Научная статья на тему 'Инновационные технологии в реализации социальной функции системы образования Курганской области'

Инновационные технологии в реализации социальной функции системы образования Курганской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL FUNCTIONS / SOCIO-PEDAGOGICAL PROJECT / SOCIAL INDUSTRIAL PARK / INTERAGENCY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Марина Александровна

Одной из тенденций развития современной системы образования названо усиление социальной функции и влияния образования на развитие социальной сферы. В качестве приоритетных направлений, обеспечивающих социально-педагогическую практику, определены: создание такой инновационной инфраструктуры, как социальный технопарк, а также такой формы инновационной деятельности, как социально-педагогическое проектирование. Показано, что в Курганской области внедрение социальных технологий становится одним из важнейших условий изменения социальной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNIQUES IN IMPLEMENTING SOCIAL FUNCTION OF EDUCATIONAL SYSTEM IN KURGAN REGION

One of the tendencies of modern educational system development is named to be strengthening a social function and the influence of education on social sphere development. The priority tendencies which provide socio-pedagogical practice are identified: creating such an innovation infrastructure as a social industrial park and also such a form of innovation activity as socio-pedagogical projecting. It is shown that in Kurgan region implementation of social techniques becomes one of the main conditions of changing social practice.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в реализации социальной функции системы образования Курганской области»

Теория и практика управления образованием

УДК 378.014+378.013.42 ББК Ч484(2)6

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

М.А. Калугина

Правительство Курганской области

INNOVATION TECHNIQUES IN IMPLEMENTING SOCIAL FUNCTION OF EDUCATIONAL SYSTEM IN KURGAN REGION

M. Kalugina Government of Kurgan Region

Одной из тенденций развития современной системы образования названо усиление социальной функции и влияния образования на развитие социальной сферы. В качестве приоритетных направлений, обеспечивающих социально-педагогическую практику, определены: создание такой инновационной инфраструктуры, как социальный технопарк, а также такой формы инновационной деятельности, как социально-педагогическое проектирование. Показано, что в Курганской области внедрение социальных технологий становится одним из важнейших условий изменения социальной практики.

Ключевые слова: социальные функции, социально-педагогический проект, социальный технопарк, межведомственное взаимодействие.

One of the tendencies of modern educational system development is named to be strengthening a social function and the influence of education on social sphere development. The priority tendencies which provide socio-pedagogical practice are identified: creating such an innovation infrastructure as a social industrial park and also such a form of innovation activity as socio-pedagogical projecting. It is shown that in Kurgan region implementation of social techniques becomes one of the main conditions of changing social practice.

Keywords: social functions, socio-pedagogical project, social industrial park, interagency interaction.

Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе становится обеспечение качества и эффективности на основе сохранения фундаментальности образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а развитие образования теснейшим образом связано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития

общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой - закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

В условиях современной России, учитывая тенденции перераспределения полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, расширения прав и повышения ответственности регионов,

Теория и практика управления образованием

муниципалитетов и самих образовательных учреждений в формировании стратегии и тактики развития образования, актуализируется необходимость использования в управлении социальных технологий, в том числе технологий социально-педагогического проектирования в образовательной политике региона.

Под технологией социально-педагогического проектирования образовательной политики мы понимаем совокупность целевых, структурно-содержательных, процессуальных и рефлексивных компонентов взаимосвязанной совместной деятельности представителей системы образования и их социальных партнеров, направленной на поиск и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных социально-педагогических проблем в социальной сфере региона, предполагающих внедрение как образовательных, так и социальных технологий. На основе различных технологий можно прогнозировать и проектировать более эффективную деятельность образовательной системы.

Таким образом, среди приоритетных направлений реализации социальной функции образования, обеспечивающих интеграцию системы образования в социальную сферу, мы выделяем следующие:

- поддержка и развитие социальной активности обучающихся через их участие в реализации социально значимых проектов, направленных на решение проблем социума;

- внедрение механизмов межведомственного взаимодействия, обеспечивающих реализацию социально-педагогических проектов, формирование социальной мобильности, социально-профессиональное самоопределение обучающихся;

- создание инфраструктуры - социального технопарка, обеспечивающего внедрение социальных технологий в образовательную практику;

- создание на базе образовательных учреждений, входящих в культурно-образовательный центр, центров информатизации, обеспечивающих доступ населения к сети Интернет, оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме [1].

Социально-педагогическое проектирование - это деятельность, направленная на поиск и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных социальнопедагогических проблем социума. С одной стороны, социально-педагогическое проектирование образовательной политики позволяет

интегрировать усилия государственных, муниципальных и общественных структур в решении наиболее актуальных социальных проблем, повысить правовую и психолого-педа-гогическую культуру специалистов системы образования и населения, что в целом обеспечивает формирование и реализацию единой образовательной политики региона [3]. С другой стороны, оно представляет собой субъектную форму участия человека в социальном самоуправлении с целью совершенствования или преобразования образовательных систем различного уровня. С позиций субъекта это вид общественно-профессиональной деятельности, позволяющий определить будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) субъектов социального воспитания и/или окружающего микросоциума на основе изучения и учета содержания социального заказа, особенностей воспитанников и социальной среды, уклада жизни, этно-и социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных и других учреждений.

Использование технологии социальнопедагогического проектирования позволяет разработать и экспериментально апробировать инновационную модель управления образовательной системой с учетом социального заказа и приоритетов государственных, региональных и муниципальных органов власти.

В качестве эффективной технологии, обеспечивающей решение проблем образования, опираясь на инновационный потенциал муниципальных образований, мы выделяем социальный технопарк как технологию внедрения эффективных социальных практик в работу муниципальных образований [2]. Технология включает такие этапы, как:

• Выявление ключевых проблем, общих для всех участников.

• Формирование сети участников для решения обозначенных проблем.

• Поиск элементов позитивных практик решения проблем внутри сети и вне ее.

• Создание и обучение команд на основе организации обмена сетевым ресурсом, инновационными идеями, опытом их внедрения в социальную практику.

• Пошаговое разрешение проблемы с изучением глубины и полноты сетевого взаимодействия.

• Создание стажировочных площадок для дальнейшего внедрения технологий в массовую практику.

12

Вестник ЮУрГУ, № 14, 2012

Калугина М.А.

Инновационные технологии в реализации социальной функции системы образования Курганской области

В системе образования Курганской области имеет место позитивный опыт реализации социально-педагогических проектов, обеспечивающих межведомственное взаимодействие всех субъектов социальной сферы в решении как социальных, социально-экономических, так и образовательных проблем муниципальных образований.

Мы предлагаем использовать технологию социального технопарка для решения проблем муниципальных образований, имеющих межведомственный характер в рамках социального проекта «Мы вместе», который является межмуниципальным - объединяет потенциал 7 муниципальных образований Западного образовательного округа, межобще-ственным - осуществляется при участии общественных организаций: Регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, Курганской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Совета старейшин Главного управления образования Курганской области, Общественного совета «Молодежное правительство Курганской области», Областного родительского совета Курганской области.

Основной целью проекта является создание развивающей социально-образовательной среды, которая бы способствовала развитию социальной активности детей, учащихся, молодежи, родителей, взрослого населения для решения проблем местного сообщества. В качестве направлений реализации проекта выбраны проблемы, актуальные для всех муниципальных образований Курганской области: эффективное управление профессиональным самоопределением детей и молодежи, организация познавательного досуга населения,

как детского, так и взрослого, организация психолого-педагогического сопровождения родителей. Технология социального технопарка, включающая обсуждение в профессиональном сообществе проблемного поля, выявление социальных инициатив и положительного опыта решения проблем и поиск эффективных путей решения проблем для каждого участника, имеет универсальный характер и может быть применена к решению любого круга проблем, как на уровне сельских муниципальных образований, так и городского микрорайона.

Такой подход на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации и состояния развития муниципальных систем образования позволяет выявлять проблемы и обосновывать необходимость разработки социально-педагогического проекта, направленного на инициирование с помощью педагогически организованных действий муниципальной системы образования процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.

Литература

1. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования: метод. материалы / Е.С. Заир-Бек. - СПб.: Изд-во СПбГДТЮ, 1994. - 362 с.

2. Криволапова, Н.А. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении / Н.А. Криволапова. - Курган: ИРОСТ, 2011. - 126 с.

3. Куркин, Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании: учеб. пособие / Е.Б. Куркин. - М. : Педагогика-Пресс, 2001. -328 с.

Поступила в редакцию 26 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.