Научная статья на тему 'Инновационные тенденции как фактор обеспечения устойчивого развития экономики Севера'

Инновационные тенденции как фактор обеспечения устойчивого развития экономики Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕЛЬ / СЕВЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕР / INNOVATIVE INDUSTRIAL POLICY / MODEL / THE NORTH / INFRASTRUCTURE / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селин Владимир Степанович, Цукерман Вячеслав Александрович

Проведен комплексный анализ сложившихся позитивных и негативных тенденций в экономике северных регионов России и дана оценка влияния новых технологий на структурные изменения в социально-экономическом развитии. Рассмотрены основные внешние и внутренние факторы, влияющие на научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера. Разработаны концептуальные основы стратегии развития регионов Севера, основанные на переходе от ресурсной модели к инновационно-технологической. Обоснована возможность и целесообразность формирования производственных кластеров на Севере и показана их роль в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа. Органам власти северных регионов предложены меры по формированию высокотехнологичных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex analysis of the existing positive and negative tendencies in the economy of Russian northern regions was carried out and an evaluation of influence of new technologies on structural changes in socioeconomic development was given. The main external and internal factors influencing the scientific-technical and innovation potential of the northern regions are considered. It has been shown that under the conditions of production fluctuation, declining investment activities and lack of an active state industrial policy in the field of innovation, the measures on the economy restructuring did not result in production modernization on the basis of advanced technologies ensuring competitiveness of all components of products along the whole technological chain of their manufacturing. Under such conditions the main goal of innovation industrial policy should be creation of efficient mechanisms of stimulating technological modernization of priority directions of production development, serving as some "growth points" for other branches of the regional economy. Analysis of factors influencing formation and functioning of the innovation field indicates both directions for the state initiatives on support of innovations and the necessity to elaborate criteria for evaluation of innovation activities. Specificity of economy of northern regions require urgent solutions to questions connected to uniting efforts of participants of the innovation process for elaboration and realization of regional strategic priorities of industrial policy. Conceptual bases of development strategy in northern regions based on the transition from the resource model to the innovation-technological one are worked out. Possibility and expediency of forming production clusters in the North are substantiated, and their role in developing hydrocarbon resources of the Arctic shelf is shown. The situation being formed is first of all connected to the shelf development and gives all preconditions for the Murmansk region and other regions of the North to become one of the centers of cluster dynamics in the Russian Federation already in the nearest 10 years. The main direction of this dynamics will be technological processes and engineering, connected to searching, prospecting and extracting works on the Arctic shelf as well as with processing of natural gas to finished products with high value added. Another important direction will be raising competitiveness of transportation services, especially those oriented to exports and imports. The main link of formation of hightech centers will be special economic zones. Measures on forming high-tech clusters are proposed to authorities of the northern regions.

Текст научной работы на тему «Инновационные тенденции как фактор обеспечения устойчивого развития экономики Севера»

УДК 338.2(001.895)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

В.С. Селин, В.А. Цукерман

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Проведен комплексный анализ сложившихся позитивных и негативных тенденций в экономике северных регионов России и дана оценка влияния новых технологий на структурные изменения в социально-экономическом развитии. Рассмотрены основные внешние и внутренние факторы, влияющие на научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера. Разработаны концептуальные основы стратегии развития регионов Севера, основанные на переходе от ресурсной модели к инновационнотехнологической.

Обоснована возможность и целесообразность формирования производственных кластеров на Севере и показана их роль в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа. Органам власти северных регионов предложены меры по формированию высокотехнологичных кластеров.

Ключевые слова:

инновационная промышленная политика, модель, Север, инфраструктура, кластер.

Цель государственной политики на Севере - формирование институциональных условий, позволяющих обеспечить режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития территорий на основе ускоренного перехода от политики преимущественного освоения сырьевых ресурсов к сбалансированному развитию отраслей промышленности; создание механизмов поддержки использования достижений научно-технического прогресса; стимулирование действующих и создание новых территориально-производственных комплексов.

Для перехода регионов Севера к устойчивому развитию требуется реформирование технологической структуры экономики с концентрацией основных производственных мощностей на срединных и завершающих стадиях технологического цикла в перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, сфере услуг, производстве конечной продукции, включая товары народного потребления.

Реализация постановлений Правительства РФ последних лет, связанных со стратегией перевода экономики России на инновационный путь развития, требует от федеральных и региональных органов управления беспрецедентных усилий по развитию, поддержке и координации деятельности участников инновационного процесса, обеспечению позитивных сдвигов в реформировании национальной и региональных инновационных систем (НИС и РИС), существенному улучшению их основных параметров и организации управления экономикой.

В настоящее время в рамках концепции НИС ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) особое внимание уделяется направлениям и механизмам создания знаний и основанных на них их трансфера и коммерциализации в контексте развития экономики. Способность быстро меняться, гибко реагировать на полученную информацию, применять ее становится ключом к успеху инноваций и получению выгоды от тех знаний, которые создаются внутри компании [1].

Следует отметить, что развитие НИС и РИС не носит унифицированного характера. Напротив, исключительно важно учитывать региональные особенности и эффективно их использовать [2].

На научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера существенно влияют основные внешние и внутренние факторы (табл. 1).

На настоящий момент доля России в общемировом технологическом секторе составляет около

0.3%, а на рынке нанотехнологий - 0.04% [3]. По сравнению с Российской Федерацией основные показатели научно-технического и инновационного потенциала регионов Севера значительно ниже. Так, доля инновационных товаров, выполненных работ, услуг от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2008 г. по России составляла 5.0%, в регионах Севера - лишь 1.9%. При этом с 2000 по 2008 гг. значения оставались практически неизменными.

К сожалению, большая часть «позитивных» потенциалов Севера практически не используется в надлежащих объемах. Причин «инновационной апатии» можно назвать много, и, вероятно, ни одна из них не является определяющей: все они действуют в комплексе. Но особо нужно отметить, что

государственная политика Российской Федерации в области инноваций и формируемая инновационная инфраструктура не объединены единой концепцией развития, что и приводит в итоге к разобщенности участников инновационного процесса [4].

Таблица 1

Основные факторы, влияющие на научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера

Внешние факторы Внутренние факторы

Отсутствие единой нормативно-правовой базы регулирования - Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» Существенное сокращение численности непосредственных участников научного процесса -исследователей

Несформированность национальной и региональной инновационных систем Наличие в научно-технической сфере значительных заделов фундаментальных и прикладных исследований, а также высококвалифицированных научных кадров

Отсутствие цепочки непрерывного финансирования инновационной деятельности, состоящей из соединяющихся и дублирующих друг друга звеньев Несоответствие объема и структуры финансирования науки потребностям ее развития и мировым стандартам

Отсутствие связующих звеньев в цепочке наука-производство и практическое отсутствие государственного регулирования механизма управления технологическим развитием Наличие инфраструктуры инновационной системы

Преимущественно ресурсно-сырьевая направленность экономики Значительное старение научных кадров - наиболее опасная угроза для общества, связанная с утратой преемственности в науке

Основные проблемы развития научно-технического и инновационного потенциала регионов Севера следующие:

• несформированность национальной и региональной инновационной системы;

• в нормативно-правовых актах большинства северных регионов, относящихся к научнотехнической и инновационной деятельности, не учтена роль человеческого фактора, в том числе меры по привлечению и стимулированию исследователей и предпринимателей-инноваторов к участию в создании инновационной инфраструктуры;

• неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

• наличие в общественном сознании стереотипа, согласно которому наука должна обеспечивать инновационные разработки, основанные на знаниях, а предприятия и организации - их реализовывать;

• отсутствие информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса;

• отсутствие должного внимания к целенаправленной региональной научно-технической и инновационной политике, главной задачей которой должно стать создание такого потенциала, который сможет обеспечить переход экономики к качественно новому типу экономического роста;

• отсутствие инновационных механизмов функционирования предпринимательских структур, которые позволят осуществить переход к новому типу экономического роста.

Основной целью инновационной промышленной политики должно стать создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации приоритетных направлений развития производства, служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики.

Приоритетные направления первоначально должны быть определены каждым ведущим предприятием Севера самостоятельно в процессе целенаправленной работы по поиску и выбору наиболее эффективной стратегии выхода на устойчивое развитие. Задачей же региональных органов власти является взаимоувязка частных стратегий для предотвращения межсекторных конфликтов, окончательное ранжирование приоритетных направлений развития промышленного производства и разработка адекватных программ развития инфраструктуры региона в соответствии с намеченной стратегией на перспективу [5].

Динамика промышленного производства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований. Однако для полноценного инновационного развития требуются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в конечные экономические блага, продвижения инновационных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки. В этом плане важным элементом стратегии промышленного развития Севера является региональная инновационная программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики Севера. Отбор программ должен осуществляться исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики при соблюдении следующих условий:

• существенная значимость этих программ для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

• принципиальная новизна и взаимосвязанность проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

В современных условиях наукоемкий сектор промышленности Севера является наиболее перспективной базой ускоренного технологического развития страны, масштабного и форсированного обновления устаревшего производственного аппарата. Одной из задач промышленной политики является создание условий для размещения производства технологических инноваций на территории регионов Севера и возможная поддержка региональных производителей на начальных стадиях организации производства. Кроме того, существующая практика передачи крупными компаниями на аутсорсинг непрофильных видов деятельности раскрывает большие возможности для развития малого инновационного бизнеса в сфере производства технологических инноваций, что необходимо учитывать при формировании системы управления технологическим развитием в регионах.

Пока нет оснований говорить о технологических прорывах в промышленности Севера, интенсивном освоении результатов исследований и разработок. На практике инновации пока слабо влияют на экономику. Предприятия почти всех отраслей промышленности вместо использования различных видов отечественных инноваций предпочитают приобретать импортные машины и оборудование. Так, по данным Росстата, на эти цели предприятиями Севера тратится более 80% средств, предусмотренных на технологические инновации.

Экономика Севера имеет преимущественно сырьевую направленность, при этом минеральносырьевая база истощается, добыча падает, геолого-разведочные работы наполовину приостановлены. Подкрепим эту ситуацию данными об исполнении федерального бюджета (табл. 2). За первое полугодие 2009 г. доходы упали по отношению к тому же периоду 2008 г. на 27.5% и составили 3168.3 млрд руб. Расходы за этот же период, наоборот, увеличились на 29.1% и составили 3921.9 млрд руб. И это при том, что Минфин придерживает расходы - они составили за полугодие всего 40.1% по отношению к плану 2009 г. [6].

Таблица 2

Исполнение федерального бюджета

Показатели Первое полугодие 2009 г., млрд руб. Реализация годового плана, % Первое полугодие 2009 г. к первому полугодию 2008 г., %

1. Доходы, всего 3168.3 47.2 -27.5

в том числе нефтегазовые 1053.5 51.2 -

2. Расходы 3921.9 40.1 +29.1

3. Дефицит 753.6 25.3 -

Тем не менее, сегодня просматриваются объективные причины для выхода из кризиса. Цены на нефть стабилизировались и держатся на приемлемом уровне. Мировой спрос на минеральное сырье также стабилизировался. При отсутствии объективных причин роста кризиса в России власти нашли «палочку-выручалочку», на которую списываются все грехи российской экономики, - ее стагнация. Это - сырьевой характер экономики России, продолжающееся сырьевое «проклятие», сырьевая «игла», на которой «сидит» наша экономика, тормозит ее диверсификацию, инновацию, интеллектуализацию и т.д.

Благодаря экспортной ориентации предприятий минерально-сырьевого комплекса Севера большинству из них удалось приспособиться к рыночным отношениям, обострившейся конкуренции.

Создан ряд мощных вертикально-интегрированных компаний, многоотраслевых холдингов. Сформировался корпус квалифицированных менеджеров, умеющих работать в условиях рынка.

Таким образом, к преимуществам ресурсно-экспортно-ориентированной модели можно отнести следующее:

• происходит ориентация экономического развития страны на мировую конъюнктуру с целью захвата максимальной доли мирового рынка;

• включение регионов в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям;

• привлечение валютных средств для формирования бюджетов и их инвестирования в региональные и национальные экономики;

• на начальной стадии такая модель может стать «спонсором» экономического подъема других отраслей.

В современных условиях наукоемкий сектор горнодобывающей промышленности Севера является наиболее перспективной базой ускоренного технологического развития страны, масштабного и форсированного обновления устаревшего производственного аппарата.

Специфические особенности экономики северных регионов требуют скорейшего решения вопросов, связанных с объединением усилий участников инновационного процесса для разработки и реализации региональных стратегических приоритетов промышленной политики. Вопрос, в каком объеме использовать минеральные ресурсы Севера, во многом зависит от так называемой «экономической доступности». Вовлечение новых ресурсов большей частью определяется развитием экономики и инфраструктуры.

Проблемная ситуация активной промышленной политики отработки месторождений полезных ископаемых в регионах Севера связана с двумя группами противоречивых факторов. С одной стороны, сырьевые ресурсы Севера в обозримой перспективе будут являться основным источником экономического развития и энергетической безопасности страны, с другой - постоянно ухудшаются условия добычи полезных ископаемых и растут издержки.

На Севере в условиях флуктуации производства, снижения инвестиционной активности и отсутствия активной государственной промышленной политики в инновационной сфере меры, направленные на реструктуризацию экономики, не привели к модернизации производства на основе передовых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность всех компонентов продукции по всей технологической цепочке ее выпуска.

В настоящее время главными причинами низкой эффективности отработки полезных ископаемых являются:

• отсутствие современных отечественных технологий глубокой переработки ресурсов;

• высокие риски удержания объемов производства на завершающих переделах, обусловленные несовершенством технологий и организации производства, отсталостью производственно-транспортной инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров и др.;

• несовершенство налоговых и таможенных механизмов, в основном «настроенных» на поощрение экспорта первичных, необработанных ресурсов.

Перечисленное вполне преодолимо. Так, недостаток современных технологий может быть восполнен их импортом. Риски удержания «длинных» технологических цепочек, которые присущи промышленности Севера, могут быть существенно снижены при целенаправленной последовательной промышленной политике.

Ресурсно-экспортно-ориентированной модели свойственны те же недостатки, что и экспортноориентированной, в том числе:

• импорт капиталоемких товаров для производства экспортируемых природных ресурсов;

• примитивизация структуры собственной промышленности;

• отток людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности и ослабление ее конкурентоспособности;

• уменьшение уровня накопления знаний, стагнация в обрабатывающей промышленности («голландская болезнь») и ее отставание от мирового уровня;

• необходимость импортировать инновационные технологии.

Так, несмотря на общие положительные результаты развития нефтяной и газовой промышленности, в ее работе сформировались проблемные ситуации и негативные тенденции, в частности степень извлечения запасов нефти, которая на Севере является одной из самых низких в мире. Накопленный в отечественной и мировой практике научно-технический потенциал современных методов увеличения нефтеотдачи в настоящее время не востребован. В силу сложившихся экономических условий на Севере превалирует

интенсификация выборочной отработки активных запасов. Продолжение такой практики неизбежно приведет к кризису нефтедобычи.

При определении сценария инновационного развития экономике Севера придется столкнуться с тремя главными вызовами: макроэкономическим, сырьевым и социально-демографическим [7]. Они должны быть учтены при совершенствовании государственной промышленной политики.

Спад инвестиционной активности в последнее десятилетие негативно повлиял на обновление производственного потенциала предприятий сырьевого комплекса, в том числе горнопромышленного. Средний возраст основных производственных фондов составляет более 20 лет, а их технологический уровень отстает от развитых стран на несколько поколений. Степень износа основных фондов составляет в настоящее время более 70% и продолжает расти.

Особенность сценариев инновационного развития промышленности состоит в том, что регионам Севера предстоит одновременно решать задачи догоняющего и опережающего развития. В рамках сложившейся структуры экономики имеет место исчерпание возможностей быстрого развития. Структура производства изменилась. В отличие от успешно развивающихся стран, наращивающих производство товаров с высокой добавленной стоимостью, на Севере и в России в целом увеличение ВРП и ВВП обеспечивается, главным образом, экспортом энергоносителей и металлов [8]. При этом ускоренный рост конкурирующего импорта все в большей степени становится фактором, ограничивающим внутреннее производство. На Севере, на фоне интенсивного научно-технологического развития передовых стран и распространения шестого технологического уклада, имеет место деградация промышленного потенциала, сопровождающаяся снижением доли четвертого и особенно пятого технологических укладов.

Анализ факторов, влияющих на формирование и функционирование инновационной сферы, указывает направления, в которых должна проявляться инициатива государства по поддержке инноваций, и необходимость разработки системы критериев оценки инновационной деятельности.

По мере перехода стран-лидеров на следующие технологические уклады и внедрения производственных инновационных технологий в развивающихся странах, осуществляющих индустриализацию, перспективные возможности для развития промышленности Севера еще сильнее уменьшаются.

Следует ожидать существенного роста капиталоемкости добычи и переработки сырья и, прежде всего, полезных ископаемых, что, в свою очередь, снижает рентабельность и инвестиционную привлекательность инновационных проектов.

Большое значение для устойчивого развития экономики регионов Севера имеет восполнение запасов минерального сырья. Процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы на большинстве предприятий ГПК нарушен. В отличие от мировых тенденций, происходит сокращение разведанных запасов. Даже сократившиеся за эти годы объемы добычи не компенсируются приростом запасов. Объемы геологоразведочных работ не возмещают отработки запасов действующими предприятиями. В ближайшей перспективе это может создать угрозу энергетической и экономической безопасности России.

Регионы Севера минерально-сырьевой направленности, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагают научной базой и ежегодно должны производить наукоемкую продукцию. Однако число предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 8%. Сложившаяся ситуация требует активных государственных действий, направленных на совершенствование государственной инновационной промышленной политики.

Происходит ухудшение качества человеческого капитала как в количественном (из-за демографических проблем), так и в качественном (из-за дефицита квалифицированных специалистов) отношении. Несмотря на принимаемые правительством меры по повышению рождаемости и снижению смертности, в ближайшие годы можно ожидать дальнейшего развития негативных демографических тенденций на Севере, включая общий уровень конечных потребностей (в связи с изменением численности) и иную демографическую нагрузку на трудоспособное население, связанную с изменением его структуры. Социально-демографические факторы негативно влияют на инновационное промышленное развитие, так как уменьшается доля населения в активном возрасте, являющегося основным производителем и потребителем инноваций. Миграционные процессы также оказывают негативное влияние: регионы покидают квалифицированные специалисты и образованные молодые люди.

В современных условиях минерально-сырьевой сектор экономики (прежде всего, нефтегазовая промышленность) перестал быть «простым» в технологическом отношении. Добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий. Поэтому можно с полной

уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все более наукоемкими продуктами.

Новейшие проекты в освоении шельфовых месторождений северных морей представляют собой технологические прорывы по многим направлениям. Активно развивается применение подводных систем разработки, которое ориентировано на освоение глубоководных проектов. Одним из ярких примеров может служить обустройство норвежского газового месторождения Ormen Lange в Северном море на глубине порядка 1 км. Применение подводных добычных комплексов позволяет уже на начальных стадиях избежать необходимости строительства стационарных или плавучих гидротехнических сооружений. Новым направлением в области применения подводных технологий добычи может стать освоение прибрежных месторождений газа, расположенных на относительно небольших глубинах в условиях замерзающих акваторий.

Аналогичные технологии применяются при разработке первого в норвежском секторе Баренцева моря месторождения Snohvit. При этом предусматривается транспортировка многофазного потока добываемой продукции на расстояние 143 км до острова Мелкая, что представляет собой мировой рекорд трубопроводной доставки непереработанного сырья в условиях низких температур. Углекислый газ, удаляемый из скважинной продукции на берегу, будет доставляться обратно на месторождение и закачиваться в пласт для последующего хранения. Таким образом, Snohvit станет вторым по величине проектом в мире по обратной закачке газа в пласт.

К числу важнейших предпосылок формирования в России промышленных кластеров следует отнести определенный уровень производственной кооперации, который складывается между предприятиями, представляющими различные направления, виды и сегменты бизнеса.

Следует особо подчеркнуть, что вслед за образованием территориальных кластеров появятся экономические предпосылки для перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, определению и поддержке регионов-«локомотивов роста». Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Из их опыта следует, что концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъем окружающих регионов.

Кластерная политика региональной власти на Севере призвана нейтрализовать издержки узкого корпоративного подхода, опасного для целей устойчивого развития северных регионов России. Власть может использовать инструменты прямого участия в кластерных инициативах для модернизации старых или формирования новых кластеров в северных регионах. Другой путь - косвенная поддержка участников кластерных инициатив, формирование атмосферы кооперации и конкуренции в интересах динамичного инновационного перерождения индустриального комплекса в постиндустриальный кластер. При корпоративной структуре чаще применяются косвенные инструменты государственного регулирования и поддержки. При дисперсной структуре без явного лидера, когда кластер формирует множество малых и средних предприятий, роль власти в кластерной политике может быть более активной, с прямым вовлечением в процесс.

Можно выделить четыре группы задач, стоящих перед властями северных регионов в сфере кластерной политики: координационная, институциональная, инфраструктурная, кадровая [9].

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, рекомендуется:

• провести анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями региона и на этой основе определить точки экономического роста, которые могли бы стать основой для создания кластеров;

• способствовать консолидации участников кластерных инициатив, реализации программ содействия выходу предприятий кластера на межрегиональные и внешние рынки, проведению совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, кооперации предприятий и региональных научных и образовательных учреждений;

• принять меры, направленные на формирование институциональной среды и информационнокоммуникационной инфраструктуры для развития территориальных промышленных кластеров, обмена опыта по их созданию и деятельности;

• принять региональные программы содействия формированию и функционированию кластерных образований, обратив особое внимание на концентрацию усилий государства, местного самоуправления и бизнеса в вопросах создания в местах расположения кластеров развитой социальной и инженерной

инфраструктуры и приоритетного внимания к решению социальных проблем населения, а также на привлечение к процессу промышленной кооперации предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, объединений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Существенной задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации является оказание информационных и консультационных услуг предприятиям-резидентам региональных кластеров.

При необходимости власть способствует привлечению в региональный кластер участников, находящихся в других регионах и странах. Если кластер вырастает на границах двух соседних регионов, органы государственной власти обеспечивают межрегиональную координацию для решения важнейших вопросов развития кластера.

Осуществление данной задачи предполагает широкое партнерство региональной власти с федеральной и муниципальной властью, бизнес-сообществом, некоммерческими организациями, структурами коренных малочисленных народов Севера, природоохранными организациями и др. Успех в ее решении означает минимизацию социальных, экологических, этнических издержек от кластера, обеспечение бесконфликтного (кооперативного) ресурсного менеджмента, сплочение местного сообщества для совместной работы по укреплению конкурентных преимуществ местных кластеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В регионах Севера использование кластерных технологий будет способствовать:

• возникновению эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса;

• усилению действия мультипликативного эффекта, заключающегося в положительном воздействии кластера на конкурентную среду;

• интеграции регионов в глобальную хозяйственную систему;

• увеличению независимости регионов от экономической ситуации за их границами;

• стимулированию развития малого и среднего предпринимательства;

• росту числа фирм вокруг кластера и, как следствие, увеличению занятости, уровня заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней;

• появлению экономических предпосылок для перехода от политики выравнивания социальноэкономического развития территорий к политике поддержки регионов-«локомотивов роста».

Анализ формирующихся к настоящему времени кластеров в регионах Севера позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые, как представляется, в ближайшей перспективе получат наиболее интенсивное развитие:

• топливно-энергетический сектор;

• лесопромышленный комплекс;

• логистика;

• экология и туризм;

• биотехнологии;

• аграрно-промышленный комплекс.

Несмотря на то, что полноценных кластеров в северных регионах России до настоящего времени не создано, можно говорить о высоком потенциале формирующихся в ряде секторов экономики кластерных инициатив, эффективное развитие которых будет определять появление новых производств и поставщиков услуг, способных конкурировать с ведущими глобальными «игроками».

ЛИТЕРАТУРА

1. Chesbrough H., Vanhaverbeke W, West J. Open innovation: Researching a new paradigm. Oxford University Press, 2006. 2. Цукерман В.А. Концептуальные основы формирования региональных инновационных систем в северных регионах // Горн. информ.-аналит. бюлл. 2008. № 7. С. 178-185. 3. Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения социальноэкономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике: науч. доклад. М.: Изд-во ГУУ, 2008. 91 с. 4. Север: наука и перспективы инновационного развития / под ред. В.Н. Лаженцева. Сыктывкар: Изд-во Коми науч. центра УрО РАН, 2006. 400 с. 5. Цукерман В.А. Формирование региональной промышленно-инновационной политики: принципы и концепция отбора проектов // Проблемы Севера: науч.-аналит. докл. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2005.

С. 37-42. 6. Киммельман C. Сырьевая экономика России: правда и вымыслы. Режим доступа:

http://viperson.ru/wind.php?ID=580973&soch=1 7. Белоусов Д.Р., Сальников В.А, Апокин А.Ю., Фролов И.Э. Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности // Проблемы прогнозирования. 2008. № 6. С. 3-18. 8. Цукерман В.А, Березиков С.А. Технологическое развитие экономики регионов Севера в контексте перехода к устойчивому развитию (на примере Мурманской области). // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2006. № 4. C. 46-50. 9. Николаева АБ, Селин В.С. Проблемы и перспективы формирования особых экономических зон в российской Арктике. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2009. 147 с.

Сведения об авторах

Селин Владимир Степанович - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, е-mail: selin1@iep.kolasc.net.ru Цукерман Вячеслав Александрович - к.т.н., зав. отделом, е-mail: tsukerman@iep.kolasc.net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.