Научная статья на тему 'Инновационные подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла'

Инновационные подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА / КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE TEACHERS TRAINING IN THE FIELD OF THE DISCIPLINES OF NATURAL SCIENCE CYCLE / THE CONCEPT OF INNOVATIVE TEACHER PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Нелли Захаровна, Галкина Елена Александровна

В статье выявлены внешние факторы необходимости реформирования высшего педагогического образования в области естественных предметов, определены дефициты системы «инновационный учитель инновационная школа». Дано описание и способы реализации концепции инновационной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Нелли Захаровна, Галкина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches in professional teacher training in the disciplines of natural science cycle

The article describes external factors for necessary reforming of higher pedagogical education in the field of natural objects, identified deficits of the system «innovative teacher innovative school”. There is given the description and ways of implementation of the concept of innovative future teachers' training in the context of natural science education.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Смирнова Н.З., Галкина Е.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

по дисциплинам естественнонаучного цикла

В период реформирования системы Российского образования происходит изменение уровневого высшего образования, в том числе подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного педагогического образования.

С целью удовлетворения социокультурных потребностей России в специалистах высокой квалификации, способных к эффективной трудовой деятельности, необходимо существенно повысить уровень вузовской науки в области естественнонаучного педагогического образования, обеспечив её связь с экономикой за счёт развития региональных инновационных инфраструктур.

Анализ функционирующей системы высшего естественнонаучного педагогического образования выявил основные внешние факторы:

- недостаточно высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, несоответствие квалификации выпускников современным запросам общества;

- потребность школы в специалистах в области естественнонаучного образования с новым инновационным мышлением;

- потребность общей образовательной школы в учителях, преподающих профильные предметы;

- недостаточное количество разнообразных образовательных программ естественнонаучного направления для работы в образовательных организациях инновационного типа;

- высокий уровень образовательных стандартов среднего общего естественнонаучного образования и снижающиеся результаты ЕГЭ у выпускников общеобразовательных школ по предметам естественнонаучного цикла.

Результатом модернизации системы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования должна стать обновленная система подготовки бакалавров и магистров, отвечающая требованиям ФГОС ВО и требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Влияние ФГОС ВО рассматриваются в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (далее - КГПУ им. В.П. Астафьева) многоаспектно: как нормативная основа разработки и внедрения вузом своих основных образовательных программ; как признанный обществом уровень образованности специалистов высшей квалификации, гарантирующий им ее способность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям педагогической деятельности; как эталон, с помощью которого можно судить об уровне профессионального образования; как гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг [6].

Необходимость становления системы «инновационный учитель - инновационная

27

ISSN 1029-3388

школа» для достижения новых качественных результатов подготовки педагогических кадров естественнонаучного цикла в условиях перехода КГПУ им. В.П. Астафьева на уровневую компетентностью модель выявило ряд дефицитов:

- проектирование потенциально-активной среды обучения для развития социально-активной личности педагога;

- комплексной целевой образовательной программы для совершенствования и развития практической научной подготовки обучающихся на базе инновационных образовательных организаций;

- образовательных программ, авторских методик и технологий, преобразующих образовательную деятельность в подготовке педагогических кадров естественнонаучного цикла.

Подготовка специалистов в области естественнонаучного образования в педагогическом университете требует решения следующих задач:

- определения стратегии и тактики построения основных образовательных программ и маршрутов обучающихся;

- нового понимания базовых дисциплин сферы профессиональной деятельности;

- введение новых учебных дисциплин на основе интегративных профессиональных компетенций;

- разработка фондов оценочных средств и процедур для системного мониторинга хода образовательного процесса;

- создание учебно-методического сопровождения с учетом разной степени подготовленности обучаемых и способов «доставки и переработки» учебной информации [7].

Целью предложенной нами концепции инновационной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования являлось создание образовательного пространства взаимодействия системы «инновационный учитель - инновационная школа».

С учетом поставленной цели были определены задачи исследования:

1. Изучение потребностей региона в педагогических кадрах естественнонаучного цикла с инновационным мышлением, умениями и навыками научно-исследовательской деятельности теоретического и практического характера для формирования «портфеля заказа» на конкретного инновационного специалиста.

2. Создание комплексной образовательной программы нового типа на основе информационно-аналитической системы управления, включающей проектно-матричную организацию структуры образовательного комплекса (дошкольная организация - общая начальная школа - общая основная школа - общая полная школа - организация дополнительного образования - вуз).

3. Разработка авторских образовательных программ для учителя нового поколения, готового к работе в новой Российской школе.

4. Апробация методик и технологий, преобразующих образовательную деятельность в подготовке специалистов естественнонаучного цикла, готовых к реализации инновационных и других творческих и исследовательских проектов в педагогической деятельности.

5. Конструирование потенциально-активной среды обучения для развития гармонично развитых, социально-активных личностей, в перспективе формирующих инновационную экономику на основе высокого качества естественнонаучного образования.

6. Формирование естественнонаучного, образовательного, аналитического, кон-

28

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

салтингового междисциплинарного регионального центра, способного внести существенный теоретический и практический вклад в разработку механизмов перехода России на инновационный путь развития.

Мы опирались на работы В.В. Краевского, Б.С. Гершунского, Н.В. Бордовской в определении методологических условий разработки педагогической концепции.

Первое условие - соответствие концепции современным требованиям системы обобщенного знания, объяснения сторон, свойств и способов изменения конкретной области педагогической действительности.

Второе условие - необходимость определения педагогических явлений и фактов в рамках предмета исследования на различных уровнях: идеи; подхода; принципа; модели; проекта.

Третье условие - сохранение специфических характеристик педагогической деятельности на всех уровнях теоретического абстрагирования.

Четвертое условие - формирование педагогической концепции - сочетание и согласованность в концепции теоретического и нормативно - преобразующего педагогическую действительность знания [5].

Исходным основанием концепции послужил инновационный подход в профессиональной подготовке будущих учителей по дисциплинам естественнонаучного цикла как особый предмет исследования и конструирования [1].

В качестве концептуальных идей были выдвинуты и реализованы:

1. Идея интеграции, рассматривающая интегративное изучение объекта исследования, позволяющего всесторонне изучить отдельные компоненты проектируемой в ходе исследования модели методической подготовки бакалавров и магистров.

2. Идея рассматривать методическую подготовку бакалавров и магистров как системообразующее и стержневое звено всей структуры организации образовательного процесса в педагогическом вузе.

3. Идея рассматривать совершенствование подготовки специалистов комплексно, так как эффективное функционирование системы подготовки педагогических кадров, ее многоцелевое назначение поддерживается комплексным подходом к отбору циклов и содержания дисциплин.

4. Идея непрерывности, позволяющая реализовать концепцию поэтапно.

Основными этапами подготовки бакалавров и магистров являются: первый этап

- теоретическая подготовка, второй этап - практическая подготовка (в рамках практической подготовки в вузе и практической работы в школе в период практики - производственной (педагогической), научно-педагогической, научно-исследовательской, третий этап - этап самообразования и саморазвития.

В целях реализации и конкретизации выделенных нами идей раскроем некоторые концептуальные положения:

1. Профессиональное естественнонаучное образование на современном этапе как компонент образовательной системы в педагогическом вузе должно изучаться в рамках принятых культурологической и гуманистической парадигм образования, означающих переход на личностно-ориентированное, профессионально-направленное обучение.

2. Основанием для выражения целостности, комплексности, многоуровневости и успешного достижения поставленных целей обучения может служить теоретическая модель инновационного подхода в профессиональной подготовке педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла, отражающая системность, разноуров-

29

ISSN 1029-3388

невость, вариативность этого процесса и служащая методологическим ориентиром для реализации системы подготовки студентов в условиях экспериментального обучения.

3. Научно обоснованное построение методической системы предполагает опору на предложенную нами концепцию и теоретическую модель. Она отражает поэтапное изменение, движение компонентов данной системы (целей, содержания, средств и методов, форм организации, характера взаимосвязанной деятельности субъектов) к достижению предполагаемых результатов и разные стороны этого процесса: целесодержательного, проектировочного, процессуально-деятельностного и результативного. Методическая система является динамической моделью их решения при создании определенных условий. Построенная методика совершенствования методической подготовки на разных уровнях обучения студентов позволит внедрить концепцию и методическую систему в практику.

Сущность и функциональная значимость методической подготовки раскрываются в контексте естественнонаучного образования:

• содержания профессиональной подготовки педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла на разных ступенях обучения, воплощающего различные теоретико-методологические подходы;

• системы обязательных и вариативных учебных дисциплин и последовательности их изучения в соответствии с общими целевыми установками, с учетом образовательного стандарта;

• обоснованной методической модели обучения в условиях дисциплин естественнонаучного цикла, способствующей индивидуализации образовательного процесса.

В концепции обоснованные подходы отражены в целевой, содержательной, деятельностной и результативной характеристике.

Целевой компонент нашей концепции обусловлен тем, что цель является важнейшей системообразующей категорией, связывающей и влияющей на все компоненты конструируемой модели. Цель мы рассматриваем как результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности [6].

Содержательный компонент концепции отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу на разных уровнях образовательного процесса с учетом его предметных особенностей:

- содержание методической подготовки студентов носит полиструктурный и полифункциональный характер, и каждый из его компонентов выполняет определенную функцию: ориентирующую, операционную, креативную, личностно-преобразующую, способствующие становлению методической компетентности;

- структура и содержание методической подготовки складывается под влиянием методологических установок, структуры современного естествознания, понимания связи фундаментального и прикладного, интересов обучающихся, условий региона и социального заказа;

- гуманистическая тенденция в образовании требует разносторонности его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, свободомыслия, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, отказа от унификации образования, возрастания роли рефлексивных знаний, а также умений, ориентирующих обучающихся на последующее непрерывное образование.

Проектируемое содержание рассматривалось нами на уровне общетеоретических

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

представлений; учебной дисциплины; учебного материала, где отражены конкретные элементы содержания; совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

Приоритетным в разработке содержания образования (как на федеральном, так и на региональном уровнях) является такой компонент, как ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности, где особенно важно, чтобы эти разработки коснулись учебных программ и учебников, учебных пособий, учебных материалов для преподавателей и студентов педвузов, школьников и учителей.

Реализация инновационного подхода в профессиональной подготовке педагогических кадров в области естественнонаучного образования предопределила следующие направления деятельности:

- определение общих для учебных дисциплин естественнонаучного цикла понятий, законов и теорий, последовательности в раскрытии их содержания;

- обеспечение единства интерпретаций общих понятий, законов и теорий, своеобразия оперирования ими в каждой из учебных дисциплин в соответствии со спецификой изучаемых структурных форм организации материи и форм движения;

- обеспечение преемственности в формировании и развитии фундаментальных естественнонаучных понятий и общих учебно-познавательных умений;

- выявление возможностей и способов раскрытия физических, биологических и химических явлений, выявление влияния физико-химических процессов на развитие живых организмов;

- пересмотр содержания учебных дисциплин с учетом новейших достижений науки, отражения в содержании биологических дисциплин роли физических и химических процессов в жизнедеятельности живых организмов;

- совершенствование методической подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, спроектированной на основе комплексной методологии, объединяющей методологические идеи, подходы, принципы, с учетом современных тенденций развития современной высшей школы, и также отечественного и зарубежного опыта [7].

На основе научного анализа определены блоки (основной, теоретический и практический) и обоснованы компоненты (целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и результативный) модели инновационной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования.

В основной блок входят методологические и теоретические основы методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования, определяющие стратегию и тактику её развития. Это ведущие идеи, закономерности, методологические подходы, ведущие принципы, факторы и условия, основные концептуальные положения методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования.

Теоретический блок включает содержательный компонент - содержание методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования и процессуальный компонент - структура методической подготовки.

Прикладной блок представлен разработанным современным учебно-методическим комплексом методической подготовки бакалавров и магистров.

Результативный компонент представлен элементами, позволяющими диагностировать результативность разработанной модели методической подготовки студентов педвуза.

31

Реализация инновационного подхода в подготовке педагогических кадров позволит:

- на уровне студента - сформированные компетенции по овладению содержанием и образовательными технологиями в области естественнонаучного образования школьников. Основные профессионально-педагогические компетенции социокультурной направленности (образовательная, прогностическая, исследовательская, коммуникативная) отражают специфику предметной сферы профессиональной деятельности, формируют индивидуальный стиль педагога, обеспечивают становление целостного образа педагога.

На уровне вуза - инновационная программа подготовки педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла; возможность внедрения новой образовательной программы с применением комплекса учебно-методических материалов, современных образовательных технологий, в целях формирования профессионально-педагогических компетенций будущего педагога в соответствии с ФГОС ВО [4].

Литература

1. Бордовская Н.В. Методология научного поиска педагога-исследователя. СПб.: Образование, 2000. 560 с.

2. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.

3. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2003. 272 с.

4. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Н.В. Иванова, Прохорчук Е.Н. Примерные программы дисциплин общенаучного и профессионального циклов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Магистерская программа «Экологическое образование». Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. 244 с.

5. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 280 с.

6. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В. и др. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. 352 с.

7. Тесленко В.И., Смирнова Н.З. Проблемы подготовки педагогических кадров по естественным дисциплинам: концептуальное осмысление // Вестник КГПУ. 2012. №3. С. 43 - 45.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.