Научная статья на тему 'Инновационные стратегии высшей школы в контексте становления профессиональной компетентности студентов-психологов'

Инновационные стратегии высшей школы в контексте становления профессиональной компетентности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / КРЕАТИВНОСТЬ / ОДАРЕННОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ИНТУИЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / АУТЕНТИЧНОСТЬ / INNOVATION / CREATIVITY / TALENTS / INITIATIVE / ADAPTABILITY / EMPATHY / INTUITION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / REFLECTION / AUTHENTICITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Шавернева Юлия Юрьевна

В исследовании рассматриваются сущностные особенности инновационной деятельности, инновационной личности и инновационного мышления. В качестве основных стратегий становления профессионала рассматривается его теоретическая и практическая подготовка, выделяются основные группы компетенций, обеспечивающих целенаправленное и специально организованное эффективное профессиональное становление студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGY OF HIGHER SCHOOL IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS PSYCHOLOGISTS

The study examines the essential features of innovative activity, innovative personality and innovative thinking. The theoretical and practical training of professional is regarded to be the main strategy of his formation. The authors show the main group of competences, providing purposeful and specially organized effective professional development of students psychologists.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии высшей школы в контексте становления профессиональной компетентности студентов-психологов»

УДК 378 ББК 74.580.22 Х 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: Pedagog-84@mail.ru

Ю.Ю. Шавернева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: yushaverneva@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-

ПСИХОЛОГОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В исследовании рассматриваются сущностные особенности инновационной деятельности, инновационной личности и инновационного мышления. В качестве основных стратегий становления профессионала рассматривается его теоретическая и практическая подготовка, выделяются основные группы компетенций, обеспечивающих целенаправленное и специально организованное эффективное профессиональное становление студентов-психологов.

Ключевые слова: инноватика, креативность, одаренность, инициативность, адаптивность, эмпатия, интуиция, коммуникативная компетентность, рефлексия, аутентичность.

F.P. Khakunova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Educational Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: Pedagog-84@mail.ru

Yu.Yu. Shaverneva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Educational Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: yushaverneva@yandex. ru

INNOVATIVE STRATEGY OF HIGHER SCHOOL IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS PSYCHOLOGISTS

Abstract. The study examines the essential features of innovative activity, innovative personality and innovative thinking. The theoretical and practical training of professional is regarded to be the main strategy of his formation. The authors show the main group of competences, providing purposeful and specially organized effective professional development of students psychologists.

Keywords: innovation, creativity, talents, initiative, adaptability, empathy, intuition,

communicative competence, reflection, authenticity.

Современное высшее профессиональное образование сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. Большинство людей в таких случаях испытывает страх, чувство тревоги и неуверенности. Преподавателям высшего профессионального образования необходима определенная работа над собой: быть образцом человека творческого, неординарного, нестандартного, с оригинальным мышлением, богатым воображением, чувством юмора, быстротой и гибкостью ума. Для актуализации этих способностей обязательным условием является самообладание и уверенность в себе. Существует необходимость экспликации культурозависимой составляющей в представленных в современной психологии теориях творчества, креативности, одаренности. Понятие «инновационная личность» включает определенные конструкты, это современный «продвинутый» успешный человек. Инновационная деятельность требует от личности

готовности быстро и позитивно реагировать на стремительный темп конкретных изменений.

Действительно, современный мир характеризуется стремительными, молниеносными изменениями, причем социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти за считанные месяцы, недели, дни, часы и даже минуты. Существенные изменения затронули как внешнюю, так и внутреннюю сферы системы образования, изменилась сама структура образования, число учащихся и типов учебных заведений. Современный человек должен быть инициативным, чувствительным, с хорошими адаптивными способностями, гибким, сочетающим рациональное и иррациональное в своем инновационном мышлении. Управление инновационным развитием студентов - будущих психологов невозможно без специальных умений преподавателей высшей школы увидеть, понять, раскрыть характер изменений человека с тем, чтобы наметить, выстроить траекторию его развития. Действительно, привычные ценностные нормы и стереотипы устарели и уже не могут быть надежным ориентиром по жизни. Современному человеку необходимо иметь в наличии особые ценностно-смысловые установки по отношению к своей жизни, стимулы к саморазвитию, благодаря которым он и обретет возможность отыскать и раскрыть смысл собственной жизни. Форма обучения должна быть демократической и вариативной, а содержание необходимо наполнить личностными и ценностными смыслами. Следовательно, необходимо усилить роль психологии в конструировании и модернизации системы образования. В условиях динамически изменяющегося реального мира образование должно строиться на основных положениях психологии развития, на проработанных в психологии законах усвоения, на понимании феномена способностей и природы диалога. Психология является конструктивной наукой, которая позволяет строить новую практику вообще и практику построения новой системы образования в частности.

В курсе преподавания различных практикоориентированных психологических дисциплин наиболее полно реализуются потребности студентов в самопознании и самосовершенствовании, создается и поддерживается положительная мотивация к обучению и личностному развитию. Применение активных форм обучения не только способствует формированию коммуникативной и психологической компетентности, но и оптимизации развития рефлексивной культуры специалиста. Рефлексивная культура включает в себя: готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмысливать стереотипы своего профессионального и личностного опыта. Среди многообразных форм воздействия, которые можно использовать с этой целью, наиболее эффективными являются тренинги.

Изменения требований к уровню и качеству образования касаются ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информационных, коммуникативных, социальных, личностного совершенствования) и повышения уровня инновационной деятельности в рамках образовательных программ. Именно это послужило причиной создания на факультете педагогики и психологии - кафедре педагогической психологии - Адыгейского государственного университета Молодежной мастерской психологического консультирования. Мы полагаем, что работа студентов-психологов в данной мастерской сделает выпускников успешными в психологической профессии, будет способствовать их социальной мобильности.

Вопросы организации и подготовки психологов являются сегодня одной из актуальных проблем высшего образования. Амбивалентность статуса психолога заключается в подготовке в аудиториях университета специалиста - «теоретика» при очевидной потребности в специалистах - «практиках».

Одной из стратегических задач Молодежной мастерской психологического консультирования является подготовка специалистов, востребованных и конкурентно-

способных на рынке труда. Спрос рынка и работодателей на подготовку психологов на сегодняшний день очевиден. Заказчиками являются руководители крупных промышленных предприятий и объединений, малый и средний бизнес, образовательные учреждения, организации различных форм собственности. Также в российском обществе начинают формироваться установки и готовность на обращение к психологу, все больше людей пользуются его услугами и оценивают его компетентность.

Основные семь направлений в деятельности Молодежной мастерской психологического консультирования представлены как:

- психологическая диагностика (готовности к школе, личностных особенностей, познавательных процессов, профессиональной направленности, эмоционально-волевой сферы и т.д.);

- психологическое консультирование;

- психологическая коррекция;

- тренинги;

- волонтерское движение;

- телефон доверия;

- становление профессионала, конкурс «Лучший по профессии».

Таким образом, повышается способность студентов к саморазвитию и самообразованию, повышается степень сформированности навыков творческого мышления и эффективного общения, личной и социальной зрелости профессионала, его активности на рынке труда.

Наиболее значимыми задачами молодежной мастерской являются:

1. Формирование системного мышления психолога.

2. Формирование навыков анализа и проектирования своей деятельности.

3. Выработка навыков и умений рефлексивного анализа.

4. Выработка навыков и умений организации индивидуальной и групповой работы.

5. Выработка навыков мотивирования окружающих на взаимодействие с психологом.

6. Выработка навыков конструирования ситуаций, приводящих в действие механизмы самоорганизации и саморазвития личности, групп и организаций.

7. Развитие социально-психологической компетенции и формирование умений эффективного общения.

Для достижения поставленных целей и решения задач необходимы разработка и внедрение инновационных стратегий обучения в подготовку психолога. Молодежная мастерская психологического консультирования АГУ отвечает инновационным требованиям и позволяет органично сочетать обучение, исследование и развитие. Исследуя свою реальность, осваивая технологии понимания себя и другого в качестве клиента, студенты получают опыт саморазвития и опыт профессионального становления.

На кафедре педагогической психологии Адыгейского государственного университета уже в течение нескольких лет ведется работа по анализу и проектированию содержания и методов обучения психологов. Студентам предоставляется возможность наблюдать за работой опытных тренеров, анализировать эффективность работы консультантов, осваивать технологию групповой и индивидуальной работы. С 2009 года реализуется программа тренинговой подготовки студентов-психологов (тренинги ЛИР, тренинги эффективного общения, командообразования, групповой сплоченности, креативности, лидерства, саморегуляции). На кафедре сформирована команда преподавателей, которые одновременно являются практикующими психологами, что повышает вероятность гармонизировать теоретическую и практическую подготовку.

Молодежная мастерская психологического консультирования Адыгейского государственного университета способствует обеспечению подготовки в вузе высококвалифицированных студентов-психологов, владеющих умениями и навыками взаимодействия с клиентом и группой и являющихся психологически зрелыми личностями.

Основные инновационные стратегии высшей школы в контексте становления

профессиональной компетентности студентов-психологов связаны с выстраиванием и решением задач образования, соответствующих новой ситуации и целям развития современного человека. Преломление полученных теоретических знаний должно практически реализовываться на конференциях, съездах, олимпиадах, семинарах, в волонтерской деятельности, участии студентов в Молодежной мастерской психологического консультирования.

На современном этапе отбирается и структурируется содержание образования, определяются психодидактические основания построения развивающих образовательных технологий высшей школы, проектирования и экспертизы эффективности образовательной среды высших учебных заведений. Ведущая роль в осуществлении перспективных поисков, разработки проблем, концепций и теорий образования принадлежит специалистам, обладающим навыками инновационной деятельности и психологической готовностью к предстоящей созидательной работе. Осуществление инновационных стратегий высшей школы будет способствовать тому, что новый человек будет конструктивным, креативным и высококультурным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.