Научная статья на тему 'Инновационный механизм защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Инновационный механизм защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОСТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буглак К.А.

В статье рассматривается методологический подход к инновационному механизму защиты имущественных интересов сельхозпроизводителей. Проведена оценка развития регионального рынка агрорисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный механизм защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей»

27 (117) - 2012

Инновации

УДК368.5

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

К. А. БУГПАК,

аспирант кафедры финансов E-mail: ulibinalk@mail. ru Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассматривается методологический подход к инновационному механизму защиты имущественных интересов сельхозпроизводителей. Проведена оценка развития регионального рынка агрорисков.

Ключевые слова:агрострахование, страховая премия, страховое возмещение, принцип.

Исследуя механизм защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо отметить, что агрострахование является одним из самых сложных видов страхования с точки зрения многофакторности рисков.

Как показывает международный опыт, сельскохозяйственное страхование относится к наиболее эффективным инструментам управления природными рисками и, следовательно, повышения финансовой устойчивости и экономической стабильности агропромышленного производства.

Действенная система агрострахования позволяет предотвратить резкие колебания доходов сельхозпроизводителей, связанные с неблагоприятными естественными явлениями; создать условия для улучшения финансового положения, в том числе и за счет расширения возможностей кредитования; повысить инвестиционную привлекательность аграрного сектора.

Программы субсидирования сельскохозяйственного страхования есть в большинстве развитых и развивающихся стран, так как этот вид страхования имеет высокую социальную значимость - он напрямую влияет на повышение стабильности уровня жизни сельского населения.

Оценка тенденций развития рынка сельскохозяйственного страхования в Краснодарском крае показала, что уровень собранных премий в регионе увеличился в 2010г. по сравнению с 2006г. в 2,5 раза (табл. 1).

Объем рынка сельскохозяйственного страхования в крае в 2010 г. составил 574,0 млн руб., из них 216 млн было получено в рамках страхования с господдержкой, 358 млн - по страхованию без господдержки.

Расходы на субсидирование агрорисков в регионе составляли от 92,6 млн до 213 млн руб., из федерального бюджета - от 84,5 млн до 161 млн руб., из регионального бюджета - от 3 млн до 52 млн руб.

Основные индикаторы развития рынка сельскохозяйственного страхования в разрезе субъектов РФ представлены в табл. 2. Рыночная доля сельскохозяйственного страхования в крае составляет 5,9 %, уровень выплат - 42,4 %.

Оценка тенденций развития АПК в Краснодарском крае показала, что за последние годы наблю-

Таблица 1

Развитие рынка сельскохозяйственного страхования в Краснодарском крае

Год Страховые премии, млн руб. Количество заключенных договоров страхования с господдержкой, ед. Расходы на субсидирование агрострахования в Краснодарском крае, млн руб.

Всего В том числе с государственной поддержкой

Всего Уровни бюджета

Федеральный Региональный

2006 226,0 184,7 216,0 92,6 89,6 3,0

2007 335,0 270,0 213,0 135,0 108,0 27,0

2008 498,0 231,0 118,0 200,0 160,0 40,0

2009 539,0 400,0 153,0 213,0 161,0 52,0

2010 574,0 216,0 46,0 107,6 84,5 23,4

Таблица 2

Основные показатели в 2010 г. рынка сельскохозяйственного страхования и АПК

в разрезе субъектов РФ

Субъект Страховые премии, млн руб. Рыночная доля, % Доля общих посевных площадей под урожай, % Уровень страховых возмещений, % Индекс производства продукции сельского хозяйства

Российская Федерация 8 805,8 100,0 13,0 72,3 88,1

Краснодарский край 574,0 5,9 4,8 42,4 104,5

Ставропольский край 522, 8 5,4 3,8 49,1 103,3

Ростовская область 359,0 3,7 5,8 90,6 98,6

Волгоградская область 168,8 1,7 3,6 165,6 87,7

Республика Адыгея 6,1 0,1 0,3 327,1 100,4

даются систематические риски недобора урожая сельскохозяйственных культур из-за чрезвычайных ситуаций. В 2009г. площадь погибших посевов и многолетних насаждений увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2005 г. и составила 100 397,4 га, нанесен ущерб АПК в пределах 2 654 034,2 тыс. руб. (табл. 3).

Проведенный анализ ситуации на рынке сельскохозяйственного страхования показал, что действующая система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой не эффективна, и для дальнейшего ее развития необходимо в значительной степени изменить существующие механизмы страхования сельскохозяйственных рисков,

а также основные подходы и принципы оказания государственной поддержки в рамках данного направления.

Сельскохозяйственное страхование должно основываться на следующих принципах (табл. 4).

Данный инновационный механизм защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ призван устранить имеющиеся недостатки, направлен на разработку новых страховых программ на основе эффективной системы перестрахования сельскохозяйственных рисков, а также на увеличение объемов государственного субсидирования аграрного страхования, что будет способствовать превращению системы

Таблица 3

Гибель посевов, многолетних насаждений и ущерб от чрезвычайных ситуаций

в АПК Краснодарского края

Показатель 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.

Га Тыс. руб. Га Тыс. руб. Га Тыс. руб. Га Тыс. руб. Га Тыс. руб.

Северная зона 18 356,5 196 134,7 8 651,5 123 175,9 60 094,5 1 345 685,0 732,7 10 033,3 43 757,4 1 405 430,3

Центральная зона 13 306,0 160 596,3 22 855,5 440 240,0 9 063,8 160 777,0 9 207,1 123 865,5 54 106,0 1 074 499,5

Западная зона 2 382,0 20 131,5 48 444,7 246 071,9 12 888,0 219 764,6 237,0 6 538,8 454,0 115 341,7

Южнопредгорная зона 5 014,2 38 454,5 3 999,2 31 502,9 1 889,0 29 800,0 2 300,0 28 784,4 208,0 58 762,7

Черноморская зона 1 416,0 52 512,0 20 038,8 818 908,1 — — 517,8 84 649,0 — —

Всего по краю 40 475,3 467 829,0 63 989,9 1 659 898,8 83 929,3 1 756 026,6 12 994,6 253 871,0 100 397,4 2 654 034,2

^ччт финансовая аналитика

42 ^ проблемы и решения

Инн0вации_ 27 (117) - 2012

Таблица 4

Основные принципы для эффективного развития сельскохозяйственного страхования в РФ

Принцип Особенности

Добровольность Страхование сельскохозяйственных рисков - стратегия управления рисками коммерческих предприятий, индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и фермерских хозяйств на добровольной основе. В зарубежных странах, где сельскохозяйственное страхование было обязательным, впоследствии проводились реформы по переводу системы на добровольные принципы

Заинтересованность Участие в программе сельскохозяйственного страхования должно быть выгодно для сельхозпроизводителей и государства

Риск-менеджмент Страхование должно стать важным элементом риск-менеджмента для страховых организаций и сельхозпроизводителей как инструмент управления рисками в АПК

Многовариантность продуктовой линейки Страхователь должен иметь свободу выбора подходящего для него страхового продукта и уровень его покрытия. Субсидируемый договор страхования должен приниматься банками в качестве обеспечения залога

Стимулирование эффективных производственных технологий сельхозпроизводителей Страхование должно стимулировать развитие производственных технологий в сельском хозяйстве. При расчете страховой премии должно учитываться наличие технологий, снижающих риски сельхозпроизводителя, а показатель недобора урожая должен рассчитываться исходя из собственных показателей урожайности хозяйства, а не из среднего по региону уровня. Важным фактором детализации тарифов является единая статистическая база в рамках профессионального объединения страховых компаний

Прозрачность и ответственность системы субсидий Для сохранения свободной конкуренции между сельхозпроизводителями государственные субсидии должны предоставляться в равном размере вне зависимости от субъекта РФ и типа хозяйства. Весь механизм перечисления субсидий должен быть максимально простым и прозрачным, не предусматривающим двоякого толкования. При этом должны быть предусмотрены санкции за несоблюдение сроков перечисления субсидий

Сбалансированность Объем выделяемых субсидий должен находиться в прямой зависимости от величины спроса на сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Должен быть предусмотрен механизм дополнительного выделения субсидий на случай превышения заявок на субсидии над суммарным объемом выделенных средств

Многоуровневая система страховой защиты Специфика сельскохозяйственного страхования (высокая вероятность кумуляции рисков), а также высокая социальная значимость этого вида страхования определяют необходимость дополнительных требований к надежности страховых компаний, работающих в этой сфере. Эффективным критерием отбора страховщиков является использование рейтингов их надежности. Важным фактором, повышающим надежность системы, является создание многоуровневой системы страховой защиты - организация перестраховочного пула либо государственной перестраховочной компании

Институт независимой экспертизы В основу системы андеррайтинга и урегулирования убытков в сельскохозяйственном страховании должна быть положена независимая экспертиза, которая призвана уменьшить число спорных случаев и повысить доверие между страховщиками и страхователями

Мониторинг рисков в АПК Необходимо развитие информационного обеспечения мониторинга управления сельскохозяйственных рисков в АПК

агрострахования в действенный механизм управления рисками в сельском хозяйстве.

Оценка системы страхования сельскохозяйственных рисков в РФ и Краснодарском крае позволила сделать следующее выводы и предложения:

- формирование и функционирование системы страхования рисков в сельском хозяйстве - это сложный и многофакторный процесс, который зависит от динамичного развития страховых отношений, индивидуализации спроса на страховые услуги, постоянных технологических и продуктовых инноваций;

- движущей силой долгосрочного развития страховой системы управления рисками в сельском хозяйстве становится повышение устойчивого и эффективного взаимодействия между институтами: государством, профессиональными объединениями страховщиков, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, сельскохозяйственными организациями, институтом независимой экспертизы, банками, лизинговыми компаниями, вузами (см. рисунок);

- дальнейшее развитие системы страхования рисков сельскохозяйственных товаропроизводи-

Взаимодействие институтов и их интересов по созданию эффективной страховой защиты в АПК

телей зависит от стабильности уровня государственной поддержки в свете институциональных преобразований;

- региональный уровень поддержки страхования рисков должен стать важным элементом в системе господдержки, который позволит развить институт сельскохозяйственного страхования в регионе, сохранить и динамично развивать аграрное производство в Краснодарском крае, минимизировать значительные ресурсы бюджетных средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стабилизировать доходы сельхозпроизводителей и повысить уровень жизни сельского населения;

-для обеспечения страхователю и страховщику равных юридических условий при рассмотрении споров необходимо развитие в регионе пилотного проекта досудебного урегулирования отношений

(медиации) по договорам сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой;

-необходимо развитие информационного обеспечения мониторинга управления сельскохозяйственных рисков в АПК.

Список литературы

1.Сводный отчет в разрезе субъектов РФ о страховании урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой за 2010 год / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. М., 2011.

2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

3. URL: http://www. raexpert. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.