Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовании: современные тенденции и практика применения'

Инновационные технологии в образовании: современные тенденции и практика применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Гульназ Мавлетзяновна, Фазлыева Елена Павловна, Пудовик Елена Михайловна

В статье обосновывается необходимость внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения в высших учебных заведениях. Автором выделены ключевые направления современной практики применения инновационных технологий и интерактивных методов обучения в условиях российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Гульназ Мавлетзяновна, Фазлыева Елена Павловна, Пудовик Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Technologies in Education: Modern Trends and Application

The paper addresses the necessity of implementation of innovation technologies and interactive training methods in institutions of higher education. The authors outline the key areas of application of innovation technologies and interactive training methods on the modern stage of Russian economy.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовании: современные тенденции и практика применения»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Социология

УДК 332.1

Инновационные технологии в образовании: современные тенденции и практика применения

Галеева Г.М.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры общеэкономических дисциплин

Казанского (Приволжского) федерального университета

Фазлыева Е.П.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета

Пудовик Е.М.

Кандидат географических наук,

доцент кафедры территориальной экономики

Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье обосновывается необходимость внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения в высших учебных заведениях. Авторами выделены ключевые направления современной практики применения инновационных технологий и интерактивных методов обучения в условиях российской экономики.

Ключевые слова: система образования, инновации, интерактивные методы обучения, экономика.

В настоящее время в условиях институциональных и информационных структурных преобразований в экономике назрела необходимость модернизации системы образования, которая должна обеспечивать развитие интеллектуального потенциала, формирование ключевых общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Безусловно, без новых идей, подходов, методик и инновационных решений накопившихся проблем в системе образования не обойтись. Среди основных задач, решение которых требует внедрения интерактивных и инновационных технологий, следует выделить:

- реализация «компетентностного» подхода не только в системе образования, но и в реальном 178

секторе экономики, а именно выстраивание четкой системы компетенций по различным направлениям подготовки и переподготовки, которыми должны обладать сотрудники;

- обеспечение опережающего качества подготовки кадров необходимых специальностей;

- формирование в вузах инновационной среды, открывающей широкие возможности для самообразования и самореализации, развитие интрапренерства.

Особо следует выделить проблему недостатка квалифицированных кадров в сфере инновационного бизнеса, что отчасти обусловлено отсутствием эффективной системы стимулирования научно-

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

изыскательской деятельности молодежи, а также коммерциализации разработок в вузах. Материально-техническое оснащение деятельности многих научно-образовательных организаций не позволяет создавать инновации, а также исключает возможности их практического применения. Кроме этого, отсутствие четких налаженных связей вузов с деятельностью ведущих международных центров по ключевым направлениям развития системы образования создает определенный коллапс в части возможного использования зарубежного опыта внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения.

Одновременно с этим при организации учебного процесса российские вузы стремятся учитывать требования, предъявляемые к высшей школе Болонским процессом:

1. Повышение «прозрачности» высшего образования, способствующей росту академической и профессиональной мобильности профессорско-преподавательского персонала.

2. Достижение совместимости, сравнимости дипломов, степеней и квалификаций. Тесное сотрудничество между системами признания и аккредитации.

3. Расширение диверсификации образовательных структур, программ, форм обучения, а также индивидуализация образовательных маршрутов [1].

Инновационные технологии в образовании, а также практическое применение интерактивных методов обучения призваны формировать определенные поведенческие модели и ценностные ориентации у студентов, что, в свою очередь, должно повышать их способности к развитию. Среди основных тенденций развития инновационных технологий в образовании следует выделить:

- постепенный переход от классического подхода к обучению к инновационно-ориентированному, отличительной чертой которого является развитие креативно-аналитического мышления у студентов на основе когнитивного анализа и моделирования с использованием современных информационных средств принятия управленческих решений [1];

- усиление роли самостоятельной работы студентов, соответственно, кардинальное перераспределение времени между типами учебной работы;

- активизация процесса привлечения профессорско-преподавательского состава со стороны (ведущих российских и, по возможности, зарубежных вузов);

- вовлечение специалистов-практиков (представители малого и среднего бизнеса, предприятий, консалтинговых и аудиторских компаний и т.п.) в учебный процесс, а также включение их в состав ГЭК и ГАК;

- формирование «компетентностных» карт студентов, в т.ч. на защите выпускных квалификационных работ, а также дальнейшее их представление потенциальным работодателям.

_______________________________Социология

Федеральные государственные образовательные стандарты не регламентируют методы, используемые в процессе обучения для достижения поставленных целей образования. Обзор литературы по исследуемой проблеме позволил выделить три основных типа инновационных технологий в образовании:

- радикальные, направленные на кардинальное изменение всего процесса обучения с помощью современных IT-технологий, новых методов обучения;

- комбинаторные, предполагающие необычное сочетание известных приемов и способов;

- модифицирующие (совершенствующие): улучшение, дополнение имеющейся методики обучения;

Ключевым принципом организации обучения является изменение соотношения между типами учебной работы: 30 % времени должно отводиться на лекционный блок, 30 % - на семинары, тренинги, практикумы и игровые методы обучения, 40 % -на самостоятельную работу и работу в группах над проектами [1].

В современной практике российских вузов широко используются следующие инновационные технологии и интерактивные методы обучения: видеоконференции; электронные учебники и учебные пособия; электронные игры; электронные тренинги; электронные программные комплексы; on-line тестирование, индивидуальное и групповое проектирование, устные презентации, обзоры современных источников знания, исследовательские семинары, интерактивное дистанционное обучение и т.д. Кроме того, материально-техническое оснащение и организационное обеспечение учебного процесса в вузах позволяет использовать междисциплинарные групповые работы; междисциплинарные внутривузовские практики и тренинги; усложнение проектной работы от курса к курсу; выполнение проектов по заказу компаний.

В качестве наиболее распространенных методов активизации занятий можно выделить проблемноориентированные лекции и семинары, обязательным условием таких занятий является наличие познавательной проблемы. Перед слушателями в этом случае формулируется проблемная задача и контролируется процесс поиска решения с использованием методов коллективного генерирования. В качестве методов проработки проблемных ситуаций могут быть использованы также технология - МАСТАК (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля), техника «3-D» (трехмерного анализа проблемы: ситуация, включенные в нее люди, вы), а также техника GROW-вопросы, направленные на конкретизацию цели, анализ проблемы и предполагаемых действий.

Таким образом, современные интерактивные методы обучения - это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризу-

179

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Социология

ющиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса и позволяющие: активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых; повышать результативность учебного процесса; формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы [2]. Возможности практического применения интерактивных методов обучения существенно расширяются в условиях развития деятельности различных IT-компаний, оказывающих информационную поддержку образовательного процесса. В частности, речь идет о ЗАО «Решение: учебное видео», которое предлагает разработку интерактивные практикумов в электронной образовательной среде [учебные видеокейсы, каждый раздел которых состоит из нескольких циклов, по Д. Колбу (критическое обдумывание, возведение на уровень абстракции, эксперименты и применение на практике, непосредственный опыт)].

Разработка и расширение практической части курса, ее насыщение различными интерактивными заданиями, вопросами, кейсами, видео поможет сделать курс обучения максимально эффективным. В значительной степени это обусловлено тем, что в процессе создания видеокурса активное сотрудничество с государственными и частными компаниями позволяет подобрать конкретные примеры из практики реальных компаний и адаптировать их под учебные ситуации. Все это в конечном итоге позволяет студенту лучше понять различные сценарии развития событий, выявлять проблемы и находить пути решения на основе полученных компетенций [3]. В процессе обучения могут использоваться семь жанров видео, а именно: съемка поведения участников во время тренинга; видеозачет; видеоэталон; видеозарисовка; учебный видеофильм; видеоконспект; интерактивное видео. По мнению экспертов, при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в

то время как: при использовании ситуационного анализа - 50 %, в дискуссионном обучении - 75 %, а в деловой игре - около 90 %.

В заключение следует отметить, что в настоящее время процесс обучения с использованием инновационных технологий и интерактивных методов следует рассматривать как изменение поведенческой модели и деятельности обучаемого в результате приобретения новых компетентностей и опыта. В этой связи процесс обучения должен отвечать требованиям адаптивной эффективности, что в свою очередь предполагает не только наличие таких элементов как действие, обратную связь и синтез, но и постоянное экспериментирование, принятие рисков, развернутый анализ ошибок, совершенствование через утверждение новых стандартов. При таком обучении превалирует открытое групповое общение, партнерские отношения и активный информационный обмен, что способствует мотивации, развитию и изменению поведения.

Литература:

1. Селянская Г.Н. Методологические основания практики решений по выработке и оценке компетенций. - URL: http://expert-nica.ru/sbomik/ articles_doc/Selyanskaya.doc

2. Зарукина Е.В. Методы активизации научно-исследовательской работы студентов в вузе // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях перехода на двухуровневую подготовку: материалы Учебно-методической конференции 6-7 февраля 2008 г. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - C. 126-130.

3. Филиппенко А.П. Интерактивные практикумы для работы учащихся в электронной образовательной среде // e-Learning WORLD Мир электронного обучения. - 2012. - № 1 (29) Июнь. - С. 46.

Innovation Technologies in Education: Modern Trends and Application

G.M. Galeeva, E.P. Fazlyeva, E.M. Pudovik Kazan (Volga Region) Federal University

The paper addresses the necessity of implementation of innovation technologies and interactive training methods in institutions of higher education. The authors outline the key areas of application of innovation technologies and interactive training methods on the modern stage of Russian economy.

Key words: the system of education, innovations, interactive training methods, economy. 180

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.