Научная статья на тему 'Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников'

Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3810
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL INSTALLATION / ECOLOGICAL LABORATORY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чердымова Е. И.

Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL CHILDREN ENVIRONMENT AWARENESS FORMATION

Preschool centres, schools, higher educational institutions become nowdays environmentally aware. The major link in this chain is preschool centres since in childhood, especially at preschool age, a man is mostly close to nature, and at this age the education and training role is really great. Environmental education can be defined as a creation of a complete interconnected system of purposes, problems, maintenance, forms, methods and means. That all influences the development of an environmentally aware personality.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников»

УДК 159.9

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2010 Е.И.Чердымова

Самарский филиал Российской академии образования

Статья поступила в редакцию 03.03.2010

Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая установка, экологическая лаборатория, инновационные технологии, единое образовательное пространство.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать в режиме развития. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых ДОУ №119 ОАО «РЖД» отвечает возросшим потребностям общества и родителей. Для того, чтобы охватить содержание программ, применительно к условиям данного дошкольного учреждения и оптимально их реализовать, в ДОУ разработана модель единого образовательного пространства и соответствующего ей методического обеспечения, что нашло отражение в программах развития ДОУ.

Цель единого образовательного пространства - интеграция комплексных и вариативных программ, путем единой инновационной технологии, общих образовательных методов и приемов, для реализации потенциала каждого воспитанника. В ДОУ определены необходимые условия для организации инновационной деятельности: кадровые, расстановка специалистов разного профиля, в соответствии с их специальностью и образованием; создание развивающей среды; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Совместная работа Самарского филиала Российской академии образования и ДОУ №119 ОАО «РЖД», касающаяся инноваций в образовательном процессе ведется с 2001 года. В рамках «Экологической лаборатории», созданной на базе СФ НОУ ВПО УРАО, разработан ряд новых подходов к экологическому образованию и воспитанию детей. В част-

ности, было наглядно показано, с одной стороны, что самые современные научные знания легко усваиваются школьниками и студентами при выполнении ими совместных проектов с учеными, а с другой стороны, что молодые по возрасту «наставники» легко и просто находят способы донесения новых знаний до малышей и с энтузиазмом воплощают свои «инновации» на практике. Студенты с удовольствием общались с малышами: рассказывали о работе на участке, играли с детьми, обучали их узнавать деревья, создавать узоры из ягод и семян и т.п.

Проведенные эксперименты показывают, насколько оперативно и эффективно можно пройти путь от научного исследования до внедрения научных рекомендаций, используя в качестве модельных площадок территории детских садов, тем более, что экологическое образование, воспитание и просвещение всех групп населения, особенно подрастающего поколения, является важнейшим инструментом охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития. Экологическое воспитание - одно из самых важных в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может по-

о

Чердымова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры1 социальной психологии и педагогики. E-mail: cheiv77@mail. ru

влиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране1.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: 1) образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; 2) воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; 3) развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).

В ДОУ функционирует экспериментальная площадка, созданная на базе СФ НОУ ВПО УРАО (Самарский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Университета Российской академии образования). Тема экспериментальной деятельности: «Формирование и развитие экологического сознания личности дошкольника». Результат эксперимента - высокие показатели развития экологического сознания детей, полученные благодаря системно-ориентирован-ной и грамотно спланированной работе.

Понятие «экологическое сознание» не получило еще однозначного толкования. Одни понимают под ним «аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды, другие, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин, под экологическим сознанием понимают: «совокупность имеющихся у личности (группы) экологических представлений, ее субъективного отношения к природе, а также освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой»2. В.И.Панов отмечает, что «с одной стороны, Природа выступает для человека средством развития его природных возможностей творения новых природных объектов и в том числе самого себя. С другой стороны, Человек, развивая свои природные возможности, выступает по отношению к Природе средством ее саморазвития как процесса порождения новых кон-

1 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: 2004.

2 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М.: 1995. - С.40.

кретных форм ее самоосуществления, в данном случае - форм психического отражения, поведения, сознания. И далее, В.И.Панов, пишет -как альтернатива антропоцентрическому сознанию, продуцирующему внешнеположенное и потребительское отношение к Природе, выдвигается экоцентрическое (экологическое) сознание, когда Человек начинает выступать и осознавать себя в качестве «процессуальной единицы» самоосуществления Природы. Только в этом случае Человек будет ощущать и вести себя как экологический субъект развития Природы, в том числе самого себя и окружающей его среды»3. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу сознание. Термином «экологическое сознание» обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней»4. В популярном биологическом словаре Н.Ф.Реймерс дает такое определение экологическому сознанию: «Экологическое сознание - глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека». Исходной позицией экологического сознания, по его мнению, служит тот очевидный факт, что неразумное антропогенное изменение среды жизни на Земле, выходящее за пределы адаптивных способностей человечества как биологического вида, в силу высокой скорости процесса и, следовательно, невозможности приспособиться, неизбежно приведет к вымиранию этого вида5.

В учебных программах ДОУ предусматривается обязательное преподавание основ экологических знаний. Нами были определены уровни развития экологического знания, экологического отношения и экологического поведения дошкольников.(см. таб. 1). Целью экологического образования и воспитания определено повышение уровня сформированности экологической культуры дошкольников. Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений ребенка с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это по-

3 Панов В.И. Экологическая психология:....

4 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции . - С.40.

5 Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. - М.: 1987.

нятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.

Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий, природной среды.

Формирование и развитие экологической культуры сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями науки, производства, искусства, образования и просвещения. В определении критериев и показателей экологической культуры можно исходить из представлений: об экологической культуре личности как общей цели экологического воспитания и образования; о специфике экологической культуры как целенаправленного воздействия на развитие духовной сферы лично-

сти, системы ее ценностных ориентации, отношений и деятельности. Специфика формирования экологической культуры связана с преимущественным воздействием на духовную сферу личности дошкольника и оперированием системой понятий «ценности — отношение — деятельность», которые реализуются в процессе воспитания.

Экологическое образование - целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.

Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Уровень

Знание

Отношение

Поведение

Высокий уровень

о Системные экологические знания: освоенные закономерности распространяются на познание природных объектов

о Природные объекты рассматриваются в закономерных связях

о Знание принципов, правил и

норм отношения к природе о Различие специфики причинно-следственных связей между конкретными действиями человека в природе о Способность видеть не только прямые, но и обратные экологические связи, не только ближайшие, но и отдаленные последствия производимых в природе изменений

о Выражают эмоциональное отношение к природе о Нравственная и эстетическая оценка природы о Опыт эмоционального восприятия окружающей среды о Способность испытывать разнообразные чувства по отношению к природным объектам и явлениям, выражать их посредством эмоций, видеть, сопереживать, созерцать, наслаждаться красотой природы

о Готовность к экологической деятельности о Оказание помощи природным объектам о Активность, самостоятельность, ответственность, инициативность в природоохранной деятельности о Проявление творческих способностей в решении экологических проблем о Прогнозирование последствий выполняемой

экологической деятельности о Проявление устойчивой потребности в творческой самореализации по решению экологических проблем

Средний уровень

о Устанавливают закономерные связи между природными объектами и явлениями

о Появляются обобщения: видовые, родовые - на основе существенных особен-

о Эмоционально отзывчивы к объектам природы о Доброжелательны

к природе о Проявляют интерес (но не систем-

Проявляют желание участвовать в экологической деятельности

Отражаются экологические впечатления в творчестве, играх, общении Опыт природоохранительной деятельности, забота о природе

Активность, самостоятельность, ответствен-

о

о

о

о

Таб. 1. Уровни развития структурных компонентов сознания дошкольников

ностей природных объектов о Появляются обобщенные экологические знания ный ) к животным, растениям, явлениям природы о Положительно ориентированные эмоции от общения с природой, негативное восприятие наносимого ей ущерба ность по отношению к объектам природы о Недостаточно глубокие и полные знания о нормах и правилах экологического поведения и экологической деятельности о Экологическая деятельность выполняется точно, без особых затруднений о В достаточной степени владеют умениями и навыками экологически грамотной организации труда о Проявляют потребность в экологических знаниях и умениях, понимает экологическую направленность экологического поведения о Имеют неустойчивую ситуативную потребность в самореализации по решению экологических проблем

Низкий уровень о Узкие неадекватные экологические знания о Частые заблуждения по поводу природных объектов или явлений о Познавательный интерес появляется при помощи взрослых о Отсутствие полноты и глубины экологических знаний о Отсутствует интерес к познанию взаимосвязей природы и общества, но проявляется интерес к экологическим проблемам как новым явлениям о В недостаточной степени осознают необходимость охраны природы о Отсутствуют позитивные чувства и эмоции о Нет интереса к экологической деятельности о Незначительная эмоциональность о Впечатления отражаются в разных видах экологической деятельности при напоминании со стороны взрослых или других людей о Поведение в природной среде безразличное и равнодушное о Желание участвовать в экологической деятельности отсутствует о Неосознанные разрушительные экологические действия о Слабые знания о нормах и правилах природоохранного поведения, критериях оценки состояния природной среды о Ценностные отношения к природе не проявляются о Выполняет задание, но не объясняет свои действия о Не достаточно владеют умениями и навыками бережного отношения к природной среде о В действиях преобладают стереотипные формы

В ДОУ нами решаются следующие задачи: 1) определение уровня экологической культуры, экологического сознания дошкольников путем психологической диагностики; 2) разработка диагностического, учебно-методического и научно-исследовательского обеспечения экологического образования и воспитания дошкольников; 3) определение положительного опыта, а также имеющихся недостатков в системе экологического образования и воспитания с целью ее дальнейшего развития, реформирования и совершенствования; 4) реализация основных положений и направлений концепции развития экологического сознания личности; 5) формирование учебно-методической базы экологического обучения и воспитания силами преподавателей СФ УРАО с обсуждением результатов на научно-практических конференциях областного, российского и международного уровней, по проблемам экологического образования и воспитания населения; 6) подготовка и издание доступной учебно-методической литературы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников; 7) становление системы практических действий экологического характера для дошкольников.

В результате совершенствования и развития системы экологического образования и воспита-

ния в ДОУ достаточно повышен уровень экологической культуры и экологического сознания дошкольников. Это отражается: 1) в повышении уровня экологических знаний у большей части воспитанников; 2) в переводе экологических знаний и представлений в систему ценностей и экологических установок; 3) в понимании необходимости ответственного отношения к состоянию окружающей среды каждым человеком; 4) в формировании практических навыков экологической деятельности.

Экспериментальной работе в ДОУ предшествовала работа глубокого и всестороннего анализа учебно-воспитательного процесса и потенциальных профессиональных и творческих возможностей, были выяснены интересы и готовность педагогических кадров включиться в исследовательскую работу.

Актуализация экологического образования и воспитания дошкольников является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем. Чтобы ответственное отношение к окружающей среде превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за

сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Анализ инновационной деятельности показал, что в детском саду идет целенаправленная работа педагогов по современным программам и технологиям с использованием анализа, прогноза, правильного планирования. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование

нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL CHILDREN ENVIRONMENT

AWARENESS FORMATION

© 2010 E.LCherdumova Samara branch of the Russian Academy of Education

Preschool centres, schools, higher educational institutions become nowdays environmentally aware. The major link in this chain is preschool centres since in childhood, especially at preschool age, a man is mostly close to nature, and at this age the education and training role is really great. Environmental education can be defined as a creation of a complete interconnected system of purposes, problems, maintenance, forms, methods and means. That all influences the development of an environmentally aware personality.

Keywords: ecological consciousness, ecological installation, ecological laboratory, innovative technologies, uniform educational space.

o

Cherdumova Elena Ivanovna, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the department of Social psychology and pedagogy. E-mail: cheiv77@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.