Научная статья на тему 'Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «Химия и технгология полимерных и композиционных материалов»'

Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «Химия и технгология полимерных и композиционных материалов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / СИНЕРГЕТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / НООСФЕРА / РOLYMERIC MATERIALS / NANOTECHNOLOGIES / SYNERGETRICS / SELF-ORGANIZING / INTEGRATION / NOOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова О. Н., Салимгареев М. В.

Статья посвящена особенностям преподавания гуманитарных дисциплин студентам, специализирующимся на химии полимерных и композиционных материалов в контексте синтеза дисциплинарных средств и формирования синергетического мышления. Обобщен опыт применения инновационных технологий преподавания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the specificity of teaching of Russian history to students of technical specialities in a context of synthesis of disciplinary methods and formations synergetric thinking. Experience of application of innovative technologies of teaching is generalized.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «Химия и технгология полимерных и композиционных материалов»»

О. Н. Коршунова, М. В. Салимгареев ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ХИМИЯ И ТЕХНГОЛОГИЯ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Ключевые слова: полимерные материалы, нанотехнологии, синергетика, интеграция,

ноосфера.

Статья посвящена особенностям преподавания гуманитарных дисциплин студентам, специализирующимся на химии полимерных и

композиционных материалов в контексте синтеза дисциплинарных средств и формирования синергетического мышления. Обобщен опыт применения инновационных технологий преподавания.

Keywords: рolymeric materials, nanotechnologies, synergetrics, self-organizing, integration,

noosphere.

The article is devoted to the specificity of teaching of Russian history to students of technical specialities in a context of synthesis of disciplinary methods and formations synergetric thinking. Experience of application of innovative technologies of teaching is generalized.

Современные тенденции воспроизводства картины мира личности можно описать как фрагментацию и дегуманизацию человеческого миропонимания, противопоставление искусственного мира техники миру природному. Сегодня становится все более очевидным, что достижения науки усугубляют глобальный экологический кризис и кризиса человеческой цивилизации в целом. Гегемония логической формы мышления в науке ведёт на уровне функционирования мозга к атрофии воображения, чувственности. Культурное пространство человека суживается до технологического, в результате чего внутренний духовный мир выпускника вуза суживается в алгоритме шагреневой кожи, роботизируется.

Современная парадигма образования является эпистемологической,

инструментально-технологической. Оно в высшей степени рационализировано и вербализовано, вследствие чего выхолащивается аффективно-эмоциональный запас личности. Это приводит к распространению в обществе профессионально компетентных, но бездуховных индивидуумов [1]. Формальный подход к перестройке высшего образования в контексте развития перспективных направлений науки не обеспечивает преодоления этих опасностей.

Необходимо осознать, что гуманитаризация образования - это реальное требование времени, но более правильным будет акцент не на гуманитарное образование, а на гуманитарное содержание образования. Оно реализуется как в преподавании как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин.

Способом синтеза дисциплинарных средств является формирование синергетического мышления, синергетической познавательной модели мира. В понятийный аппарат синергетики вошли термины, ранее считавшиеся сугубо «гуманитарными»: неустойчивость, неоднозначность, непредсказуемость, спонтанность, парадоксальность, ценностные ориентиры. Выяснилось, что неживая природа «живёт» по законам определенной драматургии литературного жанра: с завязкой и интригой, веером неоднозначных непредсказуемых событий, с борьбой и накалом страстей, с победителями и побеждёнными, с героями и злодеями, несущими системе гибель.

Точка бифуркации - это неустойчивое состояние системы, в котором бесконечно малые отклонения параметров (флуктуации) реализуют один из нескольких возможных, присущих системе вариантов её развития. При этом возникает новое качественное состояние системы, процесс эволюции становится многовариантным и необратимым. Изучая явления самоорганизации космических и земных масштабов, синергетика, вместе с тем, углубила представления о внутреннем мире человека, фазах его становления и развития. Синергетика открывает широкие возможности гуманитаризации образования, обеспечивая органичное единство трансдисциплинарных связей, внутренних стимулов развития личности и сотрудничества с другими людьми, техносферой, природой.

Синергетика не без оснований претендует на ранг метанауки, в том числе и науки гуманитарной, то есть преодолевающей одностороннее изучение человека только как природного, биологического существа или только как носителя некоторой социальной функции, или только как хранителя культурной информации. Гуманитарное знание призвано постичь человека в его целостности [2].

Важным компонентом идей синергетики является понятие самоорганизации, саморазвития сложных систем, когда в состоянии неустойчивости (в точке бифуркации) возможность возникновения той или иной структуры определяется флуктуациями.

Выводы синергетики основываются на концепциях, которые едины для неживой, живой природы, человека и общества. Вокруг этих идей может произойти и происходит объединение усилий философов, психологов, учёных-естественников в решении проблем гуманистического, личностно-ориентированного воспитания и обучения [3].

Гуманитарный потенциал естествознания не ограничивается возможностями синергетического мировидения. Восприятие чувственного опыта, построение аксиом, абстрактных моделей, создание теории, процедура её проверки происходят на разных языках: образном, символическом, интуитивном, логическом, поведенческом и др. Все фазы движения человеческого познания одинаковы как для естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Для целостного восприятия нужна интеграция разных способов освоения мира. В рамках такого подхода высвечиваются субъективные, гуманитарные начала любого знания.

Для России инновационным преимуществом научных и образовательных учреждений является, бесспорно, фундаментальность. Новой логикой построения фундаментального базиса научного знания является интеграция и футуризация, а не эволюция знаний. Однако это не означает, что в изучении истории страны следует сфокусировать внимание исключительно на современном этапе. Изменить формы подачи содержательного материала, приблизить его не только к новейшим достижениям исторической науки, но и особенностей научно-технического прогресса и технологического прогресса. Эти особенности предполагают обратить внимание, как на созидательный потенциал новых технологий, так и на противоречия технического

прогресса, в том числе сопряженного с развитием и технологии полимерных и композиционных материалов.

Включение «фактора будущего» в образовательный процесс помогло бы сформировать новую, опережающую модель образования, изменить его роль и в обществе, и в сфере взаимодействия с природой. Большое значение отводится идеям В. Вернадского о ноосфере. Устойчивое общество, как прогнозировал В. Вернадский, будет представлять собой глобальную цивилизацию, сумевшую преодолеть конфронтационные тенденции и вставшую на путь общемирового взаимопонимания, толерантности и ненасилия. Конечная цель - утверждение сферы разума - ноосферы, где мерилом индивидуального и морального богатства, будут духовные ценности и знания человека, жизнь которого протекает в гармонии с окружающей средой. Ноосферный интеллект человека связан с глобальными компьютерными системами, единой системой принятия решений, где могут быть учтены мнения и знания каждой составляющей. Интеллект окажется средством получения новых научных и образовательных знаний и принятия коллективом коллективных и опережающих решений. Интересы личности, общества и всего мирового сообщества будут совпадать.

В образовании приоритет должен принадлежать междисциплинарноинтегративному вектору развития, симбиозу различных отраслей науки для решения социальных или крупномасштабных проблем.

Примером интегрально-интеллектуальной формы воспитания студентов-первокурсников КГТУ являются ролевые игры, межфакультетский исторический конкурс. Цель конкурса «Социальные тенденции развития общества и естественнонаучные гипотезы развития мира» - показать взаимосвязь наук в формировании картины мира, ответить на вопросы о том, как сегодня трактуются ключевые проблемы мировоззрения историей, философией, физикой, биологией. Особое значение приобретает осознание системности мира, формирование целостной картины физического мира.

Наука созрела для проникновения в суть сложных систем, скрытых под их хаотичным поведением. Поэтому вопросы конкурса «Жизнь - глазами физика»; «Жизнь -глазами химика»; «Что вы знаете о торсионных полях?»; «Не грозит ли нам гибель планеты от хаоса»; «Нанотехнологии - технологии ХХ1 века»; «Идеи Вернадского о ноосфере» - не случайны и выводят студентов на высокий уровень понимания изучаемой дисциплины. Философское осмысление перспектив внедрения нанотехнологий только начинается. Тем креативнее могут быть попытки такого осмысления студентами в режиме конкуренто-интеллектуального ристалища.

Идеи В. Вернадского о ноосфере - сфере разума - приобретают в модели устойчивого развития роль ведущей концепции. Формирование ноосферного интеллекта, который призван стать средством принятия коллективных и опережающих решений на уровне человечества как целого, когда перестанут доминировать отдельные его элементы.

Вопросы по истории дают возможность обобщения социальных тенденций развития общества. Обсуждается синергетический эффект развития событий, который основан на множественности и неоднозначности путей развития событий. Такой ракурс анализа отражает новую поисковую методологию исторического исследования. Она синтезирует новаторские установки, направленные на выявление тенденций общественного

развития, когда хаос мыслится как отправная точка открытия новых видов движения, в том числе социального.

Как на занятиях по истории России, истории Татарстана, культуры Татарстана, так и на занятиях по химии повышению эффективности образовательного процесса будущих

индженеров-полимерной специализации способствует обращение к традициям химической школы Казани. Расцвет деятельности «отца» органической химии А.Бутлерова приходится на его казанский период жизни для обозначения взаимной связи между атомами, он ввел в науку понятия структуры. В 1858 году его заслуги были замечены мировым научным сообществом: ученый был приглашен на собрание парижского химического общества, где выступил с докладом об основных целях своей теории химического строения органических веществ. Ученик великого химика, уроженец Казани А.Зайцев под руководством Бутлерова получил степень кандидата после чего отправился на стажировку в Марбургский университет, а затем в лабораторию медицинской школы расположенной в этом городе.

Если имена А.Бутлерова, А.Зайцева, Арбузовых, Г.Камая достаточно известны, то целый ряд достаточно значительных персоналий упоминается редко. Так, до начала ХХ века в Казани трудился Флавиан Михайлович Флавицкий. Получив образование в Харьковском университете, с 1870 по 1873 гг. он занимался в лаборатории профессора Бутлерова в Петербурге. В 1873 г. поступил на службу в Казанский университет приват-доцентом, где и Получив степень магистра за диссертацию "Об изомерии амиленов из амильного алкоголя брожения", был избран доцентом химии на медицинском факультете.

Таким образом, в арсенале преподавателей химии, истории, философии, культурологии немало сопряженных сюжетов, призванных обеспечить инновационность методов работы со студентами, специализмрующмися на химии полимерных и композиционных материалов.

Литература

1. Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе: материалы региональной научно-практической конференции 25-27 октября 2004 г. - Нижневартовск. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004.

2. Бородкин, Л.И. Синергетика и история: моделирование исторических процессов /

Л.И. Бородкин // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов; Ред. Малков С.Ю., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. - М.: КомКнига/УРСС, 2007. - С.8-48.

3. История и синергетика. Методология исследования. - М.: Изд-во ЛКИ/ИЯ88, 2009.

© О. Н. Коршунова - д-р ист. наук, проф., зав. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ, kgd2006@list.ru; М. В. Салимгареев - канд. ист. наук, доцент той же кафедры, kgd2006@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.