Научная статья на тему 'Иностранный язык: прагматический аспект современных лингвистических исследований'

Иностранный язык: прагматический аспект современных лингвистических исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / МЕТАФОРА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / SYSTEMATIC APPROACH / POLITICAL COMMUNICATION / COGNITIVE LINGUISTICS / METAPHOR / CONCEPTUAL STUDIES / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жданова Г. А., Альмяшова Л. В.

Анализ современных лингвистических исследований требует использования мультиметодологии: системного подхода, лингвокогнитивного анализа метафорической модели. В работе теоретически отражены современные научные парадигмы, которые способствуют изучению когнитивного мира человека по его поведению, видам деятельности, подавляющее большинство которых протекает при участии языка. Отмечается, что при этом язык не просто вплетен в тот или иной тип деятельности, а образует ее речемыслительную основу, объективируя замысел деятельности, ее установки Эти факты являются базой для сегодняшней тенденции сблизить исследование когниции с изучением языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE: PRAGMATIC ASPECT OF MODERN LINGUISTIC RESEARCH

Analysis of modern linguistic research requires the use of multimethodology: systematic approach, the technique of the explanation of metaphor. The article is devoted to the theoretical status of pragmalinguistics.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык: прагматический аспект современных лингвистических исследований»

In article on the basis of results of long-term empirical anthropological researches need of theoretical and practical isolation of independent branch of pedagogical process of physical training of students - the social and correctional physical culture physical development and education of that considerable part of physically healthy modern students which objectively lag behind in the ontofiziological development contemporaries owing to negative influence on their organism of a social and biological factor of a hypodynamia becomes which main appointment locates and proved.

Key words: students, physical training, ontofiziological development, range of norm of anatomo-physiological development, hypodynamia, kineziofiliya, modernization of structure of process ofphysical training, social and correctional physical culture.

Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, kuznetzov-oleg@mail.ru, Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute).

Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor FVIS@mail.ru, Russia, Tula, Tula state university.

УДК 81‘42

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Г.А. Жданова, Л.В. Альмяшова

Анализ современных лингвистических исследований требует использования мультиметодологии: системного подхода, лингвокогнитивного анализа метафорической модели. В работе теоретически отражены современные научные парадигмы, которые способствуют изучению когнитивного мира человека по его поведению, видам деятельности, подавляющее большинство которых протекает при участии языка. Отмечается, что при этом язык не просто вплетен в тот или иной тип деятельности, а образует ее речемыслительную основу, объективируя замысел деятельности, ее установки Эти факты являются базой для сегодняшней тенденции сблизить исследование когниции с изучением языка.

Ключевые слова: системный подход, когнитивная лингвистика, политический дискурс, метафора, концептуальные исследования, языковая картина мира.

Работа носит междисциплинарный характер, так как выполнена на стыке лингвистики и культурологии с применением когнитивного подхода.

Именно современный этап когнитивной науки позволяет реализовывать различные междисциплинарные программы. Многочисленны факты того, что когнитивный мир человека изучается по его поведению, по видам деятельности, подавляющее большинство которых протекает при участии языка. При этом язык не просто вплетен в тот или иной тип деятельности, а образует ее речемыслительную основу, объективируя замысел деятельности, ее установки. Эти факты являются базой для сегодняшней

тенденции сблизить исследование когниции (т.е. человеческого сознания, памяти, разума, мышления) с изучением языка.

Ядерное положение в сознании человека занимает концепт, потому что представлен в ментальном, т.е. когнитивном пространстве. Ряд ученых говорят о концепте как идеи, включающей не только абстрактные, но и конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки. Концепт богаче понятия слова по содержанию и неразрывно связан с миром культуры, «это как бы сгусток культуры в сознании человека: то в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [8, с. 41]. Концепт включает в себя ощущения, эмоции, образы. Образный компонент в структуре концепта представлен ярче всего. Изучение концепта заключается прежде всего в реконструкции его структуры, в поисках образного компонента концепта. Исследование осуществляется путем наиболее полного выявления возможных признаков, которые могут быть объединены по общей для них видовой или родовой ассоциативной характеристике. При детальном постижении сути какого-либо концепта следует обращаться к так называемым фоновым знаниям. Концепт - это микромодель культуры. Концепт порождает культуру и порождается ею.

К важнейшим концептам в культуре того или иного этноса относятся наиболее существенные для данной культуры смыслы, совокупность которых образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке [2, с. 64].

Актуальность изучения концепта ‘кровь’ объясняется той ролью, которую играет эта ключевая субстанция в понимании человеческой природы. Кровь нельзя сводить к одной лишь биологии. Взятый абстрактно, этот жизненный сок передает идею родства и наследственности, в крови люди видели, чувствовали, слышали ток жизни, в пролитой крови видели убегание жизни, кровь означала мужество и борьбу. Образ крови издревле обладал священным, ритуальным значением, стал выражением глубочайшей божественной тайны. Метафора крови занимает особое место в числе логических и поэтических средств выражения. Поэты и мудрецы всех народов, чтобы метко выразить в одном слове активный жизненный принцип, охотно использовали образ «кровь».

Исследование концепта ‘кровь’ (далее ВШГ) как фрагмента языковой картины мира было проведено на материале немецкого языка. Имя В1и относится к группе общегерманской лексики и является составным элементом немецкой языковой картины мира на всем временном промежутке ее становления. Данный факт позволяет нам классифицировать концепт ВШТ как константу немецкой культуры. Следовательно, данная концептуальная структура вобрала в себя особенности формирования и исторического развития исследуемого фрагмента немецкой языковой картины мира, в процессе которого происходило смешение обыденных и научных знаний, религиозных верований.

Согласно мнению ряда ученых, когнитивная лингвистика представляет собой прогрессивный подход к изучению ментальных пространств человека посредством соотнесения языковых структур с когнитивными. Одним из интенсивно развивающихся направлений современной когнитивной лингвистики является исследование концептуальной метафоры, возникновение этой теории связывают с именами Дж. Лакоффа и Д. Джонсона. По мнению ученых, «метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» [6, с. 387-388].

Как отмечают исследователи, политика и метафора были связаны между собой еще со времен античности через область ораторского искусства. Однако позднее, в европейской лингвистической традиции, метафора стала рассматриваться как один из распространенных механизмов семантического развития лексических единиц - наряду с метонимией, гиперболой и другими тропами, тем самым прочно заняв место в кругу сугубо языковой проблематики.

Политическая культура является одним из основных понятий политологии. Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в середине ХХ века американскими политологами, проводившими сравнительный анализ политических систем мира. В более же широком смысле понятие «политическая культура» рассматривается как часть общей культуры, включающая исторический опыт, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение, в том числе и на политическую коммуникацию. Политическим языком интересуются не только профессионалы в области политики: журналисты и политологи. Политическая коммуникация, или политический дискурс, стала объектом изучения многих лингвистов, таких, как А.Н. Баранов (1997), В.З. Демьянков (2005), В.И. Карасик (2000), П. Серио (1999), В.Д. Шапоч-кин (2002), Е.И. Шейгал (2000) и др. Ученые рассматривают механизмы порождения и функционирования политических текстов, анализируют политические метафоры как способ осмысления мира политики, исследуют речевые стратегии в политической деятельности, изучают речевое поведение политиков и т.д.

Проблема взаимоотношения языка и культуры традиционно включалась в сферу интересов языковедов, так как язык всегда рассматривался как единое социально-культурное образование, отражающее особенности отдельно взятого этноса как носителя определенной культуры.

Поэтому большой интерес представляют особенности языка, прямо или косвенно, обусловленные культурой носителя языка. Подобные особенности обнаруживаются, например, в правилах вербальной коммуникации, в нашем случае это - культура политического дискурса.

Слово дискурс (англ. discourse - «речь, высказывание») существует давно и использовалось еще в древних трактатах по риторике двухтысячелетней давности [3]. Но широкое распространение в гуманитарных науках термин «дискурс» получил лишь в 60-70-е годы ХХ века. Проанализировав несколько определений дискурса различными учеными, остановимся на наиболее адекватном заданной теме: дискурс - «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте» [1, с. 136]. А.В. Дука в своей статье «Политический дискурс оппозиций в современной России» отмечает, что в политологии и социологии употребление этого термина вошло в широкую норму, хотя теория дискурса и дискурсного анализа берет свою основу в лингвистике и филологии. Представление о дискурсе в политологии и социологии несколько иное, чем в лингвистике. Политологи рассматривают дискурс как набор идей, доводов, аргументов и символов, используемых в практике социальным субъектом [4, с. 91]. А с точки зрения лингвистов, политический дискурс интересен лингвистическими факторами, ими учитываются фонетические, грамматические, лексические аспекты дискурса.

Одним из актуальных и перспективных направлений в исследовании политического дискурса является изучение особенностей функционирования метафоры как инструмента создания новых смыслов и эмоционального воздействия. Одной из отличительных черт современного политического дискурса является высокая степень его метафоризации [5, с. 144].

Современное сближение метафоры и политики происходит на фоне бурного развития когнитивных исследований, что связано с переосмыслением самого понятия метафоры и ее роли в организации понятийной системы человека. Метафора перестает быть исключительно языковым явлением: постулируется существование так называемых «концептуальных метафор», структурирующих восприятие, мышление и деятельность человека, по отношению к которым собственно языковая метафора является лишь способом их манифестации [7, с. 1].

Изучение метафор, задействованных в языке политики, позволяет определить, как формируется инструмент конструирования, поддержания или изменения глубинных политических смыслов. Анализ метафор при этом рассматривается как ключ к истолкованию и, возможно, предсказанию социально-политических тенденций в обществе, выявляются корреляции между характером используемых метафор и особенностями политической ситуации, а также культурная обусловленность метафорики в политической коммуникации [9, с. 185].

Для проведения концептуального анализа метафор с компонентом Blut был отобран материал из выступлений, интервью, речей таких видных политических деятелей ФРГ, как А. Меркель, Й. Фишер и др.

Надо заметить, что в рамках данного подхода снимаются все ограничения, определяющие особенности традиционного структурного подхода, в том числе ограничения, связанные с уровнями языка: при характерном для когнитивистики широком понимании метафоры к ее сфере относятся многие явления, которые традиционно рассматриваются как сравнение, метонимия, гипербола и литота.

Итак, была выявлена объективация концепта BLUT как вещества с запахом, который чуют (Wenn der Abschaum Blut riecht, ist er sehr schwer aufzuhalten.), органы обоняния чуют это вещество. Установлена конкретизация вещества, как жидкости, которую можно пролить, лить (Nur ge-meinsam erreichen wir das Ziel: Nie wieder Blutvergiepen); объектность концепта проявляется посредством локального признака места, где что-то может лежать (Familien mit Kindern haben Vorteile. Enkel sind auch sehr gut zu gebrauchen, wenn es um neue Technologien geht. Das liegt bei ihnen irgendwie schon im Blut.), объемное место, которое можно использовать как вместилище, хранилище; Blut - предмет, оружие или инструмент, которым пользуются для того, чтобы освободить себя от чего-либо (Jene, die mit ihrem Blut und ihrem Leben Europa befreit haben).

Таким образом, изучение сочетаний субстантива Blut в немецкоязычном политическом дискурсе, проведенном на примерах метафорических выражений с компонентом Blut, позволило установить высокую степень продуктивности предметной метафоры, т. е., выявлены такие авторские способы детализации концептуальной метафоры, как место для хранения, нахождения чего-либо внутри; жидкое вещество и вещество с запахом, форма существования материи - энергия; предмет, которым пользуются.

Оказывается очевидной схема, существующая в сознании носителя языка и отражающая конвенционально закрепленные способы языковой концептуализации мира, т. е., оставляя сакральное значение, сопутствующее ей на протяжении долгого времени, кровь прочно укрепляется как элемент профанного мира в сознании немецкого социума. Это обусловливает объединение вышеназванной группы признаков по общей для них видовой ассоциативной характеристике как реалий неживой природы.

Проведение подобного исследования культуры политического дискурса, т.е. публичных выступлений высокопоставленных политиков страны, с акцентом внимания на отдельный культурно значимый для этноса концепт, позволяет заметить тенденцию, осознанную или стихийную, к отходу от употребления антропоморфной метафорической модели (т.е. связанной с человеком, указывающим на него), структурирующей концепт BLUT. Это может являться показательным фактором толерантного отношения к различным народам, закрепляющегося на уровне как общественного сознания, так и отдельной личности в современном немецкоязычном обществе.

Кроме того, хочется надеяться, что современные подходы к лингвистическим исследованиям на материале иностранных языков могут дать результаты, которые, в свою очередь, будут полезны и историкам, и политологам.

Список литературы

1.Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 688с.

2. Воркачев С.Г., Понимание политической метафоры //Массовая культура на рубеже 20-21 веков: Человек и его дискурс. М.: Азбуковник, 2003. 368c.

3. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Электронный ресурс] // 2000. URL: http://www.torrentino.com/torrents/505897 (дата обращения: 23.06.2013).

4. Дука А.В. Политический дискурс оппозиции в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №1. С.91-113.

5. Керимов Р.Д. Функции концептуальной метафоры в немецком политическом дискурсе // Грамматика. Семантика. Концептология: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Кемерово: Графика, 2005. С. 144-151.

6. Лакофф Дж., Джонсон Д. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М: Прогресс, 1990. С. 387 - 415.

7. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: курс лекций. СПб.: филологический фак-т СПБГУ, 2011. 256с.

8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: изд.2-е, испр.и доп. М.:Академический Проект, 2001. С.41.

9. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003. 240с.

Жданова Галина Александровна, канд. пед. наук, доц., зав. каф., foreign@kemtipp. ru, Россия, Кемерово, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.

Альмяшова Людмила Викторовна, канд. филол. наук, доц., foreign@,kemtipp.ru Россия, Кемерово, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.

FOREIGN LANGUAGE: PRAGMATIC ASPECT OF MODERN LINGUISTIC

RESEARCH

G.A. Yhdanova, L.V. Almiashova

Analysis of modern linguistic research requires the use of multimethodology: systematic approach, the technique of the explanation of metaphor. The article is devoted to the theoretical status of pragmalinguistics.

Key words: systematic approach, political communication, cognitive linguistics, metaphor, conceptual studies, language picture of the world.

Yhdanova Galina Alexandrovna, candidate of pedagogical science, docent, manager of department, foreign@kemtiyy.ru, Russia, Kemerovo, Kemerovo Institute of Food Science and Technology.

Almiashova Ludmila Viktorovna, candidate of philological science, docent, foreign@kemtipp.ru, Russia, Kemerovo, Kemerovo Institute of Food Science and Technology.

УДК 316 (07)

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.М.Баженов, Т.М. Мартынова

Рассматривается процесс изучения теории международных отношений в рамках гуманитарного образования в университете. Анализируются приемы и способы, с помощью которых достигается эффективное изучение основных проблем дисциплины. Называются такие методы, как пресс-конференция, деловая игра, построение сценариев, обсуждение фрагментов научных работ отечественных и зарубежных исследователей. Уделяется внимание вопросу об общественном мнении в международных отношениях.

Ключевые слова: международные отношения, приемы, способы, методы изучения дисциплины, общественное мнение.

Международные отношения относятся к числу сравнительно молодых гуманитарных дисциплин, хотя их истоки можно найти в социальнополитической мысли прошлых столетий и даже тысячелетий. Поскольку предметная область международных отношений - это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания, а до недавнего времени она рассматривалась как один из разделов политологии. При изучении международных отношений студент должен получить тот теоретический багаж, с помощью которого он сможет самостоятельно разбираться в специальной литературе, посвященной вопросам о соотношении стихийности и управляемости международных процессов, о возможностях и методах регулирования политических кризисов, о наличии закономерностей в развитии международных отношений. Кроме того, знакомство с содержанием курса позволит ему составить представление о потенциале участников международных отношений, их целях, средствах, стратегиях. Необходимо взять во внимание и то, что в соответствии с образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.