Научная статья на тему 'Инновационный подход в вопросе сетевого взаимодействия организаций на новом этапе социально-экономического развития РФ'

Инновационный подход в вопросе сетевого взаимодействия организаций на новом этапе социально-экономического развития РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелкоплясова Галина Семеновна

В статье актуализируется вопрос инновационного подхода сетевого взаимодействия федеральных университетов РФ при реализации образовательных программ на уровне магистратуры. Обозначены целевые установки, модели реализации образовательных программ в сетевой форме, с учетом реалий современного состояния социально-экономического развития РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелкоплясова Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в вопросе сетевого взаимодействия организаций на новом этапе социально-экономического развития РФ»

Инновационный подход в вопросе сетевого взаимодействия организаций на новом этапе социально-экономического развития РФ Шелкоплясова Г. С.

Шелкоплясова Галина Семеновна/Shelkopljasova Galina Semjonovna -доктор экономических наук, профессор,

кафедра менеджмента,

начальник отдела магистратуры -заместитель начальника УМУ ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь

Аннотация: в статье актуализируется вопрос инновационного подхода сетевого взаимодействия федеральных университетов РФ при реализации образовательных программ на уровне магистратуры. Обозначены целевые установки, модели реализации образовательных программ в сетевой форме, с учетом реалий современного состояния социально-экономического развития РФ.

Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательной программы, модели реализации

образовательных программ.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется существенными трансформациями во всех сферах жизнедеятельности. Перед организациями стоят стратегические задачи, решение которых позволит выйти им на новый качественный уровень взаимодействия. В связи с этим наиболее значимым направлением деятельности является всестороннее партнерство, в том числе и в системе высшего образования РФ.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. является правовой основой для организации сетевого взаимодействия в процессе реализации образовательных программ с использованием сетевой формы как образовательных организаций, так и научных, медицинских организаций, организаций культуры, спортивно -оздоровительных и иных, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая форма реализации образовательных программ дает возможность выбора образовательной траектории студентов, освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных [1].

В настоящее время сетевое взаимодействие организаций можно рассматривать как современную высокоэффективную инновационную технологию, позволяющую им динамично развиваться. В данном процессе происходит взаимообмен инновационными разработками, опытом в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности по направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалитета.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций представляет собой систему, позволяющую подсистемам осуществлять разработку и внедрение инновационных моделей в образовательный процесс с использованием ресурсов вузов-участников сети.

В июне 2013 года на совещании в Архангельске ректоры федеральных университетов, обсуждая современные темпы развития макрорегионов, вопросы модернизации российского образовательного пространства, высказали предложения о формировании сетевых проектов федеральных университетов. 7 июля 2013 года в Казанском федеральном университете было подписано Соглашение о создании сети федеральных университетов - «Клуб девяти». Протоколом совещания ректоров и представителей федеральных университетов, проходившего 17 июля 2013 г. в Московской школе управления в Сколково, закреплена ответственность Северо-Кавказского федерального университета за разработку и координацию пилотного проекта сети - «Сетевые магистерские программы».

При формировании данного проекта были определены задачи сетевого взаимодействия федеральных университетов (ФУ), решение которых позволит повысить уровень высшего образования в федеральных округах, на базе объединенного кадрового и ресурсного потенциалов ФУ; научных исследований в макрорегионе при их совместной реализации в рамках магистерских программ за счет интегрированной научной базы; привлечь предприятия и организации, как из частного бизнеса, так и госсектора экономики для формирования компетенций при разработке собственных стандартов и образовательных программ для практико-ориентированных направлений подготовки магистров, а также другие задачи.

В нормативно-правовых документах, регламентирующих процесс сетевого взаимодействия федеральных университетов при реализации образовательных программ (СОП) на уровне магистратуры, прописаны их цель и задачи. Это, во-первых, обеспечение качественного высшего образования путем формирования сетевого взаимодействия за счет использования новых информационно -коммуникационных, педагогических технологий и объединения ресурсов федеральных университетов -участников сети. Во-вторых, создание и освоение научно-педагогическими кадрами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. В -третьих,

расширение условий и возможностей для получения обучающимися профессионально -значимых, в том числе уникальных компетенций. Кроме этого, расширение возможностей эффективного использования ресурсных центров дистанционного обучения; разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей; создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование образовательных технологий в учебном процессе в условиях реализации сетевых образовательных программ и т. д.

В Северо-Кавказском федеральном университете поэтапно проводятся мероприятия, направленные на выполнение целевых установок сетевого взаимодействия, разработку и реализацию сетевых образовательных программ.

Коллегами из Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова разработаны модели реализации сетевой образовательной программы, которые согласованы со всеми федеральными университетами:

1. Модель «горизонтальное взаимодействие» направлена на удовлетворение потребностей вузов-участников сети посредством ресурсного обмена с целью повышения качества реализации образовательной программы.

2. Модель «партнерская сеть» основана на использовании федеральным университетом образовательных ресурсов вузов-участников сети. Обучение по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно. Реализация модели возможна в двух вариациях: модель «партнерская сеть 1» предусматривает формирование индивидуальной траектории обучения студентом самостоятельно путем выбора вариативных модулей, предложенных вузами-участниками сети, и осуществляется посредством академической мобильности преподавателей и/или студентов. Для реализации модели необходимо согласование сетевых учебных планов в рамках базовой части, трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей; модель «партнерская сеть 2» предусматривает формирование индивидуальной траектории обучения студентом, при этом последовательность изучения модулей определяется вузами -участниками сети. В этой модели определены сетевые вариативные модули, их трудоемкость и последовательность изучения в вузах-партнерах. В рамках академической мобильности студент должен пройти обучение в одном или нескольких вузах-партнерах в определенном договором семестре/триместре. Для реализации модели необходима 100% согласованность учебных планов, при этом возможна разработка сетевых образовательных самостоятельно установленных стандартов федеральных университетов.

3. Модель «ресурсный центр» предполагает интеграцию вузов-участников сети на базе одного, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом. Обучение по базовым модулям, как правило, осуществляется вузом самостоятельно. Обучение по вариативным модулям осуществляет вуз, являющийся ресурсным центром для данной сетевой образовательной программы. Для реализации модели необходима 100% согласованность сетевых учебных планов.

В настоящее время при реализации 14 сетевых образовательных программ по 10 направлениям подготовки на уровне магистратуры федеральными университетами используется модель «партнерская сеть 1». На данных программах в ФУ обучается 310 человек, их них в СКФУ - 79 человек.

Северо-Кавказский федеральный университет является участником 9 сетевых образовательных программ магистратуры, по трем из которых является координатором, это: 38.04.02. Менеджмент: «Стратегическое управление»; 04.04.01. Химия: «Органическая химия»; 45.04.01. Филология: «Русский язык».

Таким образом, доля направлений магистерской подготовки в сетевой форме, реализуемых в 2014 году с участием СКФУ от общей численности направлений, реализуемых в сетевой форме федеральными университетами, составляет 90%, а доля магистерских программ от общей численности, реализуемых в сетевой форме федеральными университетами, составляет 64%.

Считаем, что сетевое взаимодействие федеральных университетов при реализации сетевых образовательных программ дает им конкурентные преимущества, в результате которых повышается качество образования, расширяется возможность академической мобильности как преподавателей, так и магистрантов.

Кроме этого, сетевое взаимодействие ФУ позволяет занять устойчивое положение на рынке образовательных услуг, учитывающее запросы работодателей и абитуриентов. Это, в частности, расширяет возможности внедрения инновационных программ, моделей, научных разработок в образовательный процесс, опираясь на реалии современных тенденций в социально-экономический сфере России, а также зарубежный опыт.

Масштабность реализации сетевых образовательных программ носит, как правило, межрегиональный характер при взаимодействии федеральных университетов. И это позволит решить вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для отдельных субъектов Российской Федерации с учетом инновационного подхода.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 31.03.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.