Научная статья на тему 'Инновационный метод анализа социально-культурной среды крупного города'

Инновационный метод анализа социально-культурной среды крупного города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
393
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / СITY'S CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON / CULTURAL PROJECT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кизилова Ирина Николаевна, Хорева Любовь Викторовна

Предстиавлен метод многомерной оценки проекта в сфере культуры, основанный на взаимосвязанном анализе ресурсного поля, общественного мнения и информационной среды, влияющих на эффективность реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кизилова Ирина Николаевна, Хорева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE METHOD OF CITY'S SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT

In the article it is considered a multidimensional estimation method designed to evaluate projects in the cultural sphere of the city life. The method's dimensions are: city administration's resources, inhabitants' public opinion and informational means accessible to city's dwellers.

Текст научной работы на тему «Инновационный метод анализа социально-культурной среды крупного города»

УДК 316.334.56:330.341.1

И.Н. КИЗИЛОВА, Л.В. ХОРЕВА

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КРУПНОГО ГОРОДА

Ключевые слова: культурная среда города, социально-культурное явление, культурный проект.

Предстиавлен метод многомерной оценки проекта в сфере культуры, основанный на взаимосвязанном анализе ресурсного поля, общественного мнения и информационной среды, влияющих на эффективность реализации проекта.

I.N. KIZILOVA, L.V. HOREVA AN INNOVATIVE METHOD OF CITY'S SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT

Key words: dty's cultural environment, social and cultural phenomenon, cultural project

In the article it is considered a multidimensional estimation method designed to evaluate projects in the cultural sphere of the city life. The method's dimensions are: city administration's resources, inhabitants’ public opinion and informational means accessible to city's dwellers.

Культура в Санкт-Петербурге является градообразующим фактором и оказывает значительное влияние на все сферы жизни города. Культурное пространство многомерно, благодаря многочисленным функциям культурной деятельности в обществе, типов и жанров культурной продукции, многообразию учреждений культуры различных организационно-правовых форм и форм собственности, уровням подчинения. Мониторинг и оценка результатов функционирования сферы культуры являются необходимыми инструментами эффективного стратегического и текущего управления отраслью, а также индикатором результативности социокультурного проектирования в сфере культуры.

В последние годы в бюджетной сфере широко внедряется подход к финансированию сферы культуры - бюджетирование, ориентированное на результат, позволяющий точнее оценить эффективность вложения бюджетных средств. Комитет по культуре Санкт-Петербурга использует данные мониторинга деятельности организаций культуры для выбора проектов, заслуживающих получение государственных субсидий, и для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств. Однако в мировой практике до сих пор не сформирован универсальный эффективный механизм оценки функционирования сферы культуры и расходования средств, направляемых на ее поддержку.

В настоящее время в государственном учреждении культуры и дополнительного образования «Институт культурных программ» (ИКП) [2] разработан и успешно применяется инновационный метод многомерной оценки социальнокультурных явлений, позволяющий комплексно определять вклад культуры в экономику города и аргументированно судить о результативности отдельных направлений культурной деятельности, а также конкретных проектов.

Метод основан на исследовании отдельного социально-культурного явления (события, проекта, мероприятия) с точки зрения трех составляющих его реализации: анализа ресурсного поля явления, изучения общественного мнения по данной проблеме, анализа степени освещенности предмета исследования в СМИ, а также их отношения к оцениваемому проекту.

В результате использования данного метода формируется многомерное представление о культурной среде города, выявляется комплексный путь решения проблемы. Трехсторонний мониторинг состояния культурной среды позволяет обнаружить все основные факторы, препятствующие успешной реализации культурного проекта. Применение метода позволяет обеспечить сбор и анализ информации для определения правильности выбора приоритетов со-

временной культурной политики в разрезе ресурсного обсечения, формирования общественного мнения и участия СМИ в освещении ситуации.

Анализ ресурсного поля включает в себя изучение трех направлений реализации проекта (мероприятия, события): структурного, событийного и финансового. Структурное направление сосредоточено на выявлении количества и качества ресурсов организаций. Определение числа организаций, их кадровых и материальных ресурсов призвано выявить перспективы дальнейшего развития культурной среды. Для более глубокого анализа участники реализации проекта (мероприятия) классифицируются по различным основаниям: направлению деятельности, форме собственности, уровню подчиненности и т.д.

Событийное направление позволяет проанализировать особенности деятельности участников проекта путем изучения всех событий (видов деятельности, оказываемых услуг), их типов и характера с использованием принципов фактографического анализа. Активная и разнообразная проектная деятельность участника свидетельствует о готовности к дальнейшему развитию. Финансовый аспект позволяет оценить имеющиеся в распоряжении участников проекта ресурсы, рассчитать необходимый объем финансирования для решения конкретной задачи, что в дальнейшем используется при разработке целевых программ.

Анализ ресурсов предполагает наличие опыта по составлению необходимого и достаточного перечня данных, сбору и обработке информации, знания типологии учреждений отрасли, их функциональных особенностей. Многолетняя деятельность ИКП как регионального информационного центра по культуре включает в себя сбор, обработку, хранение и распространение информации о культурной жизни Санкт-Петербурга; создание информационных систем и баз данных по учреждениям культуры, культурным событиям, деятельности отдельных видов учреждений (музеев, библиотек и т.д.), по количеству сотрудников и заработной плате в учреждениях культуры городского подчинения; обработку статистических и аналитических запросов о культурной жизни Санкт-Петербурга от органов власти и различных организаций. Это позволяет ИКП активно использовать накопленный материал для описания ресурсного поля культурной среды города. Особенно значимым для всестороннего анализа является наличие данных мониторинга различных аспектов функционирования отрасли культуры за 15 лет, которыми располагает ИКП сегодня.

Исследование общественного мнения для сферы культуры является необходимым методом получения информации в связи со спецификой отрасли, основным потребителем услуг которой является население: жители города и туристы. Особое значение имеют многолетние социологические наблюдения, позволяющие выявлять динамику приобщенности петербуржцев к культурной жизни, их предпочтения в данной сфере, что представлено, например, в работе М.Е. Илле [1]. Основным параметром в исследованиях, координируемых ИКП, является вычисление индекса приобщенности конкретной группы людей к культурной жизни. Оценка проводится в разрезе социально-демографических групп: взрослое население, дети; лица с ограниченными физическими возможностями; мигранты и ряд других. Одной из важнейших задач исследования является выявление причин, мешающих более благоприятному развитию социальнокультурного явления (ситуации). Социологический опрос зачастую состоит из двух частей: опроса населения Петербурга и опроса экспертов из числа руководителей организаций, на изучение функционирования которых направлено исследование, а также независимых специалистов. Экспертный опрос позволяет выявить внутренние особенности и проблемы предмета исследования, которые, как правило, скрыты от потребителей культурных услуг, а также получить профессиональную

оценку ситуации на основе суммирования мнения наиболее опытных специалистов города по конкретному направлению.

Репрезентативность выборки на всех этапах обеспечивается методом случайного отбора. Относительно генеральной совокупности параметры выборки контролируются по полу и возрасту. Отбор экспертов осуществляется на основе принципа равномерного охвата различного вида организаций и органов государственного управления.

В опросе населения используется количественный метод, для которого характерна высокая степень формализации данных, что позволяет, в основном, измерять количественные параметры. Для опроса экспертов, как правило, используется качественный метод, для которого характерно получение информации в виде неформализованных описаний объекта. Это позволяет избежать влияния на характер получаемых в ходе опроса данных, однако не дает возможности применять сопоставление данных, процентные распределения и т.д. Качественный метод также требует больше усилий при интерпретации полученных результатов и опасен проявлением субъективности.

Наиболее эффективной стратегией в социологическом исследовании является комбинирование количественного и качественного метода для проверки рабочих гипотез, что и является предпочтительным при изучении сферы культуры.

Анализ степени освещенности культурного проекта в региональных СМИ, а также отношения городских СМИ к культурной среде в целом проводится путем мониторинга сообщений, публикуемых в различных СМИ. Данные, получаемые таким путем, позволяют судить о степени освещенности в СМИ Санкт-Петербурга и Северо-Запада России конкретной общественно значимой проблемы; оценить интерес к ней журналистов; характер и ключевые темы информационных сообщений. Технология мониторинга заключается в комплексном анализе публикаций за выбранный период времени наиболее значимых СМИ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона: печатных изданий, телеканалов, радиостанций, информационных и информационно-аналитических агентств, популярных новостных Интернет-сайтов. Для доступа к таким публикациям используются ресурсы медиабанка информационно-аналитического агентства «Интегрум», а также сайтов СМИ Санкт-Петербурга и СевероЗападного региона России, найденных с помощью российских поисковых Интернет-систем Yandex и Rambler.

Собранный материал позволяет оценить качество информационной поддержки проектов в сфере культуры и произвести необходимую коррекцию коммуникаций со СМИ. Ежегодно с участием СМИ составляется рейтинг самых популярных фестивалей среди журналистов. Эти данные не только позволяют выявить наиболее успешные в продвижении фестивали, но и оценить выполнение организаторами мероприятий маркетингового плана, являющегося неотъемлемой частью заявки на конкурс проектов. Вместе с оценками экспертного совета эти данные учитываются при рассмотрении заявок от организаторов фестивалей в следующем году.

Описанный метод многомерной оценки является универсальным и может применяться к различным социально-культурным явлениям и ситуациям. Глубокая и профессиональная объективная оценка результатов культурных процессов становится крайне актуальной в современных экономических условиях. Основным итогом трехстороннего анализа является возможность разработки комплекса обоснованных мероприятий, направленных на решение проблемы, что позволяет добиться максимально эффективного использования финансовых, кадровых и временных ресурсов для достижения желаемого результата.

Важно отметить, что ИКП в последние годы успешно использует данный механизм в научно-практических исследованиях сферы культуры Петербурга. Прежде всего, данный метод используется при разработке целевых программ, концепций развития отрасли и отдельных учреждений, разработке оценочных документов для грантовых конкурсов, изучении отдельных проблем в социокультурной сфере, таких, как снижение образовательной роли культуры, недостаточная доступность культурных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, низкая социокультурная адаптация мигрантов, недостатки продвижения культурных услуг.

Литература

1. Илле М.Е. Петербуржцы в театрах, на концертах и выставках. Исследование художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX-начала XXI века / М.Е. Илле. М.; СПб., 2008.

2. http://www.spbicp.ru/about.shtml.

КИЗИЛОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА - заместитель директора, Санкт-Петербургское ГУ культуры и дополнительного образования «Институт культурных программ», Россия, Санкт-Петербург (irina_kizilova@mail.ru).

KIZILOVA IRINA NIKOLAEVNA - deputy director, St. Petersburg State Institution of Culture and further education «Institute of Cultural Programs», Russia, St. Petersburg.

ХОРЕВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления социальной сферой, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия, Санкт-Петербург (luhor@inbox.ru).

HOREVA LUBOV VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of Economics and Management of social issues Russia, St. Petersburg State University of Economics and Finance, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.