Научная статья на тему 'Инновационные технологии в инкультурации и реабилитации личности особого ребенка'

Инновационные технологии в инкультурации и реабилитации личности особого ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ENCULTURATION / PERSONAL CREATIVITY DEVELOPMENT / ARTISTIC PRACTICES / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерова Галина Михайловна

В статье отображается процесс инкультурации и творческое развитие личности различными формами и методами арт-терапии, реабилитация доступными видами искусства и процесс внедрения художественных практик в работе с «особыми» детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN ENCULTURATION AND REHABILITATION OF SPECIAL CHILDREN

The article deals with enculturation and creative development of a personality with application of some forms and modes of art therapy, rehabilitation with available art forms and introduction of the art practices in work with special children.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в инкультурации и реабилитации личности особого ребенка»

УДК 37.036

Белозерова Галина Михайловна

Belozerova Galina Mikhaylovna

соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

PhD applicant of the Theory and History of Culture Department, St.- Petersburg State University of Culture and Arts

dom-hors@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКУЛЬТУРАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОСОБОГО РЕБЕНКА

INNOVATION TECHNOLOGIES IN ENCULTURATION AND REHABILITATION OF SPECIAL CHILDREN

Аннотация:

Summary:

В статье отображается процесс инкультурации и творческое развитие личности различными формами и методами арт-терапии, реабилитация доступными видами искусства и процесс внедрения художественных практик в работе с «особыми» детьми.

The article deals with enculturation and creative development of a personality with application of some forms and modes of art therapy, rehabilitation with available art forms and introduction of the art practices in work with special children.

Ключевые слова:

инкультурация, раскрытие творческого потенциала личности, художественные практики, арт-терапия.

Keywords:

enculturation, personal creativity development, artistic practices, art therapy.

В последние годы взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в поиске профилактических, лечебных, коррекционных и педагогических средств развития и реабилитации личности. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, особенно при психологической коррекции, эмоционально-поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья. В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе большое количество направлений искусства, пси-холого-педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость [1, с. 6]. Она начинает занимать важное место в реабилитации и инкультурации детей с проблемами здоровья и является одним из форм психологической и педагогической работы, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, раскрытии творческого потенциала, возможности преодолеть ограничения, вызванные болезнью, способствует интеграции в общество. Она является частной формой развития личности творчеством и связана, главным образом, с живописью, графикой, скульптурой, фотографией, музыкой, театром, а так же различными комбинациями с другими формами искусства и художественной деятельности [2, с. 5-7].

В культуре, ориентированной на индивидуальные ценности, главной целью работы с «особыми» детьми является раскрытие не выявленного потенциала личности. Овладение ребенком критериев красоты, одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе арт-терапевтической деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит школьникам специальных коррекционных учреждений не только основой воспитания, но и средством общения, способом передачи мысли, переживаний зрителя. Иногда можно подумать, что он творит для себя, но на самом деле он ищет зрителя и с радостью несет к нему свой, только что законченный рисунок, рассказ или актерский образ.

В творческой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе - сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, отличных человеческих качеств, сочетающих, творческую смелость и скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Творческие работы (рисунки, гравюры, скульптуры, аппликации, театральные постановки, перевоплощение и создание образов сказочных и литературных героев и т.д.) служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях. У них появляется интерес к предметам своего творчества и, прежде всего, к людям; развивается интеллект, ширится кругозор.

Придавая огромное значение формированию личности посредством различных видов искусства, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Б.М. Неменский, Н.А. Ветлуги-на отмечали, что «приобщение ребенка к миру прекрасного, «погружение» его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих его - обогащают его, раскрывают творческий потенциал». Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. «С одной стороны, - как указывал Л.С. Выготский, - нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культу-

ре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством, только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать» [3, с. 318].

Минимальной ячейкой художественного сообщества является арт-группа, где должно торжествовать личностное начало. Индивидуальность школьника проявляется в том, что у него присутствует в работе ведущий способ художественной, творческой, эмоциональной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, сказочные образы, театральное действие, литературное произведение. Детям, по моим наблюдениям, процесс незаданного творчества дарует открытие самопознания, позволяет выразить свое состояние вербально и невербально, овладеть навыками саморегуляции.

В работе с «особыми» детьми ставились следующие задачи: занятость детей за счет вовлечения их в интересную и содержательную деятельность, развитие коммуникативных умений и навыков, достижение более высокого уровня творческой интеграции, самопонимания, повышение уровня самоуважения, осознания ценности личности.

Преимуществом студии арт-терапии является возможность посещения занятий школьниками, без каких-либо ограничений, не требуя от участников особых способностей и навыков. Потенциальное преимущество условий групповой арт-терапии - это возможность получения обратной связи и поддержки людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы.

В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В арт-терапевтической группе школьник чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других членов группы на тебя и твои на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке ребенок может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилямиотношений среди равных партнеров. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами по творческой работе в едином пространстве. Гибкость групповой терапии делает ее пригодной для большого контингента школьников, имеющих различные психологические затруднения, и широкого спектра теоретических и методических программ вмешательства в психолого-педагогические процессы. М. Либманн подчеркивает следующие достоинства арт-терапии: «Она развивает ценностные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих, позволяет осваивать новые социальные роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих, повышает самооценку, ведет к укреплению собственной идентичности, развивает навыки принятия решений» [4, с. 28].

Одна из родоначальниц американской арт-терапии Маргарет Наумбург подчеркивала, что «арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. По мере того, как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они часто становятся способными описывать его на словах» [5, с. 12].

В работе с «особыми» детьми сочетание традиционных форм арт-терапии дает многократный эффект реабилитации и творческого развития личности, стимулирует к дальнейшей самореализации и раскрытию потенциальных способностей ребенка. Музыка, рисунок, сказка, преображаясь в театральное действие, перестраивает неудачный «жизненный сценарий» ребенка на тот, который хочет видеть он сам - в сценарий добра, мира, красоты и больших личностных возможностей.

В процессе работы были использованы практические рекомендации А.И. Копытина, В.М. Элькина, Т.Ф. Мурзиной, А.В. Гнездилова, О.В. Защиринской, Т.В. Зинкевич-Евстигнеевой и др. На первом этапе проходило знакомство с участниками студии, изучались личностные и социально-психологические особенности детей. На втором этапе исследовались возможности использования традиционных форм арт-терапии в процессе инкультурации и реабилитации личности, их взаимовлияние на развитие творческой личности в проекте студии арт-терапии. На третьем этапе работы были усовершенствованы методические рекомендации арт-терапевтических занятий и предложен проект программы реорганизации студии арт-терапии. Постепенно включались в работу традиционные формы арт-терапии: музыкальная терапия, изобразительная (цветовая) терапия, изобразительная терапия, медитативное рисование и релаксация под музыку, сказкотерапия, театральная терапия, игровая терапия.

В результате применения инновационных технологий с использованием традиционных форм арт-терапии были выявлены следующие результаты:

1. Показатель общительности и доброжелательности детей увеличился до 95 % (всего участников 65 человек).

2. Показатель социальной смелости - до 90 %.

3. Показатель озабоченности, тревожности в коммуникации снизился до 20 %.

4. Желание участия в арт-терапевтических группах возрос от 53 % до 85 %.

5. Периодическое посещение занятий в студии детьми - 15 %.

Кроме того, в процессе работы студийной группы «особых» детей выяснилось, что:

1) участники группы стали более активными, решительными, непринужденными;

2) минимизировались тревожность, озабоченность, агрессивность, излишняя возбудимость;

3) проявились: независимость, доминирование, стабильность в работе, самоконтроль;

4) сформировались и стабилизировались коммуникативные навыки;

5) стали раскрываться творческие и эмоционально-волевые особенности личности.

В ходе эксперимента по внедрению инновационных технологий в инкультурации и реабилитации личности были предложены следующие методические рекомендации:

1. Начинать работу с индивидуального знакомства с ребенком, налаживанием контакта в личной беседе, используя принцип толерантности.

2. Давать возможность проявить индивидуальность, проводить тестирование участников сессии по мере необходимости, давать возможность ответить на заданные вопросы самостоятельно.

3. Использовать в работе традиционные формы арт-терапии для развития творческой деятельности «особых» детей: музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, цветотерапию, медитативное рисование, игротерапию; интерпретации и театрализации знакомых произведений литературы, музыки, изобразительного искусства; написание, оформление и постановку литературных и придуманных сказок и историй; пантомиму и мим-театр разнохарактерных героев, животных, птиц, живой природы.

4. Использовать различные формы и методы воздействия инкультурации и реабилитации детей с нарушениями психофизического развития: духовные и художественные практики, психологические и педагогические подходы, выполняющие катарсистическую и коммуникативную форму работы, педагогические, связанные с развитием культурных навыков, расширением общего и художественно -эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка творческой и художественной деятельности.

«Особый» ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации: сочинять всевозможные истории, изображать различные персонажи, слушать и исполнять музыку, используя известные сюжеты, музыкальные фразы, движения разнохарактерных героев, вовсе не замечая этого, и, воспринимая свою личную ситуацию, как безысходную, уходит в воображаемый мир, преображая в творческих работах негативную ситуацию в позитив. Переживая в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, «особый» ребенок может подготовить самостоятельно мотивацию своих будущих поступков. Таким образом, в системе гуманистических представлений арт-терапии основным является понятие творчества, обозначающее реализацию личностного потенциала «особого» ребенка в разных видах деятельности. Художественное творчество, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.

Ссылки:

1. Арт-терапия и арт-педагогика в специальном образовании. М., 2001.

2. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками. М., 2005.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

4. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб., 2001.

5. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб., 2001.

References (transliterated):

1. Art-terapiya i art-pedagogika v spetsial'nom obrazovanii. M., 2001.

2. Val'des Odriosola M.S. Art-terapiya v rabote s podrostkami. M., 2005.

3. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva. M., 1965.

4. Kopytin A.I. Praktikum po art-terapii. SPb., 2001.

5. Kopytin A.I. Sistemnaya art-terapiya. SPb., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.