Научная статья на тему 'Инновационный подход к школьному учебнику литературы'

Инновационный подход к школьному учебнику литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ / СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНИКУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к школьному учебнику литературы»

Т. В. Рыжкова,

доцент кафедры детской литературы

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ШКОЛЬНОМУ УЧЕБНИКУ ЛИТЕРАТУРЫ

Очевидно, что невозможно написать учебник, который устроил бы абсолютно всех, но сегодня уже есть опыт составления учебников, который требует анализа. Результаты изучения многочисленных комплектов по литературе и привели нас к поиску новых подходов, новых решений, прежде всего методических, такой старой задачи, как учебник по литературе.

В настоящее время творческий коллектив, работающий под научным руководством профессора И. Н. Сухих, подготовил к изданию учебно-методические комплекты по литературе для 5-х и 6-х классов. Являясь методическим руководителем авторского коллектива, в этой статья я сформулировала основные принципы, которые отличают наш подход к подго-

товке учебников по литературе для средней школы от подхода других коллег.

1. Отказ от внешней занимательности

Первое, что бросится в глаза тем, кто будет листать наши учебники, это отсутствие популярных в наше время повествователей-помощников и толкователей, которые якобы вступают в диалог с учеником; отказ авторов от игры в путешествие по литературной стране, от прямых высокопарных или несколько фамильярных обращений к читателю. Это вызвано тем, что учебник понимается нами прежде всего как книга для учения, познания, а не развлечения. Мы хотим вызвать интерес ребенка самими материалами учебника, вопросами, проектами. Условность диалога вымышленного таинственного все-

знающего Повествователя с его Учеником посредством учебника настолько велика, что вызывает, скорее, отторжение юного читателя, во-первых, и полностью игнорирует роль реального учителя, во-вторых.

2. Установочная функция комментирующих материалов

Комментирующими материалами мы называем все тексты, кроме текстов литературных произведений и вопросов и заданий к ним. В наших учебниках 5-6-х классов комментирующие тексты выполняют функцию создания установки на чтение и анализ художественного произведения.

Перед темой или разделом темы помещены небольшие тексты, помогающие организовать детское восприятие учебной темы и /или раздела. Эти статьи переключают внимание ребенка с одной темы на другую, раскрывают специфику темы, задают цель чтения произведений, входящих в тему или раздел, стимулируют интерес ученика к теме и проблемам.

Помимо установочных текстов, в учебник включены небольшие статьи о писателях, готовящие ребят к восприятию и осмыслению изучаемого произведения. В них не излагается биография писателя, а используются биографические материалы, для того чтобы вызвать у школьников желание познакомиться с художественным произведением и показать, что тема, к которой обращается писатель, не случайна в его творчестве. Роль биографических сведений в учебниках 5-6-х классов — открыть детям, что, конечно, жизнь для писателя становится неисчерпаемым источником впечатлений, но в то же время реальные события не всегда прямо переносятся в художественное произведение. В незаконченности, эскизности, противоречивости портретов писателей мы видим источник интереса, который можно удовлетворить в самостоятельном чтении книг о писателях и книг самих писателей. Таким образом, в центре внимания оказывается художественное произведение; мы

задаем вектор читательского интереса не от автора к произведению, а от произведения к автору. В идеале итогом работы с художественным произведением должно стать желание ребенка поближе познакомиться с его создателем и прочитать другие его произведения.

В учебник включены материалы, расширяющие культурный кругозор читателей. В рубрике «Заметки на полях» мы рассказываем детям о художниках-иллюстраторах, о композиторах, о театральных постановках — о том и о тех, кто так или иначе был связан (иногда ассоциативно — картиной, музыкой) с изучаемым произведением.

Так же в комментирующие материалы входят тексты, знакомящие ребят с культурными традициями, например: Рождество, национальный костюм, прикладное искусство. Эти тексты призваны ввести ученика в мир произведения, активизировать процессы зрительной конкретизации художественных образов, глубже и тоньше почувствовать атмосферу произведения.

Все комментирующие материалы в учебнике написаны его авторами, которые соотносят выбираемый материал с общими целями и задачами учебника и с конкретными задачами изучения произведения. Мы отказались от «чужих текстов» в роли статей о писателях, хотя к цитации внутри статьи, конечно, прибегаем.

3. Вопросы и задания к произведениям — ядро урока

В наших учебниках максимально развернут методический аппарат — ядро уроков. После текста произведения в учебнике идут многочисленные вопросы и задания. На первый взгляд они могут отпугнуть ребенка. Но опасения пройдут быстро, так как на уроке вопросы все равно задаются и дома с ними тоже приходится работать. Но вот записывать их под диктовку учителя уже не придется. Да и учителю станет легче выстроить урок. Кроме того, вопросы, сформулированные лаконично, четко и точно, — это тоже

учебный материал, поскольку они открывают читателю суть аналитического процесса, логику движения от внешнего содержания, первых впечатлений — к сути, смыслу. На этом пути купюры невозможны, они разрушат «мост», ведущий от писателя к читателю.

Вопросы в учебниках расположены в системе, с учетом специфики читательского восприятия произведений разных литературных родов: от выявления впечатлений учеников, их эмоциональных реакций, отношения к прочитанному и его оценок — к осмыслению отдельных элементов текста, художественных образов и их роли в произведении, а затем и к смыслу целого.

Вопросы составлены таким образом, чтобы активизировать работу всех сфер читательского восприятия, чтобы помочь ученикам целостно, т. е. на всех уровнях, проанализировать произведение и на основе анализа создать интерпретацию художественных образов и всего произведения. Так, развернутый список вопросов помогает учителю выстроить процесс обучения интерпретации художественного произведения.

Принципиально чередование вопросов, нацеленных на осмысление содержания и на осмысление художественной формы, так как обращение к форме на уроке необходимо не само по себе, не для закрепления теоретических сведений, а для прояснения плана содержания.

4. Принцип дифференциации вопросов и заданий

Учебник, предлагая развернутую систему вопросов и заданий, не обращается, как это может показаться на первый взгляд, только к сильным, литературно развитым ученикам, напротив, он предоставляет возможность дифференцировать обучение в одном и том же классе (более развитые ученики анализируют текст более глубоко, более сложные задания выделены специальным значком): каждому ученику может быть дано задание по его силам.

Отказ от репродуктивных вопросов, вопросов-подсказок и прямого пересказа обусловлен тем, что никаких литературных способностей такие вопросы и задания не развивают. В пересказах, близких к тексту, искажается авторский текст, что ведет к разрушению смысла произведения.

5. Принципы доступности, наглядности и сопряжения с практикой в изложении теории

Статьи, направленные на расширение, а затем и углубление теоретико-литературных представлений школьников, сопровождаются примерами из уже известных ученикам произведений и заданиями, которые помогают проверить, насколько дети разобрались в теоретическом материале. В тетрадях на печатной основе есть раздел «Теория литературы», в котором подобраны задания, связанные с произведениями, включенными в программу этого класса. В дальнейшем изучение произведений последовательно сопровождается заданиями, развивающими умения применять полученные теоретические знания на практике.

В учебниках 5-6-х классов в основном систематизируются теоретические знания учеников, полученные ими в начальной школе. Поэтому теоретические статьи в учебнике 5-го класса предшествуют рассмотрению литературного явления в произведении, напоминают детям о том, с чем им придется столкнуться. В 6-м классе новые теоретические знания из области поэтики даются на основе наблюдений над текстом и сопоставления с уже изученными произведениями; знания из области литературного процесса вводятся после изучения произведения на этапе обобщения.

Теоретико-литературные статьи написаны лаконично, доступным ребенку языком, но и без искажения самого понятия. В 5-6-х классах в статьях перечисляются самые существенные признаки понятия и приводятся самые типичные яркие примеры. В дальнейшем, в 7-9-х классах, будет расширяться как набор признаков, так и

круг явлений, подпадающих под понятие. Термин вводится в сферу употребления ученика лишь после теоретической статьи. В конце учебника 5-го класса помещен словарь литературоведческих терминов с примерами.

6. Принцип наглядности

Этот принцип реализуется, во-первых, в иллюстрировании примерами из текстов в теоретических статьях. Во-вторых, в учебниках помещаются портреты писателей, фотографии культурных объектов и памятников (дом писателя, памятник писателю и т. п.); в-третьих, репродукции полотен известных художников, связанных с изучаемыми произведениями тематически: они не только расширяют культурные представления школьников, но и помогают уловить специфику языков разных видов искусства. И, наконец, и прежде всего — это в 5-м классе иллюстрации художников к изучаемым произведениям и вопросы, которые организуют работу с иллюстрацией. В 6-м классе к изобразительному искусству добавляются музыка, театр и кино как новые виды интерпретации художественного произведения. Работа с интерпретациями включена в процесс изучения литературного произведения и помогает ученикам увидеть его специфику и соотнести свою точку зрения с точкой зрения интерпретатора.

Репродукции живописных полотен и иллюстрации к произведениям даны в авторских цветовых решениях.

7. Отказ от готовых интерпретаций

Вопросы и задания в учебниках направлены на то, чтобы активизировать мысли и чувства ребенка, помочь ему прожить вместе с героями определенные ситуации и получить тем самым жизненный и эстетический опыт. Авторы учебника, как и авторы включенных в программу художественных произведений, отказываются от готовых оценок и выводов, предлагая читателю прийти к ним самостоятельно.

В учебниках 5-6-х классов нет готовых словесных интерпретаций изучаемых

произведений. Вместо этого детям предлагается познакомиться с художественными интерпретациями — иллюстрациями, художественными фильмами (экранизациями) и театральными постановками. Некоторые филологические комментарии (но не целостные интерпретации!) к объемным жанровым формам даются только после того, как дети самостоятельно поразмышляют над вопросом или проблемой и придут к своим выводам.

В учебниках, уже начиная с 5-го класса, ученикам предлагается сравнить несколько художественных интерпретаций (точек зрения).

8. Деятельностный подход как основа обучения

Задания учебных комплектов направлены на активизацию детского творчества, как познавательного, так и художественного. Отдельно в программе и учебниках выделяется проектная деятельность (рубрика «Художественные проекты»), которая понимается авторами как коллективная творческая деятельность учеников по созданию конкретного социально значимого продукта. Художественные проекты становятся мотивом и целью изучения произведения: выбрав проект по его аннотации, которая представлена в учебнике, ребенок изучает произведения, собирая материал, необходимый для реализации проекта. Проект подталкивает ребенка и к самостоятельному чтению как художественной, так и научно-популярной, публицистической литературы.

9. Обучение литературно-творческой и литературно-критической деятельности

Одним из видов творческой деятельности является сочинительство — процесс, не поддающийся алгоритмизации. Но в школе мы ребенка творчеству учим, а значит, этап подражания, действия по алгоритму для многих, особыми литературными способностями не наделенных, неизбежен. Поэтому в учебники 5-6-х классов включены статьи «Советы» — о том, как нужно действовать, какие операции

выполнить, чтобы написать отзыв, сочинение, рассказ и т. п.

10. Принцип направленности на культурное развитие школьников

В наших учебниках прочерчиваются самые разные культурные связи: между изучаемыми произведениями, написанными на одну тему, но созданными в разные времена и в разных странах, между историческими событиями и литературными произведениями, между звучанием одной темы в разных видах искусства. В учебниках помещен наглядный материал и сформулированы задания и вопросы к репродукциям картин, скульптур, иллюстрациям и фотографиям, к музыкальным произведениям или их фрагментам, к художественным или анимационным кинофильмам, спектаклям, которые рекомендуется прослушать или посмотреть ученикам.

11. Принцип использования современных информационных технологий в литературном образовании

Ни в одном из современных комплектов по литературе на сегодняшний день не учитываются новые информационные технологии, которые можно использовать и при обучении литературе и которые, безусловно, вызывают интерес школьников. Проектная деятельность предполагает обращение учеников к возможностям современных информационных техноло-

гий, в том числе и компьютерных: это, например, создание виртуального литературного музея или экспозиции, виртуальной книги или электронного каталога, путеводителя, словаря, справочника; поиск информации о писателе, художнике, композиторе, поиск книг, которые нужно включить в каталог, и т. п.

К современным технологиям мы относим и работу с кинопроизведениями и снятыми на пленку театральными постановками, к которым предлагаются вопросы и задания; прием озвучивания киноэпизода; создание слайд-шоу по литературному произведению; эксперименты с цветом и звуком; заочные экскурсии на основе электронных материалов и их разработку самими учениками.

Мы уважаем и ценим труд наших предшественников — авторов действующих учебников по литературе. Наша цель не «сбросить Пушкина с парохода современности», а, сохранив все ценное, полезное, эффективное, создать учебники, которые будут актуальны именно сегодня, в новом информационном пространстве. Мы знаем, что, как всегда, опаздываем: процесс издания и путь в школу оказывается длиннее, чем написание учебника, но все же надеемся, что нас услышат и поймут те, кому дано право принимать решение «быть или не быть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.