Научная статья на тему 'Инновационные технологии в управлении бизнес-процессами предприятий'

Инновационные технологии в управлении бизнес-процессами предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5095
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов О. И., Махметова А. Е.

Исследуются теоретико-прикладные аспекты применения инновационных технологий в управлении бизнес-процессами предприятий. Выявлены ключевые инновационные технологии в контексте процессно-ориентированного подхода в деятельности предприятия. Обоснована необходимость развития инновационных технологий в управлении бизнес-процессами на регулярной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESSES OF ENTERPRISES

The article explores the theoretical and applied aspects of utilizing innovative technologies in the management of business processes at enterprises. The key innovative technologies have been identified in the context of process-oriented approach to business. The reasons are provided for the necessity of developing innovative technologies in the management of business processes on a regular basis.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в управлении бизнес-процессами предприятий»

УДК 338.24

О.И. Кузнецов, А.Е. Махметова

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Исследуются теоретико-прикладные аспекты применения инновационных технологий в управлении бизнес-процессами предприятий. Выявлены ключевые инновационные технологии в контексте процессно-ориентированного подхода в деятельности предприятия. Обоснована необходимость развития инновационных технологий в управлении бизнес-процессами на регулярной основе.

Инновации, технологии, бизнес-процесс, управление, предприятие

O.I. Kuznetsov, A.E. Makhmetova

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESSES

OF ENTERPRISES

The article explores the theoretical and applied aspects of utilizing innovative technologies in the management of business processes at enterprises. The key innovative technologies have been identified in the context of process-oriented approach to business.

The reasons are provided for the necessity of developing innovative technologies in the management of business processes on a regular basis.

Innovation, technology, business process management, enterprise

Использование инновационных технологий в управлении бизнесом современных предприятий предполагает применение новых форм и способов в развитии производственно-сбытовой деятельности, позволяющие обеспечить повышение их эффективности посредством применения передовых методов и инструментов управления или научных знаний. Эффективное развитие различных систем зависит от происходящих процессов в инновационной деятельности, затрагивающих области науки, технико-технологической сферы посредством социально-экономических преобразований. Появление нововведений носит циклично-волнообразный характер, который обеспечивает постоянное развитие системы, связанный с фазами экономических научно-технических циклов (концепция волн

Н.Д. Кондратьева), экономической динамикой воспроизводственных процессов (концепция экономической динамики и циклов Й. Шумпетера), типами инновационного поведения (Л.Г. Раменский), концепцией инновационного прорыва (Ю.В. Яковец).

Под термином инновация (от лат. innovato - обновление или улучшение) подразумевают выведение на рынок совершенно нового или усовершенствованного продукта и услуг интеллектуальной деятельности человека, которые обладают высоким научно-техническим потенциалом и новыми потребительскими качествами. То есть инновационные технологии в прикладном аспекте позволяют серьезно повысить эффективность существующей системы.

Отметим, что жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт. Говоря об инновациях, в большинстве случаев подразумевают внедрение высоких или наукоемких технологий в деятельности предприятий, тесно взаимосвязанные с серьезными научно-прикладными исследованиями. Однако инновационные технологии требуют огромных затрат в реализации перспективных разработок.

Отметим, что существующая парадигма Ф. Тейлора к началу XXI в. во многом выработала свой потенциал. Следует отметить, что первые принципы функционально-ориентированного подхода были предложены Ф.Тейлором, когда сложные процессы были разделены на простые с выделением функций планирования и контроля. Наряду с этим подобное разделение процессов в деятельности современных промышленных предприятий становится сложным и затратным подходом; к примеру, на производственном предприятии по видам технологических цепочек выделено около 25 процессов, за которыми требовалось закрепить соответствующее количество ответственных руководителей (владельцев процесса).

В этих целях в каждом процессе целесообразно выявить ключевые процессы, что приведет к упрощению модели в целом. Так, авторы (Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев) полагают, что даже автоматизация управления процессами предприятия позволит лишь повысить производительность работ по учету и отчетности, но никак не повлияет на принципы организации управления процессами.

Поэтому есть основания полагать, что утверждения Г. Хамела о том, что нужны новые идеи в подходах к управлению бизнесом, которые могли бы радикально обновить практику менеджмента, являются вполне уместными и своевременными. В частности, Г.Хамел в своих работах выделяет следующие ключевые управленческие проблемы, которые позволят специалистам в полной мере использовать возможности внедрения суперинноваций и создать прочный фундамент для получения необходимых конкурентных преимуществ:

- способность стратегической адаптации бизнеса предприятий к быстро меняющейся бизнес-

среде;

- превращение инноваций в каждодневные заботы персонала;

- создание благоприятной атмосферы, способствующей максимальному вовлечению персонала в инновации.

Как показали исследования передовых компаний, занимающихся разработкой и реализацией инновационных проектов, на первоначальном этапе конструирование технико-управленческих решений производится с применением специального программного обеспечения, а затем осуществляется изготовление опытных образцов на средних предприятиях, тем самым оптимизируя затратную составляющую. В этих целях на базе предприятий создаются специальные технопарки под руководством высококвалифицированных специалистов и разработчиков. Создание технопарка способствует 290

созданию новых рабочих мест, развитию новых технологий, а для предприятий - переходу на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности.

Очевидно, что проблематика качественного управления инновационной деятельностью предприятия решается посредством привлечения высококвалифицированных управленцев на основе их непрерывного обучения, что в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным. Причины неэффективного использования инновационных технологий в управлении бизнесом предприятия определяются сложностями в их содержании и использовании, а также в восприятии и практическом использовании их из-за принципиальной недостаточности полученных знаний. В этой связи применение инновационных социальных технологий, включающих новые формы электронной коммуникации (Интернет, голосовая почта, рассылка видеопосланий, IP-телефония и т.д.), управление корпоративными знаниями способствуют реализации стоящих перед предприятиями инновационных задач в процессе реорганизации или качественных преобразований системы управления на основе новых управленческих технологий.

Многочисленные исследования показывают, что инновационные технологии сравнивают с передовым методом, в частности с реинжинирингом бизнес-процессов, который радикально перестраивает бизнес-процессы предприятия, синхронизируя цели предприятия и потребительские требования. В противовес реинжиниринговым технологиям многие исследователи рассматривают природу совершенствования ключевых бизнес-процессов на основе системы менеджмента качества. То есть инновационные технологии коренным образом способствуют преобразованию структуры бизнес-процессов, изменяя и моделируя их в соответствии с требованиями среды.

Понимание процессно-ориентированного подхода к управлению предприятиями сведено, во-первых, к системному рассмотрению деятельности организации как совокупности процессов, базирующихся на системе менеджмента качества (ISO 9000:2000); во-вторых, к выделению «сквозных» процессов с последующим их описанием и реорганизацией (Work Flow - IDEF3, ARIS eEPC). Отметим, что бизнес-процесс, реализуемый на предприятии, представляет собой набор взаимосвязанных процессов (видов деятельности), которые потребляют ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и пр.), в результате которых производится определенная группа продукции (промышленная продукция, построенный объект, информационная продукция, управленческое решение и пр.), товаров и услуг, ценная для потребителей.

Важной технологией в управлении бизнес-процессами предприятий промышленности является автоматизация производственной деятельности, что позволяет обеспечить комплексный подход к развитию и совершенствованию бизнеса в целом, в частности снижение рискового профиля, интеграция программных продуктов (Парус, 1С, Oracle E-business suite, ERP, SAP и др.), тем самым повышая надежность и достоверность информационного поля. Безусловно, система автоматизации управления бизнес-процессами предприятий является лишь инструментом, который обеспечивает оперативное получение управленческой, финансовой и иной информации, что в конечном итоге позволяет принимать правильные решения. Следует отметить, что на предприятиях смежных отраслей существуют принципиальные различия в организации и управлении бизнес-процессами, что зачастую делает непригодным использование стандартных технологий типа ERP-систем, поэтому каждое предприятие предъявляет различные требования к информационной поддержке процессов. Подобные задачи решаемы на базе использования и разработок собственных информационных модулей на основе интеграции программного обеспечения (биллинговые системы, САПР) и использования инструментария для создания дополнительных приложений.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование IT-технологий в качестве инновационного инструмента в управлении бизнес-процессами с использованием процессного подхода, системы сбалансированных показателей, ITIL позволят решить ряд стратегических задач и повысить эффективность деятельности предприятия на регулярной основе.

В ходе исследования инновационных технологий с позиций процессно-ориентированного подхода к управлению возникает необходимость построения на предприятии процесс поиска, освоения и распространения инноваций. В этой связи уместно четкое определение целей управления инновациями, выделения ответственных (владелец процесса); создание регулярной и регламентированной работы по созданию новой продукции/услуг; оптимизация бизнес-процессов деятельности (ресурсы процесса). Практика инновационных проектов показывает, что зачастую на российских предприятиях процесс управления инновациями отсутствует или работает неэффективно, вследствие чего наблюдается снижение конкурентоспособности.

Итак, для внедрения инновационных технологий на предприятиях необходим регулярный и непрерывный процесс, включающий следующие этапы:

- поиск новых идей, технологий, решений;

- апробация технологий в деятельности предприятия на небольшом участке;

- применение технологии в масштабах всего предприятия;

- оценка окупаемости от применения инновационной технологии (на основе метода дисконтирования).

Отметим, что применение инновационных технологий должно быть синхронизировано со стратегическим планированием и системой бюджетирования предприятия на основе разработки эффективного механизма управления бизнес-процессами с учетом ресурсных возможностей и ограничений, что позволит предприятию перейти на новый качественный уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Госстандарт. ГОСТ Р ИСО 9001-96. Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. М.: ИПК «Изд-во Стандартов», 1997.

2. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента / И.И. Бажин. М.: Изд-во Гос. ун-та «Высшая школа экономики», 2009.

3. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс. Т. 1 / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. М.: Экономическая школа, 2007.

4. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник / А.А. Козырев. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008

5. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента / Г. Д. Ковалев. М.: Юнити, 2009.

6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / В.Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев. 2-е изд., испр. М.:Эксмо, 2007.

8. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 1997.

Кузнецов Олег Иванович -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика труда и управление персоналом» Саратовского государственного социально-экономического университета

Махметова Айна-Жан Ербулатовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика труда и управление персоналом» Саратовского государственного социально-экономического университета

Oleg I. Kuznetsov -

Ph. D., Associate Professor Department of Labor Economics and Personnel Management,

Saratov State Socio-Economic University

Aina-Jan E. Makhmetova -

Ph. D., Associate Professor Department of Labor Economics and Personnel Management,

Saratov State Socio-Economic University

Статья поступила в редакцию 11.09.12, принята к опубликованию 20.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.