Научная статья на тему 'Инновационные социальные макро-, мезои микротехнологии'

Инновационные социальные макро-, мезои микротехнологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2565
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАКРО- / МЕЗО- / МИКРОУРОВНИ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОТРАСЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саралиева З. Х.

Рассматриваются причины и условия появления инновационных социальных технологий в современной России, уровни их реализации: макроуровень – социальная политика; мезоуровень – отраслевые направления социальной политики; микроуровень – социальная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SOCIAL MACRO-, MESO-, AND MICROTECHNOLOGIES

Causes and conditions of emergence of innovative social technologies in contemporary Russia are considered. Levels of their realization are also analyzed: at the macro level it is the social policy, at the mesolevel are the sectoral aspects of the social policy, at the microlevel is the social work.

Текст научной работы на тему «Инновационные социальные макро-, мезои микротехнологии»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 229-234

УДК 316

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МАКРО-, МЕЗО- И МИКРОТЕХНОЛОГИИ

© 2013 г. З.Х. Саралиева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского zara@fsn.unn.ru

Поступила в редакцию 08.07.2013

Рассматриваются причины и условия появления инновационных социальных технологий в современной России, уровни их реализации: макроуровень - социальная политика; мезоуровень - отраслевые направления социальной политики; микроуровень - социальная работа.

Ключевые слова: социальные технологии; макро-, мезо-, микроуровни инновационных социальных технологий; социальная политика; отраслевые направления социальной политики; социальная работа.

Сферы применения социальных технологий располагаются на трех уровнях.

Макроуровень - пространство государственной социальной политики (федеральной, региональной, муниципальной) с ее законодательной базой и инфраструктурой социальных учреждений.

Мезоуровень - представлен отраслевыми направлениями социальной политики, конкретными сферами реализации: здравоохранение, образование, семейная государственная политика, занятость населения, социальное обеспечение и обслуживание.

Микроуровень - технологии социальной работы.

Отличие инновационных социальных технологий от традиционных легче всего определить через смену объект-субъектной парадигмы на субъект-субъектную в реализации социальной политики на всех её этапах. При этом следует подчеркнуть, что меняется содержание самих этапов от достаточно простой двухступенчатости (выработка / принятие решений соответствующими государственными структурами и учреждениями - реализация решений под контролем этих же структур) к новой линейке (выработка проектов, социальных законов, программ, концепций - их принятие - практическое воплощение с очень существенной коррекцией). Все этапы предполагают широкое обсуждение вносимых правительством наиболее важных законодательных актов, правовых документов всеми заинтересованными сторонами (законодательная власть, исполнительная власть, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и органи-

зации, профсоюзы, академическое сообщество, бизнес, само население, СМИ).

Основная сложность первого этапа состоит в преодолении неизбежного несовпадения, а то и противоположности взглядов на предназначение, конкретные функции и цели социальной политики. Здесь следует выделить, как минимум, несколько проявлений социальных противоречий:

- упрощенно-уравнительное толкование категории социальной справедливости, что не может не консервировать в старших поколениях и не культивировать у молодежи настроений социального иждивенчества;

- гиперцентрализация, сверхконтроль государства, которые иногда лукаво трактуются как социальный патернализм;

- не сообразующийся с российской ментальностью «либерализм», уповающий на то, что якобы все социальные проблемы подвластны регуляции рынком;

- социальный автаркизм, который в данном случае мы трактуем как сознательное отгораживание от опыта социальной политики других стран с демонстративной акцентуацией на российской самобытности (выдаём нередко по этой причине за свою инновацию то, что у них «уже было» почти 100 лет назад), или слепое, некритичное перенимание зарубежных идей и социальных технологий, зачастую утративших в своих странах позитивную силу и актуальность;

- игнорирование недостаточности экономической базы и социальной инфраструктуры, особенно популистски настроенными политиками, нередко в сочетании с коррупционной составляющей;

- нередкая трансформация необходимой и неизбежной стандартизации значительного по объему сегмента социальных услуг в серьёзную препону реализации прогрессивных по своей сути технологий;

- рассогласованность выработки и внедрения инновационных технологий на макро-, ме-зо- и микроуровнях. Если микротехнологии не подкрепляют макротехнологические нововведения, это ведёт не только к усложненности их реализации, но нередко к дискредитации всей социальной политики. Неразвитость макротехнологических реформ или нерешительность в их осуществлении перекрывают кислород реальным позитивным изменениям микротехнологий, максимально приближенным к потребностям, нуждам людей.

В последние десятилетия происходят существенные структурные и ценностные социальные трансформации российского общества.

Социальная политика призвана реагировать на изменения жизни социума и образа жизни индивида, акселерацию социальных процессов, поневоле технологизируя усилия всех сфер жизнедеятельности (экономической, социальной, политической, духовной) на макро-, мезо-структурных уровнях, инновируя прежде всего микротехнологии в контексте социального обслуживания, помощи, социальной работы, чтобы избежать нивелирования человека в социуме, добиваясь их максимально эмпатичного взаимодействия.

Макротехнологических инноваций сегодня требует социальная мобильность в современном обществе, набирающая скорость и масштабность, которая, с одной стороны, расширяет жизненное пространство людей, уплотняет или растягивает время, с другой стороны, меняет статусность и ролевые наборы, провоцирует аномию, маргинальность, депривацию.

Мы наблюдаем сегодня миграцию на короткие и длинные дистанции, эмиграцию/иммиграцию в поисках лучшей и стабильной жизни «от» (репрессий, массовой безработицы, техногенных и природных катаклизмов) «к» (профессиональной самореализации, высшему качественному образованию, экологической безопасности, личностной самореализации); профессионально-карьерные взлёты и падения; межэтнические и межконфессиональные семьи, возрастные и социальные мезальянсы; социокультурные и ценностные обмены и симбиозы.

К инновационным макротехнологиям сегодня относятся социальное партнёрство в истинно равновесном и равнозначимом участии всех

акторов; социальное предпринимательство, избравшее путь комплементарности с государственной социальной политикой; социальная реклама, пока во многом подражающая западным образцам, но приобретающая собственные методики и практики; инновационный менеджмент в образовании.

Примером инновации в социальных макротехнологиях является переход от индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенного Организацией Объединенных Наций на рубеже 80-90-х годов ХХ века и содержащего три математически исчисляемых показателя (доля ВВП на душу населения; уровень грамотности населения; ожидаемая продолжительность жизни), к созданному по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инструменту мониторинга «Ваш Индекс Лучшей Жизни» для выяснения и понимания по одиннадцати параметрам (гражданские права, общество, доход, жилищные условия, безопасность, работа, экология, работа/отдых, образование, здоровье, чувство удовлетворенности) того, каковы приоритеты и стремления большинства людей. Более миллиона посетивших интернет-сайт мониторинга из 180 стран вывели на

первые 3 места образование, здоровье, чувство

1

удовлетворенности .

В основе этих двух социальных макротехнологий лежат разные идеологии. ИРЧП исчисляется по материалам ежегодных Национальных докладов стран - участниц ООН, очень завися от доброй воли их политического руководства и научного уровня государственной статистики. В Индексе ОЭСР к этим данным добавляются результаты массовых опросов Института Гэлапа, то есть каждый респондент создаёт, по сути, свой Индекс Лучшей Жизни.

В этой связи уместно в качестве макротехнологии указать социологические исследования социальных процессов, институтов, которые приобретают размах по мере достижения определенной зрелости тех или иных сфер общественной и профессиональной деятельности, углубления и радикализации изменений. Социологический анализ призван, во-первых, выявлять изменения, происходящие в обществе; во-вторых, изучать отношение населения к переменам, преобразованиям, трансформациям в различных сферах нашей жизни; в-третьих, содействовать необходимой реконструкции социальной политики, рождению новых её направлений, внедрению инновационных социальных технологий.

Разные методики социологических исследований (например, полуформализованные биографические интервью с безработными Нижнего Новгорода, состоящими на учёте в службе занятости) помогают конкретизировать некоторые индивидуальные факторы кризисов в трудовой жизни, особые проблемы с трудоустройством:

- семейные (наличие детей, развод, употребление алкогольных напитков, наркотическая зависимость, болезнь или смерть близких, необходимость осуществления ухода за родственниками);

- болезнь (в т.ч. провоцируемая неудовлетворительными условиями труда);

- возраст, положительно коррелирующий с осложненными семейными обстоятельствами;

- отсутствие у безработных требуемых компетенций или неверие в собственные силы;

- низкая квалификация, имеющая особенное значение в контексте проблемы текучести кадров на рынке труда;

- ошибочная или отсутствующая трудовая мотивация [1, а 106].

Социологический анализ способствовал ускорению институализации в России, например, социальной работы - и как отрасли социального знания, и как практикоориентированной помогающей профессии, и как новой для страны социальной мезотехнологии.

Социологические исследования социальных проблем, предотвращение и решение которых составляет пространство приложения усилий социальных работников, дает в их руки научное обоснование для профессиональной саморефлек-сии и самосовершенствования. Через социологию социальных проблем - к социологии социальной работы. Через анализ практики социальной работы (её принципов, методов, методик, трудностей, преград, сопротивления) - к углублению социологического изучения социальных проблем, социума. Социология теоретически обосновывает социальную работу. Социальная работа обогащает современную социологию, позволяя ей многограннее и полнее раскрывать существующие социальные дихотомии: человек и общество; общество vs человек; человек vs общество, - подводя их разрешение к пониманию необходимости создания общества для человека.

Социальная работа с момента начала её институализации в современной России (с 1991 г.) заняла позицию одновременно технологии среднего уровня и микротехнологии. Это определяется основными целями этого вида профессиональной деятельности, объединяющими со-

циетальные и индивидуально-психологические проблемы. Сегодня высшая школа в подготовке квалифицированных специалистов по этому направлению определяет в качестве компетенций выпускников следующие позиции:

- изучение социальных потребностей различных групп клиентов (территориальных общностей, этнических и конфессиональных объединений, малых социальных групп, индивидов);

- исследование с опорой на социологический мониторинг социального самочувствия общностей, социальных групп, индивидов;

- выявление потенциала социального неблагополучия; содействие в минимизации его факторов - экономических, политических, социальных, духовных, демографических, экологических;

- помощь людям в определении их социальных, личных, ситуативных трудностей;

- на этой основе содействие в преодолении ими самими этих трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации, предоставляемых социальными работниками;

- социальное развитие личности через адекватную оценку и использование её социального опыта;

- содействие поддержанию и наращиванию потенциала социальной субъектности личности, то есть способности к относительно независимому и самостоятельному жизнеобеспечению;

- профилактика социальной девиации;

- защита социокультурных норм общества;

- гармонизация отношений «человек-человек», «человек-общество»; овладение механизмом регулирования, снижения конфликтности и агрессии;

- участие в осуществлении социальной политики, поддержании/установлении консолидации социума, социального мира, социального сотрудничества, социальной солидарности;

- исследование реакции на социальное неблагополучие (ситуативной, постоянной, наследуемой) на оценочном и поведенческом уровнях, упреждение деструктивных решений, социального иждивенчества, социального мошенничества;

- участие в конструировании социальных проблем адекватно остроте и распространенности негативных социальных явлений, в блокировании попыток их деконструкции;

- выстраивание профессионального взаимодействия на основе диалогичной коммуникации;

- освоение принципов и совершенствование практик социально помогающих технологий;

- способность к ответственному осуществлению технологических инноваций.

Как видим, перечисленные компетенции отражают две технологических ипостаси социальной работы - прямую, адресованную непосредственно клиенту в интересах повышения его ресурсности; косвенную, имеющую целью работу с социумом, его развитием, совершенствованием или преобразованием, активизирующую позитивный контекст самого социума для предотвращения, предупреждения возникновения сложных жизненных ситуаций, подрывающих основы самостоятельной жизнедеятельности людей, превращающих их в клиентов социальной работы, порой на долгое время в зависимости от глубины проблемы и образовавшейся ресурсной дефицитности.

Характеризуя социальную работу как мезо-и микротехнологии, следует обратить внимание на её «командные» свойства: нередко и в своём прямом, и в опосредованном варианте она обязана взаимодействовать с другими помогающими профессиями, в частности с психологией и педагогикой. Только в таком сочетании можно быть успешным в применении технологии им-пауэрмента - «усиления» клиента, подталкивая его к наращиванию способностей быть субъектом своих прав и обязанностей, осознавать, артикулировать и отстаивать свои интересы в сочетании с интересами социума; к осуществлению свободного социального выбора; к продуктивному использованию своего социокультуно-го потенциала (таланта, независимости мышления, креативности); к осознанию ответственности за своё социальное поведение.

Мезотехнологии в социальной работе, пока не нашедшие необходимого распространения в России, реализуются в деятельности вторичных социальных агентств в структуре школ, лечебных заведений, в армии, в пенитенциарной системе, где работу должны осуществлять профессионалы - социальные работники, не подчиняющиеся непосредственно руководителям соответствующих учреждений [2, а 80-85].

Осознание своевременного создания подобных агентств постепенно утверждается в государственной социальной политике [3].

Знакомством с одной из мезотехнологий в менеджменте высшей школы Германии послужил внутренний смотр-конкурс университетов. В 2008 году университет г. Констанца занял первое место в этом смотре не потому, что это самое крупное и многопрофильное учебное за-

ведение, а по двум показателям: 1) чтению преподавателями университета значительного числа курсов на английском языке; 2) доле женщин в осуществлении научно-преподавательской и административной работы. Другими словами, поощряется международная ориентированность учебного процесса (количество иностранных студентов и доступность прохождения курсов и практик немецких студентов за границей) и гендерное выравнивание профессиональных локализаций (аспект, до сих пор актуальный для Германии).

Широкое применение инноваций в микротехнологиях демонстрирует семейная политика. В отношении семьи применяются технологии всех трёх уровней: семейная политика как мата-технология; разнообразные практики поддержки семьи как социального института на мезо-уровне; микротехнологии применительно к семье как малой социальной группе.

Но сегодня во всём мире, и в частности в России, идёт процесс богащения константы семьи. Наряду с моногамными семьями существуют (и многие успешно) «семейные организации», «альтернативные», «немоногамные», «немодальные» формы, «ремиссионные семьи», «проекционный брак» и др. Как субинституты они могут ближе или дальше находиться от моногамии - функционально и по формам (то есть, полные, брачные и др.). С другой стороны, институционально моногамные семьи значительно различаются и по функциям, и по формам, многие утрачивают фактически качество моногамии:

- могут быть формально полными, формально моногамными: дисфункциональными, девиантными, с фактически разрушенным позитивным внутрисемейным взаимодействием, слабым или бессильным родительским ядром, с проявлениями безответственности, допущением агрессии и насилия;

- сочетаться с адюльтером, раздельным длительным проживанием.

Одни семьи могут быть в силу традиций, этнических и конфессиональных норм преимущественно институциональными, другие ограничивать себя взаимодействием в малой группе.

Нарушение традиционной цепочки брак -свойство - родительство приводит сразу к нескольким неоднозначным последствиям: увеличению доли внебрачных детей, распространению сожительства во всех когортах населения, ослаблению ответственности родителей и внутрисемейных связей, социальному сиротству детей и стариков; блокировке перетекания человеческого,

физического семейного капитала в социальный капитал детей. Новые технологии держат в фокусе своего внимания как моногамные семьи, так и различные формы немоногамных семейных организаций, тем самым осуществляя социальнопсихологическую и экономическую поддержку современной российской семьи как социального института и малой социальной группы.

Многие инновационные семейные микротехнологии встречают сопротивление самого разного рода. До сих пор, давая определение семье, настаивают на совместном проживании в рамках единого домохозяйства, хотя в современном мире нуклеарная семья занимает всё большее пространство и так называемые «пустые гнезда» - удел очень многих родителей, дети которых учатся в других городах или за рубежом или просто живут (по западным образцам) с 18 лет отдельно. Всё больше и «разделённых» семей, где главный добытчик нередко вынужден работать вдали от семьи.

Осуществлению семейных микротехнологий препятствует существующее различие в критериях оценки нормативности модели семьи с точки зрения общества или с позиции семьи с ребёнком. Например, социум заинтересован и поощряет зарегистрированные отношения родителей, а для ребёнка важно наличие двух родителей; для общества основная цель семьи -воспроизводство населения, трансляция социальных ценностей, а для детей - жизнь в атмосфере любви и заботы [4, а 88].

Технологии в этой области должны сопрягаться со структурными изменениями современной российской семьи, проявляющимися в таких явлениях, как:

- нуклеаризация;

- однодетные семьи;

- бездетные семьи;

- откладывание брака и родительства;

- нерегистрируемые браки, сожительство;

- альтернативные семьи;

- неполные семьи (материнские и отцовские);

- материнские семьи;

- сериальная моногамия на фоне роста числа разводов;

- конкубинат.

Стереотипы мышления тоже чаще всего гнездятся на пространстве семейных практик -это, прежде всего, по-прежнему абсолютизация опыта старших поколений, этнических традиций, религиозных ограничений, социокультурных ценностей, гендерного дисплея. Не уходит

ответственности матерей за воспитание детей.

Не нашла пока административную поддержку у нас недавно утвердившаяся в Германии технология «Дневные мамы», позволяющая, после отбора и прохождения определенной подготовки, матерям в период послеродового отпуска совмещать его с уходом за одним-двумя чужими детьми до 3-х лет на основе почасовой оплаты из фондов государственных социальных учреждений. Эта технология даёт не только материальную, но и психологическую поддержку, а также позволяет женщине не утратить социальных связей, быть социально востребованной. Необходимо добавить, что детям в таких условиях гораздо комфортнее, им уделяется внимание, учитываются особенности их здоровья, питания и уровня развития, чего не может дать никакой семейный детский дом.

Инновационные социальные технологии в

утратившие свой потенциал старые методики и практики, способны реализовать в сочетании «развитие личности» и «социальное развитие». Инновации требуются и в регионах значительного социального дисбаланса, и на социально развитых территориях. В любом случае их цель

- служение совершенствованию социальноэкономической и социокультурной сфер современного российского общества.

Только так Россия сможет преодолеть одну из форм отчуждения человека - от участия в выработке и обретения результатов социальных инновационных технологий, при обязательном условии - это должны быть ответственные за свои социальные последствия инновации.

Примечания

1. Данные выложены партнёром русскоязычной версии РАНХиГС в декабре 2012 г. - Режим доступа: www.oecdbetterlifeindex.org.

Список литературы

1. Сизова И.Л. Социальная работа с ищущими

работу // Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общ. ред.

З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2011.

2. Саралиева З.Х. Система социальной работы // Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверси-тета, 2011. С. 80-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

- URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 15.05.2013).

4. Филипова А.Г. Социальная защита детства в современной России: Монография. СПб.: Астериаон, 2012. 247 с.

INNOVATIVE SOCIAL MACRO-, MESO-, AND MICROTECHNOLOGIES

Z.Kh.-M. Saralieva

Causes and conditions of emergence of innovative social technologies in contemporary Russia are considered. Levels of their realization are also analyzed: at the macro level it is the social policy, at the mesolevel are the sectoral aspects of the social policy, at the microlevel is the social work.

Keywords: social technologies, macro-, meso-, and microlevels of innovative social technologies: social policy, sectoral aspects of the social policy; social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.