Научная статья на тему 'Инновация в системе контроллинга'

Инновация в системе контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ / КОНТРОЛЛИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГ / ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Савда Ярагиевна, Макрусев Виктор Владимирович, Бойкова Майя Владимировна

В статье рассмотрено внедрение инноваций в системе контроллинга как эффективный метод управления предприятием, появление контроллинговых программ это конкурентно способное управление бизнесом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновация в системе контроллинга»

Инновация в системе контроллинга Innovation in the system controlling

Савда Ярагиевна Юсупова Savda Ergeevna Yusupova

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Российской таможенной академии s.ysupova@customs-academy.ru +7 (926) 403-94-71

Виктор Владимирович Макрусев Victor Vladimirovich Makrusev

доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой

управления Российской таможенной академии v.makrysev@customs-academy.ru +7 (910) 453-97-42 Майя Владимировна Бойкова Maya Vladimirovna Boikova кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления Российской таможенной академии m.boikova@customs-academy.ru +7 (926) 204-58-34

Аннотация. В статье рассмотрено внедрение инноваций в системе контроллинга как эффективный метод управления предприятием, появление контроллинговых программ - это конкурентно способное управление бизнесом в России.

Ключевые слова: контроллинг, бизнес, инновации, контроль, информационные технология, контроллинговые программы, конкуренция, менеджмент, маркетинг, планирование и учет.

Abstract. The article considers implementation of innovation in the controlling system as an effective method of enterprise management, the emergence of the controlling software is capable of competitive business management in Russia.

Key words: controlling, business, innovation, control, information technology, controlling programs, competition, management, marketing, planning and accounting.

Современный этап развития бизнеса характеризуется принципиально новыми тенденциями и особенностями, вызываемыми мощным развитием производительных сил, научно-техническим прогрессом общества. Глобализация экономики превращает производственно-хозяйственные связи в общемировые, усиливает конкуренцию и риски, повышает требования к темпам и качеству инноваций, усиливает барьеры к скорости и точности принятия решений на основе быстрорастущей и изменяющейся информационной базы, постоянного контроля за их выполнением и состоянием бизнес среды.

Революционные темпы развития информационных технологий создали базу для формирования принципиально нового механизма управления глобализированным бизнесом и кардинального изменения менеджмента на предприятиях. На передовые позиции уверенно выдвигается контроллинг как система, соединяющая возможности информационных технологий с инновационным управлением посредством обеспечения менеджмента

необходимой системой информации в режиме он-лайн в любых производственных масштабах.

Контроллинг представляет собой ориентированную на достижение поставленных целей интегрированную инновационную систему, основанную на компьютерных технологиях, обеспечивающую постоянный информационно-аналитический мониторинг принятия и выполнения управленческих решений и осуществляющий постоянную корректировку системы планов и методов их реализации по оптимизирующим программам в заданных временных, пространственных и количественных параметрах в режиме он-лайн.

Графически контроллинг может быть представлен в виде следующей схемы:

Контроллинг в системе предприятия

1. Постоянный мониторинг всех сторон бизнеса

2. Постоянная корректировка системы планов и принятых решений.

Система контроллинга, как метода управления зародилась в 30-ые годы в США и ассоциировалась с оперативным учетом затрат,

калькулированием себестоимости продукции. Затем эта система распространилась на учет и анализ результатов деятельности, анализ рентабельности и управление прибылью. Существенное развитие методы контроллинга получили при внедрении проектов бюджетирования, осуществляемых консультантами ведущих мировых консалтинговых фирм. Соединение методов контроллинга с ^-технологиями превращает их в научную концепцию управление не только настоящим, но и будущим состоянием бизнеса, т.е. достижением ориентированного желаемого состояния в расчете на перспективу. Контроллинг согласованный, взаимосвязанный комплекс систем, соподчиненный и целенаправленный на оптимизацию достижения стратегических целей предприятия. Сформированные системные и процессные структурные блоки контроллинга позволяют систематически (снимают проблемы плановых и отчетных дат получения информации) отслеживать развитие всех сторон деятельности предприятия и осуществлять его корректировку в соответствии с выбором оптимизационных программ.

Перспектива, представленная системой стратегических целей, имманентно определяет задания, процессы и структуру, необходимые для достижения целей. Функциями контроллинга являются планирование, контроль и координация посредством информационной базы развития процессов и системных структур предприятия. Система контроллинга позволяет осуществлять обоснованные стратегические исследования, системный анализ и реинжиниринг процессов и их адаптации к изменениям окружающей среды. Это дает возможность рассматривать контроллинг как важнейший инструмент антикризисного управления бизнесом, что существенно повышает его актуальность в наши дни. При должном уровне формирования основных блоков системы, в том числе маркетинговой стратегии, отслеживающей изменения внешней среды,

представляется значительно большая вероятность учета кризисных явлений и своевременного принятия необходимых мер. Контроллинг -управленческая концепция, интегрирующая в реальных данных все сферы деятельности предприятия: производство, его структуру и технологию, ресурсы и их движение, затраты, финансы, а также учет, менеджмент, маркетинг и другие внутренние и внешние связи.

Анализ результатов деятельности зарубежных и отечественных компаний, применяющих контроллинговые мероприятия, свидетельствует о существенном повышении результатов их деятельности. Так, в результате внедрения контроллинга уровень инвестиционной привлекательности 20 обследованных компаний в среднем увеличился на 8,8% (в том числе Айбиэм - 33,9; Хуавей - 16,5; Мазда - 16,8), эффективность документооборота - на 9,4% (МБМ-банк - 18,2; Мазда -27,6; Метро групп - 15,3), финансовая устойчивость - на 8,2% (Кристалл гросс - 22,5; Метро групп - 22,1; Европейский трастовый банк - 13,0), оптимизация системы планирования - на 12,8% (ВР - 33,6; Мазда - 32,5; Айбиэм - 22,2). По данным торгово-промышленной палаты РФ эффект от применения контроллинговых программ на процесс управления (рост эффективности управления) составил на ОАО СПИ-РВВК - 36,9%, на ОАО «Лудинг» - 38,7%, ООО «Локатор» - 30,6%, а рост качества решений повысился на обследованных компаниях на 43 -19%.

Внедрение контроллинговых программ дает достаточно быструю отдачу, даже если это осуществляется разрозненно, по отдельным подразделениям предприятий. Как отмечают руководители обследованных служб, проведение контроллинговых затрат обеспечивает их сокращение на проектирование, изготовление и реализацию; контроллинг товаров -повышение качества, расширение областей применения, сокращение брака и рекламаций; контроллинг логистики обеспечивает сокращение запасов,

улучшение обслуживания клиентов, повышение скорости доставки; контроллинг маркетинга приводит к оптимизации сбыта, лучшему удовлетворению спроса потребителей и т.д.

Наиболее распространенным и достаточно эффективным является применение методов контроллинга в управлении затратами на производство и реализацию продукции, т.е. наиболее зрелой функции. Программы контроллинга позволяют осуществить детальное нормирование прямых затрат и оптимизацию косвенных расходов, создать обоснованную базу для их распределения и расчета себестоимости изделий. Планирование и бюджетирование затрат осуществляется на основе центров формирования затрат и центров ответственности. Ведется постоянное наблюдение за выявлением причин отклонений фактических затрат от нормативных как в рамках центров ответственности, так и в цеховых и общезаводских показателях. Как правило, применение методов контроллинга в управлении затратами сочетается с их влиянием на формирование цен на продукцию и финансовые результаты деятельности предприятия. Безусловно, наибольший эффект применения контроллинга обеспечивает его комплексное применение по всем функциям управления. Однако научно обоснованная комплексно-интегрированная программа контроллинга в практике деятельности отечественных организаций не разработана и в зарубежных компаниях также применяется далеко не повсеместно. Как правило, контроллинг охватывает реализацию отдельных функций и их различных сочетаний. Наиболее слабым звеном в современной системе контроллинга является разработка программ отслеживания кризисных и рисковых мероприятий и надежных оптимизационных решений, незамедлительно включаемых в действие.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что применение систем контроллинга на отечественных предприятиях существенно отстает

от зарубежных компаний. В условиях глобализации мировой экономики происходит активный обмен не только капиталом, но и в сфере управленческой деятельности. Так, на принадлежащих японскому капиталу автомобильных заводах США активно используются инструменты контроллинга, разработанные в Японии, а в ФРГ активно внедряется передовой опыт США. Так, завод OTIS GMBH (г. Берлин) внедрил заводской контроллинг, контроллинг монтажа, логистики и др.

Комплексная система контроллинга используется в основном на крупных предприятиях, на большинстве других - отдельные подсистемы. Менеджеры ведущих зарубежных компаний основными причинами, сдерживающими развитие контроллинга назвали: слабое структурирование информации (Кока-кола), доступность структуры информации для руководства (Тойота), плохие коммуникации внутри компании (Хьюлетт-Паккард), нехватка специалистов (Майкрософт), сокрытие достоверных данных при предоставлении отчетной информации отделу контроллинга (Ай Би Эм), отсутствие согласованности в действиях внешних и внутренних контроллеров (Интем), утечка информации (Мак-Дональдс), субъективность оценки контроллера (Делл), непонимание сотрудниками значимости контроллинговых мероприятий (Дженерал Электрик), ошибочные выводы отдела контроллинга при формировании информации для руководства (БМВ). Однако, при наличии столь существенных достоинств и преимуществ эти трудности представляются легко преодолимыми.

Проведенный опрос менеджеров отечественных предприятий подтвердил, в основном, мнение зарубежных коллег. Вместе с тем, акценты на основные причины, сдерживающие развитие этого прогрессивного метода управления несколько сместились. Основными причинами недостаточных темпов внедрения контроллинга в

управленческую деятельность бизнеса отмечено отсутствие информационно-методических материалов, позволяющих использовать опыт отечественных и зарубежных менеджеров; отсутствие консалтинговых и обучающих фирм, имеющих специалистов по разработке системы контроллинга; недостаточное владение !Т-технологиями управленческого аппарата предприятий; слабое развитие управленческого учета на предприятиях, представляющего базу для внедрения контроллинга; низкая оперативность получения информации о текущей деятельности филиалов и компании в целом; слабая финансовая дисциплина линейных подразделений; неотлаженность системы первичного документооборота и др.

Вместе с тем внедрение системы контроллинга как инновационного метода управления все более усиливается. В России появились специальные программы, предназначенные для эффективного управления бизнесом в любой сфере деятельности, основанные на современных научных разработках.

Для реализации задач финансового управления и принятия оптимальных решений на практике все шире применяется многомерный анализ с использованием перекрестных таблиц и кластерных программ. Для контроля самых критичных показателей деятельности предприятия применяются оценочные караты. Используются типовые методики планирования, учета и анализа, которые дополняются и уточняются в зависимости от потребностей конкретного предприятия.

Предприятия, внедрившие подобные современные системы управления, не только контролируют и планируют свои затраты, но и обеспечивают повышение эффективности использования всех видов ресурсов. Они получают возможность минимизировать потери на каждом из этапов внедрения контроллинга (в движении товарных потоков, в производстве,

маркетинге, логистике и т.д.), выявлять приоритетные направления использования финансовых ресурсов, а также пути экономии по каждой статье затрат. В результате уменьшается себестоимость производимой продукции, растёт прибыль предприятия, повышается эффективность.

Список использованной литературы

1. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. М.: 1998.

2. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: ЮНИТИ. 1998.

3. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пе р. с нем.М.: Ф и С, 1997.

4. Штиглер Х., Хофмайстер Р. Контроллинг. Вена: Институт содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии. 1999.

5. Лыскин Е.А. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: 1998.

6. Юсупова С.Я. Теория и практика внедрения системы контроллинга в условиях информационного общества. М.: Изд. Юркнига, 2007.

7. Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник / В.В. Макрусев. -Изд. 3-е. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - 576 с.

8. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 39-42.

9. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг. монография / С.Я. Юсупова ; изд-во Восток-Запад. Москва, 2016. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.