Научная статья на тему 'Инновация как социальная ценность'

Инновация как социальная ценность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
936
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Князев А. А.

Предметом рассмотрения в статье выступают социальные инновации – новые и значимые формы социальной практики и социальных отношений. Особое внимание уделяется раскрытию мультипликативного эффекта функционирования социальных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AS A SOCIAL VALUE

The subject of the article is the social innovations – new and meaningful forms of social practices and social relations. Special attention is paid to the disclosure of the multiplier effect of functioning of social innovations.

Текст научной работы на тему «Инновация как социальная ценность»

Инновация как социальная ценность

23

УДК 316.422

А.А. Князев*

ИННОВАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Предметом рассмотрения в статье выступают социальные инновации — новые и значимые формы социальной практики и социальных отношений. Особое внимание уделяется раскрытию мультипликативного эффекта функционирования социальных инноваций.

Ключевые слова: инновации, творчество, социальная ценность, инновационная культура.

В современных условиях стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса общества становится социально ориентированное развитие — изменения в политике, экономике и общественных отношениях, направленные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. Это обстоятельство существенно повышает значимость формирования инновационной институциональной среды, в которой только и может появиться мотивация к инновационному поведению у граждан. Иными словами, научно-технические, экономические и личные творческие инновации возможны в стране только на фундаменте социальных инноваций. В отличие от нововведений в области техники и инженерии и экономических инноваций, которые к настоящему времени наиболее исследованы, природа социальных инноваций изучена недостаточно. Между тем инновация в современных условиях является не только одним из факторов развития культуры, но и прежде всего сложным социокультурным феноменом.

Зададимся вопросом: что же такое «социальные инновации»? Это не просто перемены — перемены случаются сами по себе, нередко против нашей воли. В первую очередь нужно понять сам термин «инновации». Традиционно инновации — это рождение нового, новшество, нововведение. Понятие нового связано с одной из вечных философских проблем — проблемой развития и попытками решить так называемый парадокс развития. Это такие изменения в нашей жизни, которые мы сами вносим после того, как оценили собственный опыт и сформулировали цель перемен. Иными словами, социальные инновации — это не новизна сама по себе, а такая новизна, которая улучшает существующее без его радикального разрушения. Итак, социальные инновации — это новые и значимые формы социальной практики, социальных взаимодействий и отношений. А так-

же существенные сдвиги в менталитете, умонастроении в обществе.

Сама потребность инноваций возникает в результате критической оценки существующего, понимания его несовершенств и уверенности в том, что его можно улучшить. Это значит, что инновация предполагает развитие уже на существующей основе. Такое утверждение, казалось бы, — банальность. Однако суть дела в том, как понимать собственную основу. И соответственно — процесс развития. Социальные инновации предполагают не просто значимые социальные изменения в виде повышения пенсий или пособий, но и закрепление новых социокультурных норм и образцов в сознании и поведении человека. Социальные инновации — это ключевой элемент, необходимый для успешного развития страны. Экономического роста без них не достичь. Чтобы заработала инновационная экономика, должны быть изменены и ценностные приоритеты. Созданы новые социально-экономические институты. Обобщая, можно сказать, что социальные нововведения тесно связаны с обществом, деловой культурой — как следствие, одни и те же новшества будут неодинаково проявлять себя в разных странах. Кроме того, они сильно зависят от групповых и личных качеств пользователей, поскольку их суть состоит во введении новых образцов поведения работников.

Основная характеристика социальных инноваций, которые как минимум должны идти параллельно с инновациями технологическими, — их культурная и социально-психологическая природа. Под социальными инновациями подразумеваются новые социально-экономические институты. Последние могут появиться как результаты общественных реформ, изменения правил игры и типичных моделей поведения. Считается, что социальные нововведения осуществить особенно трудно в силу неопределенности их параметров и результатов, что позволяет лишь имитировать из-

* © Князев А.А., 2012

Князев Антон Александрович (radian2004@bk.ru), кафедра философии и истории Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

24

Основы экономики, управления и права №1 (1)

менения без их фактической реализации. Поставим задачу выяснить, чем обусловлено сопротивление социальным инновациям и нежелание их вводить. Причин несколько: 1) тем, что предметом изменений являются сами люди, их статус, привычки, установки, поведение, ценности и представления; 2) традиционным укладом общества, его социальными институтами, сложившимися экономической и политической системами, моделями межличностных отношений. Подчеркнем, что за перечисленными причинами стоят базовые культурные ценности — мощный смыслообразующий и мотивирующий конструкт.

Одной из главных особенностей инновации в качестве нового знания по сравнению с новыми материальными товарами является ее нематериальный характер. В отличие от всех новых материальных продуктов труда инновация как знание подвержена не физическому, а моральному износу. Можно обратить внимание, что потребительная стоимость новых знаний в процессе потребления не поглощается, в отличие от товаров или услуг. Основной проблемой здесь становится высокая скорость морального устаревания знаний. Проблему быстрого устаревания знаний решают непрекращающиеся потоки инноваций. Поэтому можно заключить, что инновация становится одним из ключевых элементов культуры, общезначимой социальной ценностью, выходящей за пределы технической и экономической сфер. В большинстве случаев термин «инновационная культура» используется в исследовательской литературе для того, чтобы подчеркнуть, что в современных условиях недостаточно говорить просто о знаниях, навыках, умениях, необходимых для инновационной деятельности, но важно понимание, каким образом личность взаимодействует с этими знаниями, как новые знания могут влиять на структуру и внутренний мир личности. В широком смысле инновационная культура, как и любой социальный феномен, — это готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве.

Инновация инициирует изменения в существенном массиве знаний, последние влекут преобразования в различных областях деятельности, корректируя или полностью перестраивая социальные структуры и процессы. В этом заключается социокультурный эффект феномена инновации. Современный исследователь Б. Санто обращает внимание на субъективный характер зависимости инновационного процесса от человека, что позволяет ему сделать важный вывод: «именно человек привносит в инновационный процесс тот субъективный иррациональный компонент, который обуславливает необходимость принципиально иного подхода к инновационному процессу по

сравнению с экономическими процессами. А значит, инновационная экономика требует принципиально новых оснований, ориентации на творческие, созидательные способности человека. Человек является творцом технологии. Многогранное гармоничное развитие человека образует конечную цель процесса производства материальных благ» [1, с. 105]. Поэтому рост эффективности общественного производства и научно-технический прогресс должны быть направлены на решение общественных задач. Создание технологии должно служить задачам развития человека. Поэтому ученый приходит к выводу о необходимости анализа общественных механизмов, обуславливающих возникновение и развитие инноваций.

Отечественный специалист Ю.В. Яковец определяет инновацию как «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов, повышающих эффективность этой деятельности)» [2, с. 148]. Поэтому инициаторами инноваций могут быть ученые, изобретатели, предприниматели, менеджеры, люди творческих профессий, политические и государственные деятели, военачальники и т. д. То есть нет ни одной сферы человеческой деятельности, где не имели бы места инновации. Вместе с тем нельзя не видеть, что подходы, разрабатываемые экономистами, оказываются неспособными дать столь необходимую в контексте идеи общества знания многомерную трактовку роли инноваций в социальном развитии, не затрагивают многих значимых аспектов инновационных процессов (социальные, культурные, управленческие, философские и др.). Кроме того, в рамках экономических теорий рассматривается лишь макроуровень общественной реальности. В связи с этим почти не анализируется субъективная роль человека как агента общественных преобразований, создающего новые идеи и внедряющего инновации, что особенно важно для интерпретации феномена инновации, формирующейся в русле концепции общества знания. Следовательно, подход к осмыслению инновации с точки зрения экономического знания весьма ограничен в плане возможностей раскрыть специфику данного феномена.

Инновационная культура проявляется в позитивной восприимчивости новизны конкретной личностью, а также в готовности и способности участвовать, содействовать или, в крайнем случае, не противодействовать реализации новшества с прогнозируемым позитивным эффектом. Для этого необходимо, чтобы достижения научной и технической мысли внедрялись, и достаточно быстро; чтобы перемены в управлении, образовании, праве, устройстве жизни не отставали от технических перемен и помогали бы им; чтобы здоровый консерватизм, присущий людям, не перерастал в косность и тормоз развития.

Устойчивое и эффективное развитие сельского хозяйства - основа продовольственной безопасности 25

В заключение подведем итоги. Инновационная культура может рассматриваться как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, профессиональной практикой в различных сферах сообщества: управлении, экономике, образовании, культуре. Ключевыми детерминантами развития инновационной культуры на данном этапе являются наука и образование, поскольку они должны обеспечить четкое видение не только целей, задач, методов и механизмов инновационной культуры, но и точный эмпирический анализ ее составляющих, их состояния и взаимодействия.

A.A. Knyazev* INNOVATION AS A SOCIAL VALUE

The subject of the article is the social innovations — new and meaningful forms of social practices and social relations. Special attention is paid to the disclosure of the multiplier effect of functioning of social innovations.

Key words: innovation, creativity, social value, innovation culture.

Библиографический список

1. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 296 с.

2. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технологического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. 335 с.

* Knyazev Anton Alexandrovich (radian2004@bk.ru), the Dept. of Philosophy and History, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.