Научная статья на тему 'Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в Мининском университете'

Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в Мининском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА БАКАЛАВРОВ / ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ / КЛИНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРАКТИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуткова Галина Александровна, Прохорова Ирина Владимировна

Problems of increase of efficiency of training of the bachelor in system of the higher education have the specifics for each direction of preparation, the region, higher education institution and the most trained. In article need of realization by future bachelors of an individual educational trajectory in the course of development of the main professional educational program of the higher education uniting in itself the world of professions, professional education and subjects of activity when mastering a certain qualification (profession) is reasoned. Are considered by innovative conditions of the praktiko-focused training subject and activity structure of creation of OPOP IN and a network form of realization of the integrated clinical practice. Relevance and essence of the integrated clinical practice in the context of activity approach for achievement trained educational result and providing effective "entrance" to a profession are presented. Definite purposes, tasks, content of activity, and also assignment condition to the network partner of the status "clinical base of practice".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папуткова Галина Александровна, Прохорова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CONDITIONS OF NETWORK REALIZATION OF PRACTICE OF BACHELORS AT MININSKY UNIVERSITY

Problems of increase of efficiency of training of the bachelor in system of the higher education have the specifics for each direction of preparation, the region, higher education institution and the most trained. In article need of realization by future bachelors of an individual educational trajectory in the course of development of the main professional educational program of the higher education uniting in itself the world of professions, professional education and subjects of activity when mastering a certain qualification (profession) is reasoned. Are considered by innovative conditions of the praktiko-focused training subject and activity structure of creation of OPOP IN and a network form of realization of the integrated clinical practice. Relevance and essence of the integrated clinical practice in the context of activity approach for achievement trained educational result and providing effective "entrance" to a profession are presented. Definite purposes, tasks, content of activity, and also assignment condition to the network partner of the status "clinical base of practice".

Текст научной работы на тему «Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в Мининском университете»

УДК 378.1

Г.А. ПАПУТКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: paputkova-ga@mininuniver.ru И.В. ПРОХОРОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: prokhorovaiw@yandex. ru

ИННОВАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ СЕТЕВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

G.A. Paputkova, I.V. Prokhorova

INNOVATIVE CONDITIONS OF NETWORK REALIZATION OF PRACTICE OF BACHELORS AT MININSKY UNIVERSITY

Проблемы повышения эффективности подготовки бакалавра в системе высшего образования имеют свою специфику для каждого направления подготовки, региона, вуза и самого обучающегося. В статье аргументирована необходимость реализации будущими бакалаврами индивидуальной образовательной траектории в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования, объединяющей в себе мир профессий, профессиональное образование и субъектов деятельности при овладении определенной квалификацией (профессией). Инновационными условиями практико-ориентированного обучения рассматриваются предметно-деятельностная структура построения ОПОП ВО и сетевая форма реализации интегрированной клинической практики. Представлены актуальность и сущность интегрированной клинической практики в контексте деятельностного подхода для достижения обучающимися образовательного результата и обеспечения эффективного «входа» в профессию. Определены цели, задачи, содержание деятельности, а также условия присвоения сетевому партнеру статуса «клиническая база практики».

Ключевые слова: предметно-деятельностная структура, интегрированная клиническая практика бакалавров, перспективная модель интегрированной клинической практики будущих бакалавров, клиническая база практик.

Problems of increase of efficiency of training of the bachelor in system of the higher education have the specifics for each direction of preparation, the region, higher education institution and the most trained. In article need of realization by future bachelors of an individual educational trajectory in the course of development of the main professional educational program of the higher education uniting in itself the world of professions, professional education and subjects of activity when mastering a certain qualification (profession) is reasoned. Are considered by innovative conditions of the praktiko-focused training subject and activity structure of creation of OPOP IN and a network form of realization of the integrated clinical practice. Relevance and essence of the integrated clinical practice in the context of activity approach for achievement trained educational result and providing effective "entrance" to a profession are presented. Definite purposes, tasks, content of activity, and also assignment condition to the network partner of the status "clinical base of practice".

Keywords: Subject and activity structure, the integrated clinical practice of bachelors, perspective model of the integrated clinical practice of future bachelors, clinical base the practician.

В современных быстроменяющихся социокультурных условиях образование принимает интегральный характер, конечным результатом которого являются не образовательные стандарты, программы и методики, а выпускники - бакалавры,

специалисты, магистры, являющиеся главными движущими силами устойчивого экономического роста каждого региона и в целом страны.

Удовлетворение потребности в квалифицированных бакалаврах остается острой проблемой для организаций и предприятий. В то же время степень готовности выпускников университетов к решению профессиональных задач, получивших классическое «знаниевое» образование, не удовлетворяет работодателей, так как программы обучения студентов не успевают за быстрым развитием производственных технологий. Разрыв между теоретическими знаниями выпускников и подлежащими освоению профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций в соответствии с видами профессиональной деятельности, становится все более ощутимым.

Проблемы повышения эффективности подготовки бакалавра в системе высшего образования имеют свою специфику для каждого направления подготовки, региона, вуза и самого обучающегося.

Требования современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО) ориентированы на достижение образовательных результатов (компетенций и профессионально важных качеств) с учетом индивидуальных запросов студентов.

Образовательные результаты через проектирование путем анализа и соотнесения компетенций ФГОС ВО с трудовыми функциями профессиональных стандартов находят отражение в содержании основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее - ОПОП ВО).

В процессе освоения ОПОП ВО студент (субъект деятельности) реализует свою индивидуальную образовательную траекторию, которая объединяет в себе мир профессий, профессиональное образование и субъектов деятельности при овладении определенной квалификацией (профессией).

В связи с этим целью образовательного процесса является создание эффективных условий подготовки бакалавров на активном участке этой траектории и переход от традиционного освоения ЗУНов в процессе изучения различных, слабо интегрированных дисциплин к решению сложных задач, требующих интеграции частных знаний и умений в компетенции всех деятельностей, субъектом которых призван стать выпускник вуза.

По нашему мнению, одним из условий, позволяющим разрешить это противоречие, является предметно-деятельностная структура ОПОП ВО, которая отвечает требованиям связности и интегративности и обеспечивает успешность формирования у студента профессиональных компетентностей видам деятельности и готовности будущего выпускника к трудовой деятельности в целом. Такая связность содержания может быть обеспечена не только за счет структурирования изучаемых дисциплин, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования.

Для того чтобы содержание ОПОП ВО обеспечивало формирование компетентностей как способности и готовности выпускника к профессиональной деятельности в условиях быстроменяющейся развивающейся практики, оно должно усваиваться обучающимися в процессе анализа условий их использования, благодаря которым они становятся необходимыми.

В реализуемых Мининским университетом ОПОП ВО это предусмотрено через такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение закрепление и актуализация учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения, то есть на практике (например, через учебные и производственные практики, полевые занятия, стажировки, разработку и реализацию проектов, погружение в предметную среду и др.).

Сохраняя классические академические традиции в виде учебных и производственных практик, в высшее образование проникают инновационные идеи вариативности, что позволяет усилить практическую ориентацию профессионального образования.

В этом плане мы видим наиболее оптимальную перспективу - создавать условия, когда студенты с самого начала обучения в вузе начинают практику и взаимодействие с конкретной организацией (предприятием), разрабатывая совместные инновационные проекты.

В качестве инновационного условия для достижения обучающимися образовательного результата в контексте деятельностного подхода и обеспечения эффективного «входа» в профессию наряду с традиционными видами учебной и производственной практики мы предлагаем интегрированную клиническую практику [25].

Данный вид практики представляет собой системную учебно-профессиональную деятельность студентов в условиях организации-работодателя на протяжении всего процесса обучения в вузе, которая направлена на решение актуальных конкретно-практических задач на основе проектной технологии как эффективного способа формирования компетенций [25].

Реализация и организация интегрированной клинической практики осуществляется через установление партнерских отношений с организациями (образовательными и/или иными) и развитие сети многопрофильных клинических баз практик, обладающих необходимыми ресурсами и готовых к созданию условий для эффективной профессионально-трудовой социализации, освоения деятельностного компетентностно-ориентированного содержания высшего образования будущего бакалавра и его личностно-профессионального становления.

Сетевое взаимодействие Мининского университета и организаций-партнеров по проведению практики представляет собой совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающимся проходить практику в рамках ОПОП ВО (и/или учебной программы образовательного модуля) определенного уровня

(бакалавриат/специалитет/магистратура) и направленности с использованием ресурсов организаций.

Участниками сетевого взаимодействия являются организации (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющие деятельность, соответствующую области и (или) объектам, и (или) видам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО, обладающие ресурсами (материальными, кадровыми, информационными и др.), необходимыми для проведения практики обучающихся, предусмотренных соответствующей ОПОП ВО (и/или учебной программы образовательного модуля).

Клиническая база практик представляет собой временную структуру, созданную на базе организации (образовательной или иной) на основе сетевого взаимодействия, деятельность которой направлена на развитие компетентности обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Целью деятельности клинической базы практик является повышение эффективности образовательного процесса, трансляция инновационного опыта в учебно-профессиональную деятельность студента на протяжении всего процесса обучения в вузе, в том числе через создание условий для реализации будущим бакалавром индивидуальной образовательной траектории.

Деятельность клинической базы практик направлена на реализацию следующих задач:

- организация совместной деятельности в форме сетевого взаимодействия, направленной на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов организации;

- освоение и приобретение обучающимися компетенций и/или их составляющих, предусмотренных основными образовательными программами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки;

- организация тьюторского сопровождения практик обучающихся;

- распространение инновационного опыта профессиональной деятельности организаций и другое.

Нами определены условиями присвоения сетевому партнеру статуса «клиническая база практики»:

- готовность администрации и коллектива организации к сотрудничеству с университетом;

- наличие в штате специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной компетентности и результативности деятельности, применяющих современные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы, а также способных осуществлять тьюторское сопровождение и руководство практиками обучающихся;

- организации успешно осуществляющей инновационную деятельность в профессиональной сфере.

Обязательным элементом интегрированной клинической практики является отработка необходимых методов и приемов в условиях моделирования профессионального действия. С этой целью проектируется содержание, формы и виды деятельности клинической базы практик:

- организация практики обучающихся на основе проектно-ориентированной деятельности;

- обеспечение реализации разноуровневых практических модулей;

- разработка инновационных моделей и программ практико-ориентированного обучения и совместная научно-методическая и научно-исследовательская деятельность;

- выездные занятия, мастер-классы, конференции, семинары, круглые столы;

- супервизия (развитие компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельности, под руководством наставника);

- интервизорские группы для общения, обмена опытом, профессиональной поддержки и роста обучающихся;

- профориентационная деятельность в сфере профессионального самоопределения и успешной адаптации студентов в профессиональной среде.

В настоящее время интегрированная клиническая практика в Мининском университете прошла апробацию и включена в график учебного процесса вуза. Формат проведения интегрированной клинической практики -в течение всего срока обучения студентов путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий по дням (неделям), например один день в неделю.

Интегрированная клиническая практика студентов в организации - клинической базе практик проходит под руководством наставника (тьютора) от организации и руководителя от вуза, что обеспечивает связь между теоретическим обучением и содержанием практики. Тьюторы закрепляются за студентами на основе индивидуальной работы (как самостоятельной, так и с руководителями) и работы в группе (на тренингах, обсуждениях). Наставник курирует от 3 до 5 студентов, что обеспечивает личностный подход к обучению, а также студентам предоставляется возможность коллективной деятельности. Студент наблюдает, анализирует, проектирует, решает учебно-профессиональные задачи и личностно развивается.

Итогом интегрированной клинической практики является внедренный проект студента по тематике, актуальной для организации (в виде курсовой работы, дипломного проекта (работы), отчета по практике с оценкой в диплом).

На сегодняшний день осуществлено макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики, где представлено обоснование общей идеи системы интегрированной клинической практики, определение ключевых качественных и количественных характеристик функциональной структуры системы, обеспечивающих ее результативность и эффективность [25].

Таким образом, предлагаемые нами в качестве инновационных условий практико-ориентированного обучения в Мининском университете: предметно-деятельностная структура построения ОПОП ВО и интегрированная клиническая практика - позволяют говорить об актуальности сетевой реализации программы практики бакалавров и транслировать новые образцы практического опыта для обеспечения оптимальных путей продуктивного педагогического взаимодействия в соответствии с требованиями Профессиональных стандартов.

Наши подходы к построению образовательной практики при реализации ОПОП ВО в условиях сетевого взаимодействия основанные на рефлексивно-деятельностных технологиях достаточно эффективно обеспечивают достижение поставленных целей - профессионально-трудовую социализацию, освоение будущим бакалавром деятельностного компетентностно-ориентированного содержания высшего образования и его личностно-профессионального становление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад, Б.М. Опережающее образование: теория и практика/ Б.Н. Бим-Бад//Советская педагогика.- 1998.-№8.-С.51-58.

2. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. - 69 с.

3. Бордовский, Г.А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста / Г.А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования. - СПб., 1996. - Вып. IV. - С. 14-16.

4. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход / А.А. Вербицкий // Новое знание. - 2001. - № 1 // [Электронный ресурс]. URL:www.jornal.znanie.org/n1 01/n1 01.html.

5. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сб. научн. тр. - Тюмень, 1992. - С. 5-14.

6. Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дисс...докт. пед. н. / Е.С. Заир-Бек. - СПб., 1995. - 35 с.

7. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. - Л.: СГУ, 1991. - 384 с.

8. Папуткова Г.А. Клиническая практика - инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования / Г.А. Папуткова, М.А. Картавых, И.В. Прохорова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 4.- Том 1. -с.96-101.

9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

11. Кузьмина, Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях / Н.В. Кузьмина // Методология педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. - С. 82-117.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. -352 с.

13. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: МГФ «Знание», 1996. - 312 с.

14. Марон, А.Е. Андрогогический подход к построению технологий обучения взрослых / А.Е. Марон, С.А. Филин // Человек и образование. - 2006. - № 6. - С. 10- 14.

15. Николина, В.В. Создание клинической базы практик для подготовки будущих учителей -стратегическая задача инновационного педагогического образования /В.В.Николина, Г.А.

Папуткова//Инновационное образование - локомотив технологического прорыва России: материалы образовательно-промышленного форума.- Н.Новгород, 2013. - С. 72-75.

16. Папуткова, Г.А Формирование конкурентоспособного специалиста в области профессионального экологического образования / Г.А. Папуткова // Образование и наука. -2006. - № 1. - С. 88-94.

17. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогические общество России, 1998.

18. Платонов, К.К. Профессиография - ее значение и методы работы / К.К. Платонов // Социальный труд. - 1971.- № 1. - С. 74-79.

19. Прикот, О.Г. О критериальных основаниях полипарадигмальной педагогики / О.Г. Прикот // Образование в изменяющемся мире: Сб. материалов конф,; под ред. О.Г. Прикот. -СПб., 1999. - С. 41-44.

20. Прохорова, И.В. Интерактивные методы и критериально-оценочная система как средство развития профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / И.В.Прохорова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика.- 2012. - № 4. - С. 121-128.

21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

22. Садовский, В.Н. Смена парадигм системного мышления / В.Н. Садовский // Системные исследования. Ежегодник - М.: Эдиториал УРСС, 1996. - С. 64-78.

23. Субетто, А.И. Системогенетика образования, образовательные циклы и образовательное общество в XXI веке / А.И. Субетто // Академия тринитаризма; [Электронный ресурс]. UTL: www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161276.htm .

24. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 8. - с. 107 - 114.

25. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию/А.Д Урсул.- М.: ВИНИТИ, 1996.

26. Якиманская, И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.

27. Картавых, М. А. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза / М.А. Картавых, И. В.Прохорова, Е. Л. Агеева // Вестник Мининского университета. - 2015. - №1 (9) - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch deyat/Vestnik/2015-04-16/kartavyx.pdf

© Папуткова Г.А., Прохорова И.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.