Научная статья на тему 'Инновационный подход к решению проблемы овербукинга как одного из ключевых аспектов эффективной маркетинговой политики отечественных и международных предприятий туристского бизнеса'

Инновационный подход к решению проблемы овербукинга как одного из ключевых аспектов эффективной маркетинговой политики отечественных и международных предприятий туристского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / ОВЕРБУКИНГ / АЛГОРИТМ ОПТИМИЗАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА / MARKETING POLICY / OVERBOOKING / OPTIMIZATION ALGORITHM / TOURISM BUSINESS ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Константин Борисович

В статье представлены результаты моделирования оптимального уровня распределения гостиничных номеров и проведено сравнение с традиционным способом распределения номерного фонда при использовании технологии овербукинга. Показано, что при использовании эвристического алгоритма оптимизации эффективность распределения заявок существенно возрастает, что позволит обеспечить дополнительную доходность для отечественных и международных туристских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костин Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approach to the overbooking problem solution as one of the key aspects of effective marketing policy of the domestic and international tourism enterprises

The paper presents the results of optimal room capacity allocation. The comparison with the traditional room capacity distribution under overbooking conditions is presented. It is shown that the effectiveness of the heuristic optimization algorithm utilization is substantially higher which allows for additional revenue for domestic and international tourism enterprises.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к решению проблемы овербукинга как одного из ключевых аспектов эффективной маркетинговой политики отечественных и международных предприятий туристского бизнеса»

63

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Костин К.Б.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОВЕРБУКИНГА КАК ОДНОГО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Аннотация. В статье представлены результаты моделирования оптимального уровня распределения гостиничных номеров и проведено сравнение с традиционным способом распределения номерного фонда при использовании технологии овербукинга. Показано, что при использовании эвристического алгоритма оптимизации эффективность распределения заявок существенно возрастает, что позволит обеспечить дополнительную доходность для отечественных и международных туристских предприятий.

Ключевые слова. Маркетинговая политика, овербукинг, алгоритм оптимизации, предприятия туристского бизнеса.

Kostin K.B.

INNOVATIVE APPROACH TO THE OVERBOOKING PROBLEM SOLUTION AS ONE OF THE KEY ASPECTS OF EFFECTIVE MARKETING POLICY OF THE DOMESTIC AND INTERNATIONAL TOURISM ENTERPRISES

Abstract. The paper presents the results of optimal room capacity allocation. The comparison with the traditional room capacity distribution under overbooking conditions is presented. It is shown that the effectiveness of the heuristic optimization algorithm utilization is substantially higher which allows for additional revenue for domestic and international tourism enterprises.

Keywords. Marketing policy, overbooking, optimization algorithm, tourism business enterprises.

В современных условиях всевозрастающей конкуренции как в отечественном, так и международном туристском бизнесе проблема управления доходами туристских предприятий и их оптимизации становится все более актуальной. Используемые на настоящий момент подходы к оптимизации доходов туристских предприятий основываются, как правило, на применении стратегии овербукинга (англ. overbooking), или перебронирования, сверхбронирования [3, 4, 7], т.е. принятия заявок от потенциальных клиентов на количество мест в самолете или номеров в гостинице, превышающих их реальное количество. Возникновение овербукинга явилось следствием маркетинговой политики американских авиаперевозчиков в пятидесятые годы прошлого века. В настоящее время овербукинг является частью маркетинговой политики и российских авиаперевозчиков. В частности, авиакомпании «Аэрофлот»

ГРНТИ 06.52.35 © Костин К.Б., 2016

Костин Константин Борисович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 655-21-59. Е-mail: kost_kos@mail.ru.

64

Костин К.Б.

удалось пролоббировать законопроект, который уже со второго квартала 2016 года позволит узаконить овербукинг. По предварительной оценке, данное нововведение будет приносить авиакомпании до $500 млн в год [5].

Овербукинг можно охарактеризовать как оптимальную стратегию сбыта. На сегодняшний день применение технологий овербукинга является более чем актуальным и для других отраслей туристской индустрии, таких, например, как гостиничный бизнес. Так, в рамках сети отелей «Кемпински» был внедрен ряд систем, позволяющих оптимизировать продажи номерного фонда [1]. Основная проблема, с которой сталкивается туристско-гостиничная индустрия при использовании овербукинга, заключается в том, что, несмотря на набор заявок на количество номеров, превышающее общий номерной фонд, формируются простои номерного фонда в промежутках между бронями.

Автором в [2] был предложен новый, эвристический алгоритм для разработки системы овербукин-га, который позволяет минимизировать простои номерного фонда. Схематично он представлен на рисунке 1.

Сортировка входных данных по определенным _____критериям

Дата заезда, длительность пребывания, тип запрашиваемого номера, атрибуты номера

Доступный интервал времени для бронирования, тип номера, атрибуты номера

Анализ данных

/ N

Выявление корреляции между номерами i и заявками j по критериям: тип номера, запрашиваемые атрибуты, доступный интервал времени для бронирования

Адаптивная обработка по устранению простоев номерного фонда

Закрепление заявок i за номерами j

Выходные

данные

Оптимальное

расписание

загружен-

ности

номерного

фонда

Обратная связь с целью обновления доступности и минимизации простоев номерного фонда

Рис. 1. Алгоритм овербукинга

В общем виде работу алгоритма можно представить следующим образом. В результате проведения каждой итерации алгоритм присваивает соответствующие номера заявкам, удовлетворяющим описанным в математической модели критериям, но при этом сохраняет и те заявки, присвоение конкретного гостиничного номера по которым на текущем этапе не представляется возможным. Каждая новая итерация начинается с обработки отклоненных в предыдущей итерации, но сохраненных в памяти заявок, т.е. происходит процесс адаптации, целью которого является схождение алгоритма. Алгоритм действует по принципу самообучения, на всем массиве итераций, приближаясь с каждой новой итерацией к оптимальному решению, т.е. к оптимальному «расписанию» заявок. Цель работы алгоритма заключается в формировании оптимального расписания, при котором максимальному количеству заявок присвоены соответствующие гостиничные номера, и простои номеров сведены к минимуму, а в идеале равны нулю.

Ниже приводятся результаты работы алгоритма в сравнении с режимом ручного управления заявками при распределении номерного фонда. Для проверки работоспособности алгоритма было выбра-

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

65

но гостиничное предприятие, номерной фонд которого составляет 150 номеров. Для анализа был использован набор заявок в высокий сезон - новогодние праздники 2014 г. Общее количество броней составило 244. Поскольку при большом количестве броней гораздо сложнее закрепить за ними соответствующие номера, для проверки эффективности алгоритма оптимизации был выбран временной интервал пиковой загрузки. Результаты работы алгоритма приведены в таблице.

Таблица

Оптимальное распределение номерного фонда гостиничного предприятия

Выходные данные Ручной режим управления заявками при распределении номерного фонда Использование эвристического алгоритма при распределении номерного фонда

Количество успешно закрепленных за соответствующими заявками номеров 216 240

Процентное соотношение успешно закрепленных заявок, % 88,52 98,36

Количество простоев (незаполненных номеров) 18 5

Графически полученные результаты представлены на рисунках 2 и 3. Как видно из рисунков и в соответствии с данными таблицы, количество успешно закрепленных за соответствующими заявками номеров при использовании эвристического алгоритма выше на 24 по сравнению с ручным режимом управления заявками. Процентное соотношение успешно закрепленных заявок выросло с 88,52% до 98,36%, т.е. практически обеспечило максимальную загрузку. Количество простоев номеров снизилось более чем в 3 раза - с 18 до 5. Все это свидетельствует об эффективности предложенного алгоритма и о целесообразности отказа от ручного режима управления заявками в его пользу.

зоо

250

Количество успешно закрепленных Процентное соотношение успешно Количество простоев

за соответствую шд ми заявками закрепленных заявок, % (незаполненных номеров)

номеров

■ Ручной режим управления заявками при распределении номерного фонда if Использование эвристического алгоритма при распределении номерного фонда

Рис. 2. Сравнение результатов использования ручного режима управления заявками

и эвристического алгоритма

Таким образом, применение предложенной математической модели позволяет обеспечить более эффективное распределение номерного фонда по сравнению с ручным режимом управления заявками. В частности, эффективность закрепления заявок выросла почти на 10%. Внедрение такой модели с реализацией предложенного алгоритма позволило достичь оптимального уровня распределения гостиничных номеров в соответствии с заявками и свести количество простоев номеров до уровня не бо-

66

Костин К.Б.

лее чем 1,5%, т.е. по сути, обеспечить заполняемость гостиничных комплексов по факту до уровня не менее 98,5%. Количество простоев номерного фонда при этом снизилось более чем в три раза.

На фоне всевозрастающей конкуренции на рынке туристских услуг оптимизация простоев номерного фонда приобретает все большую значимость как для малых и средних отечественных туристских предприятий, так и для транснациональных корпораций, действующих в сфере услуг. В общем виде данная модель может быть успешно внедрена в деятельность практически любого туристского предприятия или предприятия сферы услуг. Применение указанной модели крупными транснациональными корпорациями позволит обеспечить дополнительную доходность в десятки и сотни миллионов рублей за счет оптимизации распределения потока заявок.

Рис. 3. Эффективность распределения номерного фонда гостиничного предприятия

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинова Е. Управляем доходами // Пять звезд. 2009. № 12. С. 24-28.

2. Костин К.Б. Новый подход к решению проблемы овербукинга как одного из ключевых методов управления доходами предприятий гостиничной индустрии // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. № 16 (1). C. 133-136.

3. Chatwin R.E. Continuous-time airline overbooking with time-dependent fare sand refunds // Transportation Science. 1999. V. 33. P. 805-819.

4. Маркетинг и организация продаж услуг индустрии гостеприимства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stroimhotel.ru/files/pdf/metodology/metod/05.pdf (дата обращения 26.12.2015 г.).

5. Интернет портал AdIndex.ru: Маркетинг. В России могут узаконить овербукинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adindex.ru/news/marketing/2015/06/24/125016.phtml (дата обращения 26.12.2015 г.).

6. Интернет-портал Trip to dream. Платим за эконом - летим в бизнесе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://triptodream.ru/2015/10/platim-za-ekonom-letim-v-biznese-ili-chto-takoe-overbuking (дата обращения 26.12.2015 г.).

7. Интернет-портал Retail and Loyalty. Anywayanyday и «Ренессанс Страхование» предлагают страховку от овербукинга и невозвратных билетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail-loyalty.org/news/anywayanyday-i-renessans-strakhovanie-predlagayut-strakhovku-ot-overbukinga-i-nevozvratnykh-biletov (дата обращения 26.12.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.