Инновационный потенциал промышленного предприятия: тенденции, проблемы развития
В.Н. Романов, к.э.н., П.С. Бузаев, аспирант, Брянский ГТУ
Для дальнейшего экономического развития у российской экономики есть несколько путей. Это связано, с тем, что финансово-экономический
кризис 2008 г. существенно ограничил возможности роста для экономик США и Европы и поставил задачу поиска новых путей развития. Кризис также не прошёл бесследно и для российской экономики: заметно сократилась ликвидность крупных компа-
ний, бюджетная политика государства стала более жёсткой в области предоставления финансовой помощи инновационным хозяйствующим субъектам, социальная нагрузка на бизнес становится всё значительнее. В связи с этим возникает вопрос о модели инновационного развития России.
Технологический уклад, технологии широкого применения, базисные инновации — все эти понятия являются звеньями одной цепи и доказывают, что именно кардинальные изменения, которые затрагивают все сферы жизни общества, и являются драйверами экономического развития в целом. В мировой экономике наступила эпоха компьютеризации, информатизации и нанотехнологий, что касается России, то она имеет достаточные возможности роста во всех этих направлениях. Для примера, число российских компаний, имеющих собственный сайт, составляет всего менее трети, доля заказов, поступающих из Интернета, — около 30%. Таким образом, степень информатизации бизнеса и населения в целом позволяет говорить о том, что данный рынок не насыщен полностью и существуют определённые возможности в этом направлении. Для российских предприятий наиболее подходящей является стратегия собственного инновационного роста, подкреплённая имитационной составляющей, т.е. использование смешанной модели.
Российская инновационная система имеет несколько трудноразрешимых задач, которые не позволяют успешно конкурировать нам на международной арене. Во-первых, слаборазвитый сектор разработок и исследований (R&D) фундаментальной науки, который является стартовым для разработки базисных инноваций; во-вторых, сильный разрыв между предприятиями, которые занимаются исследованиями, и непосредственно внедренческими хозяйствующими субъектами; в-третьих, венчурное инвестирование, которое в развитых странах приносит существенные результаты, в России используется мало. Перечень этих проблем не может быть решён оперативными действиями в кратчайшие сроки. Однако такая неразвитость инновационной системы в целом позволяет говорить о возможностях экономического роста, которые обеспечиваются посредством роста компьютеризации, информатизации населения, переходом большей части бизнеса на электронные площадки.
Однако на данном этапе особую роль играет поддержка хозяйствующих субъектов, занятых в области инновационных работ и услуг. Причём финансовая помощь таким предприятиям должна осуществляться исходя из критериев рациональности и эффективности использования полученных средств. В связи с чем необходимо определить возможности каждого хозяйствующего субъекта в части его инновационного потенциала. Существует множество определений данного понятия. Одни
определяют его как совокупность ресурсов для ведения инновационной деятельности [1], другие, например Р.А. Фатхутдинов, «как способность, возможность предприятия осуществлять инновационную деятельность» [2], третьи — решение определённых задач, связанных с инновационным развитием [3]. В каждом случае делается упор на конкретную экономическую категорию: ресурсы, возможности, решение задач. Состав инновационного потенциала также является спорной экономической категорией. В частности, О.С. Сухарев выделяет следующие её составляющие: кадровый состав, структурный состав, фондооснащённость, информация, интеллектуальная собственность, целевые направления развития новых технологий, программа развития инновационного потенциала на перспективу 2—3 года [4].
По мнению авторов статьи, инновационный потенциал представляет собой определённым образом построенную систему, которая функционирует путём действия механизма «воздействие — реакция — воздействие», в связи с этим можно предположить определение инновационного потенциала как наличие возможности (или её отсутствие) внутренней системы хозяйствующего субъекта отвечать на постоянно изменяющуюся внешнюю инновационную среду.
Внутренняя система предприятия состоит из следующих подсистем, которые постоянно взаимодействуют между собой и изменение каждой из которых приводит в движение весь механизм:
— трудовой (данная подсистема является одной из ключевых при анализе инновационного потенциала в целом);
— финансовой;
— производственной;
— информационной;
— интеллектуальной.
Основной движущей силой инновационного потенциала является модель «воздействие — реакция — воздействие». Суть её заключается в том, что хозяйствующий субъект постоянно испытывает определённые воздействия со стороны внешней среды: усиление конкуренции, взаимоотношения с поставщиками, государственная политика в области бизнеса и др. Вследствие этого у хозяйствующего субъекта формируется реакция, позволяющая ему продолжать существовать на рынке либо приводит его к реструктуризации либо к банкротству.
Таким образом, инновационный потенциал подвержен постоянным воздействиям внешней среды и для быстрой и эффективной реакции необходимо правильно оценивать текущее состояние всех составляющих его элементов. Схему управления инновационным потенциалом можно представить следующим образом (рис.).
При оценке и анализе инновационного потенциала хозяйствующего субъекта необходимо делать поправку на инновационные барьеры, под
ВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА
ВНЕШНЯЯ
СРЕДА
ВОЗДЕЙСТВИЕ
СТРАТЕГИЯ
I------1
ФУНКЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЯЯ
СРЕДА
РЕАКЦИЯ
Рис. - Функционирование инновационного потенциала промышленного предприятия
которыми мы понимаем различные сдерживающие факторы для достижения конечной цели. Целесообразно различать внутренние инновационные барьеры, которые встречаются на этапе оценки подсистем предприятия, а также внешние, с которыми сталкивается хозяйствующий субъект при анализе состояния конкурентной среды, политики государства в области развития инноваций и так далее.
Взаимодействие внутренней среды предприятия и внешней инновационной среды происходит через механизм «воздействие — реакция — воздействие». Причём всё зависит от характера этих воздействий, которые в зависимости от степени влияния на деятельность хозяйствующего субъекта можно подразделить на следующие группы:
— воздействия первого порядка; они заставляют предприятие принимать быстрые решения, например появление новых конкурентов, которые производят аналогичную продукцию по более низким ценам;
— воздействия второго порядка; они оказывают менее серьёзное влияние в данный момент времени, но заставляют обратить на это внимание в краткосрочный и среднесрочный период. Например, в отрасли, где работает предприятие, появились инновации, которые способны стать в дальнейшем серьёзным конкурентным преимуществом;
— воздействия третьего порядка; факторы, косвенно влияющие на деятельность организации, например изменение политических сил в регионе.
Хозяйствующий субъект должен так или иначе приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, т.е. внутренняя среда формирует своего рода определённую реакцию, которая включает в себя перечень определённых действий, методов, способов, необходимых для дальнейшего экономического развития. По характеру действия внутренней среды реакции хозяйствующего субъекта можно классифицировать по ряду направлений:
— оперативная ответная реакция формируется в том случае, если внешняя среда диктует жёсткие условия, при которых внутренние подсистемы должны отвечать мгновенно, чтобы не довести организацию до банкротства;
— осмысленная реакция имеет место быть в том случае, когда внешняя среда не требует мгновенного ответа, но даёт информацию к размышлению; например появление инновационных способов производства в данной отрасли;
— пассивная реакция формируется в случае, когда воздействия внешней среды настолько незначительны, что для хозяйствующего субъекта они являются только формальностью;
Функционирование механизма «воздействие — реакция — воздействие», на взгляд авторов, является сущностью экономического развития любой организации. Данная трактовка не в полной мере совпадает с теорией «созидательного разрушения» Й. Шумпетера, который считал, что посредством новых комбинаций — производства новых това-
ров, выхода на новые рынки, появления нового сырья, осуществления альтернативного способа производства, реорганизации — происходит отвлечение ресурсов от старых предприятий к создаваемым. И в конечном итоге ведущая роль отдаётся предпринимателю-новатору, который посредством новых комбинаций создаёт очередную организацию. Именно в этом Й. Шумпетер видел суть и смысл экономического развития вследствие разрушения старых, консервативных способов производства [5].
Особое место в исследовании инновационного потенциала занимает работа Р. Нельсона и С. Уинтера «Эволюционная теория экономических изменений», которая рассматривает постоянно повторяющиеся комбинации в процессе жизнедеятельности хозяйствующего субъекты — рутины [6]. Посредством функции управления предприятие осуществляет свою деятельность через постоянно повторяющийся набор действий, который, сталкиваясь с каким-то неизвестным барьером, начинает поиск решения данной проблемы, чем и вызывает поступательное движение вперед для социальноэкономической системы предприятия в целом.
Инновационный потенциал предприятия формируется на протяжении всего жизненного цикла хозяйствующего субъекта, причём это связано с несколькими факторами: во-первых, увеличение числа рутин позволяет накопить определённый опыт в решении тех или иных задач, которые используются в текущей деятельности; во-вторых, есть определённый набор реакций, которые могут отвечать на воздействия со стороны внешней среды; в-третьих, предприятие уже имеет опыт преодоления как внутренних, так и внешних барьеров.
Одной из ключевых задач при оценке и формировании инновационного потенциала является становление трудовой подсистемы как ядра экономического роста хозяйствующего субъекта. На данный аспект обращает внимание и разработанная Министерством экономического развития программа «Инновационная Россия-2020», в соответствии с которой приоритетной задачей государства является воспитание и развитие инновационного человека, который способен выполнять не только рутинные операции, но и обладать духом новаторства и неординарностью мышления [7]. Причём для достижения поставленных целей необходимо преобразовывать систему высшего образования, делать упор на научно-исследовательские работы и изыскания.
Также одной из проблем при формировании финансовой подсистемы инновационного по-
тенциала предприятия является недостаточная государственная финансовая поддержка, которая должна обеспечивать стабильное развитие научнотехнического комплекса. Низкая доля венчурного инвестирования также не позволяет рассчитывать на стабильные вливания денежных средств.
На данный момент перед государством стоит сложная задача:
— во-первых, необходимо построить макро-инновационную систему, которая позволила бы быстро находить предприятия, у которых есть реальные проекты, оценивать их эффективность и оказывать соответствующую поддержку;
— во-вторых, создавать комфортные условия для капитала, в том числе и иностранного, который будет вложен в разработки и исследования российских компаний;
— в-третьих, предоставление льготных субсидий и кредитов для вновь созданных компаний;
— в-четвёртых; создавать на базе ведущих вузов крупные научно-исследовательские центры для работы в области фундаментальной науки.
В этих условиях драйверами развития инновационного потенциала страны и предприятий в частности должны стать объекты инновационной инфраструктуры с государственными источниками финансирования. Бизнесу необходимо осознать, что получение новых знаний является одним из ключевых факторов роста практически любого хозяйствующего субъекта. С 2006 по 2010 г. в России действовала программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которая позволила сделать определённые шаги к появлению новых объектов инновационной среды [8]. Однако на данный момент функционирует всего 4 технопарка, другие же ввиду вышеуказанных причин оказались несостоятельными для сложившейся экономической конъюнктуры.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер,
2001. 304 с.
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2010. 448 с.
3. Баранчеев В.П., Масленников Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 711 с.
4. Сухарев О.С., Сухарев С.О. Инновации в экономике и промышленности: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2010. 317 с.
5. Шумпетер Й.А. Теорияя экономического развития. Капитализм, социализм демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
6. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М.: Дело,
2002. 536 с.
7. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL://http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ тпоуаИош/дос20101231_016.
8. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» URL://http://base.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; п=58962.