ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-РУСИСТОВ
А.А. Аббасова, Т.М. Балыхина
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Преподавание РКИ в современных условиях — условиях полиэтничной среды — требует от педагога-русиста новых, инновационных подходов как к содержательной части обучения, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, установлению диагностики уровня владения русским языком как иностранным.
Ключевые слова: инновации, инновационные подходы, программы повышения квалификации, оценка эффективности, эффективность программы, критерии оценивания.
Повышение квалификации российских и зарубежных русистов должно быть ориентировано на усвоение ими инновационных методов и форм преподавания русского языка, основанных на осознании важности проблемы социальной и психологической адаптации ученика к учебной, академической культуре, к новым традициям, ценностям, ориентирам; овладении принципами личностно-деятель-ностного подхода к преподаванию РКИ; понимании специфических трудностей освоения обучающимися и связанных с интерференцией ошибками.
Разработка новых программ повышения квалификации преподавателей с учетом образовательной и языковой среды Российской Федерации и стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, обеспечивающих инновационные подходы к преподаванию РКИ, должна быть увязана с организацией соответствующей системы повышения квалификации педагогов-русистов, занимающихся в разных типах и видах российских и зарубежных организаций; разработкой универсальных модулей программ повышения квалификации ряда возможных категорий педагогических работников.
Прежде чем концептуально подходить к конструированию программ повышения квалификации преподавателей с учетом образовательной и языковой среды Российской Федерации и стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, сформулируем задачи проекта:
— анализ существующих условий в области преподавания русского языка как иностранного в системе образования Российской Федерации и стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, текущего мониторинга реализации программ повышения квалификации и переподготовки;
— обоснование инновационных подходов к преподаванию РКИ, в том числе возможности интегрирования методики РКИ;
— разработка концепции формирования многоуровневого, вариативного, предметно-ориентированного и практико-ориентированного повышения квалификации педагогов-русистов с родным и иностранным языками обучения;
— разработка программ и модулей программ повышения квалификации российских и зарубежных русистов по вопросам инновационных подходов к преподаванию РКИ в условиях языковой и образовательной среды Российской Федерации и стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья;
— создание сети системы повышения квалификации российских и зарубежных педагогов-русистов;
— апробация разработанных программ повышения квалификации русистов в условиях языковой и образовательной среды;
— организация и проведение повышения квалификации (включая переподготовку преподавателей) по направлению преподавания РКИ в Российской Федерации и в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья;
— формирование устойчивых коммуникационных и методических связей преподавателей на основе современных информационных технологий;
— внедрение инновационных подходов в систему повышения квалификации и его научно-методическое обеспечение.
Оценка эффективности практической реализации программ по результатам апробации на основании разработанных критериев оценивания проводится в рамках проработанной системы экспертного оценивания.
Система экспертного оценивания программ должна включать проработку и описание: цели экспертного оценивания; характеристик программ, подвергнутых экспертной оценке; критериев оценивания программ; технологии оценки программ; критериальной таблицы оценивания программ /матрицы оценки программ.
Цель экспертного оценивания программ — разработка критериев оценивания программ: актуальность программ ПК; инновационность; использования информационных технологий; структура и содержание программ ПК; методическое прогнозирование трудностей; практико-ориентированность программ; практическая ориентированность программ; системность учебного материала; прогностичность содержания программ; логичность и обоснованность программы ПК; технология реализации программ; гибкость, адаптивность, модульность структуры программ; разнообразие типов и форм обратной связи на каждом этапе реализации программ.
Ниже представлена критериальная таблица оценивания программ ПК для российских и зарубежных педагогов-русистов (табл.).
Таблица
Матрица оценки программ
№ Критерий оценивания Баллы Примечания/ выводы/ рекомендации
1. Актуальность программы
1.1. Актуальность образовательных проблем, на решение которых направлена программа
1.2. Соответствие целям и задачам современной системы повышения квалификации педагогов
1.3. Отсутствие аналогичных программ в системе повышения квалификации работников
2. Инновационность программы
2.1. Использование инновационных педагогических технологий при определении содержания обучения и разработке образовательной стратегии
Аббасова А.А., Балыхина Т.М. Инновационные подходы и критерии оценивания программ...
Окончание
№ Критерий оценивания Баллы Примечания/ выводы/ рекомендации
2.2. Использование инновационных технологий при определении форм повышения квалификации
2.3. Использование инновационных технологий при выборе форм проведения учебных занятий
2.4. Использование мультимедийных средств обучения при подготовке пакета учебных материалов для слушателей курса повышения квалификации
3. Структура и содержание программы
3.1. Научная обоснованность содержания
3.2. Психолого-педагогическая обоснованность содержания и форм подачи учебного материала, опора на принципы андрагогики
3.3. Полнота и глубина теоретической подготовки по программе
4. Практико-ориентированность программ
5. Системность учебного материала
9. Прогностичность содержания
9.1. Развивающий потенциал программ
10. Логичность образовательной стратегии
10.1. Структурированность программ
11. Технология реализации программ
11.1. Доступность содержания профессионального обучения, реализуемого программой
11.2. Наглядность изложения учебного материала
12. Гибкость, адаптивность, модульность структуры программы
13. Типы и формы обратной связи на этапах реализации программы и в процессе проведения образовательных мероприятий
При отборе критериев экспертного оценивания эффективности программ руководствовались принципами: методики обучения русскому языку как русскому, как иностранному, новому; теории и практики межлингвокультурного образования; методики обучения взрослых учащихся; основы теории и практики тестирования в аспекте РКИ.
Для формирования выводов о практической применимости программы повышения квалификации должны быть проведены промежуточный и итоговый контроль в форме тестов, проверяющих степень усвоения материала программ.
При проведении апробации программ повышения квалификации в центре внимании должны быть следующие положения современного обучения:
— профессионально-коммуникативная, практическая направленность ПК;
— функциональный подход, т.е. приближение деятельности программ ПК к естественным условиям общения;
— поуровневое и поэтапное обучения ПК и цикличность.
Экспертная оценка программ осуществляется по каждому из предложенных критериев по трехбалльной шкале:
0 баллов — критерий не реализован;
1 балл — критерий реализован на 50%;
2 балла — критерий реализован на 75%;
3 балла — критерий полностью реализован.
Значимость получения указанного результата для российских и зарубежных педагогов-русистов заключается в возможности: применить полученные дополнительные профессиональные компетенции в организационной, педагогической, повседневной деятельности; получить навыки решения педагогических проблем, связанных с русским языком, литературой, культурой; приобрести базовые знания и навыки профессиональной самоподготовки, необходимые для самостоятельного профессионального роста; ознакомиться с состоянием современной методической науки и возможностями использования ее достижений в работе общеобразовательного учреждения; ознакомиться с научно-методической литературой, адресованной педагогам, и развивающими дидактическими материалами; используя полученные компетенции добиться в работе больших результатов при меньших усилиях, т.е. повысить эффективность педагогической работы в российских и зарубежных образовательных организациях.
Эффективность программы заключается также в установлении оптимального соотношения значимости получаемых результатов к количеству усилий, потраченных на его достижение.
Эффективной формой практического использования программы ПК может стать: представление опыта работы педагогическому сообществу; публикация материалов педагогической деятельности в СМИ; выступление слушателей на методических мероприятиях; проведение дней открытых дверей для педагогов-русистов в рамках повышения квалификации; участие педагогов в различных профессиональных конкурсах.
Эффективность программы ПК отражается в следующих характеристиках:
— целесообразность и целенаправленность программы ПК в целом и ее отдельных модулей, направленность программы на решение актуальных проблем педагогической практики;
— обоснованные нормативы затрат времени на освоение программы;
— интерактивный формат проведения занятий со слушателями;
— опора на нормативные документы, педагогические технологии и требования, которым обязан следовать каждый педагог-русист.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. — М.: РУДН, 2010.
[2] Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. — М.: Экономика, 2009.
[3] Наука — образование — инновации: Словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям / Под ред. Г.А. Балыхина, М.Г. Балыхина. — М.: РУДН, 2014. — Вып. 1.
[4] Методические рекомендации по разработке программ повышения квалификации с учетом образовательной и языковой среды Российской Федерации и стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья / Под ред. Т.М. Балыхиной. — М.: РУДН, 2013.
Аббасова А.А., Балыхина Т.М. Инновационные подходы! и критерии оценивания программ...
LITERATURA
[1] Balykhina T.M. Struktura i soderzhanie rossijskogo filologicheskogo obrazovanija / Serija: Biblioteka klassicheskogo universiteta. — M.: RUDN, 2010.
[2] Balykhin G.A. Upravlenie razvitiem obrazovanija: organizacionno-jekonomicheskij aspekt. — M.: Jekonomika, 2009.
[3] Nauka-obrazovanie — innovacii: slovar'-spravochnik po innovacionnomu obrazovaniju. V po-moshh' pedagogam, uchashhimsja, roditeljam / Pod red. G.A. Balykhina, M.G. Balykhina. — M.: RUDN, 2014. — Vyp. 1.
[4] Metodicheskie rekomendacii po razrabotke programm povyshenija kvalifikacii s uchetom obrazovatel'noj i jazykovoj sredy Rossijskoj Federacii i stran SNG, Baltii i dal'nego zaru-bezh'ja / Pod red. T.M. Balykhinoj. — M.: RUDN, 2013.
INNOVATIVE APPROACHES AND CRITERIA OF ESTIMATION OF PROGRAMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS SPECIALISTS IN RUSSIAN PHILOLOGY
A.A. Abbasova, T.M. Balykhina
Faculty of re-training of Russian as a foreign language Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Teaching Russian as a foreign language in modern terms — conditions of the multiethnic environment — demands from the teacher specialist in Russian philology of new, innovative approaches both to substantial part of training, and to a choice of educational technologies, effective methods of teaching, establishment of diagnostics of level of proficiency in Russian as foreign.
Key words: innovations, innovative approaches, programs of professional development, efficiency assessment, efficiency of the program, criteria of estimation.