Научная статья на тему 'Инновационные проекты Южного федерального округа в системе венчурного финансирования'

Инновационные проекты Южного федерального округа в системе венчурного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыхина Е. Ф.

Венчурные фонды представляют собой инструмент привлечения негосударственного капитала в финансирование высокотехнологичных разработок на взаимовыгодных для инвестора и разработчика условиях. Южный федеральный округ способен представить проекты, которые потенциально могут стать направлениями вложения средств венчурных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные проекты Южного федерального округа в системе венчурного финансирования»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Коды классификатора JEL: G 24, G 28

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СИСТЕМЕ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

МАЛЫХИНА Е.Ф.

Малыхина Е.Ф. Ставропольский государственный аграрный университет, аспирантка кафедры финансы и кредит, 355017, г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12.

Венчурные фонды представляют собой инструмент привлечения негосударственного капитала в финансирование высокотехнологичных разработок на взаимовыгодных для инвестора и разработчика условиях. Южный федеральный округ способен представить проекты, которые потенциально могут стать направлениями вложения средств венчурных инвесторов.

Ключевые слова: венчурное финансирование; инновационная инфраструктура; венчурный фонд; венчурный капитал

Способность венчурного финансирования стать ключом к решению проблем инновационного преобразования экономики апробирована опытом таких стран, как США, Израиль, государства Европы [5, 6]. Венчурные фонды представляют собой инструмент привлечения негосударственного капитала в финансирование высокотехнологичных разработок на взаимовыгодных для инвестора и разработчика условиях. При взвешенном подходе к диверсификации вложений этот вид финансирования позволяет снизить уровень риска с высокого для отдельного проекта до среднего при финансировании нескольких проектов, а также при софинансировании одного проекта несколькими венчурными инвесторами. При этом средний уровень доходности в зарубежной практике находится по различным оценкам на уровне 15-40% в зависимости от стадии экономики и индивидуальных особенностей венчурных фондов [7]. Такая рентабельность вполне может заинтересовать российского, в том числе и регионального инвестора, однако лишь совместно с отлаженной системой обращения венчурного капитала. Именно отсутствие инновационной инфраструктуры на сегодняшний день стало основным препятствием для полноценного представления разработок в виде проектов, готовых к коммерциализации. Сама по себе инновационная идея не представляет ценности для венчурного инвестора, пока она не обретет форму бизнес-плана. Помочь разработчику в его составлении и создании готового проекта могут элементы инновационной инфраструктуры - инновационно-технологические центры, агентства инвестиций, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы.

Примером успешной реализации мер поддержки инновационных проектов в России может служить Томск, ставший пилотным регионом по созданию особой экономической зоны технико-внедренческого типа, одержав победу в федеральном конкурсе благодаря разработанной инновационной стратегии. Помимо основных элементов инфраструктуры в нем с 2006 года функционирует венчурный фонд, созданный на основе частно-государственного партнерства [4]. Такой опосредованный механизм вовлечения как государственных средств, так и финансовых активов самостоятельных инвесторов может решить проблему низкой эффективности прямого государственного финансирования разработок региональных инновационных проектов. Пример Томска дает возможность рассчитывать на перенос наработанного практического опыта в другие регионы России.

Южный федеральный округ имеет ряд позитивных особенностей, которые делают его перспективным для развития венчурного финансирования. ЮФО - динамично развивающийся регион, стремящийся подняться из разряда дотационных в самофинансируемые. Кроме того, это крупный транспортный узел, четверть сельскохозяйственной продукции России, развитый санаторно-туристический комплекс с богатой бальнеологической базой. Политическая и этническая обстановка в регионе также в последнее время стабилизируется, с учетом того, что в состав ЮФО входят северокавказские республики. При этом потенциал региона использован далеко не полностью, это подтверждается ростом иностранных инвестиций за период 2004-2006 гг. в полтора раза [3].

Очевидно, что несмотря на общие тенденции развития регионов ЮФО, каждый из них имеет собственные особенности, и уровень их экономического развития неравномерен. Такие различия выражаются в подразделении регионов на группы в соответствии с их уровнем социально-экономического статуса. Существует большое количество таких классификаций по различным показателям, отражающим уровень развития экономики. Если обобщить их, то на основании высоких значений параметров, характеризующих инновационный потенциал, можно выделить следующие субъекты ЮФО: Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Ставропольский край, Астраханская область. Кроме указанного критерия, эти регионы характеризуются положительной динамикой развития инновационной инфраструктуры при поддержке местных властей.

Эти регионы были отобраны для создания в них в 2009-2010 гг. венчурных фондов с государственным участием по схеме, использованной в Томске. С созданием фондов на рынок финансирования инноваций придут негосударственные инвесторы, что позволит вывести инновационную продукцию региона на межрегиональный, общероссийский или даже международный уровень. Отметим, что путь формирования

инфраструктуры поддержки инновационных проектов в каждом из указанных выше регионов свой, универсальной схемы создано и применено не было.

В Краснодарском крае, в котором в ближайшее время будет открыт венчурный фонд, уже составлен детальный план с подобранными к рассмотрению инновационными проектами. Кроме него в крае функционирует Южный центр трансфера технологий, планируется создание бизнес-инкубатора, а также коучинг-центра. В Астраханской области ведется аналогичная подготовительная работа по формированию венчурного фонда. Ростовской областью на текущий момент непосредственного проекта венчурного фонда не создано, в областном бюджете на ближайшие годы не запланированы затраты на долевое в нем участие. Однако в целом необходимость создания фонда осознана и ожидается в ближайшем будущем [1]. Ставропольский край был включен в состав регионов ЮФО, в которых планируется создание венчурного фонда, благодаря активизации усилий по созданию инновационной инфраструктуры. Основным ее элементом выступает Центр трансфера технологий Ставропольского края, функционирующий уже несколько лет. Кроме того, запланировано формирование бизнес-инкубатора, существуют краевые программы поддержки инвестиций и инноваций. Но самым показательным примером результата усилий властей по поддержке инновационных проектов стала Волгоградская область, в которой был сформирован венчурный фонд для поддержки малых инновационных предприятий области.

Таким образом, инновационная инфраструктура имеет положительную динамику развития и через несколько лет должна достичь достаточного для полноценного функционирования уровня. Но другим необходимым элементом инновационного процесса являются проекты. Они должны не просто существовать в виде некой идеи или макета продукции, а иметь правильно оформленный бизнес-план с показателями, интересными потенциальному инвестору. Инновационные проекты, способные заинтересовать инвестора, в регионах ЮФО существуют. Любой перспективный край или область могут на сегодняшний день предоставить достаточное количество инновационных разработок. Однако не все они имеют достаточную степень готовности и соответствия требованиям венчурных инвесторов. Их качество зависит от уровня поддержки со стороны консультационных организаций в составе инновационной инфраструктуры. Однако даже наличие грамотно составленного бизнес-плана не гарантирует немедленного получения инвестиций венчурного фонда. Каждый венчурный фонд в своем меморандуме определяет инвестиционные предпочтения, а впоследствии уточняет критерии отбора проектов, как то: стадия разработки, срок окупаемости, необходимый объем инвестиций, доходность проекта, территориальная принадлежность и проч.

Разработчики проектов, которые перешли непосредственно к фазе поиска финансовых ресурсов для их реализации, как правило, стремятся разместить резюме в общедоступных для возможного инвестора источниках. На сегодняшний день таковыми являются различные ресурсы сети Интернет, специализирующиеся на помощи взаимодействию обладателей и получателей капитала. Обзор проектов, представленных на таких порталах, территориально принадлежащих Южному федеральному округу, позволяет сделать вывод об общих тенденциях в целом по региону. Оценку инновационных проектов целесообразно провести с точки зрения критериев венчурных инвесторов, т.к. именно соответствие им определяет способность проекта получить их финансирование. В качестве примера таких критериев воспользуемся данными по Волгоградскому венчурному фонду как единственному на сегодняшний день в ЮФО. Кроме того, последующие фонды будут создаваться по аналогичной схеме и с похожими требованиями к проектам. Так, волгоградский фонд представил следующие требования к проектам: ориентировочная доходность - не менее 35%, объем финансирования - от $700 тыс. до $2 млн. на проект, размер доли в уставном капитале от 25 до 75% [2], стадия проекта - посевное финансирование. Очевидно, что все эти требования относятся исключительно к малым инновационным предприятиям, обладающим перспективной идеей и командой, способной осуществить ее.

Рассматривая проекты, нельзя выделить приоритетной отрасли, в рамках которой они созданы. Разнообразие направлений исследований довольно велико, на него не наложила сильного отпечатка ни сельскохозяйственная ориентация регионов, ни бальнеологическая. В основном проекты связаны с разработкой новых материалов, биотехнологиями, электроникой, что совпадает с общероссийскими тенденциями в направленности разработок. Критическим параметром для венчурного фонда на самой начальной стадии рассмотрения проекта является объем необходимого финансирования - насколько он совпадает со стратегией фонда. Более крупные, чем желательно, проекты могут быть проинвестированы несколькими фондами на условиях софинансирования, а мелкие проекты могут оказаться слишком хлопотными в управлении при небольшой величине стоимости компании. Поэтому оценка объема финансовых ресурсов - приоритетный фактор определения соответствия проекта. Рассматривая представленные резюме разработок по ЮФО, отметим, что проекты, входящие в диапазон, установленный Волгоградским венчурным фондом, имеются, хотя и не составляют большинство. Остальные же проекты либо значительно меньше по необходимым финансовым ресурсам - около $100 тыс., либо намного больше - $3-5 млн. Такой масштаб не лишает указанные проекты возможности быть профинансированными венчурным капиталом, но затрудняет его получение в ближайшее время от регионального частно-государственного венчурного фонда. Ждать же появления других участников венчурного рынка нецелесообразно, поскольку в реализации инновационного проекта фактор времени играет значительную роль - через несколько лет перспективные сегодня рынки могут стать высококонкурентными.

Срок окупаемости характеризует динамичность проекта, чем он меньше, тем больше сможет вырасти стоимость компании за период инвестирования. Требованию к этому показателю - не более 5 лет - удовлетворяют практически все представляемые проекты, однако многие из них, приводящие срок окупаемости 1-2 года, могут

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

31 4

вызвать сомнения в критичности подхода к составлению собственного резюме. Однако такие сроки вполне возможны при быстром развертывании производственной базы и освоении нового рынка с применением активной маркетинговой стратегии. Поэтому более точную оценку данного показателя инвестор может получить при более тщательном изучении проекта. То же самое можно сказать и об остальных показателях эффективности проектов - внутреннем уровне доходности, чистой дисконтированной стоимости и проч. Стадия проектов, в случае, если она указана, как правило, соответствует предпочтениям венчурных инвесторов - подготовленный бизнес-план либо завершение ОКР с созданием опытного образца. Поэтому основным препятствием на этой стадии может стать некорректное составление бизнес-плана - либо недостаточно подробно отражающее различные аспекты проекта, несоответствующее потребностям венчурного инвестора в информации о нем; либо некоторое преувеличение предполагаемых показателей реализации и прибыли, оптимистичная, а не реалистичная оценка рынков сбыта и предварительных договоренностей с контрагентами.

Уровень готовности самих инновационных проектов к участию в них венчурных инвесторов можно оценить по предполагаемым ими формам участия в предприятии. Такой формой можно считать долевое участие в капитале фирмы, которое предполагает примерно четверть из предлагаемых резюме. Но сделать однозначный вывод о готовности из разработчиков к стилю управления венчурного фонда, подразумевающего не просто предоставление финансовых ресурсов, но и консультационно-управленческую деятельность, на основании приведенной формулировки мы не можем. При этом венчурный капитал как единственно приемлемый источник финансовых ресурсов практически не встречается, что не удивительно при отсутствии в самом регионе венчурных организаций и затрудненном привлечении инвесторов из других регионов.

Таким образом, Южный федеральный округ способен представить проекты, которые потенциально могут стать направлениями вложения средств венчурных инвесторов. Резюме проектов на сегодняшний день в большей степени ориентировано на иные формы привлечения средств, что связано с отсутствием на текущий момент венчурных фондов в стадии активного функционирования. Но характеристики проектов и общая динамика региона дает возможность надеяться на появление в ближайшем будущем примеров успешного сотрудничества инновационных разработок и венчурного капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдыкова Н. Венчурный рычаг //«Эксперт Юг» №6 (06)/24.12. 2007. http://www.expert.ru/printissues/ south/2007/06/venchumiy_rychag/

2. Вдовин И.А. "К приходу крупных инвесторов Юг России готов" // Вести. Северный Кавказ, 14.02.2007. http://skavkaz.rfn.m/region/rnews.html?id=56117&rid=1051

3. Волгоградская область ищет управляющую компанию для венчурного фонда. // АЛЬЯНС МЕДИА - http:// www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=791175

4. Волосатова Н. Москвичи хотят порулить томскими инновациями // Коммерсантъ-Сибирь. 05.04.2006. № 59

5. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. С. 24-40

6. Andreas Pfeil. Venture capital. New ways of financing technology innovation // Human Development Report Office, December 2000

7. Keith Schilit W. Evaluating the performance of venture capital investments // Business Horizons, Sept-Oct, 1994

Коды классификатора JEL: R 28

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

САПИЕВ В.Д.

Сапиев в.Д. Адыгейский государственный университет, преподаватель кафедры экономики и управления, 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

В статье анализируются эффективные институциональные инструменты развития региональной системы, позиционированной в пространстве современной России.

Ключевые слова: институциональные инструменты; регион; система

Процесс модернизации хозяйственного пространства современной России обусловливает активизацию поиска эффективных инструментов развития различных структурных уровней территориальной организации социально-экономических отношений. К одному из таких уровней относится система региона, эффективное и устойчивое развитие которой имеет особое значение в огромном пространстве национальной экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.