Научная статья на тему 'Инновационный процесс в военном вузе: условия реализации и показатели эффективности'

Инновационный процесс в военном вузе: условия реализации и показатели эффективности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / INNOVATION CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самохин Василий Федорович, Худайназарова Динара Равшановна

Рассмотрена структура инновационного процесса в военном вузе как совокупность подсистем, включая подсистему институциализации новшеств, эффективность которой определяется уровнем инновационной культуры субъектов инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Самохин Василий Федорович, Худайназарова Динара Равшановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in a military academy: conditions for implementation and measures of efficiency

This article examines the innovative process in a military academy as a set of subsystems including an innovation institutionalization subsystem. The efficiency of the latter is determined by the level of innovation culture in subjects of the innovation process.

Текст научной работы на тему «Инновационный процесс в военном вузе: условия реализации и показатели эффективности»

В. Ф. С'амохин, Д. Р. Худайназарова

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ВОЕННОМ ВУЗЕ:

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Экономику отдельного государства и мирового сообщества в целом в XXI в. будет определять эффективность инновационных процессов, призванных преодолеть возникающие в социокультурной системе противоречия. Успех преодоления возможен только при переходе к экономике, основанной на новых знаниях (ее называют также информационной, инновационной). Доминирующим фактором такой экономики является превращение новых знаний в основной компонент производительных сил, в интеллектуальный капитал.

Применительно к военному вузу как к субъекту инновационной деятельности инновационный процесс следует рассматривать как базовый механизм саморазвития личности и системы военного профессионального образования, повышения их идееспособно-сти. В этих условиях он может быть направлен не только на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, но и на внутренний мир личности, на способы взаимодействия обучающегося с самим собой. Предметом деятельности при таком подходе становятся личностные структуры: ценности, смыслы, мотивы, цели, нравственные позиции [3]. Это требует пересмотра подхода к инновации как движущей силе общественно-экономического развития. Пришло время отказаться от слишком узкого понимания инновации как явления. Пора увидеть в инновации не автоматизм освоения знаний промышленностью и перевод затрат на исследования в экономическую прибыль, необходимо сосредоточить внимание на стратегии развития, а не просто на исследованиях как таковых. Исследования жизненно необходимы, если они являются частью стратегии развития системы военного образования.

Сторонники стратегического подхода отличаются стремлением и дальновидностью, подчинением сегодняшней цели, идеалу саморазвития, подбором оптимальных интеллектуальных моделей и умением переходить от одной модели саморазвития к следующей в наиболее благоприятный, с точки зрения развития, момент. Такая стратегия (это же военный термин!) предусматривает наступательные действия, продвижение вперед, а не просто выживание [5, с. 8]. Образовательное учреждение, давшее ход инновационному развитию, сегодня сразу же оказывается в условиях конкуренции, где без инновационной гонки, без все возрастающей инновационной отдачи не устоять. Предрасположенность к инновации как специалистов, так и общества должна основываться на понимании сути инновационного процесса и его роли в развитии общества.

Анализ работ по теории инноватики указывает на существование двух подходов к определению «инновация»:

1. Описательного, предполагающего соглашение о том, что такие-то и такие-то объекты (предметы, предметные области) и процессы (действия), будут обозначаться (называться) словами «инновация», «инновационный» или, например, о том, что «инновация» — это синоним слов «нововведение», «новшество», «изобретение», «ноу-хау» и т. п.

© В. Ф. Самохин, Д. Р. Худайназарова, 2010

2. Функционального определения базового понятия «инновации» как категории, а затем выведения из него всех производных понятий и определений [1, с. 87].

Очевидно, что при обсуждении тех или иных качественных инновационных изменений их оценка только в рамках экономических теорий недостаточна, так как они имеют существенное влияние во всех сферах общественной жизни. Постановка вопроса: «Во что это нам обходится и что мы в результате этого имеем?» в связи с необходимостью проведения инновационных изменений — это вопрос бухгалтера, кассира, но не далеко смотрящего стратега. Инновационная деятельность не вид и тем более не сфера, а характер деятельности. Инновационной сферы как предметной области не существует, так как любая деятельность в любой сфере — от экономики до образования, искусства и даже политики — может быть инновационной, если в нее привносится новое (знания, технологии, приемы, методы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.).

Таким образом, при обсуждении тех или иных качественных инновационных изменений их оценка только в рамках экономических теорий недостаточна. Необходим системно-деятельностный подход, позволяющий анализировать и комплексно изучать инновационный процесс в целом. Необходим общий функциональный подход к формированию понятия «инновация». В философском смысле инновационная деятельность — это метадеятельность, «функцией которой в обществе является функция изменения, развития способов и механизмов его функционирования во всех сферах жизнедеятельности» [4].

Исходя из содержания сущности инновации, в работе [6, с. 66] дано следующее определение: «инновация (нововведение) — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов».

Такое определение инновации приемлемо по отношению к любой сфере человеческой деятельности: экономической, технологической, научной, управленческой, образовательной и т. д. При этом инновационный процесс можно представить в виде совокупности подсистем: генерации новых знаний; генерации творческих решений, основанных на новых знаниях; реализации новшеств; институциализации нововведений.

Очевидно, что инновационный процесс, образовательное учреждение, культура, наука, да и прогресс всей человеческой цивилизации функционируют как сложные динамические системы. Недопонимание сути инновационного процесса часто приводит к его представлению о нем как о рутинной деятельности, воспринимаемой в виде линейного процесса от науки до реализуемой на рынке прибыли.

Специфика сложных и неопределенных динамических систем предъявляет новые, повышенные требования к человеку, вовлеченному в такие системы. От субъекта инновационного процесса «требуется мыслить уже не в “каузальных цепях”, а в “каузальных сетях”» [2, с. 16]. Сложность возникающих при этом ситуаций не только в необходимости выбора одной из многих альтернатив действия, но и в том, что каждая проблема порождает множество последствий, которые следует учитывать. Субъект инновационного процесса должен не только выявлять актуальные признаки возникшей ситуации, но и иметь представление о структуре системы. Возникшая ситуация — это только актуальное состояние системы и ее переменных. Следует не только понимать, что происходит, но и предвидеть, что произойдет или может произойти в будущем. Для

этого требуется структурное знание, то есть знание о том, как системные переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга. В идеальном варианте это знание представляется в форме математических функций. Однако при некоторых условиях оно может быть представлено в качественной форме: «если растет х, то снижается (растет) у». Общее множество такого рода предположений, относящихся к односторонним или многосторонним, простым или сложным связям переменных сложной динамической системы (инновационного процесса), называют «моделью реальности» [6, с. 77]. Она может быть осознанной (эксплицитной), или в виде имплицитного знания, которое встречается часто у специалистов в определенной области знаний. В любом случае субъекту инновационного процесса в большинстве случаев приходится работать с неполными и неверными данными или гипотезами. В этих ситуациях люди предпочитают недостоверные предположения о системе правильным, упорно придерживаясь явно ложных гипотез.

В триаде, составляющей инновационный процесс и включающей подсистемы: генерации новых знаний (наука) Э1, генерации на основе новых знаний технических решений (технологий) Э2 и реализации (производство) новшеств Эз, существует принцип доминирующего (опережающего) развития (см. рис. 1) [7].

Для эффективного развертывания инновационного процесса, обеспечивающего переход социокультурной системы в актуальное состояние, темпы развития техники (технологий) должны превосходить темпы роста производства, а наука должна в своем развитии опережать темпы развития техники и технологий. Формально этот принцип можно выразить соотношением:

где Э1, Э2 , Эз — обобщенные параметры, характеризующие уровень развития соответственно науки, техники (технологий) и производства. Причем необходимые (актуальные) уровни значений Э1, Э2 , Эз будут определяться необходимым актуальным уровнем перехода социокультурной системы в новое состояние, который зависит от сложности возникшего в обществе противоречия и необходимых интеллектуальных и материальных ресурсов общества для преодоления этого противоречия. Следовательно, актуальная эффективность инновационного процесса (ЭИП) Эа будет зависеть от функции трех переменных Эа = Р(Э1, Э2, Эз).

В свою очередь возможность достижения ЭИП, соответствующей уровню Эа, зависит от существующих в государстве потенциалов фундаментальной науки П1, прикладной науки П2 и производственно-технологического потенциала пз. Здесь коэффициенты П1, П2, Пз следует рассматривать как отношения реально существующих уровней развития (потенциалов) науки, техники (технологий), производства и соответствующих им актуальным (необходимым) уровням. В большинстве случаев общество не готово к преодолению возникших противоречий и, следовательно, показатели П1, П2, Пз, как правило, меньше единицы и будут определять потенциальную эффективность инновационного процесса Эп; как функцию большего числа переменных: Эп = Р(Э1П1; Э2П2; Э зПз).

Соответственно, значение Эп будет определять, как показано на рис. 1, также и потенциальный уровень перехода социокультурной системы в новое состояние. Однако реальная ЭИП Эр в значительной мере (а иногда в решающей степени) определяется подсистемой институциализации нововведения с актуальным уровнем Э4, зависящим от уровня инновационной культуры общества, характеризуемым показателем П4.

¿Эг

сМ

>

(1Э3 Л ’

Уровни перехода системы в новое состояние

Рис. 1. Модель оценки эффективности инновационного процесса (ЭИП) как функции состояния ее подсистем

В процессе формирования подсистемы социализации новшеств исходным выступает представление о культуре как о сложно организованной целостности, формируемой

двумя типами разнонаправленных процессов: креативности и структурирования культуры, отраженных на рис. 2.

Вектор креативности определяет в культуре процессы, направленные на дестереотипизацию деятельности (общения, мышления), дестандартизацию уже имеющихся наличных содержаний, проблематизацию «очевидностей», деструктуризацию и деинсти-туциализацию сложившихся ценностей. Определяющую роль в этих процессах играет процессуальность творчества, под которой понимается «создание нового качественно новым образом, по существенно новым правилам», то есть продуцирование креацион-ных инноваций, а также введение в культуру инновационных заимствований из других культур.

Рис. 2. Культура как сложноорганизованная целостность, формируемая двумя разнонаправленными процессами: креативности и структурирования

Вектор структурирования обеспечивает внутри культуры стереотипизацию возможных форм активности (деятельности, общения, мышления), стандартизацию имеющихся в ней наличных содержаний и их структурно-институционное закрепление. Основой этого процесса является культурная традиция как универсальный информационнорегуляционный механизм, осуществляющий селекцию, оформление, модификацию и закрепление как креационных, так и заимствованных инноваций, то есть их интеграцию в культуру.

Векторы структурирования и креативности, несмотря на их разнонаправленность, не только предполагают одновременное существование связанных с ними процессов, но и их реальную совместимость в функционировании и развитии культурных феноменов, в том числе феномена «культурного отставания». При этом любая инновация становится достоянием культуры, лишь встраиваясь в наличные системы норм и традиций, то есть стереотипизируясь и стандартизируясь. Но и всякий стереотип или стандарт происходит от имевшей место в культуре инновации.

Очевидно, что в конкретных исторических и социальных условиях соотношение этих векторов структурирования и креативности позволяет различать культуры «инновационного» и «традиционного» типов. В обоих случаях речь идет, прежде всего, о различном соотношении традиций и инноваций в культуре, а также о специфике способов введения инноваций в традицию, то есть о разных технологиях введения. В этом смысле степень актуализации нововведения и время, необходимое для его внедрения в культуру, зависят не только от значимости нововведения, но и от состояния «готовности» социокультурной среды воспринять и структурно-институционно закрепить это нововведение. Степенью готовности социокультурной среды определяется характер феномена «культурного отставания», проявляющегося в разрыве между «материальной» культурой и «нематериальной» (собственно культурой), характеризуемой как «адаптивная».

Временной сдвиг между «технической» и «адаптивной» культурами определяется их внутренним содержанием и сущностью процессов создания технических инноваций и социокультурным и нравственно-психологическим состоянием субъектов этих процессов и общества в целом.

Феномен «культурного отставания» объясняется тем, что «материальная культура», фактически отождествляемая с техникой, обладает внутренним эволюционным потенциалом, а «адаптивная культура» лишена имманентных (внутренне присущих ей) импульсов к творчеству. В то же время «адаптивная культура» коррелируется в своем развитии с «материальной культурой», отвечая своими изменениями на новации в технике. Тем самым «адаптивная» культура формирует программы приспособления социальных структур общества к новым реалиям в области «технической» культуры. Очевидно, что формулировка такого ответа и реализация новых социальных программ требуют определенных систематизирующих усилий, в силу чего «адаптивная» культура всегда «сдвинута во времени» (отстает) относительно «материальной» культуры.

Проблеме феномена «культурного отставания» особо пристальное внимание уделяется исследователями с конца 60-х годов прошлого века с целью выяснения причин и определения механизмов оптимизации процессов стереотипизации, стандартизации и закрепления технических новшеств в социокультурной системе общества.

Термин «инновационная культура» используется в научной литературе для того, чтобы подчеркнуть, что сейчас недостаточно говорить просто о знаниях, навыках, умениях, необходимых для инновационной деятельности, важно показать значение понимания, каким образом личность взаимодействует с этими знаниями, как новые знания

могут повлиять на структуру и внутренний мир личности. В широком смысле инновационная культура как социальный феномен — это готовность и способность общества к инновациям во всех сферах жизнедеятельности: в управлении, образовании, экономике, производстве и т. д.

Инновационная культура проявляется в позитивной восприимчивости личностью и человеческой общностью новизны, а также в их готовности и способности участвовать, содействовать или, в крайнем случае, не противодействовать реализации новшества с прогнозируемым позитивным эффектом. Многосторонним является и проявление уровня инновационной культуры: в управлении это четкая антибюрократическая направленность; в экономике — ускоренное и эффективное использование научнотехнических изобретений; в образовании — новые возможности для раскрытия творческого потенциала личности и ее развития; в сфере культуры — оптимизация соотношения традиций и обновления.

Инновационная культура как особая развивающаяся форма общечеловеческой культуры зарождается сегодня в самых разных социокультурных условиях. Инновационная культура — новая историческая реальность, это культура сообщества, сознательно преобразующего формы организации своей жизни. При этом необходимо разделять понятия «инновационная культура общества» и «инновационная культура человека».

Инновационная культура общества может рассматриваться как совокупность материальных и духовных ценностей, формирующая в обществе инновационную инфраструктуру, институты инновационной деятельности и обеспечивающая сознательное преобразование форм социокультурной организации жизни.

Инновационная культура человека — это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, в образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни.

При таком понимании инновационной культуры очевидны ее влияние на процессы, сопровождающие исследования, разработку, производство и социализацию в обществе всего нового, и реальный уровень эффективности инновационного процесса Эр. Дополнительно к ранее рассмотренным переменным функция, определяющая реальную ЭИП Эр, будет включать переменные, характеризующие уровень инновационной культуры, сформировавшийся на данном историческом этапе развития общества, то есть Э р = Р (Эп; ЭиП4).

Представленная на рис. 1 модель указывает на многоаспектность проблем, преодоление которых могло бы сблизить Эр и Эа. Определение путей сближения новых и старых подходов к образовательному процессу и составляет объект совместных системных исследований специалистов различных сфер (науки, технологии, управления, социологии и культуры) и в первую очередь специалистов в области военного профессионального образования.

Литература

1. Ващенко В. П. Образовательные программы как фактор инновационности в подготовке менеджеров // Инновации. 2000. № 7-8. С. 87.

2. Дернер Д. Логика неудачи. М., 1997. 243 с.

3. Карпова Ю. А. Социология инноватики: проблемы и задачи // Социология инноватики: теория и практика: Доклады и выступления I международной конференции по социологии инноватики. Москва, 24-25 ноября 2005 г. М., 2006. С. 14-20.

4. Новейший философский словарь / сост. Л. А. Грицанов. Минск, 1998.

5. Санто Б. Сила инновационного развития // Инновации. 2004. № 2. С. 5-15.

6. Холодкова Л. А. Инновационная культура в системе военного профессионального образования. СПб., 2004. 236 с.

7. Юсупов Р. М. Наука и национальная безопасность. СПб., 2006. 290 с.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.