Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 229-234
УДК 316
ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МАКРО-, МЕЗО- И МИКРОТЕХНОЛОГИИ
© 2013 г. З.Х. Саралиева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского zara@fsn.unn.ru
Поступила в редакцию 08.07.2013
Рассматриваются причины и условия появления инновационных социальных технологий в современной России, уровни их реализации: макроуровень - социальная политика; мезоуровень - отраслевые направления социальной политики; микроуровень - социальная работа.
Ключевые слова: социальные технологии; макро-, мезо-, микроуровни инновационных социальных технологий; социальная политика; отраслевые направления социальной политики; социальная работа.
Сферы применения социальных технологий располагаются на трех уровнях.
Макроуровень - пространство государственной социальной политики (федеральной, региональной, муниципальной) с ее законодательной базой и инфраструктурой социальных учреждений.
Мезоуровень - представлен отраслевыми направлениями социальной политики, конкретными сферами реализации: здравоохранение, образование, семейная государственная политика, занятость населения, социальное обеспечение и обслуживание.
Микроуровень - технологии социальной работы.
Отличие инновационных социальных технологий от традиционных легче всего определить через смену объект-субъектной парадигмы на субъект-субъектную в реализации социальной политики на всех её этапах. При этом следует подчеркнуть, что меняется содержание самих этапов от достаточно простой двухступенчатости (выработка / принятие решений соответствующими государственными структурами и учреждениями - реализация решений под контролем этих же структур) к новой линейке (выработка проектов, социальных законов, программ, концепций - их принятие - практическое воплощение с очень существенной коррекцией). Все этапы предполагают широкое обсуждение вносимых правительством наиболее важных законодательных актов, правовых документов всеми заинтересованными сторонами (законодательная власть, исполнительная власть, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и органи-
зации, профсоюзы, академическое сообщество, бизнес, само население, СМИ).
Основная сложность первого этапа состоит в преодолении неизбежного несовпадения, а то и противоположности взглядов на предназначение, конкретные функции и цели социальной политики. Здесь следует выделить, как минимум, несколько проявлений социальных противоречий:
- упрощенно-уравнительное толкование категории социальной справедливости, что не может не консервировать в старших поколениях и не культивировать у молодежи настроений социального иждивенчества;
- гиперцентрализация, сверхконтроль государства, которые иногда лукаво трактуются как социальный патернализм;
- не сообразующийся с российской ментальностью «либерализм», уповающий на то, что якобы все социальные проблемы подвластны регуляции рынком;
- социальный автаркизм, который в данном случае мы трактуем как сознательное отгораживание от опыта социальной политики других стран с демонстративной акцентуацией на российской самобытности (выдаём нередко по этой причине за свою инновацию то, что у них «уже было» почти 100 лет назад), или слепое, некритичное перенимание зарубежных идей и социальных технологий, зачастую утративших в своих странах позитивную силу и актуальность;
- игнорирование недостаточности экономической базы и социальной инфраструктуры, особенно популистски настроенными политиками, нередко в сочетании с коррупционной составляющей;
- нередкая трансформация необходимой и неизбежной стандартизации значительного по объему сегмента социальных услуг в серьёзную препону реализации прогрессивных по своей сути технологий;
- рассогласованность выработки и внедрения инновационных технологий на макро-, ме-зо- и микроуровнях. Если микротехнологии не подкрепляют макротехнологические нововведения, это ведёт не только к усложненности их реализации, но нередко к дискредитации всей социальной политики. Неразвитость макротехнологических реформ или нерешительность в их осуществлении перекрывают кислород реальным позитивным изменениям микротехнологий, максимально приближенным к потребностям, нуждам людей.
В последние десятилетия происходят существенные структурные и ценностные социальные трансформации российского общества.
Социальная политика призвана реагировать на изменения жизни социума и образа жизни индивида, акселерацию социальных процессов, поневоле технологизируя усилия всех сфер жизнедеятельности (экономической, социальной, политической, духовной) на макро-, мезо-структурных уровнях, инновируя прежде всего микротехнологии в контексте социального обслуживания, помощи, социальной работы, чтобы избежать нивелирования человека в социуме, добиваясь их максимально эмпатичного взаимодействия.
Макротехнологических инноваций сегодня требует социальная мобильность в современном обществе, набирающая скорость и масштабность, которая, с одной стороны, расширяет жизненное пространство людей, уплотняет или растягивает время, с другой стороны, меняет статусность и ролевые наборы, провоцирует аномию, маргинальность, депривацию.
Мы наблюдаем сегодня миграцию на короткие и длинные дистанции, эмиграцию/иммиграцию в поисках лучшей и стабильной жизни «от» (репрессий, массовой безработицы, техногенных и природных катаклизмов) «к» (профессиональной самореализации, высшему качественному образованию, экологической безопасности, личностной самореализации); профессионально-карьерные взлёты и падения; межэтнические и межконфессиональные семьи, возрастные и социальные мезальянсы; социокультурные и ценностные обмены и симбиозы.
К инновационным макротехнологиям сегодня относятся социальное партнёрство в истинно равновесном и равнозначимом участии всех
акторов; социальное предпринимательство, избравшее путь комплементарности с государственной социальной политикой; социальная реклама, пока во многом подражающая западным образцам, но приобретающая собственные методики и практики; инновационный менеджмент в образовании.
Примером инновации в социальных макротехнологиях является переход от индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенного Организацией Объединенных Наций на рубеже 80-90-х годов ХХ века и содержащего три математически исчисляемых показателя (доля ВВП на душу населения; уровень грамотности населения; ожидаемая продолжительность жизни), к созданному по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инструменту мониторинга «Ваш Индекс Лучшей Жизни» для выяснения и понимания по одиннадцати параметрам (гражданские права, общество, доход, жилищные условия, безопасность, работа, экология, работа/отдых, образование, здоровье, чувство удовлетворенности) того, каковы приоритеты и стремления большинства людей. Более миллиона посетивших интернет-сайт мониторинга из 180 стран вывели на
первые 3 места образование, здоровье, чувство
1
удовлетворенности .
В основе этих двух социальных макротехнологий лежат разные идеологии. ИРЧП исчисляется по материалам ежегодных Национальных докладов стран - участниц ООН, очень завися от доброй воли их политического руководства и научного уровня государственной статистики. В Индексе ОЭСР к этим данным добавляются результаты массовых опросов Института Гэлапа, то есть каждый респондент создаёт, по сути, свой Индекс Лучшей Жизни.
В этой связи уместно в качестве макротехнологии указать социологические исследования социальных процессов, институтов, которые приобретают размах по мере достижения определенной зрелости тех или иных сфер общественной и профессиональной деятельности, углубления и радикализации изменений. Социологический анализ призван, во-первых, выявлять изменения, происходящие в обществе; во-вторых, изучать отношение населения к переменам, преобразованиям, трансформациям в различных сферах нашей жизни; в-третьих, содействовать необходимой реконструкции социальной политики, рождению новых её направлений, внедрению инновационных социальных технологий.
Разные методики социологических исследований (например, полуформализованные биографические интервью с безработными Нижнего Новгорода, состоящими на учёте в службе занятости) помогают конкретизировать некоторые индивидуальные факторы кризисов в трудовой жизни, особые проблемы с трудоустройством:
- семейные (наличие детей, развод, употребление алкогольных напитков, наркотическая зависимость, болезнь или смерть близких, необходимость осуществления ухода за родственниками);
- болезнь (в т.ч. провоцируемая неудовлетворительными условиями труда);
- возраст, положительно коррелирующий с осложненными семейными обстоятельствами;
- отсутствие у безработных требуемых компетенций или неверие в собственные силы;
- низкая квалификация, имеющая особенное значение в контексте проблемы текучести кадров на рынке труда;
- ошибочная или отсутствующая трудовая мотивация [1, а 106].
Социологический анализ способствовал ускорению институализации в России, например, социальной работы - и как отрасли социального знания, и как практикоориентированной помогающей профессии, и как новой для страны социальной мезотехнологии.
Социологические исследования социальных проблем, предотвращение и решение которых составляет пространство приложения усилий социальных работников, дает в их руки научное обоснование для профессиональной саморефлек-сии и самосовершенствования. Через социологию социальных проблем - к социологии социальной работы. Через анализ практики социальной работы (её принципов, методов, методик, трудностей, преград, сопротивления) - к углублению социологического изучения социальных проблем, социума. Социология теоретически обосновывает социальную работу. Социальная работа обогащает современную социологию, позволяя ей многограннее и полнее раскрывать существующие социальные дихотомии: человек и общество; общество vs человек; человек vs общество, - подводя их разрешение к пониманию необходимости создания общества для человека.
Социальная работа с момента начала её институализации в современной России (с 1991 г.) заняла позицию одновременно технологии среднего уровня и микротехнологии. Это определяется основными целями этого вида профессиональной деятельности, объединяющими со-
циетальные и индивидуально-психологические проблемы. Сегодня высшая школа в подготовке квалифицированных специалистов по этому направлению определяет в качестве компетенций выпускников следующие позиции:
- изучение социальных потребностей различных групп клиентов (территориальных общностей, этнических и конфессиональных объединений, малых социальных групп, индивидов);
- исследование с опорой на социологический мониторинг социального самочувствия общностей, социальных групп, индивидов;
- выявление потенциала социального неблагополучия; содействие в минимизации его факторов - экономических, политических, социальных, духовных, демографических, экологических;
- помощь людям в определении их социальных, личных, ситуативных трудностей;
- на этой основе содействие в преодолении ими самими этих трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации, предоставляемых социальными работниками;
- социальное развитие личности через адекватную оценку и использование её социального опыта;
- содействие поддержанию и наращиванию потенциала социальной субъектности личности, то есть способности к относительно независимому и самостоятельному жизнеобеспечению;
- профилактика социальной девиации;
- защита социокультурных норм общества;
- гармонизация отношений «человек-человек», «человек-общество»; овладение механизмом регулирования, снижения конфликтности и агрессии;
- участие в осуществлении социальной политики, поддержании/установлении консолидации социума, социального мира, социального сотрудничества, социальной солидарности;
- исследование реакции на социальное неблагополучие (ситуативной, постоянной, наследуемой) на оценочном и поведенческом уровнях, упреждение деструктивных решений, социального иждивенчества, социального мошенничества;
- участие в конструировании социальных проблем адекватно остроте и распространенности негативных социальных явлений, в блокировании попыток их деконструкции;
- выстраивание профессионального взаимодействия на основе диалогичной коммуникации;
- освоение принципов и совершенствование практик социально помогающих технологий;
- способность к ответственному осуществлению технологических инноваций.
Как видим, перечисленные компетенции отражают две технологических ипостаси социальной работы - прямую, адресованную непосредственно клиенту в интересах повышения его ресурсности; косвенную, имеющую целью работу с социумом, его развитием, совершенствованием или преобразованием, активизирующую позитивный контекст самого социума для предотвращения, предупреждения возникновения сложных жизненных ситуаций, подрывающих основы самостоятельной жизнедеятельности людей, превращающих их в клиентов социальной работы, порой на долгое время в зависимости от глубины проблемы и образовавшейся ресурсной дефицитности.
Характеризуя социальную работу как мезо-и микротехнологии, следует обратить внимание на её «командные» свойства: нередко и в своём прямом, и в опосредованном варианте она обязана взаимодействовать с другими помогающими профессиями, в частности с психологией и педагогикой. Только в таком сочетании можно быть успешным в применении технологии им-пауэрмента - «усиления» клиента, подталкивая его к наращиванию способностей быть субъектом своих прав и обязанностей, осознавать, артикулировать и отстаивать свои интересы в сочетании с интересами социума; к осуществлению свободного социального выбора; к продуктивному использованию своего социокультуно-го потенциала (таланта, независимости мышления, креативности); к осознанию ответственности за своё социальное поведение.
Мезотехнологии в социальной работе, пока не нашедшие необходимого распространения в России, реализуются в деятельности вторичных социальных агентств в структуре школ, лечебных заведений, в армии, в пенитенциарной системе, где работу должны осуществлять профессионалы - социальные работники, не подчиняющиеся непосредственно руководителям соответствующих учреждений [2, а 80-85].
Осознание своевременного создания подобных агентств постепенно утверждается в государственной социальной политике [3].
Знакомством с одной из мезотехнологий в менеджменте высшей школы Германии послужил внутренний смотр-конкурс университетов. В 2008 году университет г. Констанца занял первое место в этом смотре не потому, что это самое крупное и многопрофильное учебное за-
ведение, а по двум показателям: 1) чтению преподавателями университета значительного числа курсов на английском языке; 2) доле женщин в осуществлении научно-преподавательской и административной работы. Другими словами, поощряется международная ориентированность учебного процесса (количество иностранных студентов и доступность прохождения курсов и практик немецких студентов за границей) и гендерное выравнивание профессиональных локализаций (аспект, до сих пор актуальный для Германии).
Широкое применение инноваций в микротехнологиях демонстрирует семейная политика. В отношении семьи применяются технологии всех трёх уровней: семейная политика как мата-технология; разнообразные практики поддержки семьи как социального института на мезо-уровне; микротехнологии применительно к семье как малой социальной группе.
Но сегодня во всём мире, и в частности в России, идёт процесс богащения константы семьи. Наряду с моногамными семьями существуют (и многие успешно) «семейные организации», «альтернативные», «немоногамные», «немодальные» формы, «ремиссионные семьи», «проекционный брак» и др. Как субинституты они могут ближе или дальше находиться от моногамии - функционально и по формам (то есть, полные, брачные и др.). С другой стороны, институционально моногамные семьи значительно различаются и по функциям, и по формам, многие утрачивают фактически качество моногамии:
- могут быть формально полными, формально моногамными: дисфункциональными, девиантными, с фактически разрушенным позитивным внутрисемейным взаимодействием, слабым или бессильным родительским ядром, с проявлениями безответственности, допущением агрессии и насилия;
- сочетаться с адюльтером, раздельным длительным проживанием.
Одни семьи могут быть в силу традиций, этнических и конфессиональных норм преимущественно институциональными, другие ограничивать себя взаимодействием в малой группе.
Нарушение традиционной цепочки брак -свойство - родительство приводит сразу к нескольким неоднозначным последствиям: увеличению доли внебрачных детей, распространению сожительства во всех когортах населения, ослаблению ответственности родителей и внутрисемейных связей, социальному сиротству детей и стариков; блокировке перетекания человеческого,
физического семейного капитала в социальный капитал детей. Новые технологии держат в фокусе своего внимания как моногамные семьи, так и различные формы немоногамных семейных организаций, тем самым осуществляя социальнопсихологическую и экономическую поддержку современной российской семьи как социального института и малой социальной группы.
Многие инновационные семейные микротехнологии встречают сопротивление самого разного рода. До сих пор, давая определение семье, настаивают на совместном проживании в рамках единого домохозяйства, хотя в современном мире нуклеарная семья занимает всё большее пространство и так называемые «пустые гнезда» - удел очень многих родителей, дети которых учатся в других городах или за рубежом или просто живут (по западным образцам) с 18 лет отдельно. Всё больше и «разделённых» семей, где главный добытчик нередко вынужден работать вдали от семьи.
Осуществлению семейных микротехнологий препятствует существующее различие в критериях оценки нормативности модели семьи с точки зрения общества или с позиции семьи с ребёнком. Например, социум заинтересован и поощряет зарегистрированные отношения родителей, а для ребёнка важно наличие двух родителей; для общества основная цель семьи -воспроизводство населения, трансляция социальных ценностей, а для детей - жизнь в атмосфере любви и заботы [4, а 88].
Технологии в этой области должны сопрягаться со структурными изменениями современной российской семьи, проявляющимися в таких явлениях, как:
- нуклеаризация;
- однодетные семьи;
- бездетные семьи;
- откладывание брака и родительства;
- нерегистрируемые браки, сожительство;
- альтернативные семьи;
- неполные семьи (материнские и отцовские);
- материнские семьи;
- сериальная моногамия на фоне роста числа разводов;
- конкубинат.
Стереотипы мышления тоже чаще всего гнездятся на пространстве семейных практик -это, прежде всего, по-прежнему абсолютизация опыта старших поколений, этнических традиций, религиозных ограничений, социокультурных ценностей, гендерного дисплея. Не уходит
ответственности матерей за воспитание детей.
Не нашла пока административную поддержку у нас недавно утвердившаяся в Германии технология «Дневные мамы», позволяющая, после отбора и прохождения определенной подготовки, матерям в период послеродового отпуска совмещать его с уходом за одним-двумя чужими детьми до 3-х лет на основе почасовой оплаты из фондов государственных социальных учреждений. Эта технология даёт не только материальную, но и психологическую поддержку, а также позволяет женщине не утратить социальных связей, быть социально востребованной. Необходимо добавить, что детям в таких условиях гораздо комфортнее, им уделяется внимание, учитываются особенности их здоровья, питания и уровня развития, чего не может дать никакой семейный детский дом.
Инновационные социальные технологии в
утратившие свой потенциал старые методики и практики, способны реализовать в сочетании «развитие личности» и «социальное развитие». Инновации требуются и в регионах значительного социального дисбаланса, и на социально развитых территориях. В любом случае их цель
- служение совершенствованию социальноэкономической и социокультурной сфер современного российского общества.
Только так Россия сможет преодолеть одну из форм отчуждения человека - от участия в выработке и обретения результатов социальных инновационных технологий, при обязательном условии - это должны быть ответственные за свои социальные последствия инновации.
Примечания
1. Данные выложены партнёром русскоязычной версии РАНХиГС в декабре 2012 г. - Режим доступа: www.oecdbetterlifeindex.org.
Список литературы
1. Сизова И.Л. Социальная работа с ищущими
работу // Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общ. ред.
З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2011.
2. Саралиева З.Х. Система социальной работы // Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверси-тета, 2011. С. 80-85.
3. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 15.05.2013).
4. Филипова А.Г. Социальная защита детства в современной России: Монография. СПб.: Астериаон, 2012. 247 с.
INNOVATIVE SOCIAL MACRO-, MESO-, AND MICROTECHNOLOGIES
Z.Kh.-M. Saralieva
Causes and conditions of emergence of innovative social technologies in contemporary Russia are considered. Levels of their realization are also analyzed: at the macro level it is the social policy, at the mesolevel are the sectoral aspects of the social policy, at the microlevel is the social work.
Keywords: social technologies, macro-, meso-, and microlevels of innovative social technologies: social policy, sectoral aspects of the social policy; social work.