Научная статья на тему 'Иностранный (въездной) круизный туризм на северо-западе России'

Иностранный (въездной) круизный туризм на северо-западе России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
618
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранный (въездной) круизный туризм на северо-западе России»

А. А. Бейдык, Н. А. Новосад

ИНОСТРАННЫЙ (ВЪЕЗДНОЙ) КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ

Круизы - один из самых популярных и быстрорастущих сегментов международного туристического рынка. За последние 20 лет число поклонников этого вида рекреации выросло почти в два раза. В 1988 г. в морские путешествия отправились 8 млн. чел. К 2010 г., по прогнозам ВТО, эта цифра увеличится до 14.5 млн. чел. [4].

Северо-Западный федеральный округ России, в состав которого входят С.-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области и Ненецкий автономный округ, является одним из наиболее важных регионов России для круизного туризма.

Внутренние водные пути (ВВП) Северо-Запада России связаны со стратегически важными морскими бассейнами - Балтийским, Северным, Каспийским и Азово-Черноморским. Значительная часть этих путей входит в состав важнейших внутренних водных магистралей международного значения.

Главными водными артериями региона, входящими в Единую глубоководную систему

европейской части России, являются ВолгоБалтийский водный путь (ВБВП) и Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером.

Цель данной статьи состоит в анализе основных тенденций развития иностранного круизного туризма на Северо-Западе России, определении его структуры и динамики изменений в период кризиса 2008-2009 гг.

По данным Европейского круизного совета, 73% круизных туристов в мире составляют американцы, 21% - европейцы (рис. 1).

До 60% морских круизов организуется по классической европейской системе, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой. Все большую популярность завоевывает и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам посещать пляжи в пунктах захода по маршруту. В последние годы повышенным спросом пользуются круизы выходного дня, главным преимуществом которых является сравнительно низкая стоимость.

Рис. 1. Структура круизных туристов по странам происхождения

Сойдя на берег, 77% путешественников посещают музеи, места развлечений и отдыха, 66% развлекаются индивидуально, 46% идут по магазинам, 37% - отправляются в кафе и рестораны, 35% - на экскурсии (рис. 2). Иными словами, сфера работы индустрии далеко не ограничивается палубой корабля.

Большинство иностранных туристов (до 90%) предпочитают круизы Москва - С.-Петербург продолжительностью 3 -4 дня в один конец, а остальные - долгие круизы по Волге и сибирским рекам: Лене, Енисею, Оби, Амуру [3].

Морские круизы организуются на северо-западе страны - в Калининградской области, С.-Петербурге, Мурманске, Архангельске, где они проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей и иногда предоставляют возможность поймать рыбу, креветок, кальмаров и пр.

Основные компании на рынке речных круизов можно разделить на две группы. В первую входят компании, организующие круизы для российских туристов: "Мостурфлот", "Водоходъ", "Водоходъ. Санкт-Петербург", "Инфофлот", "Волга-Флот-Тур", "Речтурф-лот", "Турфлот". Вторую группу составляют компании, обслуживающие иностранных туристов - те же "Мостурфлот", "Водоходъ", "Во-доходъ. Санкт-Петербург", а также "Ортодокс", "Русская пароходная компания на паях", "Вай-нинг", "Гранд Серкл", "Алроса-Круизы".

Круизы для иностранных туристов в основном формируются под заказ, и все важные моменты, связанные с их проведением, оговариваются задолго до начала навигации. Подавляющее число пассажиров составляют граждане Германии, США, Франции, Великобритании, Австрии, Италии и Испании. В основном это люди в возрасте, со средним достатком. Маршрут номер один для них - между Москвой и Санкт-Петербургом. Под эти круизы используются комфортабельные суда с каютами классов "люкс" и "полулюкс".

Кризис не обошел стороной сегмент речных круизов. Снижение количества иностранных туристов в этом сегменте достигло, в зависимости от страны, от 15% до 50% от прошлогодних объемов [2].

Количество европейских и азиатских туристов осталось на уровне прошлого года. Исключение составляет рынок США, где они сократились более чем вдвое.

Иностранные рынки реагируют на кризис по-разному: немецкий и итальянский демонстрируют продажи на прошлогоднем уровне, а вот американский упал на 60%". При этом прослеживается повышение количества иностранных туристов, посетивших С. -Петербург в 2009 г. [2]. За 9 месяцев 2009 г. оно возросло до 2 млн. чел., за аналогичный период 2008 г. оно составляло 1,8 млн. чел. Прирост произошел, в т.ч. и за счет круизных пассажиров. Поток гостей, при-

Рис. 2. Структура потребления круизных туристов по видам услуг

бывших в С.-Петербург на круизных лайнерах, за 9 месяцев возрос на 30% - до 428 тыс. чел.

На развитие круизного туризма в С.-Петербурге положительно повлияло принятое постановление правительства РФ от 7 мая 2009 г. № 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки" [1]. Согласно документу, иностранные гости (в т.ч. пассажиры паромов) имеют право находиться на территории России 72 часа без оформления виз.

Являясь крупным портовым городом, С.-Петербург традиционно считается ключевым центром российского морского туризма. По итогам 2008 г. С.-Петербург возглавил пятерку европейских портов, в которые заходит более 200 морских круизных судов в год (в Тор-5 также вошли Копенгаген, Хельсинки, Стокгольм и Таллин). По числу посетивших город круизных пассажиров "северная столица" заняла второе место после Копенгагена - 396 и 560 тыс. чел., соответственно.

Кроме того, был достроен на Васильевском острове и начал работу новый морской пассажирский порт "Морской фасад". В 2008 г. в сезон навигации в морской пассажирский порт прибыло около 200 тыс. чел. на 117 круизных судах. Пропускная способность пассажирского терминала при полном развитии в сезонный период составит 12 тыс. туристов в день.

Уникальные российские маршруты предлагает экспедиционный туризм - круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля), на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского полуострова с посещением острова Врангеля, вдоль берегов Сахалина и Камчатки с посещением Командорских и Курильских островов. Несмотря на высокую стоимость этого турпродукта, он пользуется огромным спросом, и места на судах заказывают заранее.

Статистика сегодняшнего дня показывает снижение числа круизных пассажиров в России. Есть много факторов, препятствующих нормальной работе этого сегмента туррынка в России. К ним относятся: несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточное развитие туристской инфраструктуры и ее значительный моральный и физический износ,

отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики, недостаточность ассортимента современных туристских продуктов и узнаваемых брендов, отсутствие активного имиджевого позиционирования России как туристской державы, дефицит квалифицированных профессиональных кадров.

Морской круизный туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире: по прогнозам экспертов, количество круизных пассажиров в 1995 г. составляло 6 млн., в 1997 г - 8.3 млн., в 2004 г -13.7 млн., к 2010 г их количество может превысить 17 млн. чел. Популярность такого туризма вызвана тем, что для пребывания в городах захода круизного лайнера не требуется виза, в т.ч. и в С.-Петербурге - при условии участия в групповых экскурсионных программах и стоянки судна в порту не более 72 часов.

Круизный туризм приносит доход в бюджет государства как от оборота фирм, обслуживающих иностранные суда и круизных туристов, так и от портовых сборов, включая оплату стоянки судна в порту, закупок топлива, продовольствия иностранными компаниями и т.п. Таким образом, ежегодно поступления от обслуживания круизных туристов только в С.-Петербурге в среднем, по официальным данным, составляют около 250 млн. долл. Другим важным преимуществом морского круизного туризма для страны является тот факт, что в условиях дефицита гостиничных мест в период высокого туристского сезона круизным туристам гостиничное размещение не требуется, так как они живут на борту судов.

Одно из важнейших условий успешного развития круизного туризма в России - развитие туристской инфраструктуры прибрежных зон, оборудование их соответствующими пунктами пропуска, строительство объектов посещения, разработка новых программ пребывания, экскурсионных маршрутов.

Выводы исследования

Анализ основных тенденций развития иностранного круизного туризма на Северо-Западе России показал следующее:

1. Круизный туризм приносит доход в бюджет государства как от оборота фирм, обслуживающих иностранные суда и круизных

туристов, так и от портовых сборов, включая оплату стоянки судна в порту, закупок топлива, продовольствия иностранными компаниями и т.п., являясь, таким образом, одним из важных стратегических отраслей экономики и туризма Северо-Западного федерального округа и России в целом.

2. Развитие круизного туризма сдерживает неразвитая портовая инфраструктура и недостаточное соответствие единым стандартам приема и обслуживания круизных судов и пассажиров.

3. Опыт развития круизного туризма в России может быть применен для развития круизного туризма в Украине. Украина, после распада Советского Союза, получив в наследство более 40 круизных судов, две трети из них не использует: часть была продана российс-

ким и западным компаниям или отдана в долгосрочный зарубежный фрахт, часть списана или поставлена на прикол. В Украине круизный туризм представлен украинской компанией "Червона Рута", которой принадлежат теплоходы "Генерал Ватутин", "Принцесса Днип-ра" и "Зирка Днипра", а также иностранными компаниями. В Украине круизный туризм не развивается из-за отсутствия судов. Судовладельцы и туристические компании не хотят вкладывать деньги в их приобретение, поскольку инвестиции в судно круизного типа составляют миллионы долларов, а в суда океанского класса - десятки миллионов. Возврат же инвестиций требует не менее 10-ти лет. Выход в том, чтобы мировые круизные компании переводили свой флот, который в Европе считается устаревшим, в Украину.

Литература

1. Постановление правительства РФ от 7 мая 2009 г. № 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки"

2. Веб-страница Федеральной службы государственной статистики. ЦКЬ: http://www.gks.ru/

3. Веб-страница Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России.

Ц^Ь: http://www.russiatourism.ru/

4. Веб-страница Всемирной туристической организации. ЦКЬ: http://www.unwto.org/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.