ukr.net

УДК 338.22

Токар В. В. 1нститут банкротства фiзичноi особи у c^meMi забезпечення eкономiчноi' безпеки Укра'ни

Метою статтi е концептуальне обфунтування ¡нституту банкрут-ства фiзично'i особи, що не займаеться пiдприемницькою дiяльнiстю, у системiзабезпечення економiчно'iбезпеки Украни. Устатт'> проана-лвовано сучасний стан укранського ринку кредитування фiзичних оаб для цлей, що не пов'язаш з пiдприемницькою д'тльшстю. 1дентиф'шо-вана загроза економiчнiй безпец Украни, яка викликана вдсутшстю державноi програми запоб'гання колапсу нацональноi ф'нансовоi сис-теми в цлому та банювськоi системи зокрема у зв'язку з потенцйною масовою неплатоспроможшстю боржниюв - фiзичних оаб. Об(рунто-вана актуальшсть створення iнституту банкрутства фiзичних оаб i запропоновано визначення поняття боржника в цьому контекст'!. Розроблено основн критерИ проведення процедури банкрутства фь зичноi особи у випадку виникнення заборгованост'>, що не пов'язана з пiдприемницькою д'тльтстю.

Ключовi слова: економчна безпека держави, банкрутство, ф'вична особа, 'нститут, комерцйний банк, державне регулювання Табл.: 2. Б'бл.: 13.

Токар Володимир Володимирович - доктор економ'мних наук, доцент, професор, кафедра мiжнародних фiнансiв, Кивський нацональний еко-ном'мний ушверситет !м. В. Гетьмана (пр. Перемоги, 54/1, Кив, 03068, Украна)

Email: tokarww@ukr.net

UDC 338.22

Tokar V. V. The Bankruptcy of an Individual in the Economic Security of Ukraine

The purpose of this paper is a conceptual study of the bankruptcy institution of the individual who is not engaged in business activities in the economic security of Ukraine. The article analyzes the current state of Ukrainian market of lending to individuals for purposes not related to business activities. There is identified the threat of economic security of Ukraine, due to the lack of state programs to prevent the collapse of the national financial system in general and the banking system in particular with regard to the potential of mass insolvency of individual debtors. The urgency of creating the individuals bankruptcy institution and the definition of the debtor in this context are suggested. The basic criteria for the procedure of bankruptcy of an individual in the event of a debt not related to entrepreneurial activity is determined. Key words: economic security of the state, bankruptcy, an individual, institution, commercial bank, state regulation Tabl.: 2. Bibl.: 13.

Tokar Volodymyr V. - Doctor of Science (Economics), Associate Professor, Professor, Department of International Finance, Kyiv National Economic University named after. V. Getman (pr. Peremogy, 54/1, Kyiv, 03068, Ukraine) Email: tokarww@ukr.net

Введение. Современные внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Украины в совокупности ставят под сомнение состоятельность и обоснованность используемых методов и подходов государственного регулирования широкого спектра социально-экономических отношений, в том числе связанных с функционированием системы кредитного обеспечения населения. Негативные последствия обманчивой лёгкости

решения повседневных проблем за счёт привлечения кредитных ресурсов усиливаются недостаточной финансово-экономической грамотностью населения и вытеснением гривны более стабильными валютами в качестве базиса кредитных операций. Низкая производительность труда, обусловленная технологическим отставанием от развитых стран мира, определяет хронический разрыв доходов населения, соответствующих показателям развивающих-

ся стран, и уровня цен на потребительские товары и недвижимость, которые по некоторым параметрам превышают аналогичные категории в странах ядра Европейского Союза и США.

Неблагоприятное соотношение доходов и цен ухудшается сравнительно высокими ставками по ипотечным и потребительским кредитам, как в иностранной, так и в особенности национальной валюте, что значительно увеличивает вероятность неплатёжеспособности физических лиц в среднесрочной перспективе. Научно-практическая проблема погашения реальных и потенциальных объёмов безнадёжной и сомнительной задолженности домохозяйств в Украине находится в тупике из-за отсутствия эффективных механизмов санации и банкротства, используемых в развитых странах мира. Таким образом, отсутствие в Украине института банкротства физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, является существенной угрозой стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономической безопасности государства.

Анализ последних исследований. В подавляющем большинстве научных и аналитических публикаций, посвященных проблематике банкротства, в центре внимания исследователей находятся аспекты, связанные с хозяйствующими объектами - юридическими и физическими лицами. Например, на основе критического осмысления подходов к определению сущности соответствующего явления В. Капустин предлагает трактовать банкротство как юридически признанное в установленном порядке финансовое состояние субъекта предпринимательской деятельности, обусловленное негативными результатами его хозяйствования и исключающее возможность восстановления платёжеспособности [8, с. 167]. Данным исследователям исключаются из сферы действия нормативно-правового регулирования физические лица, не являющиеся хозяйствующими субъектами, и безнадёжная задолженность физических лиц -предпринимателей, возникшая в результате операций, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Подобных взглядов придерживается И. Троц, разбивая внешние причины возникновения банкротства на экономические, политические, демографические и природные группы факторов; а среди внешних причин выделяя факторы, связанные с производством, управлением, планированием, организацией и контролем [11, с. 226]. В указанном исследовании среди внешних причин проигнорированы социальные факторы, а внутренние причины, с точки зрения данного автора, лежат в плоскости неэффективного выполнения функций менеджмента и соответствующих производственных недочётов, что лишь косвенно связанно с проблематикой банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В статье О. Завыдивской, посвященной анализу банковского жилищного ипотечного кредитования с точки зрения потребителей - физических лиц, указывается на решающей роли мнения друзей и родственников и тарифной политики коммерческих банков при принятии решения о привлечении заёмных средств. На основе проведённого опроса жителей в западных областях Украины данным автором представлены приемлемые характери-

стики ипотечного кредитования в национальной валюте: первый взнос - на уровне 10,0 % от стоимости жилья, срок кредитования - 20 лет, процент за использование кредитных средств - 10,0 % в годовом эквиваленте [4, с. 165]. Результаты данного исследования подтверждают важность поведенческих факторов, социального окружения и происхождения заёмщиков - физических лиц - при принятии решений о привлечении кредитов. Позитивным моментом этой статьи является раскрытие внутренних причин увеличения задолженности: отсутствия среди влияющих факторов мнения экспертов жилищного рынка, юристов, экономистов и государственных служащих; привлечение ипотечных кредитов даже при осознании заёмщиками несоответствия реальных возможностей и существующих условий на данном рынке. Самыми главными недостатками исследования являются игнорирование проблем, связанных с потребительскими кредитами, и отсутствие конкретных рекомендаций для противодействия и минимизации последствий возможной неспособности физических лиц погасить задолженность по привлечённым кредитам.

Сохраняют актуальность тезисы, изложенные в отчёте «Анализ регуляторного влияния принятия проекта Закона Украины «О банкротстве физического лица»». Авторы призывают к созданию института банкротства физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в качестве ответа на риски, связанные с развитием потребительского кредитования в Украине: обнищание домохозяйств, ухудшение конкурентных позиций финансовых учреждений-кредиторов, возрастание социальных рисков (криминализация и распространение бродяжничества) [2]. Не вызывают возражений следующие предложения данного авторского коллектива: ограничить погашение задолженности за счёт продажи имущества должника - сроком до 6 месяцев, за счёт ежемесячных выплат с текущих доходов - сроком от 1 до 6 лет; предусмотреть списание остатков задолженности; создать институт администраторов процедуры банкротства физического лица и единый реестр банкротов - физических лиц. Спорным является предложение исследовательской группы закрепить право инициирования процедуры банкротства в местных судах исключительно за должниками - физическими лицами, что усложняет возможность защиты прав кредиторов. Вызывают сомнения предложенные авторским коллективом критерии допуска должников до реабилитационных процедур: объективность причин (без указания методики установления); принадлежность к уязвимым категориям населения (без указания определения понятия и с полным игнорированием интересов других слоёв населения); наличие высокого уровня задолженности (без указания конкретных показателей в абсолютной денежной или относительной форме). Дискуссионными моментами являются также установление 5-летнего периода для проведения новой процедуры банкротства с момента освобождения от статуса банкрота (без указания, что под этим следует понимать) и запрещение обнародования реестра банкротов, что повышает деловые риски для третьих лиц. В целом рассмотренный отчёт абсолютно игнорирует угрозы экономической безопасности

государства, вызванные потенциальной и реальной неплатёжеспособностью физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, по ипотечным и другим видам кредитов.

Целью статьи является концептуальное обоснование института банкротства физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в системе обеспечения экономической безопасности Украины.

Основные результаты исследования. По состоянию на 1 декабря 2014 г. общая задолженность физических

лиц финансовым учреждениям составляла 211,62 млрд грн, при этом потребительские кредиты составили - 64,88 %, кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости - 31,06 %, другие кредиты - 2,06 %. Доля ипотечных кредитов от общей суммы задолженности физических лиц составила 33,48 %.

Совокупный объём остатков по кредитам домохо-зяйств в 3,09 раза превышает граничный уровень дефицита Государственного бюджета Украины, запланированного в 2014 г. на уровне 68,564 млрд грн (табл. 1).

Таблица 1

Структура кредитов, выданных финансовыми учреждениями домохозяйствам, по целевому назначению

по состоянию на 01.12.2014

Задолженность Объём, млрд грн Доля от общей задолженности, % Доля от граничного дефицита Государственного бюджета Украины, %

Потребительские кредиты 137,295 64,88 200,24

кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости 69,996 33,06 102,04

другие кредиты 4,360 2,06 6,36

итого, в том числе 211,621 100,00 308,64

ипотечные кредиты 70,851 33,48 103,34

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [7; 10]

По состоянию на 1 декабря 2014 г. совокупная доля валютной задолженности домохозяйств Украины в гривне-вом эквиваленте составляет 46,95 % от общего объёма выданных финансовыми учреждениями кредитов. Опасная с точки зрения возможного колебания обменных курсов ситуация наблюдается в сегментах кредитования приобретения, строительства и реконструкции недвижимости, где доля валютных заимствований составляет 83,95 %, и, соответственно, ипотечное кредитование - 77,17 %.

Меньшую угрозу в обозначенном контексте представляют сегмент предоставления потребительских и других видов кредитов, где доля валютных кредитов состав-

ляет 28,62 % и 30,33 % соответственно (табл. 2). В целом ввиду нестабильности обменного курса гривны по отношению к основным валютам заимствований физических лиц - евро и доллару США - высока вероятность дальнейшего увеличения объёма задолженности и соответственно доли валютных кредитов в гривневом эквиваленте. Ситуация приобретает ещё более угрожающую окраску при использовании для перерасчёта не официального курса Национального банка Украины, а курса покупки на межбанковской валютной бирже, что и соответствует реальной практике коммерческой деятельности банковских учреждений.

Таблица 2

Структура кредитов, выданных финансовыми учреждениями домохозяйствам, по целевому назначению в разрезе валют

по состоянию на 01.12.2014

Доля валюты, % доллар США евро российский рубль другие валюты валютные кредиты украинская гривна

Потребительские кредиты 27,15 0,89 0,00 0,58 28,62 71,38

кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости 80,30 1,53 0,00 2,12 83,95 16,05

другие кредиты 27,25 2,67 0,01 0,41 30,33 69,67

итого, в том числе 44,72 1,14 0,00 1,08 46,95 53,05

ипотечные кредиты 73,45 1,66 0,00 2,05 77,17 22,83

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [10]

Реальные масштабы угрозы экономической безопасности Украины в случае тотального ухудшения платежеспособности должников - физических лиц довольно трудно предсказать, учитывая невозможность достоверно подсчитать вероятностные параметры. В качестве довольно условного приближения можно использовать эмпирический подход. Так, в результате глобального финансово-экономического кризиса 2007 - 2009 гг., который сопровождался девальвацией украинской гривны, каждый пятый заёмщик в Украине оказался не состоянии рассчитаться с коммерческим банком или кредитным союзом [3]. Предполагая равномерность распределения задолженности и эмпирическое правило 20/80, ориентировочно объём безнадёжных и сомнительных долгов физических лиц в Украине может достигнуть (в ценах по состоянию на 1 декабря 2014 г.) 169,30 млрд грн или 246,92 % граничного дефицита Государственного бюджета Украины на 2014 г.

Косвенным подтверждением ухудшения ситуации является подписание «Меморандума по урегулированию вопроса реструктуризации ипотечных кредитов в иностранной валюте». В этом достаточно спорном и малопонятном документе предлагается использовать для ипотечных валютных кредитов с остатком основной суммы долга не выше 2,5 млн грн перерасчёт и по курсу на 1 января 2014 г., и изменения системы оплаты [1]. Фактически вышеуказанный документ носит сугубо декларативный характер, то есть не обязателен для исполнения коммерческими банками. Возникает множество возражений в случае реального возникновения прецедента использования согласованных курсов. Например, почему в этом случае не использовать курс по состоянию на 1 января 2006 г. (5,05 грн за 1 доллар США) или вообще 1 ноября 1996 года, когда курс не превышал 2 грн за 1 доллар США? Можно предположить возникновение множества лоббистских нормативных актов, направленных на использование выборочной даты фиксации курса для перерасчёта задолженности юридических лиц. Следующим вариантом креативного псевдорешения сложных экономических вопросов может быть предложение расширить практику на другие виды задолженности физических лиц - потребительские кредиты и другие виды кредитов. Расплывчатость формулировок и сохранение права коммерческого банкам на своё усмотрение приостанавливать реализацию договорённостей создаёт широкое поле для манипуляций и коррупционных схем.

Игнорируя множество научных и аналитических публикаций, выступающих за полный запрет валютных кредитов для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, и в случае отсутствия у заёмщика реальных и/или потенциальных доходов, номинированных в иностранной валюте - валюте кредита, государство в лице регулирующих органов продолжает сохранять валютные кредиты для физических лиц.

На данный момент отсутствует государственная программа предотвращения коллапса банковской системе в частности и национальной финансовой системы в целом в связи с потенциальной массовой неплатёжеспособностью должников - физических лиц. В соответствии с национальными интересами и логикой функционирования рыночной экономики возможным решением является ком-

плекс мероприятий: полный запрет валютных кредитов для физических лиц; перевод остатков по валютным кредитам в гривневый эквивалент по курсу Национального банка Украины, действующим на момент реструктуризации; уменьшение ставок по кредитам соответственно доли погашенной задолженности; создание за счёт коммерческих банков резервов временного жилья для возможного выселения должников по ипотечным кредитам. В действительности не налогоплательщики, а именно финансовые структуры должны разделить бремя ответственности за созданную ими же ситуацию: кредитные отделы в должной степени не оценили валютные, геополитические и другие виды рисков, вызвавших девальвацию гривны и общеэкономический кризис в Украине.

С целью защиты национальных интересов высокой привлекательностью обладает внедрение института банкротства физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в систему обеспечения экономической безопасности Украины. В качестве базовых элементов необходимо адаптировать в украинских условиях эффективный международный опыт. Институт банкротства физического лица является уже традиционным элементом институциональной системы рыночной экономики многих стран Европейского Союза, США и представителей БРИКС. Например, в отдельных штатах Индии предусмотрен 10-летний срок запрета участия банкрота - физического лица на кредитном рынке [12]. Подобная система предусмотрена и в США, где максимум на протяжении 10 лет сохраняется соответствующая запись в кредитной истории физического лица, но также существует возможность получить новые ипотечные кредиты в рамках системы государственных гарантий через 2 - 4 года после завершения процедуры банкротства и списания долгов [13]. Учитывая постепенную интеграцию Украины в европейские структуры, перспективным представляется ограничение пребывания физического лица в списке банкротов 7-летним сроком, что соответствует практике среднесрочного финансово-экономического планирования в Европейском Союзе.

Для формирования нового института банкротства целесообразно использовать существующие нормативно-правовые акты Украины на основании метода аналогии. Например, в ст. 1 Закона Украины «О возобновлении платёжеспособности должника или признании его банкротом», представлены определения понятия должника как субъекта предпринимательской деятельности - юридического или физического лица в случае возникновения задолженности в связи с предпринимательской деятельностью [6]. При соответствующей адаптации указанное понятие может быть использовано в нормативно-правовых актах в институте банкротства физического лица, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Важными классифицирующими критериями для возбуждения судопроизводства в делах о банкротстве физических лиц по инициативе самих должников или кредиторов является минимальный уровень задолженности и срок невыполнения должником своих финансово-экономических обязательств по долгу. В качестве возможного срока невыполнения обязательств с момента их возникновения

можно предложить двенадцать месяцев, а минимальный уровень задолженности установить в 12-кратном размере минимальной заработной платы на момент возникновения обязательства, что обусловлено спецификой краткосрочного планирования домохозяйств.

Таким образом, под должником следует понимать физическое лицо, не способное исполнить в течение двенадцати месяцев свои денежные обязательства после наступления установленного срока их исполнения, если их совокупный объём превышает 12-кратный размер минимальной заработной платы, действующей на момент их исполнения, в случае подтверждения судебным решением, набравшим законную силу. Речь идёт исключительно об обязательствах, не связанных с предпринимательской деятельностью. В противном случае достаточно следует применять нормы Закона Украины «О возобновлении платёжеспособности должника или признании его банкротом».

Целесообразным является ограничение погашения задолженности за счёт продажи имущества должника - сроком до 6 месяцев, за счёт ежемесячных выплат с текущих доходов - сроком от 1 до 7 лет; предусмотреть списание остатков задолженности; создать институт администраторов процедуры банкротства физического лица и единый реестр банкротов - физических лиц.

Определенные изменения должны произойти в системе налогообложения. При списании финансовым учреждением части тела кредита правомерным является учёт его налоговыми органами в качестве дополнительного блага и налогообложения суммы списанной части кредита в соответствии со статьёй 164 Налогового кодекса Украины [9]. В случае же списания задолженности по процентам, штрафным санкциям, пене, комиссии, данная часть должна быть освобождена от налогообложения.

В связи с необходимостью формирования реестра банкротов - физических лиц и защиты прав кредиторов, необходимо внести изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», а именно изъять пункта 3 абзаца 2 статьи 60 [5], то есть исключить из банковской тайны финансово-экономическое состояние клиента. В случае полного погашения задолженности или завершения 7-летнего периода с момента реализации процедуры банкротства, запись должника должна быть удалена из соответствующего реестра банкротов.

Вывод. Значительную угрозу экономической безопасности Украины представляет отсутствие государственной программы предотвращения коллапса банковской системе в частности и национальной финансовой системы в целом в связи с потенциальной массовой неплатёжеспособностью должников - физических лиц. В соответствии с логикой функционирования рыночной экономики необходимо реализовать комплекс мероприятий: полный запрет валютных кредитов для физических лиц; перевод остатков по валютным кредитам в гривневый эквивалент по курсу Национального банка Украины, действующим на момент реструктуризации; уменьшение ставок по кредитам соответственно доли погашенной задолженности; создание за счёт коммерческих банков резервов временного жилья для возможного выселения должников по ипотечным кредитам.

С целью защиты национальных интересов высокой привлекательностью обладает внедрение института банкротства физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в систему обеспечения экономической безопасности Украины, что предусматривает принятие специальных нормативно-правовых актов. В данном контексте под должником следует понимать физическое лицо, не способное исполнить в течение двенадцати месяцев свои денежные обязательства после наступления установленного срока их исполнения, если их совокупный объём превышает 12-кратный размер минимальной заработной платы, действующей на момент их исполнения, в случае подтверждения судебным решением, набравшим законную силу.

Целесообразным является ограничение погашения задолженности за счёт продажи имущества должника - сроком до 6 месяцев, за счёт ежемесячных выплат с текущих доходов - сроком от 1 до 7 лет; предусмотреть списание остатков задолженности; создать институт администраторов процедуры банкротства физического лица и единый реестр банкротов - физических лиц. В связи с необходимостью формирования реестра банкротов -физических лиц и защиты прав кредиторов необходимо внести изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», а именно исключить из банковской тайны финансово-экономическое состояние клиента. В случае полного погашения задолженности или завершения 7-летнего периода с момента реализации процедуры банкротства, запись должника должна быть удалена из соответствующего реестра банкротов. В случае списания задолженности физических лиц по процентам, штрафным санкциям, пене, комиссии, данная часть должна быть освобождена от налогообложения.

Перспективными для дальнейших исследований являются оценка финансово-экономических результатов внедрения института банкротства физических лиц; изучение механизмов предотвращения преступлений, связанных с фиктивным и преднамеренным банкротством физических лиц; особенности защиты прав детей в случае банкротства родителей (опекунов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотова К. Кому валютный кредит пересчитают по курсу 7,99 грн / $ / К. Болотова [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minfin.com.ua/2014/12/29/5642304

2. Витяг зi звггу (за птотним проектом) : Aналiз регуля-торного впливу прийняття проекту Закону УкраТни «Про бан-крутство фiзичноl' особи» / О. й. Пасхавер, Л. Т. Верховодова, К. М. Агеева, Д. П. Згортюк [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.commerciallaw.com.ua/uk/ppublications/256

3. Долги украинцев. Жители Киевской области должны банкам в 48 раз больше, чем тернопольчане [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nbnews.com.ua/ru/tema/100516

4. Завидiвська О. I. Оцшка бан^вського житлового то-течного кредитування в УкраТн з позицш штереав споживaчiв / О. I. Зaвидiвськa // Вкник соцiaльно-економiчних дослщжень. -2012. - Ч. 2, Вип. 3 (46). - С. 159 - 165.

5. Закон УкраТни «Про банки i бангавську дiяльнiсть» вщ 07.12.2000 р. № 2121-111 [Электронный ресурс]. - Ре-

жим доступа : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2121-14/ print1410166376683792

6. Закон УкраТни «Про вiдновлення платоспроможнос-Ti боржника або визнання його банкрутом» вiд 15.05.1992 р. № 2343-XII [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2343-12/print1393598971649025

7. Закон УкраТни «Про Державний бюджет УкраТни на 2014 рт» вiд 16.01.2014 р. № 719-VII [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/719-18/ print1391620012653756

8. Капустш В. В. Банкрутство: генезис, сутнкть i поняття в умовах сьогодення / В. В. Капустш // Порiвняльно-аналiтичне право. - 2013. - № 3 - 2. - С. 165 - 168.

9. Налоговые последствия списания кредитной задолженности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.prostopravo.com.ua/nalogi/stati/nalogovye_posledstviya_ spisaniya_kreditnoy_zadolzhennosti

10. Официальный сайт Национального Банка Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bank. gov.ua

11. Троц I. В. Визначення поняття банкрутства та причини його виникнення у сучасних умовах розвитку / I. В. Троц // Вкник Днтропетровського уыверситету. - 2011. - Вип. 5 (2). -С. 221 - 228.

12. Babwani S. When and How to File for Bankruptcy? / S.Babwani[Электронный ресурс]. - Режимдоступа :http://articles. economictimes.indiatimes.com/2013-08-05/news/41093186_1_ bankruptcy-bad-debt-petition

13. Prevost L. Mortgages after Bankruptcy / L. Prevost [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.nytimes. com/2014/11/02/realestate/mortgages-after-bankruptcy.html

REFERENCES

Bolotova, K. "Komu valiutnyy kredit pereschitaiut po kursu 7, 99 grn / $" [To recalculate currency credit at the rate of 7.99 UAH / $]. http://minfin.com.ua/2014/12/29/5642304

Babwani, S. "When and How to File for Bankruptcy?". http://articles.economictimes.indiatimes.com/2013-08-05/news/ 41093186_1_bankruptcy-bad-debt-petition

"Dolgi ukraintsev. Zhiteli Kievskoy oblasti dolzhny bankam v 48 raz bolshe, chem ternopolchane" [Debts Ukrainians. Residents of Kiev region should banks 48 times more than people in Ternopil]. http://nbnews.com.ua/ru/tema/100516

Kapustin, V. V. "Bankrutstvo: henezys, sutnist i poniattia v umovakh syohodennia" [Bankruptcy: the origin, nature and concept in today's conditions]. Porivnialno-analitychne pravo, no. 3-2 (2013): 165-168.

[LegalActof Ukraine] (2000).http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/2121-14/print1410166376683792

[LegalActof Ukraine] (1992).http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/2343-12/print1393598971649025

[LegalActof Ukraine] (2014).http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/719-18/print1391620012653756

"Nalogovye posledstviia spisaniia kreditnoy zadolzhennosti" [Taxconsequencesofwritingoffcreditdebt].http://www.prostopravo. com. ua/nalogi/stati/nalogovye_posledstviya_spisaniya_kreditnoy_ zadolzhennosti.

Ofitsialnyy sayt Natsionalnogo Banka Ukrainy. http://www. bank.gov.ua

Paskhaver, O. I. et al. "Vytiah zi zvitu (za pilotnym proektom) : Analiz rehuliatornoho vplyvu pryiniattia proektu Zakonu Ukrainy «Pro bankrutstvo fizychnoi osoby»" [Excerpt from report (pilot project): Regulatory Impact Analysis of Draft Law of Ukraine "On an individual bankruptcy"]. http://www.commerciallaw.com.ua/ uk/ppublications/256

Prevost, L. "Mortgages after Bankruptcy". http://www. nytimes.com/2014/11/02/realestate/mortgages-after-bankruptcy. html

Trots, I. V. "Vyznachennia poniattia bankrutstva ta prychyny ioho vynyknennia u suchasnykh umovakh rozvytku" [The definition of bankruptcy and its root causes in modern conditions of development]. Visnyk Dnipropetrovskoho universytetu, no. 5 (2) (2011): 221-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zavydivska, O. I. "Otsinka bankivskoho zhytlovoho ipotech-noho kredytuvannia v Ukraini z pozytsii interesiv spozhyvachiv" [Evaluation of bank residential mortgage lending in Ukraine from the standpoint of consumer interests]. Visnyk sotsialno-ekonomichnykh doslidzhen vol. 2, no. 3 (46) (2012): 159-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.