Научная статья на тему 'Инновационные психолого-педагогические технологии обучения и саморазвития личности'

Инновационные психолого-педагогические технологии обучения и саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1790
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ДУША / INNOVATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EDUCATION / SELF-ACTUALIZATION / PERSONALITY / CONSCIOUSNESS / PSYCHE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеенков Сергей Семенович

Рассмотрена проблема построения и внедрения в практику инновационных психолого-педагогических технологий. Представлен авторский подход к построению интегральной психолого-педагогической технологии обучения и саморазвития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Psycho-Pedagogical Methods of Teaching and Person's Self-Development

The objective of the article: a) examine the problem of establishing and implementing innovative psychopedagogical methods; b) represent the authors approach to the establishing of integral psycho-pedagogical technology of education and persons self-development

Текст научной работы на тему «Инновационные психолого-педагогические технологии обучения и саморазвития личности»

УДК 159.923.2+[37.032+37.03.5]

Корнеенков Сергей Семенович Sergey Korneenkov

ИННОВАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕXНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

INNOVATIVE PSYCHO-PEDAGOGICAL METHODS OF TEACHING AND PERSON'S SELF-DEVELOPMENT

У

Рассмотрена проблема построения и внедрения в практику инновационных психолого-педагогических технологий. Представлен авторский подход к построению интегральной психолого-педагогической технологии обучения и саморазвития личности

Ключевые слова: инновация, психолого-педагогическая технология, обучение, самопознание, личность, сознание, душа

The objective of the article: a) examine the problem of establishing and implementing innovative psycho-pedagogical methods; b) represent the author's approach to the establishing of integral psycho-pedagogical technology of education and person's self-development

Key words: innovation, psycho-pedagogical technology, education, self-actualization, personality, consciousness, psyche

Винноватике складываются новые и относительно самостоятельные направления. В 1999 г. Государственной Думой одобрен закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». В законопроекте сказано: «Государство гарантирует субъектам инновационной деятельности государственную поддержку инновационных программ и проектов...». Отмеченное постановление в полной мере относится к системе образования, к психолого-педагогическим технологиям обучения, где вполне возможны инновационные подходы.

Термин «инновация» в системе образования является достаточно новым. Инновация — нововведение, явление культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но появились на данном этапе и требуют признания. В настоящее время, как отмечает А.В. Башарина, используются два основных понимания инноваций, различающихся функционально: техничес-

кие и социальные. «Социальные инновации рассматриваются как процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса)» [3; С. 1101]. В рамках социальных инноваций интерес представляет характер и внедрение инноваций в образовательной системе. Под инновацией в образовании следует понимать «нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала учащимися» [3; С. 1103]. По мнению А. В. Башариной, социальными инновациями в системе образования могут быть:

1) статусные изменения, выражающиеся в изменении положения учебного заведения на рынке образовательных услуг;

2) изменение содержания образовательной программы;

3) нововведения в системе управления образованием;

4) изменение форм и методов обучения, технологизация процесса обучения;

5) изменение форм организации образовательного процесса. Инновации в вузе также могут быть общеметодическими, внутрипредметными, идеологическими, административными, экономическими, управленческими и др.

Понятие «образование» заключает много смыслов, но в первую очередь, это создание, формирование, развитие нового, т.е. образование по своей сути уже является инновацией. Г.А. Арутюнова считает, что «...именно инновационная деятельность вуза выступает в виде новшества, в том числе в виде новых организационных форм учебной, научной и финансовой деятельности вуза, открытия новых направлений, программ, технологий» [1; С. 35].

Общество развивается через постоянное обновление, и, в первую очередь, инновации должны внедряться в сфере психолого-педагогических технологий, ибо система образования является одним из главных оснований и той влиятельной силой, которая формирует сознание индивида и общества. В природе закон обновления вершится естественно и неумолимо, но как быть с человеческой психикой, которая переполнена «собраниями сочинений», не желает принимать новое и безболезненно расставаться со старым? «Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна», — наставляет святой Антоний Великий [4; С. 63]. Жить со старым багажом знаний — значит быть в постоянном конфликте с приходящим, свежим, новым.

Вузы и школы всегда выполняли государственный заказ, формируя тот тип мышления и ту личность, которая требовалась ее режиму. В тоталитарных культурах, как подчеркивает А.Г. Асмолов, преобладают формы, ориентированные на усредненные стандартные программы обучения. При таком обучении происходит нивелировка личности, «.ребенок подгоняется под учебную программу, а не программа создается с уче-

том мотивов и способностей ребенка» [2; С. 241].

Однако у человека есть более совершенный путь развития, связанный с самораскрытием сознания. Человек способен использовать свой ум для получения информации, новых знаний не только из внешнего мира, но и из своего внутреннего, глубинного мира. Настоящие научные знания всегда новы, как сама жизнь, и являют то, что есть сейчас. Они приходят не из учебников и монографий и даже не из научных статей, они рождаются и исходят из глубины души, а ум должен их принять и воплотить в реальность, материализовать, используя при этом мозг как универсальный инструмент.

Обучение и воспитание, как и любой вид деятельности, невозможен без психолого-педагогических технологий. В документах ЮНЕСКО под технологией обучения понимается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации форм образования. Технология представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Т. Лихачёв); это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.В. Волков). Ценность психолого-педагогических технологий определяется степенью рациональности с позиции сущности индивида, но не со стороны эго личности или эго общества и государства.

Для выявления рациональности технологии она должна удовлетворять некоторым методологическим требованиям, иметь критерии технологичности. К внешним критериям относятся системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Внутренние критерии выразить намного сложнее: это и психическое здоровье в самом широком смысле этого слова, и оказываемая помощь индивиду в выполнении его миссии, гармоничное развитие и счастье. Безусловно, внутренняя пози-

ция индивида является предпочтительнее внешней, ибо она затрагивает самую суть индивида — его сущность, индивидуальность.

Современные технологии представляют синтез достижений педагогической, психологической и социальных наук, все лучшее, где сочетаются традиционные элементы прошлого опыта и того, что рождено современным общественным прогрессом. Любая педагогическая технология базируется на личностных качествах преподавателя, его нравственном и духовном развитии, профессиональных знаниях [5; С. 172-186].

Современные образовательные технологии невозможны без философского и психологического обоснования. Они строятся на основе четкого представления об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от ведущего фактора развития можно выделить биогенные, социальные, психогенные, идеалистические технологии. Все технологии обучения можно классифицировать на пять направлений: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные, технологии развивающего обучения, авторские школы. Все они хорошо известны и описаны в соответствующей литературе [5].

Технология обучения во многом определяется концепцией или школой, к которой принадлежит автор. Наиболее обоснованная и широко признанная концепция называется ассоциативно-рефлекторной. Основанием данной концепции послужили открытия в области работы головного мозга, сделанные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий (В.Г. Гульчев-ский, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамова). Описание технологий зависит от того, что автор берет за основание в их построении. Технологии могут быть построены и классифицированы по уровню применения ( общепедагогические, частномето дологические, локальные) ; по философской основе, по фактору психического развития, с ориен-

тацией на личностные структуры, по типу организации познавательной деятельности и т.д. На западе широкое распространение получили бихевиористические теории научения, гештальт-теория усвоения, суггестивные теории обучения, нейролингвис-тическое программирование. За каждой технологией и концепцией стоят их основатели и тысячи последователей.

Перечисленные концепции и теории обучения далеко не полно используют и раскрывают потенциальные силы сознания человека. Эволюция человека (человечества) является уникальным явлением природы, и какие бы теории и концепции ни были представлены в настоящее время, в дальнейшем появятся более глубокие обоснования феномена саморазвития человека.

Разработка педагогических технологий включает ряд последовательных этапов: возникновение идеи, ее обоснование, апробация и внедрение в педагогическую практику. Исходя из этих положений, автором разрабатывается и успешно внедряется в учебный процесс интегральная психолого-педагогическая технология обучения и саморазвития в бодрствующем и измененном состоянии сознания. Этапы создания данной технологии и экспериментальная проверка и внедрение в практику подробно описаны в работах автора [6-10]. Основная идея данного подхода заключается в том, чтобы определенными психолого-педагогическими приемами активизировать внутренние, глубинные слои сознания и соединить их с бытийным и рефлексивным слоями сознания. Это становится возможным, когда ум индивида находится в максимально спокойном состоянии. В уравновешенном состоянии сознания индивид может получать ответы из собственного сознания, подсознания и сверхсознания. В данной технологии обучения наиболее полно реализуется принцип, согласно которому человек понимается как универсальное, самообучающееся существо.

Известно, что получение новых знаний основывается на прямом наблюдении объективного мира и логическом осмыслении, при этом все большая роль отводится ин-

теллекту. Но человека всегда интересовал не только объективный мир, постигаемый внешними чувствами, но и субъективный, внутренний, доступный при рефлексии, внутренней концентрации, медитации, озарении, в измененном состоянии сознания. Человек всегда стремится проникнуть за ту черту, которую определила для себя позитивная наука, подойти к решению проблем с иных позиций, иной, противоположной стороны, минуя аппарат формальных научных представлений. Знания, полученные из внутреннего источника, широко представлены во всех религиозных учениях востока и запада, в парапсихологии, оккультизме, теософии, магии, йоге. Многие ученые, писатели, поэты, композиторы, политики, экономисты, психологи, философы, духовные лидеры черпали идеи из глубин своего бессознательного и сверхсознания и передавали их другим людям.

Психология и педагогика в своих исследованиях все глубже проникает во внутренний мир человека, это связано не только с уровнем развития науки, но и с применением методов обучения и самопознания, традиционно свойственных психотерапии. Каждому человеку необходимо научиться наблюдать и контролировать свой внутренний мир, свои субъективные образы, мысли, переживания.

В традиционных технологиях обучения дидактика полагается только на бодрствующее сознание индивида. Считается, что активная психика наиболее восприимчива к обучению, воспитанию и самопознанию, а состояние покоя и тишины ума является признаком, когда эти процессы проводить нецелесообразно, т.к. в это время, якобы, не происходит образование рефлекторно-ассоциативных связей. Раскрытие сознания — это постоянный выход на качественно новые горизонты восприятия, связанные с вертикальным восхождением, это овладение многомерным пространством. Каждый горизонт психики имеет бесконечное поле информации, но качественного изменения психика достигает тогда, когда энергия субъекта направлена вверх и внутрь на более высокие и тонкие планы бытия.

Отличительная особенность интегральной технологии заключается в том, что в обучение и самопознание включается не только бодрствующее сознание индивида, но и те уровни ума, которые относятся к более глубоким слоям психики. Как известно, из глубин бессознательного и сверхсознания в психику индивида постоянно приходит разная по качеству и значимости информация. Ум личности одной стороной обращен к материальному миру, другой — в мир души. В интегральном обучении необходимо научиться концентрировать внимание ума на глубинных процессах нашей психики и закреплять полученные изнутри знания в бодрствующем ( внешнем) сознании личности.

Поставим вопрос: какое состояние сознания можно считать измененным состоянием и какое — обыденным, неизмененным? В настоящее время по этому вопросу имеются многочисленные обоснованные представления, но единого мнения пока не выработано [6; 8; 10; 11; 13]. Если за исходную точку отсчета выбрать высшее сознание, которое является целостным и не обусловленным, состояние, к которому стремятся святые и мистики востока и запада, то все остальные состояния сознания будут считаться измененными. Если же за основу мы выбираем обыденное (бодрствующее) состояние сознания, то все остальные виды сознания можно отнести к измененным позициям, в т.ч. и те состояния, когда человек пребывает во сне со сновидениями и без сновидений. Как правило, каждый свое собственное доминирующее сознание определяет как основное, а все другие состояния сознания считает измененными.

Измененного состояния сознания можно достигнуть многочисленными способами и практиками. В настоящее время известно несколько сотен психологических и психотерапевтических практик, вызывающих ИСС и применяемых в обучении, переобучении, психокоррекции, психотерапии [10; 11; 13]. Измененное сознание формирует и включает в активный режим деятельности новые «очаги сознания», которые до этого

были в ожидании. Раскрытие дремлющих нейронов, построение новых коммуникативных связей благоприятно сказывается на формировании высших психических процессов, расширяет сознание. Правильная смена центров сознания, чередования возбуждения и торможения способны вовлечь в процесс обучения весь головной мозг. Психика имеет многоуровневый принцип строения, перемещая фокус сознания и концентрируя внимание на новых центрах, ум выходит на более качественные информационные потоки знаний. Традиционная психология и педагогика хорошо овладели приемами изменения активности центров мозга, но мало знакомы с приемами и методами качественного изменения сознания посредством успокоения ума.

Интегральная технология тесно связана с внешней и внутренней концентрацией, что вводит ум в измененное состояние сознания. Часто такое состояние называют медитативным. Медитация служит неотъемлемой частью жизни в буддизме, тантризме, индуизме, мусульманстве. В некоторых странах медитативные практики вводятся в школьную программу с первого класса (Корея) . Природа человека, преподававшаяся в тайных школах прошлого, широко изучается в высших учебных заведениях. Психологические тренинги, концентрация и медитации повсеместно входят в практические занятия на соответствующих предмету курсах. Медитация — это процесс, при котором пробуждается, берется под контроль и используется головной центр. Когда это достигнуто, душа и личность координируются и сливаются в единое целое, при этом происходит сильный приток психической энергии, пробуждающей творческие способности личности.

Интегральный путь развития человека широко и многообразно представлен в христианской антропологии [4] и православной педагогике [14]. Христианские подвижники за две тысячи лет накопили неоценимый опыт соединения обыденного, мирского сознания с более высокими его аспектами, с высшими силами, с Логосом. Подвижники не ставят перед собой цели, связанные с

накоплением знаний, развитием умений и навыков, пригодных в материальном мире. Они следуют более высокой цели — стяжанию Духа Святого Божьего. Основанием для этого являются чистые, глубокие эмоции сердца, эмоции покаяния, смирения, безмолвие ума. Существенное значение имеет молитва. В своей жизни религиозные мистики востока и запада славились так называемыми дарами: прозорливостью, искусством духовного исцеления, духовным зрением, иначе говоря, обладали феноменальными способностями. Характерной особенностью данных практик является прямое знание, получаемое от Логоса. Мистический путь познания исключительно высоко оценивали русские философы Вл. Соловьёв, Н.А. Бердяев. Всему миру известны святые, оказавшие огромное влияние на судьбы своего народа, например, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Феофан Затворник, Сергий Радонежский, Григорий Палама, Исаак Сирянин, Григорий Синаит, Антоний Великий и мн. др. Их жизнь — это духовное событие, поднимающее сознание человечества на более высокую ступеньку развития.

Анализ научно-методической, психологической, педагогической, философской и духовной литературы показывает, что, несмотря на огромнейший объем материала по вопросам обучения, воспитания и саморазвития, в современной системе образования используются далеко не все возможности. Образование стоит на пороге принятия новой парадигмы, новых технологий обучения, что позволяет синтезировать научные, философские и духовные методологические подходы в обучении разных систем востока и запада, поднимая их на новый виток в развитии. Безусловно, это зависит не только от самой системы образования, но и от профессорско-преподавательского состава, учителей, педагогов, воспитателей самого разнообразного профиля и от каждого из нас. Инновационные психолого-педагогические технологии необходимо ориентировать не на достижение эгоистических целей личности или общества, не на приобретение материальных выгод, но, прежде все-

го, на раскрытие интеллекта, способностей души и ее добродетелей, на осознание своей природы, осознание того, что такое истина, на раскрытие своей внутренней божественности. Выбор парадигмы и технологии обучения, развития и самопознания личности

предстоит осознать каждому человеку, ибо каждый из нас является творцом самого себя, педагогом, воспитателем и несет личную ответственность не только за себя, но и за тех, с кем сотрудничает, общается, кого обучает.

Литература

1. Арутюнова Г.И. Два аспекта инновационной деятельности вузов: рынок и миссия // Инновации. 2001. № 6. С. 35-36.

2. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования пространства личности / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии // Под ред. Д.А. Леонтьева В. Г. Щур. М.: СМЫСЛ, 1997. С. 239-248.

3. Башарина А.В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. 4 (5). 2009. С. 1101- 1107.

4. Добротолюбие. В 12 т. Т. 1. М.: Русский духовный центр. 1993. 336 с.

5. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб.: Питер, 1992. 254 с.

6. Корнеенков С.С. Интегральная технология обучения и саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2011. 9 (12). Рига-Москва. С. 83-92.

7. Корнеенков С.С. Прогностическая функция мышления в измененном состоянии сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2011. № 5. С. 36-41.

8. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. Владивосток: ТГЭУ, 2010. 412 с.

9. Корнеенков С.С. Некоторые особенности восприятия, переживаний и мышления в измененном состоянии сознания // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. № 5.1 (17). С. 545-563.

10. Корнеенков С.С. Психологический анализ бодрствующего и измененного состояний сознания: теория и практика // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 2.4 (26). С. 188-214.

11. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии, 1998. № 3. С. 70-78.

12. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002. 1024 с.

13. Тарт Ч. Измененные состояния сознания: пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. М.: Экс-мо, 2003. 288 с.

14. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001. 576 с.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Корнеенков С. С., канд. психол. наук, доцент, ка- S. Korneenkov, candidate of psychological sciences,

федра психологии, Дальневосточный федеральный associate professor, Far-East Federal University университет korneenkovss@yandex.ru

Научные интересы: общая, детская и возрастная Scientific interests: general, child and developmental

психология, клиническая психология, психотера- psychology, clinical psychology, psychotherapy, peda-

пия, педагогика gogics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.