Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовательном сервисе'

Инновационные технологии в образовательном сервисе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL SYSTEM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THE MODEL OF BLENDED LEARNING / E-LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ю. С., Эмиров И. Х.

Смешанное обучение является одной из перспективных технологий современного профессионального образования. Рассматриваются методики и практические аспекты внедрения этой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Ю. С., Эмиров И. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL SERVICE

A blended learning model is one of the perspective models of modern professional education. The methodology and the practical aspects of its implementation are in discussing.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовательном сервисе»

УДК 378.016

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЕРВИСЕ

Ю.С. Романова1, И.Х. Эмиров2

1 Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", 199106, г. Санкт-Петербург, 22-я линия, д.2 2Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Смешанное обучение является одной из перспективных технологий современного профессионального образования. Рассматриваются методики и практические аспекты внедрения этой технологии.

Ключевые слова: система образования, информационно-коммуникационные технологии, модель смешанного обучения, электронные образовательные ресурсы.

INNOVATIVE TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL SERVICE

Y.S. Romanova, I.H. Emirov NationalMineralResourse University (University of Miners),

199106, St. Petersburg, 22nd line, 2; St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A.

A blended learning model is one of the perspective models of modern professional education. The methodology and the practical aspects of its implementation are in discussing.

Keywords: educational system, information and communication technologies, the model of blended learning, e-learning resources.

Задача повышения качества образования является одной из важнейших задач современности. Ее решение возможно только на основе применения инновационных методик и разработки новых технологий в образовательном сервисе.

Становится очевидным, что в настоящее время накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Современная жизнь требует от работника не только хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на достаточно высоком уровне ключевых компетенций (ориентировка в профессии, организационно-деятельностные, коммуникативные, интеллектуальные, творческие и другие компетенции), лежащих в основе качественного овладения любой профессией.

Новые требования общества, личности и государства на современном этапе порождают новые представления об образовательных услугах и результатах, которых невозможно достичь в старой образовательной среде и

только прежними технологиями обучения. Активизация самостоятельной работы студентов, их подготовка к трудовой деятельности, требующая практически постоянного повышения квалификации в условиях быстрого устаревания информации невозможна только в рамках традиционного очного обучения. Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. Все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам.

Механизмом проводимых преобразований становится реализация концепции смешанного обучения (blended learning) как процесса, предполагающего создание комфортной образовательной информационной среды, системы коммуникаций, представляющих всю необходимую учебную информацию [1]. В рассматриваемом контексте информационная среда современного вуза понимается как сочетание традиционных и инновационных форм обучения с постоянным наращиванием информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) и электронных ресурсов, а также непрерывным совершенствованием методов обучения и профессиональных знаний самих преподавателей для

обеспечения постоянного повышения качества предоставляемых образовательных услуг .

Смешанная модель обучения - это модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения. Соотношение использования в рамках смешанной формы обучения традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения может отличаться и зависит от предметной области, по которой планируется проведение обучения, уровня подготовки обучаемых, инфраструктуры, которая может быть использована для проведения обучения.

Практическая реализация моделей смешанного обучения как инструмента модернизации современного образования должна осуществляться в создании новых педагогических методик, основанных на интеграции традиционных подходов к организации учебного процесса, в ходе которого осуществляется непосредственная передача знаний и технологий электронного обучения.

Соответственно, повышается значение методологического обеспечения процессов освоения и внедрения смешанного обучения, актуализирующих проведение исследований. Предполагается, что такие исследования, как и все разработки в области образовательных технологий, должны носить междисциплинарный характер, а специалистам, разрабатывающим данную проблематику, необходимо обладать знаниями как в области психологопедагогических наук, так и в области информационно-технологических наук. Таким образом, определяются три взаимозависимые основные области, учитывающие сложные связи, которые возникают в новых условиях между различными аспектами обучения, поддержки и сопровождения образовательного процесса. Это -педагогика, методика обучения и информационно-коммуникационные технологии. Очевидно, что при разработке методологии и методики смешанного обучения важно укрепить связи между этими областями.

Смешанное обучение позволяет использовать сильные стороны очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий, прежде всего коллективно-распределенные формы организации деятельности [2]. Появляется возможность проведения более интересных и насыщенных очных занятий. При планировании работы преподаватель выстраивает учебный процесс таким образом, чтобы студент

предварительно осваивал определенную часть материала самостоятельно с помощью дистанционных технологий. Студенты получают возможность формирования очного занятия, заранее передавая преподавателю свои вопросы, с которыми они сталкиваются в ходе самостоятельной работы. Преподаватели действуют как консультанты, помогая студентам анализировать и решать проблемы. Таким образом, в классе можно организовать такие практические семинары и дискуссии, которые сложно провести с неподготовленной аудиторией.

Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и средств доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянный контакт педагога и студента, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Помимо встреч в аудитории, студенты общаются с преподавателем на специализированном учебном сайте, где могут найти все, что необходимо для изучения определенной дисциплины: содержательную часть (теоретический материал, разобранные задачи, соответствующие профилю специализации студента), часть текущего контроля (вопросы и тесты для самоконтроля, задания на контрольные работы и курсовые проекты) и часть итогового контроля (экзаменационные тесты). Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Регулярное общение на форумах сайта , проведение текущих консультаций в online режиме, оперативные ответы на сформулированные студентами вопросы, позволяют организовать непрерывный процесс обучения, создавая для каждого студента практически персональную траекторию обучения.

При разработке методики использования информационно-коммуникационных технологий для смешанного обучения, в первую очередь, стоит проблема создания требуемой учебной информации, преобразования ее в образовательный информационный ресурс и разработка средств передачи его обучающимся с максимальной эффективностью.

С одной стороны, речь идет о превращении сведений, «рассеянных» в печатных изданиях, в электронных ресурсах, в структурированную учебную информацию с учетом основных алгоритмов деятельности обучающихся. Современная номенклатура электронных

образовательных ресурсов (ЭОР) для поддержки смешанного обучения достаточно велика: электронные копии печатных пособий; электронные интерактивные учебники; мультимедиа-презентации учебного материала; системы компьютерного тестирования; обзорные лекции на компакт-дисках; компьютерные тренажеры и виртуальные лаборатории, основанные на математических моделях изучаемых объектов или процессов; учебные пакеты прикладных программ и т.п.

С другой стороны, быстро растущий объем учебной информации и ее качественное усложнение сегодня входят в явное противоречие с количеством времени, определенным учебными планами на изучение дисциплин. Структуризация учебной информации, наглядное и эффективное ее изложение с применением современных информационных технологий и передовых методов обучения позволяет решить эту проблему. Конкретным воплощением указанных задач можно считать разработку учебно-методических комплексов по всем дисциплинам, проведение учебных занятий с использованием презентационных материалов, создание базы тестовых заданий для мониторинга текущей успеваемости студентов и осуществления итогового контроля.

Основой учебно-методического комплекса является электронный учебник, так как он своим содержанием, соответствующим программе обучения, обеспечивает использование других элементов как способов углубления и закрепления знаний и приобретения практических навыков .

Основной недостаток большинства современных электронных учебников состоит в том, что они отличаются от бумажных только тем, что представлены на электронных носителях. Однако, очевидно, что электронный учебник имеет преимущество перед традиционным (бумажным) своей интерактивностью [3]. Под интерактивностью понимают такие его возможности, как:

-динамическое формирование содержания по запросам пользователя (обучаемый как бы становится соавтором, формирует учебник из имеющихся модулей по уровню своей подготовки);

-удобная система переходов между темами и разделами;

-предоставление в нужный момент дополнительной информации, облегчающей понимание материала;

-список терминов, закладок и т. д.

Модифицирование содержания учебника подразумевает, например, возможности вывода на одну страницу, как отдельного раздела (любого уровня), так и всего учебника, применение альтернативных вариантов учебника, исключающих определённые разделы (упрощённая версия или наоборот - специализированная, с углублённым изложением материала по некоторой теме). Автоматическое формирование модификаций на основе дерева логической связей между разделами учебника, построенного с учётом порядка изложения материала позволяет, например, выбрав некоторый раздел из середины учебника, автоматически отобрать те темы, которые необходимо изучить для понимания данного материала.

При создании электронного учебника наиболее предпочтителен модульный принцип его построения. Модули представляют собой такие элементы, которые позволяют каждому студенту сформировать учебник в соответствии с профилем будущей специальности; с уровнем своей математической подготовки; с перспективой продолжения образования или практической деятельности и т.д. Модули электронного учебника могут быть описаны следующим образом:

- основной модуль - содержит теоретический материал в минимальном объёме, обеспечивающем внутреннюю логику изложения курса;

- модули, содержащие выводы формул, доказательства теорем, справочную информацию;

- модули, содержащие тесты различного уровня для самоконтроля и контроля знаний;

- модули, содержащие примеры практического применения изучаемых закономерностей в зависимости от профиля будущей специальности;

- глоссарий.

Основная цель разработки электронного ресурса - создание учебного пособия, которое будет не только информировать студента в заданном объёме дисциплины, но и учить. Для этого каждая глава должна быть снабжена тестом, вопросы которого требуют размышления, установления связей между понятиями, поиска недостающей информации. Такие тесты должны иметь возможность работать как в тренировочном, так и в контролирующем режимах. Каждый раздел учебника должен заканчиваться тестом, синтезирующим знания по данной части курса, Аналогичный тест должен быть в конце учебника с вопросами, предлагающими связать понятия и закономерности из разных

разделов. Такие тесты позволяют получить цельное представление об изучаемой дисциплине и о ее месте в природе.

Электронный учебник может являться самостоятельным элементом учебного процесса в любой форме обучения. Применение электронного учебника придаёт процессу образованию новые качества, так как он сочетает в себе элементы информационных и образовательных технологий и поэтому прививает обучаемым навыки активного самостоятельного овладения знаниями, самоконтроля и самодисциплины; ориентирует на практическое применение знаний фундаментальных дисциплин в профессиональной деятельности.

Остановимся теперь на технологии проведения учебных занятий с применением информационно-коммуникационных технологий. В связи с переходом к компетентностному формату образования значительно возрастает практическая направленность учебных дисциплин и требуется совершенствование методов теоретической подготовки студентов во время лекционных занятий. Одним из способов достижения результата максимально полного овладения теоретическим материалом за ограниченное время можно считать интерактивную лекцию, проводимую в режиме видеоконференции с помощью специализированных программных продуктов.

Интерактивность лекции предполагает,

что:

- участники обязательно общаются друг с другом и с лектором;

- со стороны преподавателя обязательно присутствует подготовленные учебные материалы в виде презентации;

- преподаватель полностью контролирует уровень взаимодействия между обучающимися;

- информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени в связи с особенностью ее восприятия.

Традиционно интерактивная лекция представляет собой образовательное мероприятие с применением следующих активных форм обучения: фасилитация, управляемая дискуссия или беседа, модерация, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм, мотивационная речь.

Интерактивная лекция дает возможность студентам работать индивидуально, в парах или небольшими группами. Правильно организованная лекция позволяет преподавате-

лю понять, насколько хорошо и быстро студенты усваивают предлагаемый им учебный материал. В ходе интерактивной лекции целесообразно использовать медиатехнологии - они предоставляют удобные возможности работы с текстом за счет выделения в них ключевых объектов (таких как слова, фразы, изображения), организации перекрестных ссылок между ними; уточнения необходимых терминов и определений. Указанные технологии значительно увеличивают степень усвояемости материала, так как внимание обучающихся сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как вести конспект.

Закономерно возникает вопрос о формах представления учебного материала в презентации. Дидактическое единство всех педагогических средств воздействия на обучаемого -залог эффективности этого воздействия. В ходе лекции учебная информация поступает студенту по двум каналам: зрительному и слуховому. Оба канала должны активно работать в ходе лекции, взаимно дополняя и обогащая получаемую извне информацию - звуковую и визуальную, формируя единый информационный поток. Студент видит на экране лектора, записи, которые лектор делает непосредственно в кадре (например, вывод формул, построение графиков и т.п.) и заготовленные заранее наглядные материалы в виде текстовых, графических, видео- и медиаматериалов. Одновременно он слышит голос лектора. Любая визуальная информация, предъявляемая с экрана, должна сочетаться со звуковой, иметь непосредственную связь с содержанием излагаемого материала и быть обязательно прокомментирована лектором. «Иллюстраций ради иллюстраций» на экране быть не должно. Каждый элемент видеоряда должен быть методически оправдан, он должен играть четко определенную методикой преподавания роль и решать вполне определенные дидактические задачи. Четкость постановки дидактических задач и целей каждой конкретной лекции позволяет ее автору планировать такие параметры лекции как общий объем представленной в ней учебной информации, а также количество видеоматериалов, предъявляемых с экрана.

Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные траектории обучения. Причем развитие и движение студентов по этим траекториям сугубо индивидуальны и не синхронны.

Лектор может использовать разнообразные интерактивные виды деятельности, чтобы заинтересовать студентов. Студенты могут описывать предложенные им ситуации, интерпретировать диаграммы, производить самостоятельные вычисления, принимать совместные решения по заданной проблеме. Вышеперечисленные виды деятельности не только вовлекают студентов в учебный процесс, они так же способствуют развитию критического мышления и умения работать в группе.

Необходимо отметить, что основополагающую роль в использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, безусловно, играет именно преподаватель. Потенциал новых технологий остается недостаточно реализованным, поскольку лишь малая часть преподавателей использует ИКТ в полном объеме. Очевидно, что в условиях быстрого развития и усложнения технологий деятельность преподавателя по разработке курсов значительно усложняется. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы, постоянного профессионального роста. В связи с этим, организация курсов повышения квалификации преподавателей непосредственно в университетах, позволяющих сразу применить на практике (в учебной деятельности) полученные знания, имеет огромное значение.

Наиболее целесообразно осуществлять переподготовку преподавателей используя модульную компетентностно-ориентированную программу курсов повышения квалификации, реализующую новый подход к обучению, цель которого - вовлечение преподавателей и студентов в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning).

Для обеспечения непрерывного процесса профессиональной переподготовки преподавателей обучение удобно осуществлять в виде следующих отдельных модулей, в результате изучения каждого из которых преподаватель может получить соответствующий сертификат:

- методические, дидактические и технические основы использования современных ин-

формационно-коммуникационных обучающих технологий;

- дидактика интегрированных информационных технологий (разработка и использование учебно-методических комплексов);

- педагогика дистанционного обучения;

- методические и дидактические основы создания системы оценки учебных достижений студентов (разработка и использование контрольно-измерительных материалов);

- основы разработки виртуальных лабораторных работ.

В результате такого построения системы переподготовки каждый преподаватель обеспечивается индивидуальной траекторией обучения, получает комплекс знаний, необходимых для эффективного использования современных обучающих технологий в своих дисциплинах.

Как следует из вышесказанного, внедрение смешанных форм обучения требует больших усилий - это и необходимость внесения изменений в нормативную базу, и инвестиции в разработку необходимого учебного контента, и переподготовка кадров, и, самое трудное, изменение сознания участников учебного процесса, не в полной мере пока готовых к необходимым преобразованиям. Тем не менее, развитие смешанной формы обучения призвано стать одним из ключевых направлений глобального плана модернизации всей образовательной сферы.

Литература

1. Романова, Ю.С. Методические аспекты создания информационно-обучающей среды / Ю.С.Романова // Sworld . - 2012. - Т. 12, № 1.- С. 40-41.

2. Романова, Ю.С. Проведение практических занятий при обучении студентов с применением ДОТ/ Ю.С.Романова // Новые технологии и формы обучения. - 2009.-№ 12. - С. 19-21.

3. Романова, Ю.С. Электронный учебник в информационно-образовательной среде вуза / Ю.С.Романова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 2. С. 38-40.

гРоманова Юлия Станиславовна - кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", тел.: +7 (812) 233-96-14, моб.:+7 921 740 , e-mail: ysr@bk.ru;

2Эмиров Игорь Халилович - доцент кафедры «Экономика природопользования и сервис экосистем» СПбГУСЭ, моб.: +7 921 849 96 66, e-mail: riounise@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.