ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШШШ
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ подход К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ
(в условиях обучения дополнительному иностранному языку)
М. Ю. Чернышов (Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН),
Г. Ю. Чернышова (Иркутский государственный лингвистический университет),
А. М. Журавлева (Средняя общеобразовательная школа № 861,
г. Москва)
Рассматривается предлагаемый авторами инновационный подход, сутью которого является сочетание культурно-языковой интеграции и формирования личности учащихся. Данный подход может стать основой для решения задач самообучения и самовоспитания школьников, которые не удается решить средствами традиционного обучения и воспитания.
Ключевыге слова: интеграция образования и воспитания; инновационный подход; заинтересованное изучение иностранного языка; коммуникативная, когнитивная, социокультурная и межкультурная компетенции; формирование личности; формирование вторичной языковой личности.
В Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (2009) главная задача современной российской средней школы определена как «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», причем «обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники смогли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, уметь реагировать на различные жизненные ситуации» [5]. Сказанное абсолютно верно с различных точек зрения. Во-первых, интеллектуальный потенциал общества, служащий фактором его научного прогресса, экономического и социального развития, в значительной степени определяется качеством образования в отечественных школах, профессиональных училищах и вузах. Во-вторых, будущее общества зависит от наличия в нем воспитанных граждан, чье воспитание основано на понимании высоких целей и гуманистических ценностей, важных как для общества в целом, так и для каждого его члена в отдельности. Формирование таких граждан и есть процесс формирования личности.
Представляется, что та новая структура интегрированного образовательно-
го и воспитательного процесса, которую требуется построить в процессе решения поставленной президентом задачи, должна способствовать «образовательной и личностной реализации каждого субъекта образовательного процесса».
В последние годы многочисленными специалистами были предложены деятельностный, личностно ориентированный, сознательный и иные подходы, имеющие целью развитие образования, совершенствование воспитания и улучшение их качества. В рамках предложенных подходов были приняты определенные меры, но они оказались побочными по отношению к процессам воспитания и формирования личности. Стратегии образования и воспитания так и не были построены.
Не все подходы, связанные с развитием образования, можно квалифицировать как взвешенные. Например, в качестве одного из них была предложена «гуманизация образования», хотя уже давно ощущается необходимость ужесточить требования к обленившимся и невоспитанным учащимся, не выполняющим задания, не посещающим уроки и даже поднимающим руку на учителей. Даже если подобные случаи являются единичными, они все равно свидетельствуют о непостроенности стратегий вос-
© Чернышов М. Ю., Чернышова Г. Ю., Журавлева А. М., 2011
питания; о формировании же личности школьников речь идет пока лишь на бумаге.
В поисках новых, эффективных педагогических подходов, применимых в средней школе, мы остановили свой взгляд на интегративном подходе, включающем когнитивный, деятельностный, личностно ориентированный подходы и предполагающем сочетание образования с воспитанием. Наше внимание привлекли возможности соответствующих интегративных образовательных проектов, связанных с обучением иностранным языкам. В рамках таких проектов наметился возврат к ориентации на фундаментальное изучение языка и прочное овладение речью, а не на приобретение поверхностной языковой компетенции по «ярмарочным книжкам» с красочными картинками, именуемым учебниками, и вульгарным видеоклипам, как это было принято в последние годы. Мы ставили задачу шире: усовершенствование одновременно методологий обучения и подходов к воспитанию школьников на основе обучения иностранному языку, именно языку, а не химии или физике, ведь овладение языком и его активизация в речи — то, чем в первую очередь заняты все дети до 12 лет. Именно язык представляет собой неотъемлемую часть всей жизни любого члена общества.
Ниже приводятся некоторые рассуждения на заданную тему.
О проблеме дефицитов в школьном обучении. Перечень задач обучения и обязательных дисциплин, преподаваемых в курсе средней школы, по-прежнему ограничен простоватым «джентльменским набором», что в итоге создает дефицит образованности. Кроме него на протяжении последних 60 лет отечественная средняя школа испытывала множество других дефицитов, тоже серьезно сказывавшихся на возможностях школы, связанных с обучением и воспитанием, и среди них — дефицит полезных и эффективных методов и методик обучения и воспитания, учебных часов, хороших учебных пособий, учите-лей-мужчин, учителей-личностей и т. д.
Последний дефицит был особенно ощутимым, ведь без талантливых учителей, способных полюбить учащихся, увлечь их и повести за собой, успехов в обучении и воспитании быть не может [3].
Современная школа переживает дефицит учителей-личностей, тех учителей, к которым дети инстинктивно тянулись бы сами, желали бы учиться у них. В ходе наших исследований мы неоднократно обращались к школьникам, которым повезло с такими учителями, с вопросом: «За что вы любите этого учителя (учительницу)?» Во всех случаях ответы были приблизительно одинаковыми, их содержание лишь усложнялось с возрастом: «за то, что он (она) любит нас»; «за то, что он (она) — талантливый учитель и доходчиво преподносит сложный предмет», «за то, что он (она) — прекрасный человек и неординарная личность». Личность учителя — один из важнейших факторов эффективного обучения, воспитания и формирования личности учащихся на последнем этапе, на этапе взаимодействия «учитель — учащиеся». Это особенно очевидно, если речь идет об обучении иностранным языкам. Отсутствие учителей-личностей — один из самых серьезных дефицитов, которые испытывает современная школа, не способная пока формировать выпуск-ников-личностей. Отсюда — проблемы с правосознанием молодежи.
Самым существенным дефицитом среди вышеперечисленных следует признать дефицит полезных и эффективных методов и методик обучения и воспитания. Он сопряжен с полным отсутствием полезных и эффективных идей и, более того, с равнодушием к необходимости их генерации.
О содержании инновационного подхода и его основах. Делая акцент на важности интеграции образования и воспитания в целях достижения обученности и воспитанности учащихся, в данной статье мы предлагаем сочетание традиционного обучения с непринуди-тельныгм, мотивационно значимыгм обучением школьников иностранному языгку из нетрадиционного перечня языгков и, как следствие, обеспечение
условий их эффективного воспитания и самовоспитания.
Такая постановка вопроса обсуждается в связи с тем, что при изучении в последние 7 лет опыта работы средних школ г. Москвы и ряда других городов авторами было установлено, что в некоторых школах наряду с обучением по программе практикуется обучение учащихся тому или иному дополнительному иностранному языку, не относящемуся к обычному перечню. Это может быть один из восточных языков (японский, китайский, корейский, турецкий и др.), языков стран Восточной Европы (чешский, польский, сербский, болгарский и т. д.) или небольших стран Западной Европы (финский, шведский, норвежский, голландский). Показательно, что обучение иностранным языкам из нестандартного набора вводилось не сверху, т. е. не по решению отделов образования (хотя, разумеется, по согласованию с ними), а инициативно, снизу.
Появление таких школ, «ориентированных и ориентирующих учащихся» и условно называемых «польская», «чешская», «греческая», «японская» и т. д., было с воодушевлением встречено родителями. Оно оказалось очень удобным для зарубежных дипломатов и специалистов, желающих обучать своих детей в российской школе, чтобы те могли эффективно овладеть русским языком. Российские школьники таким образом приобрели возможность не просто отсиживать нудные уроки с лекциями о культуре зарубежных стран, а вести прямой культурный обмен со сверстниками — носителями изучаемого языка. Однако контактами отечественных школьников с детьми, приехавшими в Россию, дело не ограничилось. Опыт был востребован, и как мы убедились, в практике ряда школ стало нормой личностное интегрирующее общение:
1) переписка учащихся «ориентированных школ» со сверстниками из страны изучаемого языка;
2) регулярные летние поездки российских школьников за рубеж;
3) отношения обмена, при которых российские учащиеся получают возмож-
ность поехать в страну изучаемого языка не на пару недель летом, а на полгода или на год в целях овладения языком, в то время как в Россию по обмену на их место приезжают школьники из-за рубежа.
В ходе исследований выяснилось следующее: уже через короткий период времени родители детей, обучающихся в такой школе, замечают, что они стали дисциплинированными, подтянутыми, целеустремленными; с радостью идут в школу, хорошо учатся по всем предметам. Более того, дети начинают задавать вопросы учителям, активно интересоваться мнением родителей по тому или иному вопросу, советуются с ними по различным делам, связанным с обучением, сами приглашают родителей в школу, причем не только на собрания. В школе, как правило, царит атмосфера единодушия, заинтересованности и нацеленности всего коллектива — школьников различных возрастов, педагогов и даже дирекции — на решение общих задач. Все это вместе взятое способствует эффективной стимуляции не только процессов воспитания учащихся обычной средней школы, но и процессов самовоспитания школьников, что особенно важно.
Замечено, что учащиеся, попавшие в атмосферу повыгшенныгх требований (изучение в школе, в специальных классах, и дома второго иностранного языка из нестандартного набора; высокие требования к успеваемости и знаниям по всем предметам, к дисциплине, к способностям аналитического мышления школьника; наличие у учащегося признаков формирующейся личности) в сочетании с новы ми, расширенны ми возможностями (обучение в родной школе совместно со школьниками из зарубежных стран; поездки для обучения в школах за рубеж, в страны дополнительного изучаемого языка на срок от месяца до года), которые как раз и обусловлены требованиями высокой дисциплины и успеваемости по всем учебным предметам, начинают вести себя иначе, чем их сверстники из обычных классов той же школы и из других, обыкновен-
ных, школ. Как это ни парадоксально, преимущества такого подхода заключаются в высоком уровне заинтересованности школьников в конечных результатах обучения по всем учебным дисциплинам. Это, в свою очередь, становится причиной или, по крайней мере, стимулом для формирования высокого уровня самодисциплины, стремления повысить свою успеваемость, высокой контактности школьников с учителями и руководством школы, высокой контактности школьников с родителями. Преимущества, связанные с факторами контактности, являются свидетельством вовлеченности школьников с раннего возраста в общественные отношения на локальном уровне, а в нашем случае, с учетом зарубежных поездок учащихся в целях овладения иностранным языком, — также в локальные отношения уже международного уровня.
Из многочисленных бесед со школьниками указанных классов было установлено, что для них «простое, традиционное обучение превращается в заинтересованное обучение», сочетающееся с обязательным заинтересованны м изучением дополнительного иностранного языка. Понятие заинтересованность, подразумевающее наличие постоянной системы мотивов-стимулов, отличается от понятия мотивация, которым в психологии обозначается психофизиологическая реакция индивида на частный мотив (стимул), служащий поводом для инициации конкретной разовой активности. Однако те осознаваемые преимущества, которые ожидают учащихся при условии, что их сознание созрело, в итоге приложения усилий и большого учебного труда, следует определить как мотивационно значимые.
Что касается собственно изучения выбранного второго иностранного языка (с одной стороны, это значимый стимул, а с другой — лишь один из потенциально возможных стимулов), даже вне зависимости от возможностей поездок учащихся за границу (поехать удается не всем), то и здесь есть свои большие преимущества. Во-первых, это овладение
иностранным языком из нестандартного набора; во-вторых, опыт языкового общения с иностранцами в стенах своей школы; в-третьих, использование иностранного языка как средства познания в обучении другим предметам. Нельзя не учитывать и действие фактора соревнования, конкуренции между учащимися за лучшие знания по дополнительному языку и по всем другим предметам.
За 7 лет наблюдений мы убедились в том, что приобретенная компетенция помогает выпускникам подработать на переводах, которые всегда требуются, и даже выполнять функции сопровождающих или переводчиков для делегаций или туристов в туристических поездках в страну (или страны) изучаемого языка. Но все же главной целью и главным выигрышем является формирование признаков воспитанности и личностных качеств учащихся. В процессе реализации описанного выше подхода происходит формирование социальной личности учащихся и, на этой основе, формирование вторичной языгковой личности учащихся как культурно-языгковой личности.
Обсуждаемые в рамках нашего подхода общение с учащимися из зарубежных стран в стенах родной школы, а также долговременные зарубежные поездки российских учащихся, предполагающие овладение иностранным языком из нестандартного набора в живом общении и взаимодействии с носителями языка, сочетающиеся с приобретением меж-культурной компетенции в области страноведения и знаний культуры народа страны изучаемого языка могут в той или иной мере влиять на интеллектуальное развитие и воспитание школьника. Такие факторы общения и взаимодействия относятся к множеству факторов, способствующих отчасти развитию личности ребенка [1; 2; 4; 7].
В нашем случае на практике, на базе формирующихся отношений международной интеграции в сфере образования и культуры, реализуется подход, который предполагает не просто формальное «прохождение» учебных предметов и
обычного курса иностранного языка в средней школе при формальном соблюдении методик, а построение системы обучения, воспитания и формирования личности учащихся, организованной на основе нацеленного и заинтересованного изучения иностранного языг-ка при условии интернационального меж-школьного и межличностного взаимодействия. Такой инновационный подход может стать одной из основ для решения тех задач обучения и воспитания школьников, которые чаще всего не удается решить при обычном, ненацеленном обучении и воспитании.
Когда методисты рассуждают о меж-культурной компетенции, то рассуждения часто сводятся к вопросам организации поездок за рубеж, прохождения стажировок и т. п., причем предполагается, что уже сами по себе иноязычная среда и атмосфера общения с носителями языка являются сильнейшими факторами развития. Это справедливо, если имеются в виду студенты или аспиранты, а задача развития заключается в хорошем владении иностранным языком. Но данными факторами невозможно ограничиться, если речь идет о формировании личности учащихся средней школы. В таком случае необходимо обеспечить условия, способствующие развитию мышления школьника, а это, в свою очередь, требует создания соответствующей системы взаимодействий и атмосферы развития сознания.
О системе взаимодействий и об атмосфере развития сознания. Нашими исследованиями установлено, что система отношений, взаимодействий, описанных выше, атмосфера развития сознания строятся на основе заинтересованного овладения дополнительным иностранным языком в условиях честной и доброй конкуренции и, как следствие, процессы воспитания и самовоспитания могут способствовать формированию учащихся как социально значимых личностей. Подход, обсуждаемый в настоящей статье, благоприятствует развитию таких качеств личности, как инициативность и решительность, которые требу-
ются на этапе включения учащегося в соревнование за возможность поездки за рубеж, в страну изучаемого языка; трудолюбие и терпение, необходимые школьнику при изучении иностранного языка; самостоятельность и самоконтроль, которые требуются ему в общении, когда его, находящегося за рубежом, не могут поддержать учитель, родители или друзья; высокая образованность в итоге такой системы обучения и воспитания; наконец, развитое стремление к самосовершенствованию, оказывающееся важным бонусом такого развития учащегося.
Итак, мы установили, что наличие живой иноязычной среды, непосредственного общения и системы отношений, строящихся на основе заинтересованного овладения дополнительным иностранным языком в условиях честной и доброй конкуренции, являются факторами, способствующими формированию личности. Этот комплекс составляют также зарубежные поездки учащихся, глубокое (порой почти профессиональное) овладение иностранным языком из нестандартного набора, сочетающееся с приобретением межкультурной компетенции в области страноведения, знаний культуры народа страны изучаемого языка. Последнее способствует не только воспитанию и самовоспитанию школьника, но также формированию его как вторичной языковой личности. Данная концепция была высказана И. И. Халеевой еще в 1989 г. [6] как идея, требующая практического воплощения и заслуживающая должной практической реализации.
Выполненный нами многофакторный анализ позволяет сформулировать некоторые выводы относительно инновационного характера предлагаемого подхода.
• На основе данного подхода закладываются многообразные связи, формирующиеся на почве «нацеленного и заинтересованного изучения» российскими учащимися национального языка конкретной зарубежной страны, которые способствуют формированию аутентичной коммуникативной и межкультутной компетенции (а следовательно, в перспективе, — подготовке специалистов), владе-
нию языком из нестандартного набора, а также компетенции в области географии, страноведения, истории и культуры страны изучаемого языка. Такие знания реально подкрепляются интеграцией, различными формами дружеского международного обмена: международной перепиской; поездками в страну изучаемого языка, в конкретный город, в конкретную зарубежную школу; приглашением зарубежных гостей-сверстников в Россию; обменом школьников опытом обучения; обменом учителей опытом преподавания; многообразным культурным обменом.
• Рассмотренный подход обеспечивает новые возможности, связанные с обучением иностранным языкам в средней школе, формирование различных типов компетенции учащихся и подлинное, недекларативное формирование в них вторичных языковых, т. е. реально лингвистически- и культурно-компетентных личностей. Он является, пожалуй, самым убедительным и действенным подходом, в рамках которого реализуется идея формирования вторичной языковой личности.
• Попутно с решением задач обучения решаются задачи воспитания и самовоспитания учащихся, т. е. формирования творческих личностей завтрашнего дня, способных самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их.
Если смотреть ненаучным взглядом, со стороны, то очевидным результатом ориентированных школ оказывается эффективное овладение учащимися дополнительным иностранным языком. Результат, который не планировался, но вызрел эволюционно, — формирование отношений международного сотрудничества ориентированной отечественной школы со школой в стране изучаемого языка в сфере образования, воспитания и развития культурного обмена.
Таким образом, мы в общих чертах обсудили суть инновационного подхода, который предполагает решение целого ряда важнейших педагогических и образовательных задач и базируется на нацеленном и заинтересованном изучении дополнительного иностранного языка
учащимися школы. Данный подход, как мы убедились на практике, в ходе исследования опыта ряда школ Москвы и Иркутска, становится основой для решения важнейших педагогических задач, в частности по задействованию в процессе обучения дополнительному иностранному языку в средней школе скрытых резервов, связанных с инициацией соревнования учащихся за лучшие знания и успеваемость по всем учебным предметам, с инициацией процессов самообучения и самовоспитания школьников.
В ходе исследования нами был прослежен процесс формирования многообразных связей, которые исключительно важны в деле интеграции обучения и воспитания отечественных школьников. Это — связи типа «российские учащиеся — учащиеся зарубежных школ», «российские школы — школы зарубежных стран, язык которых изучается», а также полезные в обучении и воспитании связи, формирующиеся на этой основе, задействующие и интегрирующие все звенья системы среднего образования: «учащиеся — учитель российской школы», «учащиеся — учителя — администрация российской школы», «учащиеся — учителя — администрация школы — родители», «учащиеся — учителя — администрация школы — родители — администрация отдела образования» и т. д.
Главная ценность такого рода интеграции заключается в том, что, во-первых, связи, формирующиеся на почве заинтересованного изучения иностранного языка учащимися, способствуют приобретению ими многообразной речевой и экстралингвистической компетенции в изучаемом иностранном языке, причем эта компетенция действенно подкрепляется различными формами дружеского международного обмена; во-вторых, в условиях очевидной заинтересованности школьников в возможностях, предоставляемых международным обменом, активизация в изучении иностранного языка стимулирует активизацию в овладении другими учебными предметами; в-третьих, такая интеграция дисциплинирует
учащихся в школе и дома (при приготовлении домашних заданий), возбуждая нормальную конкуренцию. В итоге это приводит к активному формированию личности учащихся, а также к развитию их как вторичных языковых личностей.
Все перечисленное в совокупности — приобретенные знания, навыки, умения и компетенции, культурный обмен, узы дружбы — не может не способствовать воспитанию российских школьников как законопослушных и мыслящих граждан, формированию в них широко эрудированных и талантливых личностей. Вот почему подобные связи следует всемерно укреплять.
Суть нашего инновационного подхода заключается в ориентации на культурно-языковую интеграцию и нацеленное формирование личностей учащихся. Мы убеждены, что у этого подхода большое будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов.- М. : Просвещение, 1966.
2. Беляев, Б. В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку / Б. В. Беляев // Психология обучения иностранному языку. — М., 1967. — С. 5—17.
3. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. — М. : Просвещение, 1978. — 159 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — М. : Политиздат, 1977. — 304 с.
5. Медведев, Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (2009) [Электронный ресурс] // Президент России: выступления и стенограммы: [офиц. сайт]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
6. Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи / И. И. Халеева. — М. : Высш. шк., 1989. — 238 с.
7. Cherry, C. On Human Communication (A Review, a Survey and a Criticism) / C. Cherry. — N. Y. ; L. : Academic Press, 1957. — 225 p.
Поступила 17.12.10.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (на примере интегрированного курса «История, культура и искусство англоговорящих стран»)
О. В. Кузнецова (Лингвистическая гимназия № 6, г. Пенза)
Рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения иностранному языку. Автор опирается на основные положения теории и метода моделирования и предлагает структуру модели формирования ценностного отношения к культуре стран изучаемого иностранного языка у учащихся лингвистической гимназии.
Ключевыге слова: ценностное отношение; формирование ценностного отношения; культура англоговорящих стран; модель; метод моделирования.
Общеизвестно, что развитие цивилизации определяется триадой ценностей «человек — культура — образование». Современная социокультурная ситуация и условия открытого информационного пространства характеризуются появлением новых требований к социализации и воспитанию, знаниям и компетентностям молодежи, качеству социального капитала. В связи с этим приоритетной задачей выступает воспитание культур-
ного человека, способного к коммуникационному взаимодействию, сотрудничеству и созиданию в системе «человек — человек — коллектив — общество — человечество», умеющего решать новые, нестандартные задачи.
Одним из возможных подходов к решению вышеназванной задачи могут стать построение и реализация на практике модели формирования ценностного отношения к культуре стран изучаемого
© Кузнецова О. В., 2011