Научная статья на тему 'Инновационный путь развития: необходимость и актуальность в системе профессионального образования регионального вуза искусств и культуры'

Инновационный путь развития: необходимость и актуальность в системе профессионального образования регионального вуза искусств и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗ ВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / ПОДГО ТОВКА КАДРОВ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / VOCATIONAL EDUCATION / SPHERE OF CULTURE AND ARTS / REGIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ирина Борисовна

Для решения стратегических задач, стоя щих перед современным региональным вузом искусств и культуры, необходим переход на ин новационно-ориентированный путь развития, который предполагает создание новых научных направлений и технологий, становление и раз витие научных и научно-исследовательских школ, а также расширение международного со трудничества, открытие издательских центров, что приведет к значительному повышению уровня научного и инновационного потенциала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative way of development: the need and relevance in the regional educational institution of arts and culture

The article deals with the problem of solving the strategic problems facing modern regional educational institution of arts and culture. It is determined that innovative-oriented way of development is required. This way will create new scientific fields and technologies, the development of scientific and research schools, as well as increased international cooperation, the opening of the publishing centers. It will significantly increase the level of scientific and innovative potential of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Инновационный путь развития: необходимость и актуальность в системе профессионального образования регионального вуза искусств и культуры»

УДК/UDC 378.1(470.325) И. Б. Игнатова

I. Ignatova

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT: THE NEED AND RELEVANCE IN THE REGIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF ARTS AND CULTURE

Для решения стратегических задач, стоящих перед современным региональным вузом искусств и культуры, необходим переход на инновационно-ориентированный путь развития, который предполагает создание новых научных направлений и технологий, становление и развитие научных и научно-исследовательских школ, а также расширение международного сотрудничества, открытие издательских центров, что приведет к значительному повышению уровня научного и инновационного потенциала вуза.

The article deals with the problem of solving the strategic problems facing modern regional educational institution of arts and culture. It is determined that innovative-oriented way of development is required. This way will create new scientific fields and technologies, the development of scientific and research schools, as well as increased international cooperation, the opening of the publishing centers. It will significantly increase the level of scientific and innovative potential of the educational institution.

Ключевые слова: инновационное развитие, профессиональное образование, сфера искусств и культуры, региональный вуз, подготовка кадров.

Keywords: innovative development, vocational education, sphere of culture and arts, regional educational institution, personnel training.

Объективные требования к профессиональным компетенциям, которые предъявляет современная российская социокультурная реальность к специалисту, работающему в сфере искусств и культуры, кардинально отличаются от уровня профессионализма, достаточного еще десять лет назад. Залогом успеха является сочетание и единство противоречивых по своему содержанию качеств: креативность

и аналитичность мышления, инициативность и исполнительность в отношении к работе, одухотворенность высокими материями и деловые качества и т. д. Формирование личности выпускника с таким набором компетенций за время обучения в вузе возможно только при условии построения образовательного процесса на основе интеграции с научно-исследовательскими и производственными процессами. Для решения этой задачи вузу искусств и культуры необходимо переходить на инновационно ориентированный путь развития [3], что позволит ему занять устойчивые позиции на рынке образовательных услуг

В последние годы российские вузы стали осознавать необходимость применения стратегического управления, важнейшим элементом которого является разработка стратегии инновационного развития, то есть формирование целей и методов проведения организационных изменений вуза, адекватных изменениям внешней среды в течение определенного времени.

Инновационная стратегия реализуется путем создания новых научных направлений и технологий, становления и развития научных и научно-педагогических школ. За счет активизации научно-исследовательской деятельности и открытия впоследствии своих диссертационных советов, расширения международного сотрудничества, открытия издательских центров повышается научный потенциал вуза. Стратегия может считаться эффективной, если она способствует позитивным количественным и качественным изменениям всех видов ресурсов. Участникам процесса инновационного развития должно быть отчетливо видно, насколько улучшается кадровый потенциал вуза как по формальным показателям (защита диссертаций, увеличение числа преподавателей высшей квалификации), так и по неформальным (ав-

торские программы и научные разработки, инновационные технологии, работа временных творческих групп и коллективов); насколько в научной деятельности и образовательном процессе освоены новые информационные технологии, улучшились учебно-методическое обеспечение и техническая база вуза, увеличилось количество реализуемых на рынке инновационных разработок. Количественный и качественный рост ресурсов вуза, усиление их мобильности и продуктивности являются подтверждением эффективности стратегии.

Способность вуза к инновациям и адаптации к среде его функционирования основана на формальной дисциплинарной структуре и неформальном взаимодействии академических работников. В современных условиях от вузов требуется гибкий подход к проектированию собственной структуры и стратегии развития. Организационная структура вуза, осваивающего новые сферы и направления деятельности, погружающегося в новые внешние условия и вынужденного адаптироваться к ним, несомненно должна меняться и сама.

Трансформация организационной структуры инновационно ориентированного вуза осуществляется на основе требований, сформировавшихся в результате анализа и обобщения опыта передовых зарубежных и российских вузов. Этот процесс идет поэтапно в ходе непрерывных изменений, результативность и инно-вационность которых заключаются в придании организационной структуре новой конфигурации, позволяющей вузу наиболее эффективно осуществлять свою деятельность. Таким образом, трансформация организационной структуры вуза представляет собой организационную инновацию и является одним из первых шагов вуза, переходящего на инновационно ориентированный путь развития.

Переход традиционного вуза искусств и культуры на инновационно ориентированный путь развития предполагает его активную инновационную деятельность. Последняя может рассматриваться как совокупность инновационных проектов, управление которыми в мировой практике осуществляется на основе методологии, называемой «управление проектами» [2]. Применение указанной методологии к управлению своими проектами позволяет вузу:

— осуществлять свою деятельность строго в рамках стратегии инновационного развития, т. к. одним из критериев отбора проекта является соответствие целей проекта стратегии вуза;

— успешно реализовывать проекты благодаря концентрации ответственности за результаты проекта и полномочий на принятие решений по реализации проекта у одного лица;

— управлять проектами при помощи соответствующих им механизмов и инструментов.

Трансформация организационной структуры вуза представляет собой совокупность процессов, направленных на формирование новой структуры, которая позволит вузу эффективно осуществлять инновационную деятельность, гибко реагируя на изменения внешней среды. Поэтапная трансформация организационной структуры вуза искусств и культуры дает ему возможность осуществлять переход к новой организационной структуре без дестабилизации своих позиций на рынке образовательных услуг и эффективно реализовывать стратегию инновационного развития.

Стратегия определяет структуру и содержание комплексной программы развития вуза, его приоритеты, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях деятельности с целью закрепления преимуществ вуза, преодоления его недостатков, использования возможностей и сведения до минимума угроз. Стратегия представляет собой концентрированное выражение интересов и ожиданий не только ректората, но и профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов, потребителей научно-образовательных и инновационных услуг.

Функциональные особенности и содержательная сторона управления вузами в системе рыночных отношений определяют приоритетность инновационной составляющей как ведущего фактора в управлении вузом искусств и культуры, с учетом которой проводится выбор и обоснование стратегии его развития на основе инновационно ориентированного управления.

Примером реализации инновационной модели профессионального образования в сфере искусств и культуры является деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (БГИИК). Созданный в 2000 г. на базе Белгородского культурно-просветительного училища (1960 г.) институт искусств и культуры — один из самых молодых государственных вузов этого профиля. Правительство Белгородской области планировало, что это будет региональный аванпост, число студентов которого, поначалу

не достигавшее 200 человек, должно было вырасти до 1500. Он расположен в областном центре и, будучи «региональным вузом», был предназначен для подготовки специалистов высшей квалификации для социокультурной сферы Белгорода и области. Здесь не планировалось проводить исследований: развитие науки по направлениям искусств и культуры обеспечивалось учеными, сконцентрированными в крупнейших научных центрах России — в Москве, Санкт-Петербурге и других. При создании вуза в нем отсутствовало послевузовское профессиональное образование, т. е. аспирантура.

За 12 лет развития БГИИК прошел две стадии развития. Первая из них характеризуется последовательным укреплением отдельных показателей высшего учебного заведения: процент остепененности профессорско-преподавательского состава, расширение спектра направлений подготовки специалистов, улучшение качества подготовки. Велась активная деятельность по приданию образовательному процессу академичности, развитию факультетов вузовского типа. К 2010 г. было сформировано пять факультетов и восемнадцать кафедр различной направленности: гуманитарных, библиотечных, социальных, педагогических наук, а также хореографического и музыкального искусства, дизайна и режиссуры. При этом с момента создания института исследовательская деятельность сопутствовала образовательной. Вуз должен заниматься научно-исследовательской деятельностью, так как это одно из обязательных условий полноценной и качественной подготовки специалиста любого профиля.

Однако главные ограничения продолжали существовать. Институт был небольшим и недостаточно многопрофильным, уровень остепененности оставался относительно низким (51 %), численность студентов не превышала 2 500 человек. Эти показатели не позволяли БГИИК выйти за пределы регионального рынка образовательных услуг. Выход на позиции вуза, представляющего регион на уровне государства и за рубежом, стал целью второго этапа развития БГИИК (с начала 2011 г.). Этот этап можно рассматривать как целенаправленное ослабление изначально жестких ограничений за счет инновационных организационных изменений.

Самой важной переменой было усиление направляющего ядра. БГИИК выступил в качестве «экспериментальной площадки» для внедрения системы стимулирования иссле-

довательской и инновационной деятельности. Новая система централизованного управления содействовала развитию управления в базовых структурных единицах. В результате ряда принятых мер, распространяющих бюджетную ответственность и требование саморегулирования на все факультеты и кафедры, возникло децентрализованное управление. Это помогло не только покончить со старыми элементами бюрократического контроля, направленного сверху вниз, но и «высвободить» академические инициативы снизу посредством дисциплинарных импульсов кафедр, которым была предоставлена свобода инновационной деятельности. В первую очередь это относилось к факультету дизайна, который был более других готов к ее развитию и дальнейшей коммерциализации. В новых условиях стимулирования почти все заработанные дополнительные ресурсы принадлежат активным факультетам и кафедрам, что позволило развить интерес к инновационной деятельности и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Результатом предпринятых действий стала значительная диверсификация дохода. И если в 2000 году БГИИК на 94 % зависел от бюджетного финансирования региона, то сейчас эта зависимость уменьшилась до 67 %. Средства бюджета вуза, получаемые от исследовательской и инновационной деятельности, выросли с 3 до 19 %; а поступления из «иных источников» — с 5 до 31 %. Лидерами являются факультеты дизайна и социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности, доходы которых примерно наполовину состоят из средств, полученных в результате ведения внебюджетной деятельности. В структуре финансирования произошел постепенный переход от гарантированных ассигнований к конкурентным источникам.

Однако путь трансформации не был простым. Баланс между централизованным управлением и властными полномочиями факультетов и кафедр требовал постоянного внимания. БГИИК стремился к саморегулированию, в результате чего превратился в обучающую организацию, в которой пассивность уступила место самоуправлению, верхние, средние и особенно базовые структуры (кафедры) научились работать самостоятельно. Операционным единицам пришлось заняться среднесрочным и долгосрочным планированием, которое способствовало бы процветанию и устойчивости развития, а также местонахождению своей

ниши на национальном и международном уровнях. В результате оформилась комплексная программа развития БГИИК на 2011-2016 гг., в которой было обозначено инновационно ориентированное развитие вуза.

Одним из важнейших направлений концепции является развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности. Ее планирование и реализация ведутся с учетом современных задач, стоящих перед вузами творческого профиля, и основных постулатов социокультурной инноватики. С целью обеспечения развития инновационной деятельности в БГИИК и управления инновационными процессами была произведена реорганизация организационной структуры управления научно-исследовательской деятельностью, что позволило привести ее в соответствие с инновационными целями и задачами развития БГИИК. С этого момента процесс управления научно-исследовательской деятельностью стал приобретать более выраженный и системный характер. Каждый из элементов структуры направлен на организацию и контроль ключевых аспектов научно-исследовательской деятельности, представляющих начальные этапы инновационного процесса: рождение инновационных идей, проведение прикладных исследований, создание научных разработок, инновационных моделей и технологий, оформление прав на интеллектуальную собственность.

Создание сильного управляющего звена, тесно взаимодействующего с кафедрами, привело к высокой результативности в направлении развития инновационных процессов в БГИИК и позволило выйти на уровень развития исследований на основе принципов социокультурной инноватики. Раскрывая антропологическую сущность инновационной деятельности, социокультурная инноватика дает научное обоснование методологии и методики исследования природы и алгоритма разработки инноваций в сфере искусств и культуры.

Все это создает основу для перехода вуза на путь инновационного развития, путь больших трансформаций. Анализ системы общей градации вузов позволяет утверждать, что на сегодняшний день БГИИК является вузом трансформирующимся, интенсивно развивающимся. Важным условием успешности инновационного развития является определение вузом «своей ниши». Для БГИИК это искусство — развитие актерского, хореографического, музыкального искусства и подготовка

кадров для него (музыкантов, вокалистов, художников, скульпторов, актеров, артистов балета), а также создание 1Т-технологий в би-блиотечно-информационных структурах, подготовка специалистов по музейному делу, для издательской деятельности. Уровень подготовки специалистов отвечает тем требованиям, которые предъявляются к федеральным вузам на российском и международном рынках образовательных услуг.

Ориентация на международную деятельность обусловлена и внешними, и внутренними факторами развития вуза. Если внутренние факторы — это, прежде всего, создание устойчивой материальной базы развития, в том числе и за счет оказания платных образовательных услуг иностранным гражданам, то внешние факторы — это требования Министерства образования и науки РФ к вузам, где обязательно должно обучаться не менее 10 % иностранных студентов от общего количества студентов. В то же время развитие международной деятельности позволяет говорить о расширении возможности восстановления и усиления того влияния, которое наше образование и наша культура имели в советское время. Это задача не только образовательная, но и политическая. Когда речь идет об образовании вообще и профессиональном образовании в том числе, необходимо помнить, что оно всегда должно идти в ногу с проектами в сфере культуры, межличностных отношений, обмена, причем обмена не только академического, но и человеческого. В этом плане БГИИК находится в авангарде, так как в нем уже реализуется программа академического обмена, например с Академией музыки Университета города Восточное Сараево Боснии и Герцеговины. Особое значение придается обучению студентов из бывших советских республик, которые не только изучают русский язык, но и подробно знакомятся с культурными и духовными ценностями нашего народа. Ценность международной деятельности вуза обусловлена еще и тем, что во всех странах успешность определяется уровнем образования, международного признания в этой сфере и уровнем межличностных и межкультурных обменов. Мы можем сделать все, но, потеряв духовность и связь с национальной культурой, мы теряем ценностные основы гражданского общества. Принимая в свои вузы лучших студентов, страна обогащает не только свою экономику в целом, но и экономику регионов в частности.

Международная деятельность создает платформу для развития еще одного очень важного и малоразработанного направления — разработка и трансфер социокультурных технологий. Создание центра инновационных технологий в социокультурной сфере на базе БГИИК требует активизации научных исследований по этому направлению. Сейчас БГИИК развивается как научно-исследовательский, научно-творческий и культурно-производственный вуз. Ведется работа над созданием 1Т-технологий не только в библиотечном деле, но и в создании виртуальных музеев, этнокультурных карт славянской культуры, в создании технологий проектной, образовательной, научно-творческой деятельности. Следующим этапом развития станет трансфер технологий. Эти два направления (международное и трансфер социокультурных технологий) — залог вхождения БГИИК в число эффективных российских вузов.

Рост научно-исследовательской и инновационной активности и результативность этой деятельности позволили БГИИК в условиях жесткой конкурентной борьбы доказать свое соответствие академическим требованиям и от региональных обязательств выйти на уровень государственной и международной ори-

ентации. При этом руководство и коллектив БГИИК твердо убеждены, что современный институт искусств и культуры может достойным образом исполнять свои региональные обязанности только при условии формирования сильной национальной и все в большей международной идентичности. Это позволит вузу конкурировать в международной операционной среде, неся традиции и особенности искусства и культуры своего региона, и таким образом занять устойчивые позиции на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг.

1. Гершман М. А. Формирование организационных структур управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении : дис. ... канд . экон. наук. — М., 2007. — 167 с.

2. Гричаникова И. А. Формирование инновационной инфраструктуры института, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг на базе системы интеграции образования, науки и производства / И. А. Гричаникова // Модельный Дом культуры : инновационный ресурс социально-экономического развития территории : сб. междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-19 сент. 2011 г.). — Белгород : Политерра, 2011. — С. 24-31.

3. Игнатова И. Б., Гричаникова И. А. Социокультурная ин-новатика как актуальное направление научно-инновационных исследований в сфере культуры // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 56-62.

УДК/UDC 378.14:351.74 Н. В. Астафьев, Н. Л. Литош

N. Astafjev, N. Litosh

ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

TRAINING OF SPECIALISTS FOR CONDUCTING THE CLASSES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF OFFICERS FOR DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS

В статье предлагается обоснование специальностей (направлений подготовки) образования высшего и среднего профессионального, специализации (профили подготовки) и организационных форм, которые целесообразно использовать для обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов

внутренних дел России. Показана целесообразность использования сетевой формы организации учебного процесса для повышения качества подготовки.

The article presents the rationale (training areas) of specialties of higher education and secondary vocational education, specialization (profiles of training) and organizational forms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.