Научная статья на тему 'Институализация гражданского общества в сельском социуме: методология изучения и опыт реализации'

Институализация гражданского общества в сельском социуме: методология изучения и опыт реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОПЫТ / ЯРОСЛАВСКИЙ РЕГИОН / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРЕТИЙ СЕКТОР / ДИНАМИКА / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Албегова И.Ф.

Обосновывается методология и актуальность изучения гражданского общества и его институтов. На примере конкретного региона исследуется процесс институционализации гражданского общества в сельском социуме. Используется социологическая теория институтов, которая позволяет раскрыть динамику, особенности и специфику третьего сектора в сельских территориях Ярославской области. Приводятся и анализируются данные официальной статистики и результаты авторского социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutionalization of civil society in rural society: the methodology of study and experience of implementation

Substantiates the methodology and relevance of the study of civil society and its institutions. On the example of a particular region studied the institutionalization of civil society in rural society. Used the sociological theory of institutions, which can reveal the dynamics, characteristics and specificities of the third sector in rural areas of Yaroslavl region. There are analyzed the data of official statistics and the results of the author''s sociological research.

Текст научной работы на тему «Институализация гражданского общества в сельском социуме: методология изучения и опыт реализации»

Воронова-Оренбургская, Л.А. Анкудннова, Н.О. Нестеров. Оказалось, что многие преподаватели и студенты Аграрного университета хорошо знают не только историю своего города как бывшей царской дачи-резиденции, но и рассказывают о других, не менее важных событиях, связанных с аграрным делом, с историей своего учебного заведения. По итогам конференции была принята резолюция.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научной конференции - VII Санкт-Петербургские социологические чтения «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО СЕЛА И АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Заслушав сообщения руководителей секций, конференция приняла следующую резолюцию:

1. Рекомендовать Правительству Ленинградской области использовать материалы докладов и научных сообщений конференции для разработки программ устойчивого развития АПК области.

2. По результатам работы конференции подготовить коллективную монографию на тему «Социальные проблемы российского села и аграрных отношений» (2015), включив в нее лучшие доклады.

3. Рекомендовать ректорату Санкт-Петербургского государственного аграрного университета проработать вопрос об открытии социологической лаборатории «Социология села и аграрных отношений при кафедре социологии, политологии и истории (зав. кафедрой д.ф.н., проф. А.Г. Давыденкова).

4. Рекомендовать факультетам социологии и кафедрам социологического профиля включить в учебные планы подготовки студентов учебные курсы по проблемам аграрной социологии.

5. Подготовить информационные материалы о конференции в журналах «Социс», «Вестник СПбГУ», «Известия СПбГАУ», «Общество. Среда. Развитие» и в журналах аграрного профиля.

6. Провести следующие, 8-е С.-Петербургские социологические чтения на тему: «Социология знания» на базе С.-Петербургского электротехнического университета им. Ульянова-Ленина.

7. Вернуться в рамках «Социологических чтений» к теме «Социология села и аграрных отношений» в 2017 году, поручив участникам детально проработать свои идеи и предложения.

УДК 316.4 Доктор соц. наук И.Ф. АЛБЕГОВА

(ЯрГУ им. П. Г. Демидова, alba50(S)yandex.ru)

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Общество, гражданское общество, сельский социум, институт, институционализация, методология, опыт. Ярославский регион, общественные организации, третий сектор, динамика, ресурсный центр, проблемы

Гражданское общество всегда было объектом научных исследований: от античности до современности наблюдались регулярные попытки представителей научного социума определить сущность данного полифункционального феномена, раскрыть его содержание и описать составляющие его элементы. В XXI веке проблема гражданского общества стала теоретико-практической, что потребовало уточнения методологии и выбора адекватных его сущности методов изучения, раскрытия региональных аспектов институционализации и территориальной спецификации функционирования.

Многообразие регионов современной России, её разделение на городские и сельские поселения, развитие местного самоуправления и рост гражданской активности населения актуализировали проблему становления и укрепления институтов гражданского общества в отдельных территориях и особенно сельских. Можно согласиться с A.M. Сухаревой, которая пишет: «Одним из стратегических направлений модернизации современного российского села является

создание и развитие гражданско-правовых институтов. Без этого не будет результатов и в борьбе с бедностью, безработицей в сельской местности, в поддержке малых форм хозяйствования и сохранении сельских территорию^ 1].

В связи с этим целью данной статьи является обоснование в качестве методологии изучения гражданского общества институциональной социологической теории и её инструментальное использование при анализе процессов его становления в сельском социуме на примере Ярославского региона. «Особую теоретическую значимость и практическую востребованность приобретают вопросы изучения региональных особенностей и территориальной специфики становления гражданского общества в условиях чрезвычайного разнообразия отдельных стран, их регионов, областей и территорий» [2].

В современной науке и социально-политической практике по-прежнему наблюдается сложнейшая динамика понятия и явления «гражданское общество». Плюрализм разнообразных точек зрения на их содержание и исторические этапы развития, их сосуществование и дальнейшее развитие обусловлено как субъективными факторами теоретического осмысления феномена гражданского общества, авторскими трактовками его сущности, так и объективными условиями формирования и функционирования составляющих его социальных институтов.

Более того, в современных представлениях о гражданском обществе, его содержании, границах и местоположении переплетаются западная теория гражданского общества (от Антонио Грамши до Юргена Хабермаса), которая была построена на обобщении западного опыта, и теория, основанная на осмыслении опыта противостояния авторитарному государству в Восточной Европе и Латинской Америке в 70-80-е годы XX века. Именно этот последний опыт позволил включить в гражданское общество неполитическую публичную сферу, самореализующиеся негосударственные организации и ассоциации.

В начале XXI века Зигерт Йене писал о двух трактовках понятия «гражданское общество». «Согласно первой, гражданское общество - это особое чётко очерченное общественное пространство. В России для него существует обозначение «третий сектор» (наряду с «первым сектором» -государством и «вторым сектором» - бизнесом)». Второй подход к гражданскому обществу «предполагает особое качество социальных взаимодействий, его наличие обозначает преобладание гражданского образа действий и демократических убеждений у его членов» [3].

Современный российский третий сектор - это совокупность негосударственных некоммерческих общественных организаций, благотворительных фондов, ассоциаций, фондов местных сообществ (НПО), которые функционируют как посредники между государством и обществом, вербализируют общественные интересы, представляя возможность публичного высказывания различным группам и их отдельным представителям, нуждающимся в помощи и поддержке. При этом у каждого гражданина есть конституционное право добровольно и без принуждения создавать общественные организации или становится их членами.

Свойствами современного гражданского общества являются неупорядоченность, неструктурность и нелинейность развития. Для него характерно разнообразие функций, которые выполняют некоммерческие организации (от защиты и реализации прав человека до социальных услуг), которые в силу ряда обстоятельств не могут быть предоставлены государством или бизнесом.

Гражданское общество - это сфера, располагающаяся между государственным и частным, состоящая из большого количества разнородных и всегда конкурирующих между собой организаций и объединений, преследующих собственные материальные или нормативные цели. При этом организации гражданского общества формируются на принципах добровольности и автономности, открытости и прозрачности, публичности и контролируемости.

Изучение закономерностей, особенностей и специфики развития гражданского общества и становления его институтов в современной России объективно требует определения и выбора наиболее оптимального теоретико-методологического инструментария. Сложность гражданского общества как объекта научного исследования, высокий динамизм его трансформаций, постоянное численное увеличение и качественное разнообразие его элементов, неоднозначность, разноплановость и противоречивость конечных результатов их сочетания обуславливают выбор институциональной социологической теории как наиболее оптимальной методологической основы исследования поставленной проблемы.

Понятие «институт» ввел в научный оборот М. Вебер, который интерпретировал его как сообщество людей, включение в которое определяется объективными данными независимо от

субъективной воли того или иного индивида [4]. По определению Э. Дюркгейма институтами называются устойчивые нормы, регулирующие поведение людей и реализующиеся в формах организации общественных взаимоотношений [5]. М. Дюверже внес в институциональную теорию системные и структуралистические методы, которые по-прежнему важны для понимания взаимообусловленности политического поведения личности и функций политических институтов [6].

Современный исследователь Д. Норт под институтом понимает «правила игры» в обществе или «созданные человеком ограничительные рамки, которые организовывают взаимоотношения между людьми». Согласно ему политические институты «в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля за политическими процедурами» [7].

В настоящее время под общественно-политическим институтом можно понимать устойчивую и воспроизводимую форму организации совместной деятельности людей, связанную с достижением, осуществлением и распределением социально-политической власти, а также с обеспечением функционирования как местного социума, так и всего общества в целом. Примером такого института могут служить общественные негосударственные некоммерческие организации, которые играют большую роль в индустриальных и развивающихся странах и принимают участие в принятии политических решений, оказывая влияние на правительство и представляя экспертное мнение в политических вопросах.

Использование институциональной теории в качестве методологической основы для изучения процессов становления гражданского общества в современной России позволяет наиболее полно проанализировать социальную практику становления общественных организаций и объединений как институтов в конкретном регионе и, в частности, в сельском социуме Ярославской области как наиболее показательной в социально-экономическом и социально-политическом развитии.

Ярославская область образована в 1936 году и занимает территорию 36,4 тыс. кв. км. На начало 2013 года постоянное население области составляло 1338,7 тыс. человек, в том числе: городское - 1088,6 и сельское - 250,1 тыс. человек. Областным центром является г. Ярославль, в котором проживает 605,2 тыс. человек [8].

Ярославская область разделена на 17 административных районов: Болыпесельский, Борисоглебский, Брейтовский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Любимский, Мышкинский, Некоузский, Некрасовский, Первомайский, Переславский, Пошехонский, Ростовский, Рыбинский, Тутаевский, Угличский и Ярославский.

Отличительной чертой Ярославской области является высокая степень информированности населения о происходящих событиях в разных сферах жизнедеятельности российского общества: здесь представлены все виды теле-, радио-, Интернет связи. Это позволяет жителям Ярославской области как в городах, так и в сельской местности принимать активное участие в обсуждении, корректировке и реализации социальных программ и проектов, создавать и регистрировать общественные объединения и организации, консолидировать их деятельность вокруг социально значимых проблем. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, на 1 января 2013 года в ведомственный реестр были внесены сведения о 2419 общественных организациях и объединениях, а на 1 января 2014 года их насчитывалось 2371 [8].

Авторские наблюдения и исследования показали, что, во-первых, общее количество некоммерческих организаций и объединений в сельском социуме значительно меньше, чем в городском, и, во-вторых, только небольшой их процент можно отнести к организациям, действующим на профессиональной основе, свободно ориентирующимся в действующем правовом поле Российской Федерации и способных конкурировать с государственными структурами в предоставлении населению социальных услуг.

Анализ организационно-правовых форм и количества общественных организаций и объединений, зарегистрированных на территории Ярославской области, показал, что наибольшее количество организационно оформленных организаций расположено в таких городах области, как Ярославль (1363) и Рыбинск (234). В Болыпесельском и Пошехонском муниципальных районах зарегистрировано всего по 14 организаций в каждом. Эта тенденция сохраняется с 90-х годов XX века и подтверждает территориальную специфику институционализации гражданского общества в данном регионе.

Значительно меньшее количество институтов гражданского общества в сельском социуме обусловлено совокупностью объективных и субъективных факторов. К числу первых относится

меньшая по сравнению с городским численность сельского населения, низкая плотность его расселения, слабая информированность о своем конституционном праве на объединение, высокая занятость в личном подсобном хозяйстве и т. д. Во многих сельских территориях присутствуют традиционные уклад и образ жизни, привычки решать социальные проблемы «старыми» методами, надеясь на местные органы власти, родственников и соседей.

Субъективные факторы, определяющие небольшое число зарегистрированных некоммерческих организаций в сельской местности, включают низкую гражданскую активность сельского населения, его неверие в институты гражданского общества как активных субъектов социальной политики, боязнь всех видов ответственности перед государством за их деятельность в качестве юридического лица. Вот почему в сельских районах Ярославской области, как, впрочем, и в других субъектах Российской Федерации существуют и осуществляют свою деятельность местные отделения практически всех Всероссийских организаций (ветеранских, инвалидских, женских, спортивных и т.п.), но без образования юридического лица. Их деятельность легитимна: российское законодательство позволяет общественным объединениям действовать без государственной регистрации.

Именно такие незарегистрированные объединения преобладают в сельских территориях Ярославской области и зачастую итоги их деятельности намного превосходят по социальной значимости результаты работы юридически оформленных организаций области. Тем не менее в силу слабых коммуникаций внутри некоммерческого сектора области, отсутствия информационной поддержки проектов со стороны СМИ активисты данных объединений чувствуют себя в определенной изоляции, что приводит к затуханию общественных инициатив на местах и снижает динамику институционализации гражданского общества в обследуемой территории.

Развитие общественных организаций как институтов гражданского общества в сельском социуме невозможно без их поддержки на муниципальном уровне. Реально эти программы осуществляются лишь в отдельных крупных муниципальных образованиях (например, в г. Рыбинске и г.Ростове), имеющих возможность поддержки социально ориентированных организаций из средств муниципального бюджета на конкурсной основе [8]. Несмотря на сложности конкурсных процедур, в целом они положительно влияют на развитие организаций в муниципальных образованиях, заставляют их пройти официальную регистрацию в качестве юридического лица, изучить практику подготовки и презентации социально значимых проектов и программ, выдержать конкуренцию за счет развития профессионально значимых для третьего сектора навыков и компетенций. Практика участия в муниципальных конкурсах в качестве юридического лица позволяет сельским общественным организациям претендовать на участие и победу в федеральных и региональных конкурсах, привлекая, таким образом, в районы дополнительные материальные ресурсы.

Авторский анализ показал, что на 1.01.2014 г. в Ярославской области в 17 муниципальных районах действовали 15 специальных нормативных актов (муниципальные и ведомственные целевые программы), направленные на развитие общественных организаций как институтов гражданского общества [8].

Большую роль в активизации деятельности общественных организаций в сельском социуме и их устойчивом развитии играют органы местного самоуправления. Исследования показали, что их заинтересованность в этих процессах проявляется в компенсации расходов на регистрацию в качестве юридического лица для НКО и TOC, создании ресурсных центров для НКО, содействии обмену опытом, в оказании помощи по подготовке документации для конкурсов субсидий и грантов. Особенно это характерно для органов местного самоуправления городов Рыбинск и Ростов Ярославской области [8].

Несмотря на развитие общественных организаций как институтов гражданского общества в сельских районах Ярославской области, их активность еще далека от оптимальной. Причинами такого положения являются низкая гражданская активность сельских жителей, что влияет на количество общественных организаций и их членов, а также качественное разнообразие. При этом организации старой формации (ветеранов, инвалидов и пр.) сложно адаптируются к новым условиям получения денежных средств на свою деятельность: для них прохождение конкурсных процедур часто становится непреодолимым препятствием, что отрицательно сказывается на их институциональном развитии. В связи с этим весьма значимой стала инициатива Ярославской региональной общественной организации «Центр социального партнерства» по созданию при финансовой поддержке Министерства экономического развития России ресурсных центров в

сельских районах Ярославской области. На 1 января 2015 г. такие центры работали в семи муниципальных образованиях: Болыпесельском, Мышкинском, Ростовском, Тутаевском и Угличском муниципальных районах, а также районных городах Рыбинск и Переславль-Залесский. Координаторами ресурсных центров стали специалисты, обладающие соответствующим уровнем знаний и опытом работы в третьем секторе. Они оказывают некоммерческим организациям консультационные услуги по правовым основам деятельности, содействуют организации и проведению мероприятий, на безвозмездной основе предоставляют в пользование офисную технику и выход в Интернет, инициируя таким образом процессы институционализации гражданского общества в сельском социуме.

Развитию общественных организаций в сельском социуме как институтов гражданского общества по-прежнему мешают проблемы материального обеспечения деятельности, усложнение процедуры первичной регистрации, повышение требований к оформлению соответствующей документации и ограничение социального поля их деятельности. Эти и другие проблемы привели к определенной стабилизации количества организаций и даже уменьшению их численности в 2014 году, а также снижению их социальной активности. По результатам авторских исследований, например, в сельских территориях Ярославской области активно действующих общественных организаций насчитываются единицы.

Таким образом, исследование проблемы гражданского общества объективно потребовало выбора конкретной методологии и методов её изучения. Авторское обоснование использования институциональной теории как направления социологии в качестве методологической основы для изучения основных закономерностей развития гражданского общества позволило определить общественные организации и объединения как его институты. Она также дала возможность проведения теоретических и практических исследований особенностей и специфики развития институтов гражданского общества в Ярославской области Российской Федерации. Его результаты позволили сделать вывод о том, что данная область является показательной с точки зрения основных закономерностей динамики количественного и качественного изменения общественных организаций и объединений как институтов гражданского общества, в том числе в сельском социуме.

В данном регионе имеются все объективные и субъективные условия дальнейшего развития названных институтов гражданского общества. Тем не менее в настоящее время общественные организации в сельском социуме как институты гражданского общества по-прежнему имеют организационные и материальные проблемы, решение которых станет важным фактором укрепления социального капитала и стабильного развития сельских территорий данного региона.

Литература

1. Сухарева А.М. Роль гражданско-правовых институтов в социальном развитии современного российского

села// Социальны проблемы российского села и аграрных отношений: Сб. мат. междунар. науч. конф. VII Санкт-Петербургские социологические чтения, 16-18 апреля / СПбУ. СПб., 2015. - С. 395-399.

2. Албегова И.Ф., Шаматонова Г.Л. Региональные особенности становления институтов гражданского общества в условиях модернизации России (на примере Верхневолжского региона)// Государство и гражданское общество в России: новые практики взаимодействия: Монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - 780 с.

3. Зигерт Иене Гражданское общество в России// Отечественные записки,- 2005.-№6. - С.36-37.

4. Вебер М. Избранные произведения. -М: Прогресс, 1990,- 808 с.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М.: Канон, 1995,- 352 с.

6. Дюверже М. Политические партии; Пер с франц.- М.: Академический проспект, 2000. - 538 с.

7. Норд Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 2007. - 180 с.

8. Портал органов государственной власти Ярославской области URL: http://www.yarregion. га (дата обращения 23.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.