Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию компетенций в области оказания неотложной помощи при острых отравлениях'

Инновационные подходы к формированию компетенций в области оказания неотложной помощи при острых отравлениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ / НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ / ОБУЧЕНИЕ / ACUTE POISONINGS / THE URGENT HELP / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зобнин Юрий Васильевич

Обсуждаются вопросы обучения выпускников высшего медицинского учебного заведения принципам неотложной медицинской помощи с использованием инновационных технологий в свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зобнин Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to formation of competences in the field of rendering the urgent help in acute poisonings

Th e problems in training of graduates of the higher medical educational institution in the fi eld of urgent medical help with the use of innovative technologies taking into consideration the requirements of the Federal State Educational Standard of the third generation have been discussed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию компетенций в области оказания неотложной помощи при острых отравлениях»

ченного и в то же время готовит учащихся к изучению нового. При этом используются приемы многократного повторения, постепенного наполнения языковым и информационным материалом, что позволяет усилить информативную емкость фраз. Кроме строгих логических формулировок и правил полезно использовать мнемонические правила. Такая подача материала помогает овладеть лексикой темы и усвоить определенный учебный материал.

Для результативности процесса усвоения материала и формирования активной речевой деятельности на занятиях по физике применяется система заданий, при выполнении которых используются ресурсы оперативной памяти. Известно, что информация, воспринятая мозгом, должна циркулировать в оперативной памяти 40-50 мин для того, чтобы возникли соответствующие структурные изменения в нейронах, обеспечивающих долговременное хранение информации. Система заданий должна быть такова, чтобы они требовали от учащихся не механического многоразового повторения, это должны быть повторяющиеся упражнения одного типа.

При повторении изученного материала составляются обобщающие таблицы под руководством преподавателя. Они являются базой для выполнения последующих заданий, написания физических диктантов, самостоятельных и домашних работ. Например, учащимся могут быть предложены задания:

а) скажи словами;

б) вставьте пропущенные слова;

в) закончи предложения;

г) ответь на вопросы (если даны рисунки, уравнение движения, графики движения) используя вопросы и схему ответа;

д) по данному графику нарисуй остальные графики.

На начальном этапе закрепления перед учащими-

ся (на доске или использовать раздаточный материал) находятся рисунки, мнемотические правила (если..., то...). Даже при написании диктантов можно учащимся разрешать пользоваться рисунками и мнемоническими правилами. Это снимает психологическую нагрузку и при этом более продуктивно работает оперативная память, будет работать непроизвольная память.

Срабатывают механизмы памяти на уровне первой сигнальной системы, которые являются подспорьем в проявлении ассоциативных связей второй сигнальной системы, длительного хранения информации, логического мышления.

При составлении упражнений можно рекомендовать следующее:

1. Задания наряду с предметно-содержательным аспектом должны содержать языковой аспект.

2. Для составления монологического высказывания включать в задания планы, схемы ответов, обучающие видам речевой деятельности.

3. Постепенно усложнять языковые и смысловые задания.

4. Теория и упражнения должны представлять логически единое целое.

При подготовке к занятиям необходимо учитывать, что оптимизация процесса обучения возможна лишь на основе соблюдения принципов обратной связи. Обратная связь существует там, где имеется процесс коррекции, контроля, серия поправок, непрерывно совершаемых по ходу выполнения задания. Система заданий, выполняемых учащимися на занятии и дома, не дает ослабевать потоку обратной информации; взаимный обмен информацией обеспечивает корректировку деятельности обучаемого и обучающего.

Таким образом, использование этих несложных приемов позволяет иностранным учащимся быстрее и качественнее освоить специальный материал.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

Шевченко Елена Викторовна — д.б.н., профессор, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой, Хлопенко Нина Александровна — к.х.н., доцент, заведующая кафедрой,

Зайцева Татьяна Семеновна — старший преподаватель.

© ЗОБНИН Ю.В. — 2010

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ

Ю.В. Зобнин

(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Обсуждаются вопросы обучения выпускников высшего медицинского учебного заведения принципам неотложной медицинской помощи с использованием инновационных технологий в свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения

Ключевые слова: острые отравления, неотложная помощь, обучение

INNOVATIVE APPROACHES TO FORMATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF RENDERING THE URGENT HELP IN ACUTE POISONINGS

Y.V. Zobnin

(Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The problems in training of graduates of the higher medical educational institution in the field of urgent medical help with the use of innovative technologies taking into consideration the requirements of the Federal State Educational Standard of the third generation have been discussed.

Key words: acute poisonings, the urgent help, training.

В большинстве стран мира отмечается постоянное увеличение числа бытовых (случайных или суицидальных) отравлений, которые происходят во внепроизвод-ственных условиях и составляют 98% [2]. Известно, что к любому острому отравлению следует относиться как к жизнеопасной ситуации, а любого больного с подо-

зрением на острое отравление следует госпитализировать и наблюдать в стационаре. «.Незамедлительное и адекватное лечение острого отравления может свести к минимуму его вредные последствия и спасти жизнь человеку.» (ВОЗ, 1998) [1]. Результаты токсикологического мониторинга указывают на то, что более 70%

пострадавших от острых отравлений получают медицинскую помощь в неспециализированных лечебных учреждениях [3].

Проект Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования по медицинским специальностям третьего поколения предусматривает, что выпускник медицинского вуза должен обладать компетенцией, т.е. способностью и готовностью применять знания, умения, навыки для диагностики и оказания первой врачебной помощи пациентам в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний.

Поэтому, в условиях постоянной ограниченности учебного времени, и все возрастающей тенденции к уменьшению объема специализированной помощи на этапах оказания неотложной помощи, возникает насущная необходимость разработки инновационных подходов к процессу обучения общим принципам оказания помощи при острых отравлениях, с целью формирования сравнительно устойчивых знаний и умений в области первой врачебной помощи при данных, в большинстве случаев, угрожающих жизни состояниях.

В первую очередь, новый подход потребовал разработки своеобразной технологии процесса обучения, позволяющей обеспечивать определенный стандарт, стабильное доведение необходимого объема теоретических сведений и практических навыков, направленной, прежде всего, на выработку у студентов способности к осознанному восприятию основополагающих элементов изучаемой темы и, что наиболее важно, к самостоятельному углубленному освоению некоторых разделов и тем.

Применение на практических занятиях специально разработанных, в определенном порядке скомпонованных и охватывающих ключевые моменты изучаемой темы, вопросов (тестов), позволило осуществлять не только оценку исходного уровня знаний студентов, но и вести теоретический разбор темы, используя предложенные вопросы в качестве канвы обсуждения, и побуждая каждого из студентов участвовать в диалоге с преподавателем и группой, даже независимо от исходной подготовленности студентов по данной теме.

Основным и наиболее эффективным этапом практического занятия, несомненно, является осмотр и клинический разбор пациентов с той или иной формой острого отравления. Ежеминутно изменяющаяся обстановка в отделении острых отравлений — клинической базе цикла токсикологии — поступление новых больных, резкое изменение состояния пациента, проведение сложных диагностических (компьютерная томография) или лечебных процедур (гемодиализ и др.) позволяют студентам участвовать в лечебном процессе и заставляют преподавателя динамично корректировать план занятия.

Огромное значение в изучении и эффективном освоении изучаемого материала имеет использование ситуационных задач и дидактических материалов (выставки лекарственных средств, элементов оборудования для эфферентных методов, фотографий, видеоматериалов, копий историй болезни и др.). Компьютерная и множительная техника позволила создать и постоянно дополнять и изменять коллекцию иллюстративных материалов. Оптимальным можно считать создание комплектов заданий, выдаваемых на руки каждому студенту для индивидуальной работы, и включающих ситуационные задачи, отражающие различные стадии изучаемых нозологических форм, те или иные вопросы клинической и лабораторной диагностики, проведения дифференциальной диагностики, последовательности необходимых лечебных мероприятий на различных этапах оказания медицинской помощи.

На фоне всех инновационных тенденций, в медицинском вузе главной составной частью учебного и воспитательного процесса являются клинические практические занятия, на которых не только закрепляют-

ся теоретические знания, полученные студентами из учебников, монографической литературы, лекционного материала и других источников, но и вырабатываются и закрепляются навыки общения с больными, диагностического поиска, определения стратегии и тактики лечебных мероприятий. Современные тенденции развития стационарной помощи, появление страховых медицинских организаций, повышение внимания к вопросам соблюдения прав пациента, создают определенные трудности в организации клинических разборов, заметно акцентируя необходимость тщательного соблюдения деонтологических принципов преподавателями и студентами.

Постоянно меняющаяся ситуация на клинической базе цикла в связи с экстренным поступлением больных позволяет максимально разнообразить самостоятельную работу студентов активным участием в неотложных диагностических и лечебных мероприятиях, курацией больных в палате интенсивного наблюдения и в реабилитационных палатах, лаборатории экстракорпорального очищения организма.

Изучение наиболее распространенных нозологических форм острых отравлений непосредственно у постели больного, совершившего суицидальные действия, или попавшего на больничную койку в результате злоупотребления алкоголем или передозировки наркотических веществ, или вследствие преступной халатности и неосторожного обращения сильнодействующими веществами в быту, а может быть и криминальных действий, оказывает на будущих врачей огромное эмоциональное воздействие, оставляя неизгладимый след не только в профессиональной памяти, но и, хочется надеяться, создавая в душе стойкое отвращение к наркотикам и зеленому змию.

Пожалуй, что познание нелепости и абсолютной неоправданности большинства ситуаций, приводящих к острым отравлениям, особенно с фатальным исходом, может дать студенту или молодому врачу осознание предельной хрупкости и ранимости человеческой психики и самой жизни, понимание насущной необходимости максимально бережного отношения к собственному здоровью и жизни, а также к здоровью и жизни близких и окружающих людей.

Среди пациентов нередко встречаются лица с установленным или впервые выявленным диагнозом ВИЧ-инфицирования, а также имеющие какие-либо проявления СПИДа. Для преподавателя весьма сложным, с точки зрения соблюдения прав пациента, а также сохранения благоприятной психологической обстановки в студенческой группе, является разрешение дилеммы, связанной с необходимостью дать студенту более полную информацию о курируемом больном или определенного ограничения выдаваемой информации в зависимости от конкретной ситуации. Можно только предполагать каким психологическим потрясением для пациента может обернуться и неосторожно оброненное слово и разглашение врачебной тайны.

Все более широкое использование преподавателем и студентами сети Интернет, значительно расширило возможности получения современной информации по самым различным сферам изучаемой дисциплины. Чрезвычайно важно своевременное получение принимаемых нормативных актов и документов, издаваемых справочных материалов и алгоритмов, федеральных стандартов, сведений о научных и иных публикациях, иллюстративных материалов, возможность обращения к мировым базам данных и другой информации. Возможности сети Интернет не только облегчили, но и, в определенной степени, затруднили деятельность преподавателя, заставляя его не только, более или менее эффективно, ориентироваться в объеме информации, но и быть настороже в отношении появления ошибочной, малодостоверной или неправильно интерпретированной информации, особенно предоставляемой студентами в виде «нечитанных и неписанных рефера-

тов» или иных «скачанных» из мировой сети творений.

Использование современных технологий значительно расширило возможности подготовки и проведения лекций. Это касается и постоянного дополнения, уточнения и редактирования текстов лекций, а также и иллюстративного сопровождения лекционного материала. В зависимости от технической оснащенности аудиторий, в лекционном курсе используются традиционные средства и новейшее оборудование. Несомненно, оправдывает мультимедийное сопровождение лекций компьютерными презентациями. Наличие электронных версий лекций и размещение части из них на сайтах сети Интернет («Острые отравления. Принципы диагностики и лечения» // «Врач-аспирант» в рубрике «Библиотека сайта» по адресу: http://www.disser.ru/library/132.htm и др.), создает возможности предоставления студентам расширенных и дополненных вариантов. Правда, мы столкнулись и с тем, что распространение таких материалов ставится самими студентами на коммерческую основу со ссылкой на преподавателя. Вероятно, что последующая аналитическая оценка эффективности использования технических средств по сравнению с традиционным общением лектора с аудиторией слушателей, внесет свои коррективы для определения оптимального соотношения традиции и новизны.

Несовершенство некоторых учебных материалов, а то и грубые ошибки, по разным причинам вкравшиеся в справочные и иные издания, обязывает к подготовке и изданию собственных методических материалов, в том числе и в электронном виде.

Развивающееся сотрудничество Иркутского государственного медицинского университета с ГоспитальноУниверситетским центром Гренобля, в том числе в области клинической токсикологии, позволило получить для использования в учебном процессе образцы современных средств детоксикации и антидотной терапии (СагЬотгх, Fluimucil, Fomepizole АР-НР), а также базы данных ТОХ-Ш « PARACELSE », бюллетеня Ассоциации клинических токсикологов Франции «ЮТОТОХ» и другие материалы. Особое значение в этой деятельности имеет возможность участия в работе Ежегодных конгрессов Ассоциации, а французских коллег — в российских токсикологических форумах, а также подготовки совместных научных публикаций.

Интересным примером инновационной деятельности можно назвать разработанную нами совместно с программистом Н.А. Азьмуко компьютерную обучающую и контролирующую программу «Принципы

диагностики и лечения острых отравлений», предназначенную для самостоятельной работы студентов и работы под руководством преподавателя. Созданная на базе универсальной программной оболочки «Эрудит» данная программа содержит большой текстовый материал, значительное число наглядных иллюстраций (фотографий, таблиц, схем и др.), тесты рубежного и итогового контроля. Опыт применения программы позволяет считать ее использование достаточно эффективным, вследствие возможности дать обучаемым большой объем информации и проверить ее усвоение. Одним из положительных эффектов использования программы является нивелирование существующей у студентов традиции, приходить на первое занятие цикла в состоянии tabula rasa. Примененный в программе принцип формирования и подачи материала позволяет рекомендовать ее, как основу, для разработки электронных пособий, в том числе для самостоятельной работы обучающихся на додипломном и последипломном этапах, указанные пособия можно назвать одним из шагов создания инновационных технологий обучения

Многолетний опыт преподавания клинической токсикологии позволяет утверждать, что использование разнообразных инновационных технологий, базирующихся на современных технических средствах и, безусловно, на творческом отношении к делу, позволяет не только интенсифицировать изучение предмета, даже создавая риск некоторого отдаления личности преподавателя от личности студента, но при разумном сочетании старого и нового, оставляя место и для взаимного положительного влияния воспитателя и воспитанника, и для сохранения в памяти студентов нечто большего, чем обрывки сведений о пройденном предмете. Можно полагать, что разработка инновационных методов обучения и передачи знаний своим будущим коллегам, кроме прочего, может служить для преподавателя и средством предотвращения профессионального выгорания. Важное место в процессе обучения и, наверное, воспитания, принадлежит работе с монографической и учебной литературой, компьютерными обучающими и тестирующими программами, методическими и дидактическими материалами, учебно-исследовательской работе студентов, позволяющими не только оптимизировать усвоение изучаемого материала, но и оказать необходимое воспитательное воздействие на будущего врача и молодого специалиста, как путь формирования определенных компетенций — основу любой профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.В. Неотложная токсикология: Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 384 с.

2. Неотложная клиническая токсикология (руководство для врачей) /Под ред. Е.А. Лужникова. — М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2007. — 608 с.

3. Остапенко Ю.Н., Литвинов И.Н., Батурина И.В. и др. Основные причины смертности населения России от острых отравлений химической этиологии // 3-й съезд токсикологов России (Москва, 2-5 декабря 2008 г.): Тез. докл. — М., 2008. — С.22-24.

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, тел.: 8 (3952) 387147.

Зобнин Юрий Васильевич — доцент, к.м.н.

© КАРАБИНСКАЯ О.А., ИЗАТУЛИН В.Г., КОЛЕСНИКОВА О.В., КАЛЯГИН А.Н., АТАМАНЮК А.Б. — 2010

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

О.А. Карабинская, В.Г.Изатулин, О.В.Колесникова, А.Н. Калягин, А.Б.Атаманюк (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Вопросы адаптации студентов к обучению в Вузах была, и остаются актуальной и её роль возрастает, в условиях социально-экономического кризиса. Задача исследования изучить влияние личностных качеств студентов на процесс адаптации в медицинском вузе. Объектом исследования были студенты 1-2 курсов Иркутского государственного медицинского университета. При выполнении работы были использованы современные мето-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.