Научная статья на тему 'Инновационные подходы к изучению туристского пространства'

Инновационные подходы к изучению туристского пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
213
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к изучению туристского пространства»

Il/Jl российского гхл:>';М||1т»:ннипГ]

Кй VI и IVtrr:|fI KI'A TVl4L'AI,l 11 СЕРЗЯ KM

ЖИВАЯ

КАРТА

РОССИИ

Инновационные подходы к изучению туристского пространства

Агамирова Е.В., Валькова Т.М.

Монография «Живая карта России» д. э. н., профессора Джанджугазовой Е.А. посвящена актуальным вопросам изучения туристских ресурсов регионов Российской Федерации и создания информационной базы по туристским объектам в интерактивном формате. «Живая карта России» — комплексный проект, реализуемый РГУТиС, направленный на повышение качества доступной информации о регионах Российской Федерации и, как следствие, уровня знаний о России широких слоев населения как нашей страны, так и за ее пределами. Актуальность данному проекту придает столь популярное в настоящее время сочетание возможностей современных информационных технологий с систематизированной информацией о туристской территории, обеспечивающее легкий и быстрый доступ к ней любого заинтересованного в получении подобной информации пользователя сети Интернет и ее постоянное обновление. Хочется подчеркнуть важность создания данного проекта в рамках поддерживаемой на уровне правительства Российской Федерации деятельности, направленной на патриотическое воспитание и развитие внутреннего и въездного туризма в России. Сегодня россияне лучше знают выездные направления, чем природные и культурные достопримечательности своей страны, а у многих потенциальных иностранных туристов Российская Федерация до сих пор ассоциируется, в лучшем случае, со словами «Кремль — водка — матрешка» и «СССР — Горбачев — пере-

стройка» или, несмотря на многочисленные государственные проекты по продвижению положительного имиджа страны на международном уровне, «Чечня — терроризм — мафия». Проект позволяет не только широко популяризировать лучшие достопримечательности России, но и объединить миллионы людей в интернет-сообщества, продвигающие свои «Чудеса света» и искренне патриотичное, в лучшем значении данного слова, отношение к своей стране, в противовес столь популярным в настоящее время в интернет-среде Клубам знакомств или любителей «горячих новостей».

В работе на высоком научном уровне представлен инновационный подход к изучению и диагностике туристских ресурсов, основанный, прежде всего, на выделении туристских пространств, которые включают различные группы туристских объектов, объединенных с учетом общности их природы, выполняемых функций и других специфических особенностей. Автором обозначено 8 основных типов туристских пространств: «природное», «культурно-историческое», «этническое», «сервисное», «рекреационное», «событийное», «мифологическое» и «научное». Следует подчеркнуть, что в представленном автором проекте разработаны новые, с точки зрения существующих научно-практических исследований, типы туристского пространства. В особенности следует выделить «мифологическое» и «научное» — отражающие современные перспективные направления развития туристской индустрии,

Рецензии на новые издания

101

РЕЦЕНЗИИ НА НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

что также придает высокую значимость настоящей работе.

Выделенные в проекте типы туристского пространства объединяют в себе определенные единицы диагностики — объекты и территории, которые в свою очередь на основе схожих признаков включены в «группы»/«подгруппы». В связи с этим, большая часть рецензируемой работы посвящена методическим и научнопрактическим рекомендациям по диагностике и паспортизации туристских ресурсов, а также сбору и учету информации о туристских объектах в рамках отдельных типов туристского пространства. Разработанная автором методика паспортизации туристских объектов включает 2 основных уровня представления данных об объекте — «этикетки» и «паспорта» объектов — разработанная структура позволяет предоставлять информацию в наиболее доступной и удобной для пользователя форме. Определенная практическая ценность и новизна представляется в том, что в структуру «этикетки», показывающей краткую информацию об объектах, заложены поля данных, которые открывают в сжатой форме информацию, отражающую специфику и ценность объекта как туристской дестинации, а не только формальные данные. Таким образом, данная методика предусматривает многоуровневую организацию информации, с возможностью выбора разной степени детализирования всех данных. Такая организация данных представляется наиболее удобной для восприятия широкой и разнотипной целевой аудиторией. На примере значимого туристского объекта культурно-исторического туристского пространства — Московской церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском — автор наглядно показывает методику создания «этикетки» и «паспорта» объекта.

Особенно важно, что описанная автором методика предусматривает возможность добавления, уточнения информации об объектах, а также создание новых туристских пространств с участием всех заинтересованных лиц, что значительно расширяет исследовательские возможности проекта. Привлечение к проекту широкой

аудитории позволит обеспечить динамичность обновления данных в соответствии с изменением потребностей и предпочтений целевой аудитории. Кроме того, данная методика позволяет отслеживать изменение состояния туристских объектов и привлекать внимание общественности к наиболее актуальным проблемам, связанным с их сохранением.

Помимо бесспорного научного и имиджевого значения проекта «Живая карта России», особый интерес представляет возможность творческого развития проекта и учебно-методического применения методики исследования туристской территории в рамках категории «туристское пространство». Преимуществом данной методики является ее понятность и доступность как студентам профильных туристских ВУЗов, так и прочим лицам, не имеющим профильного географического, экономического, исторического, социологического и пр. образования, необходимого для проведения профессиональной научной или прикладной оценки туристской территории, поскольку она основана на группировке составляющих данное пространство элементов и их описании по четко разработанной схеме, с использованием как первичных, так и вторичных источников информации. При этом в дальнейшем предусматривается возможность экспертной оценки приоритетности туристских объектов, наносимых на интерактивную карту, размещенную на портале. В рецензируемой работе выделены факторы, наиболее полно отражающие туристский потенциал территории — «познавательная ценность», «аттрактивность», «известность», «внешняя выразительность и гармония с окружающей средой», «степень сохранности и возможности для показа», «доступность», «месторасположение», «степень изученности», экспертная оценка которых предоставляет возможность вычислять суммарный рейтинг объекта. Все это обуславливает возможность активного использования данной методики в образовательном процессе в профильных ВУЗах в рамках специальности 100201 «Туризм» в качестве методической базы для проведения

102

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Инновационные подходы к изучению туристского пространства

учебно-ознакомительной практики студентов 2 курса и производственной практики студентов 4 курса или написания курсовых работ в рамках таких дисциплин, как «Технологии и организация внутреннего туризма» и пр.

Стоит отметить, что одно из основных направлений развития творческой деятельности в рамках проекта «Живая карта России», позволяющей порталу эволюционно развиваться по мере совершенствования информационных технологий, увеличения объема научных знаний и повышения интереса к подобным проектам со стороны целевой аудитории — разработка концептуальных подходов к изучению истории и географии России — создание образовательного портала, на базе которого будет возможно осуществлять дистанционные образовательные программы, проводить обучающие тесты, размещать электронные учебники. В качестве «пилотного» проекта на пути создания данного портала была разработана историко-географическая викторина для абитуриентов и студентов начальных курсов специальности 100201 «Туризм» «Знаешь ли ты Россию?». Цель данной викторины — повышение интереса к природным, историко-культурным и экономическим достопримечательностям России и внутреннему туризму в стране у студентов начальных курсов и привлечение внимания абитуриентов к специальности 100201 «Туризм».

Форма проведения викторины — on-line тестирование на учебном портале ИТиГ (филиал РГУТиС). Территориальный охват информационной базы викторины — наиболее популярные туристские дестинации России по схеме «федеральный округ — субъект федерации — город (прочий населенный пункт) — туристская дестинация». По данным территориальным единицам были составлены 2 блока вопросов: географический и исторический (культурологический) — текстовые и графические (фотографии природных и архитектурных объектов, известных людей, картографический материал, геральдика и т. д.) (примерно 3500 вопросов). Структура викторины — иерархическая — ответив на вопросы одного уровня, участник полу-

чает возможность перейти на другой, при этом ограничения по времени и количеству попыток ответа на один и тот же вопрос не предусмотрены. После окончания выполнения задания, ему предоставляется информация о количестве баллов, которые были им набраны. Викторина прошла апробацию на Дне открытых дверей ИТиГ (филиал РГУТиС) 14.11.2010 г. на предмет наличия интереса со стороны школьников, уровня сложности вопросов, времени выполнения задания и пр., в ходе которой были получены положительные отзывы от абитуриентов и их родителей, которым была также предоставлена возможность принять участие в викторине. Кроме того, в рамках презентации проекта «Живая карта России» она была представлена на ХУ Международной научно-практической конференции «НАУКА — СЕРВИСУ» (29—30 ноября 2010 г., РГУТиС) и на XIV съезде Российского Географического общества (11—14 декабря 2010 г., г. Санкт-Петербург), и вызвала интерес со стороны представителей профильных ВУЗов страны. Дальнейшее развитие проекта предполагается проводить на основе творческой интерактивной деятельности на базе социальных сетей и пр., что приведет к значительному расширению числа участников и, как следствие, привлечению внимания обширной интернетаудитории как к самим проектам «Живая карта России» и «Знаешь ли ты Россию?», так и к возможности получения информации о России в интересной и доступной форме.

Не меньший интерес представляют другие возможности творческого развития идеи инновационного проекта «Живая карта России», например, диагностика туристских маршрутов в рамках массового самодеятельного туризма, разработанных в советский период; изучение, диагностика и оценка аттрактивности новых туристских ресурсов; размещение на данном портале новых экскурсионных маршрутов и возможность самостоятельного их формирования пользователями портала, с учетом их собственных потребностей. Кроме того, большое значение в рамках популяризации исторического, культурного и географического наследия

Рецензии на новые издания

103

РЕЦЕНЗИИ НА НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

России, как предмета национальной гордости, поддерживаемой Российским Географическим Обществом, представляет возможность использования отдельных наработок данного проекта для диагностики, изучения и популяризации историко-культурных туристских ресурсов Московской области (грантовая заявка в Московское областное отделения РГО разработчиков данного проекта «Самодеятельный туризм как инструмент развития современного российского краеведения»).

Все это подчеркивает важность и актуальность проекта «Живая карта России» и про-

деланной автором работы в свете концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 гг.)», посланий президента Федеральному собранию РФ (2007— 2010 гг.), XIV съезда Российского Географического Общества и перспектив интеграции России в мировые общекультурные процессы развития образования, науки, культуры и туризма.

Примечания

1. Живая карта России. Инновационный проект РГУТиС. М.: КноРус, 2011. — 112 с.

104

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.