Научная статья на тему 'Инновационный подвижной состав производства «Уралвагонзавода» для железных дорог «Пространства 1520 мм»'

Инновационный подвижной состав производства «Уралвагонзавода» для железных дорог «Пространства 1520 мм» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
136
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подвижной состав производства «Уралвагонзавода» для железных дорог «Пространства 1520 мм»»

Инновационный подвижной состав производства «Уралвагонзавода» для железных дорог «пространства 1520 мм»

«Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной Правительством РФ, предусматривается масштабная модернизация железнодорожного транспорта, направленная на повышение эффективности его работы.

В части развития грузового подвижного состава предполагается освоение производства вагонов нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями и повышенной эксплуатационной надежностью, что позволит:

• улучшить производительность вагонов;

• повысить пропускную способность железных дорог;

• снизить эксплуатационные затраты на обслуживание и ремонт вследствие увеличения межремонтных пробегов (сроков) вагона.

Бесспорный лидер отечественного вагоностроения ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонза-вод» непосредственно влияет на эффективность выполнения задач Стратегии. Сегодня корпорация может предложить полувагон модели 12-196-01 (рис. 1) своего производства, имеющий повышенную грузоподъемность, — первый из серийных универсальных полувагонов нового поколения на тележках модели 18-194-1 с осевой нагрузкой 25,0 тс/ось.

Усиленный кузов полувагона имеет повышенный объем (88 куб. м), что позволяет использовать грузоподъем-

Рис. 1. Полувагон модели 12-196-01

ность 75 т. Разгрузка насыпных и навалочных грузов может выполняться как на вагоноопрокидывателях, так и через 14 разгрузочных люков. В полувагоне модели 12-196-01 были использованы все положительные решения, полученные при конструктивно-технологической доводке полувагонов моделей 12-132 и 12-132-03, и внедрены следующие новшества:

• изготовление основных несущих элементов кузова только из сталей повышенной прочности;

• раздельная система торможения и автосцепки полужесткого типа, обеспечивающая разность высот продольных осей в сцепе не более 100 мм, с износостойкой защитой изнашиваемых поверхностей деталей; при этом крепление упоров автосцепного устройства осуществляется сваркой.

Кроме того, при проектировании новой тележки модели 18-194-1 с нагрузкой 25 тс/ось был внедрен ряд конструкторских инноваций:

• литые несущие элементы тележки — надрессорная балка и боковые рамы с увеличенным коэффициентом запаса сопротивления усталости;

• рессорное подвешивание с увеличенным статическим прогибом и билинейной характеристикой;

• боковые скользуны постоянного контакта;

• упругие элементы в буксовом узле;

• колесная пара с кассетными буксовыми узлами и колесами с повышенной твердостью обода.

В декабре 2008 г. после получения сертификатов соответствия Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РС ФЖТ) первая партия из 284 полувагонов нового поколения модели 12-196-01 была поставлена для опытной эксплуатации в адрес ОАО «РЖД». Вагоны перевозили каменный уголь и щебень на закольцо-

Рис. 2. Тележка двухосная модели 18-194-1

Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского»

Уралвагонзавод - уникальная многопрофильная компания, признанный лидер в разработке и ведущий изготовитель машиностроительной продукции мирового класса. Являясь крупнейшим в России научно-производственным комплексом, корпорация разрабатывает и выпускает около 200 видов различной продукции — от боевых танков до изделий для агропромышленного комплекса.

Построенный в 1936 году Уралвагонзавод изначально планировался как крупное специализированное вагоностроительное предприятие, обеспечивающее весь производственный цикл — от получения литых и штампованных заготовок до сборки и комплексного испытания готовой продукции. В настоящее время проектные мощности завода позволяют выпускать более 20 000 единиц подвижного состава в год. Вагоносборочное производство, входящее в состав Уралва-гонзавода, — это высокоорганизованное механизированное крупносерийное производство, располагающее тремя линиями изготовления котлов и пятью сборочными конвейерами для изготовления полувагонов и вагонов-цистерн.

Уральское конструкторское бюро вагоностроения — головное в своей отрасли. По проектам уральских конструкторов работают все вагоностроительные и многие вагоноремонтные заводы России и стран СНГ. Специалистами КБ ведется разработка принципиально новых конструкций с увеличенными осевыми нагрузками и совершенствование серийно выпускаемых вагонов с оптимизацией их по прочностным характеристикам и повышением показателей эксплуатационной надежности.

Испытательный центр продукции вагоностроения обеспечивает все виды испытаний вагонов нового поколения. Для проведения натурных ходовых динамических испытаний и испытаний соударением имеется различное испытательное стендовое оборудование, производственный участок для изготовления опытных узлов, макетов, а также вагон-лаборатория. За время своего существования Урал-вагонзавод выпустил более 1 миллиона большегрузных вагонов различного типа и цистерн.

ванных маршрутах Западно-Сибирской железной дороги. Анализ работы полувагонов, проведенный специалистами Департамента технической политики ОАО «РЖД» и ОАО «ВНИИЖТ» после более чем 90 тыс. км пробега, подтвердил технические и эксплуатационные достоинства новых полувагонов «Уралвагонзавода».

В подвижной состав нового поколения входит, помимо полувагонов модели 12-196-01, тележка модели 18-194-1. Она используется в конструкции новых

цистерн для перевозки светлых и вязких нефтепродуктов моделей 15-195, 15-565 и 15-566 (рис. 2), опытные образцы которых проходят сертификационные испытания и в скором времени будут запущены в серийное производство.

Экономический кризис не мог не сказаться на темпах внедрения на сети железных дорог подвижного состава нового поколения. Приходится констатировать, что в 2009 г. произошло не только резкое количественное снижение объема спроса на грузовые вагоны,

Рис. 3. Цистерна модели 15-566 для светлых нефтепродуктов

Рис. 4. Цистерна модели 15-565 для вязких нефтепродуктов

но и качественное снижение, связанное с отказом транспортных компаний от приобретения вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками, которые по объективным причинам дороже вагонов на обычных тележках модели 18-100.

В настоящее время постепенное восстановление деловой активности в российской экономике позволяет государственным и частным транспортным компаниям формировать более амбициозные инвестиционные программы. Мировой опыт в железнодорожном секторе свидетельствует, что эффективность инвестиций в подвижной состав зависит не столько от стоимости приобретения вагонов, сколько от стоимости их использования в течение жизненного цикла. В продолжение этой темы «Уралвагонзавод» предлагает комплексное развитие подвижного состава нового поколения, предусматривающее не только внедрение таких вагонов, но и создание соответствующей системы гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Следующим этапом должно стать присвоение тележке модели 18-194 статуса общесетевой и ее массовое внедрение, в том числе через других производителей вагонов России и стран СНГ.

Для прагматичных компаний, стремящихся обеспечить долгосрочное развитие своего бизнеса, в число наилучших инвестиций входит современный высоконадежный подвижной состав нового поколения «Уралвагонзавода».

ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»

622007, Свердловская обл., Нижний Тагил, Восточное шоссе, 28 Тел.: (3435) 344-209 Факс: (3435) 345-018 www.uvz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.