Научная статья на тему 'Иностранный язык в учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности обучающихся'

Иностранный язык в учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕМАТИКА / ПРОФЕССИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / DESIGN RESEARCH ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE / THEMES / PROFESSION / INTERNET RESOURCES / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Елена Сергеевна

Cтатья посвящена вопросам использования обучающимися иностранного языка в учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности. Обосновано применение аутентичного иноязычного материала в учебном процессе, что способствует формированию метапредметных компетенций, при этом учитываются собственные потребности и интересы обучающегося как личности, его будущая профессия. Результат работы зачастую становится практическим подтверждением приобретенных новых социальных знаний и опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудкова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE IN EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

The paper considers the question of using a foreign language by learners in educational and project research activities. The use of authentic foreign material in the educational process promotes the development of meta-competences. The learners’ personal needs and interests and their future profession choices are taken into account. The results of the work often prove in practice that new social knowledge and experience are acquired.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык в учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности обучающихся»

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 377.011

Гудкова Елена Сергеевна

преподаватель

Чайковский техникум промышленных технологий и управления, Чайковский, Россия, e-mail: gudkova.lena2010@yandex.ru

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Elena S. Gudkova

Teacher

Chaikovsky College of Industrial Technologies and Management, Chaikovsky, Russia, e-mail: gudkova.lena2010@yandex.ru

FOREIGN LANGUAGE IN EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация. Огатья посвящена вопросам использования обучающимися иностранного языка в учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности. Обосновано применение аутентичного иноязычного материала в учебном процессе, что способствует формированию метапредметных компетенций, при этом учитываются собственные потребности и интересы обучающегося как личности, его будущая профессия. Результат работы зачастую становится практическим подтверждением приобретенных новых социальных знаний и опыта.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; проектно-исследовательской деятельность; иностранный язык; тематика; профессия; интернет-ресурсы.

Abstract. The paper considers the question of using a foreign language by learners in educational and project research activities. The use of authentic foreign material in the educational process promotes the development of meta-competences. The learners' personal needs and interests and their future profession choices are taken into account. The results of the work often prove in practice that new social knowledge and experience are acquired.

Key words: educational research activity; design research activity; foreign language; themes; profession; Internet resources.

© Гудкова Е.С., 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В проектно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности с использованием лингвострановедческого материала становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только изучению иностранного языка, но также реализации культурообразующей функции образования: приобретению социальных знаний, первичному пониманию иной социальной реальности, воспитанию толерантности к культурным ценностям других народов.

При организации учебно-исследовательской деятельности по иностранному языку необходимо соблюдать ряд условий:

- соответствие проекта или учебного исследования возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

- наличие необходимых информационных и материальных условий;

- подготовка обучающихся к выполнению проектов и учебных исследований (выбор темы проекта или учебного исследования, приёмов, технологий и методов);

педагогическое сопровождение проекта;

наличие ясной и простой системы оценки итогового результата работы;

- публичная презентация результатов учебно-исследовательской работы.

Для учебно-исследовательской работы по иностранному языку основными являются общепризнанные этапы:

1. Определение проблемы.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Выбор методов.

4. Проведение исследования: работа с источниками, анализ фактов.

5. Оформление результатов.

6. Публичная презентация результатов.

Главным преимуществом исследовательской деятельности по сравнению с традиционным учебным занятием является то, что она строится на основе совместной деятельности и сотрудничества педагогов и обучающихся, учитывает собственные потребности и интересы обучающегося как личности, его будущую специальность или профессию, часто становится практическим подтверждением приобретенных новых социальных знаний.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности по иностранному языку могут быть следующими:

- образовательные культуроведческие экскурсии, экспедиции, встречи с носителями иностранного языка;

научно-исследовательское общество обучающихся;

Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

- организация дискуссий, круглых столов, дебатов, интеллектуальных игр, публичная защита проектно-исследовательских и учебно-исследовательских работ;

- участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах, предметных декадах, интеллектуальных марафонах, выполнение в рамках данных мероприятий учебных исследований или их элементов.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию разносторонней активности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся, одним из её компонентов выступает исследование.

Наиболее доступным инструментом учебного исследования является Интернет как среда реальной иноязычной коммуникации, позволяющая выйти из узких рамок условного учебного общения и почувствовать иностранный язык не отвлеченным учебным предметом, а естественным коммуникативным пространством, что дает возможность активного использования иноязычных информационных ресурсов как на уроках иностранного языка, так и в исследовательской деятельности.

Профессиональное образование позволяет расширить использование интернет-ресурсов в образовательном процессе и учебно-исследовательской деятельности обучающихся посредством тематических сайтов, ориентированных как на профессионалов, так и на широкий круг пользователей, что дает преподавателям английского и немецкого языка и обучающимся возможность подбора аутентичного материала различной степени углубленности в профессию. В сети Интернет существует большое количество виртуальных периодических изданий, посвященных, например, парикмахерскому искусству, что предоставляет в распоряжение преподавателей и обучающихся профессии парикмахера и специальности «Парикмахерское искусство» достаточное количество актуальной информации для работы над проектами «Тренды сезона в окрашивании волос (в прическе, в укладке волос)». Обучающиеся профессии повар-кондитера и специальности «Технология общественного питания» используют иноязычные кулинарные сайты, форумы, виртуальные меню ресторанов и кафе при работе над учебным исследованием «Популярность русской кухни за границей». Как интернет-ресурсы, так и фактический материал находят применение в циклах исследований «Английский вокруг нас»: «Английский язык в надписях на

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

одежде» (обучающиеся специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», профессии «Продавец, контролёр-кассир»), «Мы похожи на заграничных сверстников?», «Английский язык на вывесках нашего города», «Иностранный язык в рекламе». Проектно-исследовательская работа для обучающихся специальности «Гостиничный сервис» непосредственно связана с будущей трудовой деятельностью, поэтому проекты «Виртуальное путешествие», «Экскурсия по родному городу», составление буклетов-презентаций по различным странам играют немаловажную роль в процессе обучения иностранному языку. Лингвострановедческие знания и умение общаться будут несомненно полезны как в заграничных поездках, так и при возможном трудоустройстве за границей, а для рабочих и служащих сферы сервиса - при обслуживании иностранных клиентов.

Учебно-исследовательская деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в формировании общих и профессиональных компетенций. Основная задача педагога при организации учебно -исследовательской, проектной работы по иностранному языку - это развитие потребности обучающихся в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами учебного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.