ПЕДАГОГИКА
ПЕДАГОГИКА
Ходжаева Мубина Джалоловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка ТГУПБП
Рашидова Дилрабо, соискатель Академии образования РТ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ -ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь пони-
маемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и к изменениям общества.[4,17] Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд[6,8].
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации“ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и, в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы [7,18].
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных их способностей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными типами и видами школ является особенно актуальной.
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов, как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование" как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое -это и есть инновация[2,372].
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией, которая дает возможность для проявления творческих способностей и готовность к реализации собственной индивидуальности личности.
Список литературы:
1. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1984.-796 с.
3. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход /Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5; Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. -№ 1.- С. 26-27.
4 .Орлова А.И. Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова//Преподавание истории в школе. - 2006. -№ 1.- С. 16-18.
5. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании /Н.И. Ерофеева //Народное образование.-2002. -№ 5.- С.18-21.
6. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука /В.И. Загвязинский //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с.8.
7. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. -№ 1.- С. 6-8.
М. Ходжаева, Д. Рашидова
Инновационные технологии в образовании - проявление творческих способностей личности
Ключевые слова: образование, творческие способности, инновационный процесс, личность, инновация, развивающаяся школа.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Раньше безусловными ориентирами образования были: формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на
личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и к изменениям общества.
Образование по своей сути уже является инновацией, которая дает возможность для проявления творческих способностей и готовность к реализации собственной индивидуальности личности.
M. Khodjayeva, D. Rashidova
Innovational Technologies in Education as Evincement of Individual's Creative
Abilities
Key words: education, creative abilities, innovational process, individual, innovation, individual's creative abilities
The changed role of education in society preconditioned the major part of innovational processes. The earlier unconditional bearings of education included the formation of knowledge, skills, informational and social habits and abilities (qualities) providing “promptitude for life ”; the former, in its turn, being understood as an ability of adaptation to social circumstances on the part of an individual. Now education is more and more oriented on a creation of such technologies and ways of influence over an individual which would provide a balance between social and personal needs and goading in action a mechanism of self-development (self-education, self-improvement), they prepare an individual for self-realization in the greatly changed society.