Научная статья на тему 'Иностранные моджахеды в сирийском конфликте'

Иностранные моджахеды в сирийском конфликте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные моджахеды в сирийском конфликте»

В России другая проблема: крупная страна, которая уже многое доказала, а крупные предприниматели вплотную занимаются стратегией собственных компаний, не ставя во главу угла при этом государственные интересы. Несмотря на то что в нефтегазовом секторе арабских стран существуют многочисленные риски, в одних странах меньше, в других больше, которые препятствуют деятельности российских компаний, нужно все равно завоевывать там свои позиции.

«Вестник аналитики», М., 2014 г., № 1, с. 71-79.

Д. Нечитайло,

кандидат политических наук (ИВ РАН) ИНОСТРАННЫЕ МОДЖАХЕДЫ В СИРИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ

Иностранные боевики в Сирии представлены ливанцами, иракцами, иорданцами, палестинцами, кувейтцами, тунисцами, ливийцами, алжирцами, египтянами, саудовцами, йеменцами, суданцами, афганцами, бангладешцами, пакистанцами, а также гражданами ряда европейских государств. По сообщениям СМИ, большинство из них прибыли в Сирию через Ливан и Турцию.

Вопросы участия иностранных моджахедов в так называемых «горячих точках» всегда занимали важное место в полемике джихадистских идеологов. Между ними, пожалуй, начиная с войны в Афганистане против советских войск, всегда существовали разногласия: какую из местных оппозиционных группировок поддержать. Так, когда в 2003 г. были введены американские войска в Ирак, в Чеченской Республике продолжались боевые действия. При этом арабские боевики принимали активное участие на стороне радикальных исламистов. После непродолжительной полемики среди салафитских идеологов Ираку было отдано приоритетное значение в качестве мирового очага борьбы против неверных. Во многом именно благодаря этому из республик Северного Кавказа начался отток иностранцев на Ближний Восток.

В 1979 г. Абдалла Аззам (духовный лидер многих «арабских афганцев», в том числе и Усамы бен Ладена) настоятельно призвал большинство мусульман поддержать афганских моджахедов, а не палестинские группировки, вследствие того, что «исламский флаг, развевающийся над Афганистаном, более "понятен" и важен, не-

жели над "пропитанными националистической идеологией палестинскими группировками"».

Не стала исключением и Сирия. При этом «Аль-Каида» и ведущие идеологи современного движения джихада активно подстрекают моджахедов вступить в борьбу в САР.

Наиболее значимым заявлением от радикальных исламистов в поддержку джихада в Сирии стало обращение лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в начале 2012 г. В нем он потребовал, чтобы «каждый мусульманин и каждый свободный и честный человек в Турции, Ираке, Иордании и Ливане встал на защиту своих братьев в Сирии и оказал им помощь, которая ему по силам».

На события в Сирии также откликнулись авторитетные идеологи всемирного радикального исламизма: иорданский профессор Акрам Хиджази, кувейтский шейх Хамид аль-Али, авторитетный сирийский теолог салафитской направленности проживающий в Европе Абу Басир ат-Тартуси, палестинский Абу Катада, мавританский шейх Абу аш-Шинкити и известный иорданский салафит Мухаммад Абу ат-Тахави.

Причем аш-Шинкити и ат-Тахави всячески призвали поддерживать в первую очередь моджахедов из «Джабха ан-Нусра» в силу того, что они ведут борьбу исключительно под знаменем шариата. Ат-Тахави решительно осудил салафитских мыслителей, особенно проживающего в Лондоне ат-Тартуси, который критикует тех добровольцев, которые приезжают в Сирию, чтобы воевать на стороне «Аль-Каиды», а также выступает категорически против вооруженного мятежа в республике.

Другим важным аспектом обсуждений среди исламистских идеологов стала проблема легитимности с точки зрения шариата взаимодействия моджахедов с подразделениями «несалафитской» Свободной сирийской армии (ССА).

Радикальные исламистские богословы единогласно не поддерживают методы ССА в силу ее ориентированности на взаимодействие с международным сообществом, а также националистическую идеологию. Вместе с тем они не призывают к противостоянию с ССА, исходя из горьких уроков, полученных сторонниками «чистого ислама» в Ираке, где «Аль-Каида» своими жесткими мерами в отношении националистических суннитских группировок настроила местных жителей против себя. Именно иракские суннитские вооруженные формирования из «Советов спасения» (сахва) нанесли салафитам гораздо больший урон, чем международные силы и местная полиция. По мнению известного

салафитского идеолога из Кувейта Хамеда аль-Али, «джихад подтверждает, что все разногласия и расхождения в концепциях, стратегии и приоритетах... все то, что может ослабить джихад, должно быть отложено до момента свержения режима».

Большинством сторонников «чистого ислама» «Джабха ан-Нусра» рассматривается как салафитская структура. Многие видные идеологи современного радикального салафизма поддержали создание этой организации. Ат-Тахави, находящийся в г. Ирбид, призывает иорданцев присоединиться к джихаду в Сирии. Другой, менее известный в международных исламистских кругах, ливанский идеолог Абу аз-Захра аз-Зубейди (Осама аш-Шихаби) также призывает моджахедов присоединиться именно к «Джабха ан-Нусра», решительно критикуя тех, кто пытается создать другие группировки салафитской направленности. По его мнению, такие попытки только лишь создают неясность среди добровольцев относительно того, в состав каких бригад следует вступать, а также тех сторонников, кто намеревается оказывать сторонникам «чистого ислама» всяческую поддержку. Известный мавританский са-лафитский теолог Абу аль-Мундир аш-Шанкити, выступающий со своими заявлениями и работами на авторитетном сайте «Манбар ат-Тавхид ва-ль-Джихад», также поддержал «Джабха ан-Нусра».

Однако не все известные салафитские теологи выступают в поддержку «Джабха ан-Нусра». В частности, проживающий в Лондоне Абу Басир ат-Тартуси, который бежал из Сирии во время восстания исламистов 1979-1982 гг. против режима Хафеза Асада в г. Хаме, очень благосклонно воспринял вооруженные выступления против нынешнего режима в САР и даже сформировал группировку «Аль-Муарада аль-Исламийя ли-ль-Низам ас-Сури» (Исламская оппозиция режиму в Сирии). В мае 2012 г. его организация разместила видеоклип, где Абу Басир был запечатлен со своими вооруженными сторонниками в приграничных районах Ливана. Этот идеолог скептически смотрит на «Джабха ан-Нусра», высказывая сомнения в связи с тем, что ее руководитель не выступает с обращениями и прячет свою внешность.

Лидер «Джабха ан-Нусра» известный под псевдонимом «аль-Фатих Абу Мухаммад аль-Джулани» появляется только посредством искаженных голосовых записей. Он полагает, что в ССА принимают участие «героические моджахеды» - «современные хариджиты». Это положение привело к столкновению с аш-Шинкити, который заявляет, что недопустимо «объявлять о поддержке тех, кто принимает демократическую программу, и в

то же самое время критиковать следующих шариату». В отличие от ат-Тартуси он полагает, что моджахеды должны поддерживать ССА в боях. Однако он выражает серьезное разочарование в связи с тем, что такая боеспособная и влиятельная организация, как ССА, «не борется под знаменем шариата, а выступает за демократические западные ценности». Мусульмане должны вместо этого «руководствоваться в своем выборе в пользу присоединения к моджахедам из "Джабха ан-Нусра", существование которой избавило от необходимости создавать другие салафитские структуры в Сирии». Вместе с тем он призывает не вступать в вооруженное противостояние со светской ССА, выражая надежду на то, что отдаленность ССА от «истинного ислама» - это лишь тактическая уловка. Он наставляет моджахедов взаимодействовать с ССА, чтобы получать иностранную помощь, оказываемую светским оппозиционным силам.

В настоящее время осталось мало авторитетных салафитских идеологов. Одни уничтожены, другие находятся в тюрьмах. Поэтому взгляд на события в Сирии со стороны ат-Тартуси и аш-Шинкити представляет наибольший интерес. Вероятно, отрицательное отношение к экстремистской концепции борьбы с нынешним сирийским режимом, предлагаемым «Джабха ан-Нусра», объясняется традиционным негативным отношением ат-Тартуси к операциям смертников, в результате которых гибнет значительное число мирных жителей. К примеру, касаясь ситуации в Йемене, ат-Тартуси выступил с серьезной критикой методов радикальных исламистов из «Ансар аш-Шариа». Более того, находясь длительный период времени в Европе, ат-Тартуси хотя и знаком с сирийскими реалиями, вместе с тем в своих работах большое внимание он отводит «очаговой исламизации» стран Запада, сторонясь действий экстремистов. В этом плане его можно даже назвать умеренным. Во-вторых, будучи в отличие от аш-Шинкити сирийцем, он считает недопустимым столкновение между различными фракциями оппозиционеров по причине некоторых идеологических расхождений, что в перспективе нанесет вред его стране. В силу этого он стремится сделать ставку, в первую очередь на сирийских повстанцев, которые лучше знакомы с реалиями своей страны и ориентированы, прежде всего, на свержение правящего режима и не заинтересованы в погружении САР в постасадовский период в бессмысленное кровопролитие. Он намерен реализовать на родине исламистский проект умеренного характера по примеру Туниса или Египта. При этом набирающие силу радикальные исла-

мисты могут стать серьезным препятствием на пути реализации этого сценария.

Сегодня в Сирии международные террористы влияют на обстановку в стране уже не меньше, чем оппозиционеры. ССА не хватает дисциплины, а между ее лидерами постоянно возникают разногласия при распределении финансов. По оценкам боевиков, салафитские вооруженные формирования на несколько порядков лучше оснащены и подготовлены. Салафиты финансируется гораздо лучше ССА благодаря связям среди радикальных исламистов во всем мире. Они же наладили переправку боевиков из Йемена, Саудовской Аравии, Ирака и Иордании. У салафитов четко расставлены приоритеты: прежде всего - строительство исламского государства.

Бывшие участники войны против режима Каддафи в Ливии, которых поддерживает Катар, составляют один из наиболее многочисленных контингентов. Эти иностранные боевики обычно не смешиваются с сирийскими оппозиционерами ССА.

Иностранные боевики убеждены, что расхождения с ССА носят идеологический характер. Сторонники «чистого ислама» считают членов ССА безбожниками, выступающими против проекта создания халифата. При этом салафиты осознают, что с ССА договориться невозможно. Вследствие этого боевики из группировок, связанных с «Аль-Каидой», сохраняют терпение. По их убеждению, с наступлением хаоса и власть и ССА будет ослабевать, и тогда люди встанут на сторону джихадистов.

Своими атаками джихадисты демонстрируют международному сообществу, что они - самые заклятые враги режима Асада. Подрывая начиненные взрывчаткой автомобили и совершая другие резонансные теракты, они увеличивают приток новобранцев из-за рубежа и гарантируют поступление новых финансовых средств.

Нередко салафиты стремятся не афишировать свое участие в диверсионных операциях, прикрываясь ССА. Причем это устраивает светские силы, которые также не хотят дискредитировать себя в глазах международного сообщества.

Иордания является важной промежуточной страной для иностранцев, переправляющихся в Сирию, не только в силу ее близости, но и в силу присутствия здесь ведущих сторонников международного джихада, таких как Абу Мухаммад ат-Тахави, призывающих к поддержке добровольцев, стремящихся попасть в Сирию. При этом власти Королевства пресекают попытки неле-

гально пересечь границу соседнего государства. По меньшей мере, десять иорданских джихадистов были арестованы спецслужбами страны за попытку попасть в САР.

Ливийские ветераны боевых действий с войсками М. Каддафи также принимают участие в боевых действиях в Сирии. В частности, повстанцы из бывшей Джамахирии отмечают, что их соратники по оружию гибнут в боях с армейскими подразделениями Асада.

Тем не менее количество ливийцев, действующих в Сирии, незначительно. Более того, они в основном воюют на стороне ССА, а не в отрядах джихадистов. Сообщается, что ливийцы проникают в САР через территорию Турции. Несмотря на присутствие некоторых ливийцев в близком окружении лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, количество моджахедов ливийского происхождения в Сирии пока минимально. Вероятно, они в своем большинстве заняты переделом власти в самой Ливии.

Сети по переправке боевиков проходят через Ирак, Турцию, Иорданию и Ливан. Многие иностранцы переправляются вначале в Каир, а затем уже наземным транспортом добираются до Сирии. Другие из Египта добираются до Иордании, а уже после этого на автомобилях до Сирии.

Одним из центров финансирования сирийского джихада является ливанский город Триполи. Сеть функционирует благодаря благотворительным ассоциациям стран Персидского залива, в частности Charity Eid. Приграничные с Сирией районы Ливана превратились в «прибежище террористов».

В районе Арсал, расположенном между городами Баальбек и Хермель, местное население численностью 40 тыс. человек в большинстве занято в сфере контрабанды оружия, различных товаров, наркотиков. По сути, это часть теневой экономики, как и в других районах долины Бекаа. Арсал пользуется репутацией ключевого пункта в сети контрабанды оружия, наркотиков и джихади-стов, который включает деревню Мадждал Анжар, район Аккар Северного Ливана и окрестности Триполи. Деревня Мадждал Ан-жар, расположенная рядом с сирийско-ливанской границей, уже печально известна тем, что была перевалочным пунктом добровольцев, стремящихся участвовать в боевых действиях на территории Ирака против американских войск. Оружие, ввозимое контрабандой в этот населенный пункт, используется радикальными исламистами в «пограничных» областях Ливана, таких как Баб эт-Табане и Джабаль Мухсен. Мадждал Анжар является основным

«поставщиком» боевиков для суннитских отрядов сирийской оппозиции. По сути, область Баальбек-Хермель служит цитаделью поддержки сирийского режима.

Среди арабских государств Саудовская Аравия заняла наиболее непримиримую позицию по отношению к режиму Б. Асада, в первую очередь в силу ее нацеленности на ослабление геополитических позиций Ирана.

Слияние Саудовской Аравии и джихадистских интересов в Сирии может способствовать побуждению Королевством моджахедов на усиление их действий в Сирии для реализации своих планов. Тем самым Саудовская Аравия может не только использовать радикальных исламистов в своих планах, но и в будущем несколько ослабить позиции экстремистов у себя внутри страны.

Боевые действия в Сирии сузили риторический разрыв между джихадистами и арабскими режимами, которые хотят видеть режим Б. Асада свергнутым, и в первую очередь на это рассчитывают в Саудовской Аравии. Джихадисты отвергают легитимность правительств арабских стран и западных государств, однако они, тем не менее, часто повторяют заявления лидеров «вероотступнических режимов», если они следуют в унисон салафитским воззрениям. 25 февраля с.г. министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал назвал правящий в Дамаске режим «оккупационной силой». Тезисы, приводимые принцем, широко освещались в арабских средствах массовой информации. Две недели спустя муфтий Саудовской Аравии Абд аль-Азиз Аль Шейх сказал, что «обязанность каждого мусульманина, в зависимости от его возможностей, оказать содействие сирийскому народу. Любой должен вести джихад против алавитов с помощью денег, оружия, воевать на стороне моджахедов в Сирии... а тем, кто не может, по крайней мере, следует поддержать сирийцев словом».

Вопрос о том, является ли Сирия «оккупированной», весьма важен для джихадистов. Ключевой причиной, почему салафитские идеологи выступают против вмешательства моджахедов, является сомнение в том, что САР находится под иностранной оккупацией. «Оккупированная Сирия» служит веским основанием для идеологического обоснования объявления джихада. Сторонники джихада считают, что Сирия находится под властью шиитов (алавитов).

Международные радикальные исламистские структуры проявляют значительный интерес к событиям в Сирии и имеют определенные возможности для участия в этих событиях.

В отличие от светских сил, «Аль-Каида» и связанные с ней группировки имеют совершенно четкие цели и программные установки. Салафиты нацелены на то, чтобы спровоцировать хаос и упрочить позиции в этой одной из ключевых стран арабского мира. Более того, для радикалов от ислама это государство интересно еще тем, что в других странах «арабской весны» радикальные салафиты, по сути, отдали инициативу светским и умеренно настроенным исламским силам.

В настоящее время конфликт в Сирии продолжает набирать обороты. Демонстрантов поддерживают радикальные исламисты, имеющие опыт политической и вооруженной борьбы, а также работы с массами. У движения политического ислама четкая программа действий, оно обладает необходимыми ресурсами для укрепления своих позиций, в то время как государственные институты в Сирии слабеют. По сути, только в Ливии экстремистам удалось в некоторой степени использовать складывающуюся политическую конъюнктуру, пополняя свои военные арсеналы со складов прежнего режима М. Каддафи, «пропуская» через конфликт своих боевиков. В Тунисе и Египте успеха достигли умеренные силы («Братья-мусульмане», «Ан-Нур», «Ан-Нахда» для сторонников «чистого ислама» являются отступниками, поскольку они участвуют в демократической процедуре выборов), но не радикалы. В Сирии «Аль-Каида» стремится не упустить инициативу и взять реванш за упущенные возможности в Северной Африке.

Нечитайло Д.А. «Идеология и практика современного радикального исламизма», М., 2013 г., с. 282-288.

Р. Шарипова, востоковед ИРАНСКАЯ СЕМЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сегодня мы нередко являемся свидетелями того, как игнорируются фундаментальные общечеловеческие ценности, исторически унаследованные народами. К таковым относятся и семья, семейные традиции и обычаи. В последние десятилетия во всем мире, и особенно в промышленно развитых странах, наблюдается все увеличивающееся количество бракоразводных процессов, внебрачных детей, распространяются гомосексуализм, однополые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.