Научная статья на тему 'Инновационные подходы, формы и составляющие современных сервисных услуг: их характеристика и особенности влияния на экономическую деятельность предприятий-участников'

Инновационные подходы, формы и составляющие современных сервисных услуг: их характеристика и особенности влияния на экономическую деятельность предприятий-участников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ / АУТСОРСИНГ / РЕМОНТ / OATSOURCING / EQUIPMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Е. В.

Рассматриваются подходы к развитию инновационной формы ремонта аутсорсинга, раскрываются его организационно-экономические характеристики и возможности участия в формировании качества продукции обеих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES, FORMS AND COMPONENTS OF SERVICES: THEIR CHARACYERISTICS AND INFLUENCE ON THE ECONOMIC ACTIVITY OF PARCICIPATING ENTERPRISES

The article studies the approaches for the creation and development of an innovative sphere of equipment servicing at industrial enterprises using state-of-the-art forms, such as outsourcing, and its influents on economics firms.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы, формы и составляющие современных сервисных услуг: их характеристика и особенности влияния на экономическую деятельность предприятий-участников»

УДК 658. 27

Е.В. Олейникова

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ, ФОРМЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ: ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ-УЧАСТНИКОВ

Рассматриваются подходы к развитию инновационной формы ремонта -аутсорсинга, раскрываются его организационно-экономические характеристики и возможности участия в формировании качества продукции обеих предприятий.

Сервисные услуги, аутсорсинг, ремонт

E.V. Oleynikova

INNOVATIVE APPROACHES, FORMS AND COMPONENTS OF SERVICES:

THEIR CHARACYERISTICS AND INFLUENCE ON THE ECONOMIC ACTIVITY

OF PARCICIPATING ENTERPRISES

The article studies the approaches for the creation and development of an innovative sphere of equipment servicing at industrial enterprises using state-of-the-art forms, such as outsourcing, and its influents on economics firms.

Oatsourcing, equipment service

Потеря оборудованием заданного уровня работоспособности - неотвратимый процесс, зависящий от многочисленных факторов, в основе которых лежит физический и моральный износ оборудования. По своему содержанию и масштабу нарушений любой износ может привести к возникновению потерь, неблагоприятным событиям или препятствовать достижению целей производства. Это позволяет рассматривать каждый вид износа оборудования в техническом и экономическом аспектах.

В техническом аспекте устранению подлежат различные виды физического износа: механический, тепловой, коррозионный, усталостный и другие. Они всегда рассматриваются с производственнотехнической стороны, т.к. вызываются активной работой оборудования и физико-химическими процессами в период протекания основной стадии жизненного цикла станка - эксплуатации. Последствия физического износа как с технической, так и с экономической точек зрения, отражаются на эксплуатационных показателях работы оборудования: уменьшаются мощность, производительность, точность, надежность; увеличиваются эксплуатационные расходы и т.д. В экономическом аспекте физический износ приводит к возрастанию затрат, связанных с ненадежностью, выше допустимых их значений, потере потребительной стоимости и стоимости, в результате чего возникает чистый износ. Все подходы к износу техники в экономической литературе исследуются с точки зрения изменения стоимостных характеристик, без учета организационноследственных причин появления износа, в основе которых лежат функциональные составляющие ремонтного процесса, требования и возможности ремонтного обслуживания, которые со временем имеют тенденцию существенно изменяться и непосредственно влияют на уровень надежности работы техники.

Необходимость и периодичность проведения ремонта и контроля уровня надежности эксплуатационных показателей работы оборудования, вследствие наступления износа позволяют рассмотреть ремонт с технической и организационно-экономической точек зрения. Техническая целесообразность проведения ремонтов продиктована тем, что создание деталей оборудования из равнопрочных деталей пока технически невозможно. Заменить в короткие сроки всё физически изношенное и морально устаревшее оборудование также проблематично, и поэтому ещё длительное время сохранится необходимость проведения ремонтов. В связи с этим техническое содержание ремонта следует рассматривать как общепринятую систему восстановления утраченных свойств деталей и узлов оборудования, что позволяет снизить или ослабить отрицательные последствия износа, устранить или восстановить утраченную работоспособность оборудования.

Ремонт и техническое обслуживание продлевают сроки службы оборудования и наряду с выпуском нового оборудования поддерживают производственную мощность на необходимом уровне. Периодичность и качество проведения ремонтных работ не только влияют на их стоимость, но могут нанести существенный экономический ущерб. Несвоевременный ремонт может привести к прогрессирующему износу оборудования и преждевременному выходу его из строя или значительному сокращению срока его службы, что влечет за собой на производстве перераспределение ресурсов, снижение уровня производительности, рост себестоимости продукции, неполное возмещение амортизационных отчислений и увеличение потребностей в соответствующих видах оборудования. Любой вид ремонта осуществляется значительно быстрее, чем изготовление нового оборудования, благодаря чему обеспечиваются более быстрый рост производственных мощностей, экономия различных видов сырья и материалов, т.к. замене в этом случае подлежат отдельные части оборудования. Благодаря ремонту возможно сохранение до 90% и более материалов, из которых изготовлено оборудование, что составляет до 70% его себестоимости, при этом восстановлению, замене и обработке подвергаются не более третьей части всех деталей, установленных первоначально. Если учесть, что замена отдельных износившихся деталей обычно не требует больших затрат и никаких проблем их совместимости с техникой не возникает, то неравная прочность эконо-ми-чески вполне допустима при условии, что изготовление и получение запасных частей к оборудованию не вызывают затруднений. Это является дополнительным преимуществом ремонта по сравнению с новыми капитальными вложениями, в результате чего ремонт всегда значительно дешевле изготовления новых единиц оборудования, и это означает, что существует и будет существовать какое-то время необходимость в проведении ремонта и технического обслуживания для поддержания оборудования в работоспособном состоянии.

Значимость и важность проведения ремонтов отражают показатели технического состояния отечественного парка производственного оборудования за последние 10 лет (по данным официальной статистики (см. таблицу). Средний возраст производственного оборудования продолжает увеличиваться, более половины производственного оборудования имеет срок эксплуатации свыше 20 лет, при этом только 7,3% всего станочного парка производственного оборудования имело в 2008 г. возраст не более 5 лет), проявляется через его функции, отражающие техническое и экономическое содержание ремонта и организационно-экономические результаты деятельности предприятия (рис. 1).

Необходимость изменения подходов к содержанию, виду и организации проведения ремонтных операций в современном экономической среде обусловлена тем, что в плановой экономике отсутствие учета требований и возможности процедуры гарантийного ремонтного обслуживания оборудования не влияли на цену изделия и покупательский спрос на него. В условиях конкурентной среды производства их учет со стороны производителей оборудования правомерен и необходим, т.к. все эти показатели отражают тенденции требований потребителей, формируют покупательский спрос и обеспечивают необходимый уровень надежности работы станочного парка в период эксплуатации. Это говорит о том, что в условиях производства, где широко развиты предпринимательство и формы собственности, система ремонтов не должна быть раз и навсегда заданной, она должна корректироваться с учетом объема ремонтных работ, требуемых показателей надежности применительно к моделям оборудования, тенденциям развития сферы обслуживания и желаний потребителей.

Показатели Годы

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1. Доля машин и оборудования в видовой структуре основных фондов, %:

вся промышленность 32,6 36,0 37,7 37,0 36,8 37,1 37,9 36,9 36,7 38,1

- машиностроение и металлообработка 39,5 43,3 46,2 47,9 46,0 46,7 47,6 46,9 46,8 49,1

2. Возрастная структура производственного оборудования

(на конец года), из них в возрасте (лет): 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

до 5 4,1 4,7 5,7 6,7 7,8 8,6 8,8 6,9 8,1 7,3

6-10 15,2 10,6 7,6 5,8 4,9 5,1 5,4 7,3 5,5 6,3

11-15 25,8 25,5 23,2 20,0 16,4 12,3 11,9 18,0 14,6 16,6

16-20 20,1 21,0 21,9 22,6 22,7 22,5 23,5 23,1 18,9 22,2

более 20 34,8 38,2 41,6 44,9 48,2 51,5 50,4 44,7 52,9 47,6

3. Средний возраст оборудования, лет 17,9 18,7 19,4 20,1 20,7 21,2 20,8 19,7 21,8 20,3

4. Степень износа основных фондов:

- вся промышленность 50,4 49,9 51,8 52,0 51,4 47,9 47,7 47,4 46,7 41,8

- машиностроение и металлообработка 53,3 52,6 53,2 53,1 53,3 52,5 51,2 51,8 52,3 51,9

5. Удельный вес полностью изношенных основных фондов промышленности

в общем объеме основных фондов (на конец года в %), всего 19,2 18,4 21,5 20,9 20,2 19,8 17,0 15,3 13,7 13,4

- в т.ч. машины и оборудование 32,9 29,1 30,4 28,8 27,1 21,2 19,3 17,8 15,2 14,7

6. Коэффициент обновления основных фондов:

- вся промышленность 1,7 1,5 1,6 1,8 1,8 1,9 1,8 1,9 1,9 1,9

- машиностроение и металлообработка 0,7 0,7 0,9 0,8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0 0,8

7. Коэффициент выбытия основных фондов:

- вся промышленность 1,7 1,5 1,1 1,2 1,2 1,5 1,8 1,9 1,9 1,8

- машиностроение и металлообработка 0,9 0,7 0,9 0,8 0,9 1,0 0,8 0,9 0,9 1,0

8. Движение работников по машиностроению и металлообработке:

- принято (уволено) в течение года 25,5 23,8 26,8 24,8 26,7 26,7 28,5 30,0 32,1 33,2

(в % к среднесписочной численности) (24,7) (27,4) (29,3) (29,4) (31,6) (31,8) (32,2) (32,5) (33,6) (36,4)

9. Производство основных видов машин и оборудования, тыс. шт./ год 36,3 22,7 49,0 26,1 28,3 21,5 32,6 16,1 9,5 8,4

- в том числе металлорежущих станков, тыс. шт./ год 12,7 8,9 8,3 6,5 5,7 5,4 4,9 5,1 5,0 3,2

10. Производство станков с ЧПУ, шт./ год 194 176 254 218 136 242 279 284 312 297

- произ-во обрабатывающих центров, шт./ год 40 34 32 50 56 91 115 132 163 94

- произ-во оборудования высокой и особо высокой точности, шт./ год 456 223 347 33 25 25 76 92 101 87

1 Промышленность России 2005г.: стат. сб. / Росстат. М., 2006 г.; Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2007. Промышленность России 2008 г. http: // www. gks. ru

В то же время в организации ремонтного обслуживания нет единого подхода к использованию и развитию ремонтного производства. Среди специалистов, представляющих производителей и потребителей производственного оборудования, в настоящее время существуют разные подходы к организации и содержанию ремонтных процессов, особенно в сравнении с зарубежным опытом их проведения. Точка зрения многих из них имеет полярную направленность, что подтверждает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы. Одни авторы основное внимание предлагают уделять техническому обслуживанию, другие качество работы связывают с системой планово-предупредительных ремонтов, третьи предлагают больше внимания уделить фирменному ремонту и послепродажному обслуживанию [1]. Кроме того, по мере развития технического прогресса усложняется техника, все чаще используется блочность оборудования, а капитальный ремонт сопровождается модернизацией оборудования. Появление блочного принципа создания техники, естественно, видоизменяет содержание ремонтов и требует изменения подходов к содержанию ремонтных процессов, прежде всего, за счет большего внимания к процедурам технического обслуживания оборудования. Оптимизация ремонтных процессов должна строиться на основе наблюдаемых при эксплуатации процессов и состояний, учитывать возможности новых устройств и методов контроля. Учет и обоснование роли и содержания технического обслуживания в ремонтном процессе должны являться обязательными составными элементами при построении рациональной системы организации ремонта, формирующей межремонтный период и ремонтный цикл. Основой такой системы должен стать такой комплекс ремонтных мероприятий, который позволит поддерживать и восстанавливать работоспособность оборудования таким образом, чтобы обеспечить требования надежности с минимальными затратами времени и средств на ремонт. Особенно это касается уникального оборудования. Одновременно увеличение сложности оборудования приводит к резкому повышению числа единиц ремонтной сложности изделий, изменению сроков проведения, ремонтов, поэтому резко возрастает роль технического обслуживания. Одновременно периодичность и объемы ремонтных работ в существенной степени влияют на надежность работы оборудования, поэтому процедуры технического обслуживания через возможности современных средств диагностирования и применение агрегатно-узлового метода ремонта должны помогать создавать условия для эффективного использования оборудования, обеспечивать поддержание характеристик работы оборудования в требуемом режиме, предупреждать отказы и предотвращать поломки, ликвидировать причины их возникновения, отодвигать момент начала ремонта (рис. 2). Эти процедуры должны быть направлены на снижение накопленного износа деталей, выявление отрицательных последствий нарастания износа, связанных с недоработкой конструкции или некачественной технологией изготовления станков, обеспечивать сохранение производственных мощностей.

Для автоматизированного оборудования технологии ремонта должны ориентироваться на использование информационных технологий (рис. 3), позволяющих оперативно обрабатывать и анализировать текущую информацию о состоянии оборудования и принимать обоснованные решения о его дальнейшем использовании или целесообразности проведения соответствующих видов ремонта. Отсутствие достаточной проработанности этих вопросов требует привлечения специалистов разных профессий для решения целого комплекса вопросов организационно-технического и методического характера, позволяющих взаимосвязаны решать проблемы управления надежностью производственного оборудования в период его эксплуатации.

Стремление к быстрой и качественной модернизации производства невозможно без современных подходов к совершенствованию ремонтной деятельности. Это связано еще и с тем, что материальнотехническое отставание ремонтной базы предприятий еще плачевнее, чем технического состояние самого производства. Об этом говорит показатель «движение кадров в машиностроении» (см. таблицу). Выходом из ситуации может служить обращение к аутсорсингу в сфере ремонтных услуг. Аутсорсинг - это передача на длительный срок определенных функций и при необходимости соответствующих ресурсов внешним исполнителям, которые могут выполнять эти функции эффективнее. Практическое применение аутсорсинга в ремонтной сфере предполагает наличие организации (предприятия, компании, учреждения, сервисного центра), которая берет на себя выполнение бизнес-процессов ремонтного производства.

На современном этапе развития производительных сил, когда происходит, с одной стороны, дифференциация производства, т.е. дробление производственных процессов и разделение труда на отдельные, все более специализированные производства, а с другой - их объединение в единый процесс, аутсорсинг можно рассматривать как способ межфирменного кооперирования. Методы организации производства с учетом возможностей аутсорсинга, позволяют выделить два его направления:

- аутсорсинг функций, т.е. передачу специализированной организации конкретной функции управленческой деятельности, результат труда которой не формирует прирост прибыли (например, выдача заработной платы работникам через банкомат);

- аутсорсинг бизнес-процессов или производственный аутсорсинг, означающий передачу отдельных видов работ производственной цепочки сторонней фирме, специализирующейся на их выполнении. Выполнение функций инфраструктуры предприятия (например, ремонтные работы) можно отнести к сфере производственного аутсорсинга.

382

Источники нарушений работы оборудования

■ в процессе проектирования в процессе изготовления в процессе эксплуатации

позволяет выявить:

Причины нарушений работы оборудования

- конструктивные

- организационно-технологические

- кадровые

- материально-технического обеспечения ремонтного процесса

2^

Содержание ремонтного_процесса

техническое

• предупреждение и устранение отказов

• контроль и снижение физического износа оборудования

• восстановление утраченных свойств деталей и узлов

• замена узлов и деталей оборудования

• ликвидация аварийных ситуаций

• регулирование и поддержание требуемых характеристик работы оборудования

экономическое

обеспечение воспроизводства оборудования поддержание производственной мощности экономия материальных ресурсов сокращение сроков воспроизводства оборудования обеспечение качества выпуска продукции сокращение убытков и производственных потерь учет физического и морального старения оборудования

влияет на:

поддерживает

заданную

эксплуатационную

надежность

оборудования

<с=

- организацию производственных процессов

- обеспечение качества выпуска продукции

- себестоимость выпускаемой продукции

- ценообразование оборудования

о

способствует

повышению

эффективности

использования

оборудования

Рис. 1. Место ремонтов в обеспечении качества работы оборудования и повышении эффективности производства

Предпосылкой для вступления в аутсорсинговые отношения должна быть взаимная выгода сторон. Заказчик должен получить значительный эффект как по прямым, так и по косвенным затратам на ремонт. Исполнитель расширяет бизнес в сфере своих ключевых компетенций, а заказчик может концентрировать усилия на главных направлениях, приоритетных для своего бизнеса. Поэтому определение видов деятельности, передаваемых в аутсорсинг, относится к компетенции высшего руководства компании. Аутсорсинг предполагает передачу исполнителю не только полномочий, но и ответственности за производство запасных частей и качество предоставляемых услуг. В отдельных случаях предприятие-заказчик передает собственные материальные и людские ресурсы исключительно на срок действия договора. Аутсорсер, т.е. исполнитель заказа отвечает за контроль качества, сроки и содержание предоставления услуг ремонта оборудования.

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка и дословно переводится как использование чужих ресурсов1 Этот термин используется для обозначения различных направ-лений деловой активности фирм. На современном этапе развития производительных сил, когда происходит, с одной стороны, дифференциация производства, т.е. дробление производственных процессов и разделение труда на отдельные, все более специализированные производства, а с другой - их объединение в единый процесс, аутсорсинг можно рассматривать как способ межфирменного кооперирования.

Важной причиной, заставляющей предприятие расширять научно-техническую кооперацию, используя выделенные или сторонние фирмы, состоит в высокой степени риска крупных вложений в НИОКР. Разработка нового оборудования длится более 5 лет. На первой стадии, когда новый технический замысел существует еще только как идея, неясно, будет ли его реализация рентабельной. На второй стадии, когда создаются образцы продукции нового поколения техники или используется новая технология при его производстве, они иногда по своим экономическим характеристикам уступают существующим изделиям. На третьей стадии предпринимается попытка достичь уровня экономической эффективности традиционной техники, лишь после того, как попытка увенчается успехом, создатель нового станка получает гарантию рентабельности нового изделия. Но такой результат достигается не всегда. За это время может произойти модернизация традиционных моделей либо появиться эффективный его заменитель.

Через выделение и создание самостоятельных компаний решаются две задачи: развивается основной бизнес компании и создаются новые возможности по его расширению за счет участия на внешних рынках. Возможно «отпочкование» своих подразделений на принципах и условиях работы аутсорсинговых фирм. Соответственно каждое предприятие может участвовать в различных аутсорсенговых альянсах. Идея

о том, что новые виды бизнеса развиваются быстрее, если они выделены в самостоятельные предприятия, находит все больше приверженцев на Западе. При этом степень контроля внешних бизнесов может варьировать от 100 до 0%.

В применении аутсорсинга существуют следующие формы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полный аутсорсинг - когда предприятие передает своим подрядчикам выполнение сбытовых операций. Эта форма есть совершенствование бизнеса, что привело к появлению в середине 90-х годов понятия «business processes outsourcing» (BPO), которое трактуется как передача не отдельных функций, а определенного производственного или сервисного процесса в целом. Усилия при этом направляются на решение следующих важнейших для управления бизнесом проблем - внедрение нововведений, ускорение выхода предприятия на рынок, с определенным товаром, повышение рыночной стоимости предприятия с помощью новых методов организации делового процесса.

Частичный аутсорсинг означает передачу части своих специфических задач, а выработка всей стратегии, ее внедрение их в практику остается внутренним делом предприятия. Эта форма предполагает передачу самостоятельной фирме определенного набора функций или создание для этой цели дочерней фирмы. Современная тенденция к широкому развитию таких производственных связей уменьшает долю собственного риска в случае неуспеха на рынке, перераспределяет затраты между несколькими партнерами.

Усовершенствованный аут предполагает, что фирма, известная на рынке, передает сторонним организациям ряд функций, оставляя себе роль диспетчера. Возможны новые ее формы: совместное предпринимательство и доля активного капитала. В этом случае сервисный центр на регулярной основе становится поставщиком оборудования, исполнителем услуг по его обслуживанию, передавая и часть своих сотрудников совместному предприятию, чтобы они могли при участии специалистов аутсорсера справиться с поставленными задачами.

Главная проблема для отечественного бизнеса - отсутствие традиций применения таких форм и методов работы в системе инфраструктуры предприятий, непонимание и незнание организации управления в такой ситуации. Изменение менеджмента в инфраструктуре предприятий - это объективная необходимость, вытекающая из логики развития производства и условий внешней среды. При правильно выбранной страте -

1 Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг: пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 288 с. 384

гии развития предприятия при обращении к аутсорсингу параллельно происходят изменения во взаимоотношениях специалистов сервисных центров и работников предприятия. В деятельности предприятия и в его менеджменте намечаются следующие тенденции:

- большая автономия в сервисной деятельности;

- административная, управленческая и техническая самостоятельность менеджеров и специалистов;

- передача полномочий принятия решений на более низкие ступени иерархии.

Применительно к аутсорсингу в сфере ремонта производственного оборудования базовая концепция исходит из мотивации и взаимообусловленности внутренних и внешних интересов всех участников хозяйственной деятельности предприятий, как эксплуатирующих оборудование и пользующихся услугами аутсорсера, так и оказывающих такие услуги. Для производителей оборудования развитие сети ремонтных услуг на основе аутсорсинга будет являться источником коммерциализации таких услуг для расширения рыночного присутствия и усиления собственных конкурентных преимуществ.

Использование аутсорсинга в ремонтной сфере для предприятия-заказчика основывается на ряде специфичных черт ремонтной деятельности, вытекающих из особенностей производственного оборудования, к которым можно отнести техническую и организационную сложность ремонтных работ, существенную неоднородность проводимых работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Сюда следует отнести различие конструктивно-технологических параметров ремонтируемого оборудования, наличие случайных вариаций объемов ремонтных работ и вероятностный характер планирования, связанный с большим количеством неожиданных (неплановых) работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, ведут к комбинаторному характеру процесса ремонта и технического обслуживания при определенных ресурсах. Это в определенной степени характеризует условность объединения различных самостоятельных подразделений, выполняющих ремонт, в службу технического обслуживания и ремонта оборудования, как объекта управления. Одновременно отсутствие стабильности потребляемых материалов и запасных частей, повышение требований к качеству технического обслуживания оборудования, возможность организации и планирования различных систем ремонтов по видам ремонта и рост масштабов ремонтных работ, обусловленных ускорением темпов научно-технического прогресса, способствуют тому, что ремонтная деятельность имеет свою организацию и методы работы, соответственно её можно рассматривать как систему, способную к самостоятельному развитию.

Методологические подходы к совершенствованию организации ремонтного обслуживания должны строиться на основе технологического реинжиниринга, представляющего собой разработку или куплю-продажу технологий, патентов, производственного опыта, знаний персонала, ноу-хау с целью дальнейшего внедрения новых технологий обслуживания и их диффузии в производство для повышения надежности и других эксплуатационных характеристик работы производственного оборудования на промышленных предприятиях. Исходя из того, что поддержание эксплуатационной надежности является обязательной функцией ремонтных операций, а сама характеристика надежности является величиной сложной, а также стохастической, т.е. случайной, зависящей от множества внешних и внутренних факторов, обращение к аутсорсингу для обеспечения надежности работы станков с ЧПУ вполне обоснованно. На производстве на станках с ЧПУ выполняются, как правило, самые ответственные операции, требующие высокой степени точности обработки, что предполагает наличие высокой параметрической надежности этого оборудования. Вместе с тем такое оборудование всегда находится под воздействием большого числа случайных факторов. В сложных системах станков с ЧПУ имеют место отклонения конкретных значений параметров от средних величин, а также ошибки, на величину которых влияет сложность структуры и состава элементов. В силу этих причин и причин общего характера в виде отсутствия кадрового и технического обеспечения ремонтных служб управление надежностью станков с ЧПУ в рамках традиционных функций ремонтного персонала предприятия - практически невыполнимая задача. Как специфическая характеристика оборудования надежность требует пристального контроля и исследования в реальных условиях производства, т.к. основные проблемы надежности отечественного оборудования - программное обеспечение и точность функционирования - могут быть разрешены только специалистами, хорошо знающими конструкционнотехнологические характеристики моделей станков.

Если учесть, что содержание собственных подразделений, специализирующихся на системной интеграции информации о техническом состоянии оборудования, является емкой функцией, можно рассматривать аутсорсинг как форму передоверения части функций персонала предприятия специалистам в этой сфере деятельности. В связи с этим отказ от действующей модели организации ремонтной деятельности на предприятии основан на представлении о том, что обеспечение надежности работы станков с ЧПУ в действующих условиях производства с учетом их физического и морального износа не всегда может быть достигнуто только силами специалистов ремонтной службы предприятия.

Рис. 2. Взаимосвязь элементов и составляющих обеспечения качества и надежности работы оборудования

А

капитальным ремонт модернизация оборудования обеспечение запасными частями гарантийный ремонт и обслуживание

■V

Формы организации ремонтных и обслуживающих процессов

V

ре монтные специализированные фирмы, фирмы-

базы технические центры, изготовители

предприятий фирмы-агенты оборудования

Обеспечение надежности работы оборудования

в период вывода оборудования из производственного процесса

А

д

А

Системы ремонтов и обслуживания оборудования

й

V

планово- разработка и использование стандартные

предупредительное собственных моделей обслуживания ремонты

обслуживание (ППО) оборудования

Метод анализа видов и по следствий отказов (метод FMEA)

її

статистические методы контроля

Концепция эффективного использования промышленного оборудования ( ТРМ )

V

ЭВМ и программны е средства

средства технического диагностирования

математические модели и методы

Статистическая информация о текущем состоянии каждой единицы оборудования

сетевые модели и графики

Концепция всеобщего управления качеством (ТQM)

Базовые инструменты организации ремонтов

Рис. 3. Основные подходы к организации системы ремонтных и обслуживающих процессов автоматизированного оборудования

Эффективное использование имеющихся и разработка средств диагностирования, встраиваемых в станочные модули, требуют специальных программных продуктов и методов, позволяющих контролировать выходные эксплуатационные характеристики, своевременно вносить поправки в режимы работы станков. Их разработка требует специальных знаний, а установка под конкретные технологии производства очень сложна и часто не соответствует квалификации работников ремонтной службы и требует привлечения специалистов со стороны. В этом случае важной составляющей аутсорсинга будет являться предоставление заказчику своих ресурсов, т.е. сотрудников - инженеров и менеджеров сервисного центра для выполнения задач клиента по обеспечению надежности функционирования станков с ЧПУ. Эти сотрудники будут работать вместе с постоянным персоналом, как если бы они сами являлись сотрудниками организации-заказчика, и здесь уместно использование термина «Ьоёуаизоигс^» или, как говорят на Западе, «продажа» специалистов. Привлечение специалистов со стороны позволит с помощью специальных средств технического диагностирования контролировать выходные эксплуатационные характеристики и своевременно вносить поправки в режимы работы станков, выявлять причины отклонений и брака продукции, а также создать на производстве технологии всеобъемлющего контроля качества, заинтересованность в результатах своей работы всех работающих. Поскольку любые сервисные услуги предполагают только качественные услуги, выполняемые специалистами, аутсорсинг в сфере ремонта можно рассматривать как сервисное обслуживание или как современную форму фирменного ремонта.

Определение целей и задач аутсорсинга в сфере ремонта

Предоставление услуг ремонта

Предприятие-

изготовитель

оборудования

1

Разработка

Про изводство

Инициатор,

идеолог

аутсорсинга

Разработка

методологии

аутсорсинга

Привлечение

внешних

исполнителей

ремонтных

работ

Консультации и оплата услуг

Сервисный

центр

(автономная бизнес-единица)

Аутсорсер,

генеральный

подрядчик,

исполнитель

ремонтных

работ

Проект

------------------»

Согласование И-------------------►

Контракт

Программное обеспечение и мониторинг

Организация и проведение ремонтных работ

Консультации и оплата ремонтных работ

Предприятие-

потребитель

оборудования

Клиент,

заказчик

ремонтных

работ

Информация о качестве работы оборудования в эксплуатации (прямая связь)

«Разработчик - заказчик», маркетинговые исследования (обратная связь)

Рис. 4. Общая схема выполнения ремонтных работ в условиях аутсорсинга

Обработка и анализ полученной информации будут служить основой для разработки индивидуальной системы ремонтного обслуживания для каждой единицы оборудования. Правильное делегирование полномочий позволяет рассматривать аутсорсинг как часть стратегии развития фирмы и эффективный мотивированный подход к управлению процессом «проектирование - производство - эксплуатация» с целью снижения общих издержек предприятия-изготовителя оборудования и повышения уровня удовлетворения требований клиентов, аутсорсинг как элемент сервисной деятельности становится инструментом в конкурентной борьбе. Принципы построения такой системы рассматриваются как управленческая логика для развития предприятия. Такой подход позволяет обеспечить текущую связь потенциала предприятия, производящего оборудование, и его производственно-коммерческой стратегии развития, ориентированной на получение эксплуатационных характеристик моделей оборудования, создава-

емых под конкретного потребителя. Возможность достижения данных результатов должна быть одним из условий внедрения аутсорсинга (рис. 4).

Делегирование полномочий сервисным центрам тесно связано с последовательной работой по сокращению персонала ремонтных служб, повышением дисциплины, качества работы, интенсификации труда и росту производительности ремонтных работ. В рамках такой программы некоторые сотрудники могут быть переведены на работу к исполнителю заказов на определенный срок или на постоянной основе.

Учитывая высокую наукоёмкость продукции станкостроения, создание центров по комплексному обслуживанию потребителей не только позволяет преодолеть недостаток жестких систем, сохранившихся в рамках станкостроительных предприятий, но и создаёт предпосылки для более внимательного отношения к отраслевой науке и максимальному использованию преимуществ специализации. Соответственно такие центры будут выполнять определенные функции научно-технических центров. Кроме основных функций по текущему обслуживанию оборудования, в задачи комплексных бригад по обслуживанию оборудования могут входить: изучение потребностей производства в новых видах оборудования, выявление проблем, связанных с внедрением новых моделей оборудования, уточнение потребностей предприятий в обеспечении действующего оборудования комплектующими изделиями и деталями для ремонта, а также оказание различного рода консультаций и помощи в подготовке кадров обслуживающего персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейникова Е.В. Ремонтное обслуживание оборудования на основе аутсорсинга / Е.В. Олейникова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. 64 с.

2. Календжян С.О. Аутсорсинг: делегирование управления в стратегии развития компании / С.О. Календжян. М.: Дело, 2003. 226 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олейникова Елена Васильевна -

доктор экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Elena V. Oleynikova -

Dr. Sc., Assotiate professor,

Department: Economics and Mechanical Engineering Management,

Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 01.11.11, принята к опубликованию 01.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.